Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОФОРТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от франц. eau-forte — азотная кислота)
        вид гравюры (См. Гравюра) на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с начала 16 в.; до этого времени линии изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника О. менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину («доску») наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту (медную — в раствор хлорного железа). Травление можно производить в несколько приёмов. После первого травления в местах, где отсутствовал лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и таким образом за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. В широком смысле в понятие «О.» часто включают и другие виды гравюры с травлением — акватинту (См. Акватинта), Лавис, которые обычно сочетаются со штриховым О., а также Мягкий лак и др. Все эти виды (особенно акватинта) могут, как и штриховой О., применяться для цветной печати.
         Э. М. Фарбер.
         Как правило, к О. обращаются художники, склонные к живописному видению мира, тяготеющие к смешению реальных и фантастических образов и увлечённые таящимися в технике О. возможностями особой непосредственности в воплощении замысла, а также случайными эффектами, произвольно возникающими при печати (возможность получать различные оттиски с одной пластины). «Капризы» травления и печати, как и всей технологии О., дают в распоряжение мастера-офортиста дополнительные средства художественной выразительности. Повторное травление создаёт богатейшую тональную шкалу, а правильно заточенный инструмент сообщает штриху особую точность и изящество. На пластине, покрытой лаком, рисуют иглой или гвоздём, просто на металле — кистью, смоченной кислотой, и т. д., что диктует самый различный характер изобразительных средств. В О. возможны волосяной штрих, пятно и мягкая широкая линия. Офортная линия, свободная, непринуждённая, способствует достижению широчайшей градации в эмоциональном строе образа — от проникновенной лиричности до напряжённого драматизма. Соединение травленой линии и акватинты (дающей пятно с мягкими переходами тона), эффекты светотени, усиленные применением «сухой иглы» (которая сообщает штрихам особую насыщенность, «бархатистость»), неповторимая фактура, возникающая при многократном травлении,— всё это придаёт О. черты, отличающие его от любого другого вида гравюры.
         Первые известные О. были выполнены в начале 16 в. немецкими мастерами Д. Хопфером и А. Дюрером. (В 16 в. для О. использовались железные «доски»; в 17—18 вв. гравёры работали на медных «досках» и лишь в 19 в. обратились к цинковым пластинам, более простым в обработке.) Расцвет искусства О. относится к 17 в. Во Франции Ж. Калло создаёт образы, отмеченные острым гротеском и в то же время полные жизненной правды; его мастерство отличается особой виртуозностью. Одним из первых Калло начинает применять повторное травление. В Голландии искусство Рембрандта во многом предопределяет творчество последующих поколений мастеров О. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии «сухой иглы», повторное травление, добиваясь тончайших нюансов светотени, Рембрандт раскрывает почти всю широту средств художественной выразительности О. и создаёт с их помощью сложнейшие психологические характеристики, состояния трагичности и глубокого жизнеутверждения. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работают и такие значительные офортисты, как Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рёйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии 17 в. ярко выделяется портретное искусство А. Ван Дейка. Италия 17 в. также выдвигает крупных мастеров О.— Г. Рени и Дж. Б. Кастильоне, а Испания этого времени — Х. Риберу. С середины 18 в. обозначаются две линии развития О.: творческий О. и репродукционный. Блестящими мастерами творческого О. были Дж. Б. Тьеполо, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К 18 в. относится и распространение цветного О. На рубеже 18—19 вв. испанец Ф. Гойя намечает новые пути в развитии О. Обладая поразительным чувством материала, он сочетает О. с акватинтой и, используя её живописные качества, достигает высокой эмоциональной напряжённости своих образов. В 19 — начале 20 вв. как офортисты плодотворно работают Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, Э. Мане, Т. Стейнлен во Франции, А. Менцель, Л. Коринт в Германии, А. Цорн в Швеции, Я. Б. Йонгкинд в Голландии, Дж. М. Уистлер в США, И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов в России. В 20 в. продолжаются усиленные поиски новой выразительности О. путём усложнения и комбинирования техник, увеличения экспрессивного напряжения линий, расширения палитры, подчёркнутого выявления фактуры «доски», соединения травления и печати тиснением. К О. обращаются такие значительные художники 20 в., как П. Пикассо во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Дж. Моранди в Италии. Советский О. представлен творчеством целой плеяды значительных мастеров. Среди них — И. А. Фомин, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин, Г. Ф. Захаров, М. Г. Дерегус, Р. М. Гибавичюс и др. Особенно большое место О. занимает в графике Советской Эстонии (Э. Окас, А. Кютт, В. Толли и др.). Подробнее об истории О. см. в ст. Гравюра.
         К. В. Безменова.
        
        Лит.: Масютин В., Гравюра и литография, М.— Берлин, 1922; Фалилеев В. Д., Офорт и гравюра резцом, М.— Л., 1925; Айзеншер И. Я., Техника офорта. Гравюра на металле, Л.— М., 1939; Кристеллер П., История европейской гравюры. XV—XVIII века, пер. с нем., [Л.], 1939; Очерки по истории и технике гравюры, [Сб. ст.], М., 1941; Корнилов П. Е., Офорт в России 17—20 веков, М., 1953; Виппер Б. Р., Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Звонцов В., Шистко В., Офорт, М., 1971.
        Д. Хопфер. «Шуты Маркольф и Боликана» (персонажи народных историй). Около 1520.
        Х. Сегерс. «Пейзаж с двумя колокольнями». Цветной офорт. 1-я треть 17 в.
        Рембрандт. «Слепой Товий». 1651.
        П. Поттер. «Корова». Середина 17 в.
         0239440465.tif
        Ж. Калло. «Эсгангарато и Кокодрилло». Из серии «Балли ди Сфессания» («Танцы беззадых», 1622).
        Каналетто. «Отшельник». Середина 18 в.
        А. ван Дейк. Портрет Лукаса Ворстермана. Около 1626—32.
        Ф. Гойя. «Родословная». Из серии «Капричос» (1797—98).
        Дж. Б. Пиранези. Из серии «Фантазии на тему темниц» (1745—50).
        Т. Стейнлен. «Больной ребёнок». Офорт и мягкий лак. 1902.
         0226079170.tif
        В. А. Серов. «Мальчик с петухом». 1896—98.
        В. В. Матэ. Портрет П. М. Третьякова (с картины И. Е. Репина). 1894.
        Дж. Моранди. Натюрморт. 1950.
        К. Коро. «В дюнах. Воспоминания о Гаагском лесе». 1869.
        В. Толли «Озеро над городом». Цветной офорт. 1967.
        П. Пикассо. Иллюстрация к поэме П. Элюара «Перила». 1936.
        И. А. Фомин. «Рим». Офорт и акватинта. 1910.
         0242348229.tif
        И. И. Нивинский. Фронтиспис к книге И. В. Гёте «Римские элегии». Цветной офорт. 1933.
Современная Энциклопедия
ОФОРТ (французское eau-forte - азотная кислота), вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углублённое изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.
Орфографический словарь Лопатина
оф`орт, оф`орт, -а
Словарь Ожегова
ОФ’ОРТ, -а, муж. Гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры. Выставка офортов.
прил. офортный, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ОФ’ОРТ, офорта, ·муж. (·франц. eau forte - ·букв. азотная кислота) (иск.). Гравюра на меди или цинке, изготовляемая путем протравливания кислотами рисунка, нанесенного на покрытую лаком поверхность металла.
Толковый словарь Ефремовой
[офорт]
м.
1) Способ углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления кислотами.
2) Гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотами; типографский оттиск такой гравюры.
Краткий толковый словарь по полиграфии
Разновидность углубленной гравюры на металле. Рисунок наносится процарапыванием гравюрного грунта иглой, с последующим травлением поверхности, незащищенной лаком.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОФОРТ


будет выглядеть так: Что такое ОФОРТ