Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОЛЕНИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Оленин
        Алексей Николаевич [28.11(9.12).1763, Москва, — 17(29).4.1843, Петербург], русский историк, археолог, художник, государственный деятель. С 1804 почётный член Академии художеств, с 1817 её президент, с 1811 директор императорской Публичной библиотеки, член Государственного совета (с 1827). Основные труды по русской истории. Наиболее известно его «Письмо к графу А. И. Мусину-Пушкину о камне тмутараканском...» (1806), положившее начало русской эпиграфике (См. Эпиграфика).
II
Оленин
        Петр Сергеевич (1874, село Истомино Рязанской губернии, — 28.1.1922, Петроград), русский певец (баритон) и оперный режиссёр. Окончил медицинский факультет Московского университета (1896), обучался пению. В 1898–1900 артист Московской частной русской оперы, в 1900—1903 — Большого театра, в 1904—15 — Оперного театра Зимина (одновременно режиссёр). В 1915—18 режиссёр Большого театра, в 1918—21 работал в Петроградском театре оперы и балета. Пел главным образом характерные партии: Писарь («Майская ночь» Римского-Корсакова), Петр («Вражья сила» Серова) и др. Известен также как исполнитель партии Бориса («Борис Годунов» Мусоргского). Среди его режиссёрских работ — «Золотой петушок» (1909) и «Царская невеста» (1916) Римского-Корсакова, «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера (1909) и др.
         Лит.: [Некролог], «Вестник театра и искусства», 1922, № 9, с. 4.
Ономастикон
см. ОЛЕНЕВ
Русская цивилизация
Алексей Николаевич (1763—1843), русский археолог, историк, палеограф, художник, крупный чиновник (статс-секретарь, член Государственного совета). С 1804 — почетный член Академии художеств, с 1817 — ее президент, с 1811 — директор Петербургской публичной библиотеки. Как ученый Оленин в основном занимался русской историей и археологией («Рязанские русские древности», 1831, «Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян», 1832, и др.). Наиболее известно его «Письмо к графу А.И. Мусину-Пушкину о камне тмутараканском...» (1806), положившее начало русской научной палеографии и эпиграфике. Оленин составил план издания летописей.
Л. Милов
Энциклопедия Отечеcтво
ОЛЕНИН Алексей Николаевич (1763, по др. сведениям, 1764-1843), историк, археолог, палеограф, лексикограф, художник-любитель. Почётный член (1804), президент (с 1817) петербургской АХ, директор императорской Публичной библиотеки (с 1811), член Государственного совета (с 1827). Среди трудов по русской истории и археографии - "Рязанские русские древности..." (1831), "Кратное рассуждение об издании полного собрания русских дееписа-ний" (1814). "Письмо к графу А. И. Мусину-Пушкину о камне тмутара-канском..." (1806) положило начало отечественной эпиграфике. Хозяин одного из наиболее известных литературно-художественных салонов 1-й трети 19 в. (среди его участников - Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, художники О. А. Кипренский, А. Г. Венецианов и др.).
Энциклопедия литературных героев
ОЛЕНИН - герой повести Л.Н.Толстого «Казаки» (1862), молодой, богатый московский дворянин, рано лишившийся родителей, тип человека 40-х гг. Полемически противопоставленный скучающим и разочарованным романтическим героям, О. изображен как нормальный и здоровый юноша, полный сил, энергии, радости существования, любви к жизни и людям, как человек абсолютно свободный, у которого не было ни службы, «ни семьи, ни отечества, ни веры, ни нужды». Однако свобода не только не приносит О. счастья, но становится источником ошибок, душевной сумятицы, рождает ощущение, что он «напутал» в жизни. Внезапный отъезд на Кавказ должен, по его расчетам, помочь выйти ему из нравственного тупика. И все же черты романтического героя явственно проступают в 0. Он испытывает глубочайшее отвращение к прозе повседневного существования, тине будничных мелочей, он не в состоянии ни для чего жертвовать своей свободой, а его внезапный отъезд кажется всем чудачеством и сумасбродством. Но и на Кавказе юнкер Дмитрий 0. держится особняком, не вписываясь в устоявшуюся офицерскую жизнь. Он всецело поглощен красотой природы, вольной и естественной жизнью казаков, своей любовью к красавице казачке Марьяне, мечтами о нравственном усовершенствовании и душевном обновлении. Именно эта сосредоточенность на самом себе, гипертрофия личного самосознания и становится главным препятствием на пути 0., человека цивилизации, к своему естеству, к тому, чтобы раствориться в народной жизни.
Всецело погруженный в себя, О. остается абсолютно чуждым казакам по своему душевному складу, ему не дано ощутить незримые нити, связывающие их в единое целое. И станица отвернулась от О., отказалась признать его своим (красноречива в этом смысле финальная сцена - отъезд героя). Одиночество 0., успевшего за время жизни в станице окончательно разочароваться в оставленном им светском обществе, пустом и фальшивом (об этом ясно свидетельствует его предотьезд-ное письмо), и отвергнутого столь полюбившимися ему казаками, сродни одиночеству изгнанного из табора пушкинского Алеко: свободная и естественная жизнь простых людей оказалась обоим не по плечу.
0. - первый толстовский герой, ясно осознавший неизбежность разрыва со своей средой, необходимость внутреннего очищения и опрощения как первого шага по пути к нравственному совершенству. Сам же этот путь, процесс преодоления себя, предстал как необычайно сложный, трудный, непосильный даже для незаурядной личности. И для того чтобы он хотя бы начался, герой должен оказаться вне привычных условий повседневного существования, соприкоснуться с «общей жизнью» простого народа - патриархальным крестьянским «миром». В «Казаках» возникает прообраз ситуации, которая составит затем основу «Войны и мира» и «Анны Карениной».
Лит.: Заборова Р.Б. Основные образы повести «Казаки»
//Л.Н.Толстой. Сб. статей и материалов. М., 1951; Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. Очерки. Л., 1959. С. 103-194; Бурсов Б.И. Лев Толстой: идейные искания и творческий метод. 1847-1862. М., 1960. С. 346-404; Опульская Л.Д. Повесть Л.Толстого «Казаки»
//Толстой Л.Н. Казаки. Кавказская повесть. М., 1963. С. 341-352; Гуревич A.M. Романтизм Пушкина. М., 1993. С. 167-189.
А.М.Гуревич
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОЛЕНИН


будет выглядеть так: Что такое ОЛЕНИН