Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОПЕРЕТТА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(итал. operetta, франц. operette, буквально — маленькая опера)
        один из видов музыкального театра (разновидность оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного искусства. В основе музыкальной драматургии О. обычно лежат куплетная песня и танец. Как правило, кульминацию каждой сцены составляет популярный в данное время и в данной стране танец (канкан и галоп у Ж. Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И. Штрауса-сына, чардаш у И. Кальмана и др.), нередко определяющий собой всю музыкальную атмосферу спектакля. Хотя в О. используются и типичные для оперы (См. Опера) жанры и виды вокальной и инструментальной музыки — Ария, Дуэт, Ансамбль, Хор, они обычно более просты и также выдержаны в песенно-танцевальном характере. Музыкально-вокальные и хореографические номера служат в О. для развития действия, утверждения идеи произведения и составляют взаимосвязанное целое. Это отличает О. от водевиля (См. Водевиль) и др. разновидностей музыкальной комедии и драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль. Термину «О.» первоначально придавалось иное значение. До середины 19 в. О. назывались небольшие оперы. Истоки О. восходят к традиции музыкально-комедийных спектаклей, её исторические предшественники — комическая опера, включая оперные пародии, французский водевиль, австрийский и немецкий Зингшпиль.
         Как самостоятельный жанр О. возникла в 50-е гг. 19 в. во Франции; в 60-е гг. появились австрийские, в 70-е гг. — английские, в 80-е гг. — американские. О. Во Франции получил развитие преимущественно пародийный тип О., его создателями и основоположниками были Ф. Эрве и Ж. Оффенбах; последний поднял театр, пародию на уровень острой социальной сатиры («Орфей в аду», 1858, и др.). Самобытная, иронически злободневная О. создана в 70—90-х гг. в Великобритании (А. Салливен). Во 2-й половине 19 в. во Франции (поздние работы Оффенбаха и Эрве, произведения Ш. Лекока, Р. Планкета, Э. Одрана) и в Австрии (произведения И. Штрауса, Ф. Зуппе, К. Миллёкера, К. Целлера) композиторы постепенно отказывались от пародии, сатиры, злободневности и вернулись к историко-бытовым и лирико-романтическим сюжетам комической оперы. На рубеже 19 и 20 вв. в Великобритании О. сблизилась с мюзик-холлом, а во Франции — с фарсовым театром, став чисто развлекательным, коммерческим зрелищем. В австрийской же т. н. новой венской О., в которую Ф. Легар и особенно И. Кальман внесли национальные венгерские мелодии, наступил в начале 20 в. период нового подъёма и широкого международного признания. В творчестве композиторов этого направления преобладало лирико-сентиментальное начало, они создали новый тип О. — мелодраму-буфф, своеобразно перекликающуюся с веристской оперой (см. Веризм). Традиции венской школы некоторое время оказывали влияние на немецкую (т. н. берлинскую) О., но к 30-м гг. в ней стали преобладать примитивные, развлекательные музыкальные фарсы. В 20—30-е гг. в венской О. усилились кризисные черты, утвердились драматургические, музыкальные и театрально-постановочные штампы; зарубежная О. в значительной степени деградировала идейно и художественно.
         В 20-е гг. 20 в. в северо-американской О. (возникшей в конце 19 в.) утвердился новый вид музыкальных произведений — Мьюзикл, который объединил музыкальную комедию и омузыкаленную пьесу (musical play), построенную иногда и на некомедийной основе. Успехи мьюзикла связаны с творчеством композиторов Дж. Керна, Дж. Гершвина, И. Берлина, Р. Роджерса, К. Портера, Ф. Лоу, Л. Бернстайна.
         Русский дореволюционный опереточный театр (первый спектакль в 1868) по существу не имел национального репертуара. Начало советской О. положено в середине 20-х гг. композиторами И. О. Дунаевским и Н. М. Стрельниковым. Позднее в этом жанре работали композиторы Б. А. Александров, Ю. С. Милютин, В. П. Соловьев-Седой, К. Я. Листов, О. Б. Фельцман, А. Г. Новиков, Т. Н. Хренников, В. И. Мурадели, О. А. Сандлер. В. Е. Баснер и др. Они упрочили связь О. с массовой советской песней. Обращаются к О. и мастера советской симфонической и оперной музыки — В. В. Щербачёв, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Свиридов. Для работ советских композиторов характерны лирико-романтическая направленность, стремление к актуальной современной тематике, развитие героических, патриотических сюжетов. Создаются историко-бытовые О., музыкальные комедии для детей, произведения, близкие водевилю, мьюзиклы. Многообразные традиции народного музыкально-комедийного театра получили развитие в О. композиторов национальных республик — А. С. Айвазян (Армянская ССР), А. П. Рябова (Украинская ССР), Р. С. Гаджиева (Азербайджанская ССР), Ш. Е. Милорава, Г. Г. Цабадзе (Грузинская ССР), А. Я. Жилинского (Латвийская ССР), Э. А. Арро, Л. Т. Нормета, Б. В. Кырвера (Эстонская ССР), Д. Х. Файзи (Татарская АССР) и др. В 40—50-е гг. стала успешно развиваться О. др. европейских социалистических стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии.
         Лит.: Янковский М., Оперетта, Л. — М., 1937; его же, Советский театр оперетты, Л. — М., 1962: Орелович А., Что такое оперетта, М. — Л., 1966; Schneidereit О., Operettenbuch, [5 Aufl.], В., 1958; Grun В., Kulturgeschichte der Operette. [2 Aufl.], B., 1967.
         А. А. Орелович.
Мультимедийная энциклопедия
в современном понимании, развлекательное представление лирического или комического характера; в музыкальной партитуре оперетты вокальные номера и танцы чередуются с оркестровыми фрагментами концертного типа. Оперетта - не "маленькая опера" (как было в 18 в.), не комическая опера с диалогами, не комедия с музыкальными вставками и не драматическая пьеса, насыщенная музыкой. Происхождение. Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за возникновением серьезной оперы ок. 1600 появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. Служанка-госпожа (1733) Дж.Перголези - образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех Служанки- госпожи в Париже побудил Ж.Ж.Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его Деревенский колдун (1752) - один из трех источников, лежащих в основе opra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж.Б.Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах. Французская оперетта. Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж. Оффенбах (1819-1880), истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кельна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях - "Буфф-Паризьен". В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866), Великая герцогиня Герольштейнская (1867), Перикола (1868), Принцесса Трапезундская (1869), Разбойники (1869) и Мадам Аршидюк (1874). Оффенбах, превосходный театральный композитор - динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, - создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. Так, Ф. Эрве (1825-1892) написал Мадемуазель Нитуш (1883); Ш.Лекок (1832-1918) - Дочь мадам Анго (1873) и Жирофле-Жирофля (1874); Э. Одран (1842-1901) - Маскотту; Р. Планкет (1848-1903) - Корневильские колокола (1877) и А. Мессаже (1853- 1929) - Маленькие Мишу (1897) и Веронику (1898). Этими сочинениями заканчивается золотой век французской оперетты. Венская классическая оперетта. Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно, И.Штраус-младший (1825-1899), чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае, Сказки венского леса, Вино, женщины и песни и Жизнь артиста. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников, 1871, и Римский карнавал, 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты - Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885). Последователями Штрауса явились Ф.фон Зуппе (1819-1895) и К.Милеккер (1842-1899), чьи оперетты тоже принадлежат к великой венской традиции, хотя большинство из них значительно устарело ввиду весьма слабых либретто. Английская оперетта. Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами бессмертного сотрудничества У. Гилберта (1836-1911) и А. Салливена (1842-1900). Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как Фрегат ее величества "Пинафор" (1878), Пираты Пензанса (1880), Микадо (1885), Гвардеец (1888) и Гондольеры (1889). За Гилбертом и Салливеном последовали Э.Джерман (1862-1936) с его Веселой Англией (1902) и С. Джонс (1869-1914), автор Гейши (1896). Венская оперетта 20 в. В период между расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже - в случаях, например, Продавца птиц (1891) К. Целлера, Бала в Опере (1898) Р. Хойбергера, Бродяг (1900) К. Цирера и Красотки (1901) Г.Рейнхардта - имели вполне определенные достоинства. В этих произведениях вновь на первое место выходит танец, атрибут легкого музыкального театра. Переход ко вкусам нового столетия не был внезапным. Оффенбах и Штраус использовали канканы, вальсы, польки и марши не только для украшения своих партитур, но и в музыкально-драматургических целях - для обрисовки ситуации и развития действия. К 1900 применение танцевальных ритмов как средства драматической выразительности стало общераспространенной практикой. Ф.Легар (1870-1948) придал указанной выше тенденции художественную значительность. Его Веселая вдова (1905) - одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире. Здесь композитор уловил дух времени и дал ему убедительное и не меркнущее со временем выражение. Легар написал еще 24 оперетты, среди которых выделяются Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910), Паганини (1925), Фридерика (1928) и Страна улыбок (1929). Эти произведения демонстрируют движение оперетты навстречу опере - тенденцию, которая оказалась неблагоприятной для жизни оперетты как жанра и в конце концов привела к ее исчезновению. Одновременно с Легаром в Вене работало около двух десятков композиторов, и каждый из них чем-то прославился. Это Л.Фалль (1873-1925), написавший Долларовую принцессу (1907) и Мадам Помпадур (1922); О.Штраус (1870-1954), автор Мечты о вальсе (1907) и Шоколадного солдата (1908); Э.Кальман (1882-1953), автор оперетт Сари (1912), Цыганская принцесса (1915) и Графиня Марица (1924). ЛИТЕРАТУРА Янковский М. Искусство оперетты. М., 1982 Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. М., 1987
Орфографический словарь Лопатина
опер`етта, опер`етта, -ы
Словарь Ожегова
ОПЕР’ЕТТА, -ы и (устар.) ОПЕРЕТКА, -и, жен.
1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в к-ром пение чередуется с танцами и диалогом. Жанр оперетты.
2. Представление такого произведения на сцене. Играть в оперетте.
прил. опереточный, -ая, -ое. Опереточные страсти (перен.: не воспринимаемые всерьёз).
Словарь синонимов Абрамова
см. зрелище, песнь
Словарь Ушакова
ОПЕР’ЕТТА, оперетты, ·жен. (·итал. operetta, ·букв. маленькая опера) (муз. театр).
1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным или сатирическим содержанием. Автор оперетты.
Соответствующее театральное представление. Пойти на оперетту.
2. Театральная труппа, играющая оперетты. Служить в оперетте.
Толковый словарь Ефремовой
[оперетта]
ж.
1)
а) Музыкально-драматическое произведение - нередко комедийного характера - с элементами разговора и танцев.
б) Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение на сцене.
2) Совокупность представлений такого жанра, объявленная театром.
3) разг. Театр, в котором ставятся такие музыкально-драматические произведения комедийного характера.
4) разг. Опереточная труппа.
Этимологический словарь Крылова
Заимствование из итальянского, где operetta (буквально – "маленькая опера") образовано как уменьшительное от opera (см. <<опера>>).
Энциклопедия афоризмов
МЮЗИКЛ, ОПЕРЕТТА
Оперетта - великая утешительница.
•Автор неизветен
Оперетта хороша тем, что позволяет даже самому умному три часа побыть идиотом. Господи, до чего же это чудесно!
•Сильвия Чиз
Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь и музыкальный - для не умеющих говорить.
•Шарль Азнавур
Лучший номер мюзикла «Эвита», всемирно известная песня «Не плачь по мне, Аргентина», звучит точь-в-точь как мелодия, которую я слышал еще мальчишкой неподалеку от Альберт-холла. Ее наигрывал на саксофоне бродяга, у которого было всего три пальца на левой руке.
•Бернард Левин
Я не люблю свою музыку, но что значит мое мнение по сравнению с мнением миллионов?
•Фредерик Лоу, автор мюзикла «Моя прекрасная леди»
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОПЕРЕТТА


будет выглядеть так: Что такое ОПЕРЕТТА