Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОДИНОЧЕСТВО

Идеографический словарь
^ оторванность
^ личность, от (чего), общество
одиночество - пребывание одного человека; состояние одинокого человека;
отсутствие близких друзей;
утрата человеком привычных связей с кем-л.
(пребывать в одиночестве. нарушить #).
одинокий. один. (совсем #).
разг: одинешенек. один - одинешенек.
одинехонек. один - одинехонек.
один как перст. один как есть (разг).
в одиночестве. в гордом одиночестве.
в единственном числе (шутл).
побыть одному.
одиночка (кустарь - #). в одиночку. | одиноко.
осиротеть. осиротелый. сиротливо.
предоставлен самому себе.
уединение. уединить, -ся. уединенный (# жизнь).
один как сыч [как бирюк].
некуда приклонить голову.
см. пребывание (в состоянии), человек, отдельно (от)
Орфографический словарь Лопатина
один`очество, один`очество, -а
Словарь Ожегова
ОДИН’ОЧЕСТВО, -а, ср. Состояние одинокого человека. Скучать в одиночестве.
Словарь синонимов Абрамова
|| в одиночестве
Словарь Ушакова
ОДИН’ОЧЕСТВО, одиночества, мн. нет, ср. (·книж. ). Состояние одинокого человека. «Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса.» Чехов. «В одиночестве способен жить не всякий.» Крылов. «- Эх, одиночество круглое! Не посулю никому!» Некрасов.
Словарь эпитетов
Абсолютное, безнадежное, безрадостное, безысходное, величественное, глубокое, глухое, гордое, горестное, горькое, грустное, жалкое, жгучее, жестокое, жуткое, круглое, мрачное, мучительное, невыносимое, несносное, острое, печальное, полное, пустое, совершенное, страшное, тоскливое, тревожное, угрюмое, ужасное, унылое, холодное, царственное. Живое, злое, мертвое, немощное, сухое, темное.
Толковый словарь Ефремовой
[одиночество]
ср.
Состояние одинокого человека.
Краткий психологический словарь
— один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. В условиях О. актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических (см. эйдетизм) образов, спроецированных во сне), с к-рыми начинают разговаривать вслух... По мере увеличения времени нахождения в жестких условиях О. на этапе глубоких психических изменений появляются сверхценные идеи, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и реактивные галлюцинации.
Словарь практического психолога
— один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей.
При попадении людей в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, все непосредственные, «живые» связи с другими людьми прерываются, и это вызывает появление острых реакций эмоциональных. В ряде случаев возникает шок психологический, характерный тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями.
В меру продолжительности пребывания в условиях одиночества актуализуется потребность в общении. В ответ на невозможность ее удовлетворения люди персонифицируют предметы, животных (от пауков до лошадей), создают воображаемых партнеров (иногда — в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), разговаривают с ними вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы.
На этапе неустойчивой деятельности психической (см. <<психология экстремальная>>), при наблюдении за испытуемым в экспериментах с помощью специальной аппаратуры или за заключенными через «глазки», у ряда людей появляются необычные состояния психические, проявляемые в тягостных переживаниях телесной обнаженности или «открытости мыслей». Также появляются доминирующие идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения с реальностью (реализованные сновидения). По мере увеличения продолжительности жестких условий одиночества, на этапе глубоких психических изменений появляются идеи сверхценные, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и галлюцинации реактивные.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ОДИНОЧЕСТВО - англ. loneliness; нем. Einsamkeit. Изолированность, отсутствие соц. контактов, помощи и понимания. см. АУТИЗМ.
Новый философский словарь
состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). В основном проявляется в трех формах: обыденной, экстремально-ситуативной и искусственной (экспериментальной и лечебной). Как психогенный фактор О. влияет на психику человека и вызывает появление острых эмоциональных реакций (в т.ч. тягостных переживаний, тревожности, депрессии, деперсонализации, галлюцинаций), изменение сознания и самосознания, индивидуальных и личностных особенностей человека. Тяжело переносится людьми различных возрастов. Особенно опасно в младенческом возрасте (см. Социализация). В значительной части случаев приводит к серьезным психопатологическим эмоциональным нарушениям, коррекция которых предполагает использование соответствующих психотерапевтических, медикаментозных и прочих воздействий. В ситуации острого переживания О. у людей формируются различные компенсаторные (защитные) реакции, формы поведения и общения, в которых важную роль играют внутренние диалоги с фантомтия в "критической О." Н. Гартмана; трансцендентальная О. неотомизма и др. С другой стороны, параллельно этой интерпретации О. развивается ее трактовка как философии природы, возвращающая термину его этимологическое изначальное значение и ориентированная на получение позитивных знаний о природе, исходя из нее самой: наивный реализм раннеантичных космогонии; имплицитно содержащаяся в средневековом номинализме установка на внетранс-цендентальное постижение бытия; натурализм философии Ренессанса; ориентированная на тесное взаимодействие с естествознанием философия природы Нового времени и т.п. Вехой радикальной смены методологических ориентиров в истории О. явилась "критическая философия" Канта, задававшая новое понимание бытия как артикулированного в априорных познавательных формах, - вне которых невозможна сама постановка онтологической проблемы, в силу чего вся предшествующая О. оценивается Кантом как "догматизм" онтологизации ментальных конструкций. Кантовский антионтологизм был развит и радикализирован в позитивизме, оценивающем любое суждение метафизического характера как бессодержательное и не подлежащее верификации. Радикальная критика О. задает в философской традиции поворот от трактовки ее в традиционном смысле этого слова ("кризис О." 19 в.) к новой версии постановки онтологической проблемы. Понятие О., сохраняя свою семантику как учения о бытии, оказывается достаточно плюральным с точки зрения конкретного наполнения его объема. 19-20 вв. характеризуется интенцией трактовки в качестве онтологических таких феноменов, как психологические (традиция восходит к онтологической интерпретации "воли" в концепции Шопенгауэра); логические ("быть - значит быть значением связанной переменной" в логическом анализе Куайна); языковые ("действительность производится заново при посредстве языка" в лингвистической концепции Э. Бенвениста). В контексте этой установки О. конституируется на базе принципиальной релятивности, классическим выражением которой является "принцип онтологической относительности" Куайна: знание об объекте возможно только в языке определенной теории (Тn), однако оперирование им (знание о знании) требует метаязыка, т.е. построения новой теории (Тn+1), и т.д. Проблема О. трансформируется в результате как "проблема перевода", т.е. интерпретации логического формализма, однако его "радикальный перевод" в принципе невозможен, ибо "способ референции" объективности в суждении "не прозрачен" и, значит, неопределенен. Радикально новый поворот в интерпретации бытия связан с неклассической философией 20 в., экзистенциализировавшей онтологическую проблематику и задавшей человекоразмерные параметры ее артикуляции. Ушедший на второй план онтологический вопрос вновь актуализируется Хайдеггером, согласно позиции которого именно вопрос о бытии центрирует сознание индивида. Бытие конституируется у Хайдеггера как человеческое бытие - Dasein, Вот-Бытие в качестве чистого присутствия. Принципиальную значимость имеет для Хайдеггера различие между бытием и существованием, - человек выступает как "пастух бытия", слушающий глубинный зов онтологической полноты, обретающей в человеке свой язык и форму выражения. - И вне своего великого предназначения - "сказать Бытие" - человек есть не более, как "работающий зверь". Цель философии, в силу этого, заключается в возврате к "истине бытия", которое живет в языке ("язык - это дом бытия"). Феномен "ок-ликания бытия" оказывается центрально значимым и для экзистенциализма, конституирующегося как принципиально онтологическая (в новом смысле) концепция, снимающая с себя какой бы то ни было дидаксис и центрированная не на абстрактном ригоризме долженствования, но на человеческом быными партнерами, персонификация животных (гл. обр., домашних), различных предметов (книг, кукол и др.), разнообразных изображений (фотографий, картин, скульптур и др.), проявляющиеся в широких диапазонах нормы и патологии. Как явление социального порядка и проблема, О. получило особое распространение в современном мире (феномены "толпы одиноких"), существенно изменившем систему социальных связей и непосредственного ("живого") общения людей и отчасти подменившем эту систему различного рода суррогатами общения. О. может выступать и выступает как форма осознанного и неосознанного протеста, "бегства от действительности" и "внутренней эмиграции". В клинических целях О. (сенсорная изоляция) используется как метод лечения различных психических расстройств.
И.И. Овчаренко
Словарь пословиц Даля
(См. ОДИНОЧЕСТВО - ЖЕНИТЬБА)
Одна пчела немного меду натаскает.
Один в поле не воин. Одной рукой и узла не завяжешь.
Двое в поле воюют, а один и дома горюет.
Две головни и в поле дымятся (курятся), а одна и в печи гаснет.
Семья воюет, а один горюет. Семьею и горох молотят.
Одна головня и в поле гаснет, а ворошок курится.
Один и в каше загинет (утонет). Одному и у каши неспоро.
В семье и смерть красна. Дружно - не грузно.
Веревка крепка с повивкой, а человек с помочью.
Веника не переломишь, а по пруту весь веник переломаешь.
В согласном стаде волк не страшен.
Что за клад, коли все на разлад. То и клад, что в семье лад.
Не надобен и клад, коли в семье лад.
С кем мир да лад, так тот мил и брат.
Братчина, так и складчина (все пополам).
Можно бы про это песню спеть, да подголосков нет.
Стоя вместе у колодца, и ведро с ведром столкнется.
Подчас и один стоит семерых.
Плохой товарищ пуще одиночки. Нищему товарища нет.
Нищему нет друга (нищий нищему завидует).
Царь да нищий без товарищей.
Бритва остра, да никому не сестра (да кому ж сестра).
Живет один, как бирюк, как медведь в берлоге, как бухало, как перст, как божедом (или: божатый, нищий при скудельнице, где кладутся тела погибших).
Сам на себя никто не нарадуется.
Сам себе на радость никто не живет.
Живи для людей, поживут люди для тебя.
Моя радость хоть во пне, да не во мне.
Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи, только всплачешься.
У нашего свата ни друга, ни брата.
На одном солнышке (жердочке) онучи сушили (по дружбе, родству).
Мы с ним из одной чашки кашу едим.
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
Чужой собаке на селе житья нет.
Двое (семеро) одного обедать не ждут, а смелый и один ест.
Кумитеся, любитеся, полюбите и меня!
Дай бог меж людьми быть любви!
Быть с кем заодно. Держать чью руку.
Стой заодно, а беги врознь!
Пойдем вместе, найдем вести (найдем и двести).
Это нашего поля (бору) ягода. Нашего сукна епанча.
Это нашего полка драгун.
Нашей артели прибыло.
С кем спознаешься, тем и величаешься.
Он не нашего кона (чужой). Не свой брат (не ровня).
Не почто тебе в наш кон. Либо в кон, либо вон.
Нашего полку прибыло (из хороводной песни).
Ешь кашу, да говори нашу.
Мы с ним однокашнички (односумы).
В складчине торг не барыши (в товариществе).
В супрядке не пряжа, в складчине не торг.
Энциклопедия афоризмов

см.также ОБЩЕНИЕ
Никто не хочет быть одиноким даже в раю.
•Итальянское изречение
Быть взрослым - значит быть одиноким.
•Жан Ростан
Человек не может жить один, и точно так же не может жить в обществе.
•Жорж Дюамель
Когда доходит до самого важного, человек всегда одинок.
•Мэй Сартон
Одиночество - великая вещь, но не тогда, когда ты один.
•Джордж Бернард Шоу
Люблю одиночество, даже когда я один.
•Жюль Ренар
Я никогда не бываю менее одиноким, чем тогда, когда я один.
•Катон Старший
Лучше быть одному, чем в дурном обществе.
•Джон Рей
Одинокий человек всегда находится в дурном обществе.
•Поль Валери
Как все умерщвляющие яды, и одиночество - сильнейшее лекарство.
•Григорий Ландау
Одинокое сердце скорей остывает.
•«Пшекруй»
Истинное одиночество - это присутствие человека, который тебя не понимает.
•Элберт Хаббард
Женщины никогда не ужинают одни. Если они ужинают одни, это не ужин.
•Генри Джеймс
Можно жить и в одиночестве, если кого-то ждешь.
•Ванда Блоньская
Мечтатели одиноки.
•Эрма Бомбек
Одиночество - это не по-американски.
•Эрика Джонг
Одиночество - самый верный признак старости.
•Амос Бронсон Олкотт
Одиночество нельзя заполнить воспоминаниями, они только усугубляют его.
•Гюстав Флобер
В уединении можно приобрести все, что угодно, кроме характера.
•Стендаль
Самый сильный человек - самый одинокий.
•Элеонора Дузе
Полная свобода возможна только как полное одиночество.
•Тадеуш Котарбиньский
Кто не любит одиночества - тот не любит свободы.
•Артур Шопенгауэр
Тот, кто любит одиночество, либо дикий зверь, либо Господь Бог.
•Фрэнсис Бэкон
Люди, не выносящие одиночества, обычно совершенно невыносимы в компании.
•Альбер Гинон
Ненавижу одиночество - оно заставляет меня тосковать о толпе.
•Станислав Ежи Лец
Любовь - главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.
•Бертран Рассел
Нелюбимый всегда одинок в толпе.
•Жорж Санд
Влюбленные плохо выносят одиночество. Нелюбимые - еще хуже.
•Лех Конопиньский
Много ли проку от победы, если нет никого, к чьим ногам можно сложить трофеи?
•Эвгениуш Коркош
Красивые женщины редко бывают одни, но часто бывают одиноки.
•Хенрик Ягодзиньский
И сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
•Бытие, 2, 18
Нехорошо человеку быть одному. Но, господи, какое же это облегчение!
•Джон Барримор
Если боитесь одиночества, то не женитесь.
•Антон Чехов
Поженились одинокая с одиноким, будут плодить одиноких.
•Станислав Ежи Лец
Один холостяк во Флориде послал свое фото в женский «Клуб одиноких сердец». Ему ответили: «Ну, не настолько уж мы одиноки».
•Автор неизветен
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОДИНОЧЕСТВО


будет выглядеть так: Что такое ОДИНОЧЕСТВО