Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОДИССЕЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(греч., лат. Улисс)
        в древнегреческой мифологии царь Итаки, прославившийся как участник Троянской войны (См. Троянская война), главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о долгих годах скитаний и возвращении О. на родину. О. отличался не только отвагой, но и хитрым, изворотливым умом (отсюда его прозвище «хитроумный»). Приключения О. и его возвращение к верной жене Пенелопе (См. Пенелопа) нашли отражение в ряде произведений литературы (у Гомера, Софокла, Еврипида и др.) и искусства (рисунки на античных вазах, фрески в Помпеях и др.).
Мультимедийная энциклопедия
(лат. Ulixes, Улисс), в греческой мифологии, царь Итаки и один из главных ахейских героев в Троянской войне. Он был сыном Лаэрта (или Сисифа) и Антиклеи, супругом Пенелопы и отцом Телемаха. Не желая участвовать в троянском походе, он, прикидываясь безумцем, запряг в плуг осла и быка и сеял соль. Однако Паламед разоблачил его, поставив перед плугом маленького Телемаха: отвернув в сторону, Одиссей показал, что находится в здравом уме. При Трое Одиссей прославился храбростью, мудростью и хитроумием. Его скитания после захвата Трои, возвращение на Итаку и месть женихам Пенелопы, которые пытались воспользоваться его отсутствием, описываются в Одиссее Гомера. Согласно послегомеровскому преданию, Одиссей был нечаянно убит Телегоном, его собственным сыном от Кирки (Цирцеи).
Современная Энциклопедия
ОДИССЕЙ (греческое, латинское Улисс), в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои. Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой. Странствия и возвращение к супруге Пенелопе составляют "Одиссею".
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ОДИССЕЙ, Улисс — в греч. миф. царь о-ва Итака, сын Лаэрта и Антиклеи. Генеалогия О. тесно связана с общим х-ром героя — умного и хитрого. по нек-рым вариантам мифа, О. — сын Сисифа, к-рый соблазнил Антиклею еще до ее брака с Лаэртом. Более того, отец Антиклеи Автолик — «великий клятвопреступник и вор» — был сыном Гермеса и помогал ему во всех хитростях, отсюда наследственные, идущие от Гермеса, ум, практицизм, ловкость. О. проявл. себя еще до того, как началась Троянская война. Находясь среди многочисл. женихов царицы Елены, О. предпочитает ее двоюродную сестру Пенелопу — племянницу Тиндарея — и берет ее в жены. Тем не менее после похищения Елены Парисом О. должен принять участие в походе под Трою. Не желая оставлять любимую супругу и только что род. сына Телемаха, О. притворяется безумным, но его изобличает в притворстве Паламед (за это впослед. погубленный О.), испытав О. на его любви к сыну. Под Трою О. отправляется с 12 кораблями. В свою очередь, он помогает грекам установить местонахожд. Ахилла, спрят. Фетидой на о-ве Скирос, и обнаруж. его среди служанок Деидамии, дочери царя Ликомеда. Затем О. поручается доставить в Авлиду обречен. на заклание Артемиде Ифигению. По его же совету греки оставл. на о-ве Лемнос раненого Филоктета (к-рого впослед., на десятом году войны, он привозит вместе с луком под Трою).     До нач. воен. действий О. вместе с Менелаем направл. в Трою, безуспешно пытаясь уладить дело миром. Во время осады города О. коварным способом мстит Паламеду, считая его своим врагом. В последний год войны О. вместе с Диомедом берут в плен троян. разведчика Долона и соверш. ноч. вылазку против только что прибывш. на помощь троянцам фракийск. царя Реса. После смерти Ахилла ему присужд. доспехи погибш. героя, на к-рые претендует также Аякс Теламонид. Захватив троян. прориц. Гелена, О. узнает от него, что одним из условий победы явл. облад. статуей Афины Паллады (палладием), наход. в ее храме в Трое.     Под видом нищего О. проникает в осажд. город и похищ. палладий. О. поручается доставить с о-ва Скирос Неоптолема; ему же принадлежит, по одной из версий, мысль о постройке дерев. коня. Авантюрно-сказоч. сюжеты биографии О. пронизаны драматич. мотивом страдания О. Он «многострадальный», и это знают боги. При постоянном своем благочестии О. попадает в такие ситуации, когда это благочестие нарушается либо им самим, либо его спутниками, и это приводит к новым страданиям и смертям. О. мирно умер в Этолии или Эпире, где почитался как герой, наделен. даром посмертного прорицания. Возможно, что здесь издавна существовал местный культ О., распростр. затем в Италии.
Орфографический словарь Лопатина
Одисс`ей, Одисс`ей, -я
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(в др.-греч. мифологии - царь Итаки; герой поэмы Гомера "Одиссея") На бегучие сини Ветер сладостно сеет Запахом маслины, Цветок Одиссея. Хл908 (45); Золотое руно, где же ты, золотое руно? Всю дорогу шумели морские тяжелые волны, И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно, Одиссей возвратился, пространством и временем полный. ОМ917 (116.1); Это было, когда рыбаки Запевали слова Одиссея И на вале морском вдалеке Крыло поднималось косое. Хл920 (118); Это было и пелось, синея, Много задолго до Одиссея, До того, как еду и питье Называли "моя" и "мое". ОМ937 (252.1)
Энциклопедия литературных героев
ОДИССЕЙ - герой поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» (между Х-VIII вв. до н.э.), а также многих трагедий и поэм. В греческой мифологии - царь острова Итаки. Сын Лаэрта, муж Пенелопы, отец Телемаха. Рассказывая об О., Гомер употребляет эпитеты «многоумный», «богоравный», «многостойкий», «в испытаниях твердый». Недавно женившийся О. не хотел оставлять прекрасную Пенелопу, которая только что родила первенца-сына. Узнав, что Менелай, Агамемнон, старец Нестор и Паламед, сын царя Эвбеи, приехали на Итаку, чтобы пригласить его участвовать в войне против Трои, О. притворился сумасшедшим, стал пахать поле, запрягши в плуг вола и осла; поле он засевал не семенами, а солью. Хитрость О. разгадал Паламед. Он положил в борозду, по которой шел Одиссей, его младенца-сына. Дойдя до мальчика, О. остановился. Притворство было разгадано. Но с тех пор О. невзлюбил Паламе-да и впоследствии отомстил ему. Грекам предсказали, что первый из них, кто сойдет на троянский берег, погибнет. Когда после долгого плавания корабли достигли Трои, О. бросил свой щит на берег и соскочил на него. Сошедший вслед за ним с корабля Протесилай погиб в первом же бою. Вместе с Менелаем О. участвовал в переговорах с троянцами и предложил покончить дело миром; нужно лишь, чтобы Парис, сын троянского царя Приама, вернул похищенную им жену Менелая Елену. Но троянцы с этим не согласились. Началась многолетняя осада города. Мифы рассказывают, как О. погубил Паламеда - подбросил ему в шатер мешок с золотом и обвинил в предательстве; Паламеда казнили. О. активно участвовал в боях за Трою. В трагедии Софокла «Аякс» рассказано о споре О. с Аяксом за золотые, выкованные богом Гефестом доспехи Ахиллеса, погибшего от стрелы Париса. В другой трагедии Софокла - «Филоктет» (409 г. до н.э.) идет речь о поездке О. и сына Ахиллеса Неоптолема на остров около Лемноса за героем Филоктетом, которому принадлежало оружие Геракла. Было предсказано, что Троя будет взята лишь в том случае, если в боях будет участвовать Филоктет. Герой принял участие в боях и поразил отравленной стрелой Париса, основного виновника войны. Троя, однако, продолжала сопротивляться. Решающую роль в ее взятии сыграла хитрость О., о которой рассказывается в поэме Вергилия «Энеида» (I в. до н.э.). Был сооружен огромный деревянный конь, внутри которого спрятались самые могучие бойцы греков. Остальные же воины взошли на корабли и притворно отплы- 293 ли от берегов Трои. Троянцы ввезли коня в город. Ночью греки вышли из коня и открыли городские ворота своим вернувшимся соплеменникам. О возвращении О. на родину, длившемся 10 лет, рассказано в поэме Гомера «Одиссея». Боги покровительствовали герою. Один лишь бог моря Посейдон всячески препятствовал ему, ибо О. суждено было ослепить его сына - одноглазого киклопа Полифема. В течение семи лет О. удерживала на своем острове нимфа Калипсо, обещая герою бессмертие. Но О. построил плот и, преодолев бурю, ниспосланную Посейдоном, попал на остров Схерию. Здесь его встретила дочь царя Алки-ноя Навсикая. На пиру у царя О. рассказал о своих приключениях после отплытия из Трои; рассказ занимает песни IX-XII «Одиссеи». Прежде всего О. попадает в землю киконов, разрушает их город, захватывает сокровища и женщин. Но киконы в конце концов разбивают ахейцев и обращают их в бегство. Корабль пристает к земле лотофагов, питавшихся растительной пищей. Вкусив цветы лотоса, спутники О. забыли о возвращении на родину, но О. силой привел их на корабль. Следующие приключения ждали О. на острове киклопов. Одноглазый великан Полифем запирает О. и его спутников в пещере и постепенно пожирает их. Спастись грекам помогла хитрость О. Он изготовил заостренный кол и, когда киклоп заснул, ослепил его. Утром, выгоняя стадо баранов на пастбище, Полифем сел у входа в пещеру и начал ощупывать спины животных. Но О. привязал своих спутников под грудью баранов. Так им удалось спастись, заодно прихватив с собой на корабль и тонкорунное стадо. Путников гостеприимно встречает на своем острове Эол, повелитель ветров. Чтобы облегчить дальнейший путь О., он завязывает все ветры в мешок, оставив лишь легкий попутный ветерок. Но спутники О., решив, что в мешке находятся сокровища, развязывают его в тот момент, когда вдалеке уже показались берега родной Итаки. Ураган гонит корабли в открытое море. О. попадает в землю великанов-лестригонов, а затем на остров волшебницы Цирцеи (Кирки). По ее совету О. спускается в царство мертвых, во владения Аида и его жены Персефоны, чтобы встретиться с тенью прорицателя Тиресия Финского. Тиресий предсказывает О., что он потеряет всех своих спутников, но сам благополучно вернется домой. В царстве Аида О. встречает тени своих друзей, погибших под Троей или умерших позднее. Корабль О. проплывает мимо острова сирен. О. затыкает уши своих спутников воском, чтобы те не слышали губительные песни сирен, себя же велит привязать к мачте, чтобы послушать сладостное пение. О. благополучно проводит свой корабль между чудовищами Сциллой и Харибдой, но теряет в буре всех своих спутников и попадает на остров к нимфе Калипсо, полюбившей его и удерживавшей у себя в течение 7 лет. В последних песнях «Одиссеи» рассказывается о том, как герой возвращается на Итаку, где его ждут сын Телемах и верная супруга Пенелопа, упорно отвергающая притязания многочисленных женихов. О. перебил женихов и счастливо воссоединился с Пенелопой.
Лит.: Stanford W.B. The Ulysses Theme. Oxford, 1963.
Е.Л.Немировский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОДИССЕЙ


будет выглядеть так: Что такое ОДИССЕЙ