Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОДЕЖДА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        искусственные покровы человеческого тела. О. в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют О.
         Наряду с Жилищем О. возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий, Некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения О., но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (О. якобы возникла из украшений), религиозные и магические представления и т.д.
         О. — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для О., кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, Тапа у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Научившись в эпоху Неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка).
         Шитой О. предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая О.; впоследствии из нее возникли Тога, Туника, Пончо, Бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная О. (передник, юбка, штаны).
         Простейшая древняя обувь — сандалии или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк (См. Чувяки) кавказских народов, мокасин (См. Мокасины) американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).
         Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).
         О. обычно бывает приспособлена к условиям географической среды. В разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая О. народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях О. закрывает всё тело. Северный тип О. подразделяется на умеренно северный и О. Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая). Для народов Сибири характерны два вида меховой О.: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс О. из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы. Формы О. тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип О., удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.
         В процессе развития общества усиливалось влияние на О. различия общественного и семейного положения. Дифференцировалась О. мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и др. О. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной О. Уже на ранних этапах истории О. отражала этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшеми общенациональные (что не исключало локальных вариантов).
         В О., как правило, проявляется социально-экономическое неравенство различных классов. Так, например, в О. феодалов, крестьян, духовенства существовали резкие различия в материале, украшениях, а часто и в покрое.
         Удовлетворяя утилитарные запросы общества, О. в то же время выражает и его эстетические идеалы. Художественная специфика О. как вида декоративно-прикладного искусства (См. Декоративно-прикладное искусство) и художественного конструирования (См. Художественное конструирование) обусловливается главным образом тем, что объектом творчества является сам человек. Образуя с ним зрительное целое, О. не может быть представлена вне своей функции. Свойство О. как предмета сугубо личного определило в её создании (моделировании) учёт пропорциональных особенностей фигуры, возраста человека, а также частных деталей его внешности (например, цвета волос, глаз). В процессе художественного решения О. эти черты могут подчёркиваться или, наоборот, смягчаться. Эта непосредственная связь О. с человеком породила активное участие, даже соавторство потребителя в утверждении и развитии её форм. Являясь одним из средств воплощения идеала человека той или иной эпохи, О. выполняется в соответствии с её ведущим художественным стилем (См. Стиль) и его частным проявлением — модой (См. Мода). Сочетание компонентов О. и предметов, её дополняющих, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой, создаёт ансамбль, называемый костюмом. Основным средством образного решения в О. является архитектоника. При создании композиции О. используются принципы симметрии или асимметрии, нюанса или контраста, варьируются ритмы. Учитывается соразмерность О. и её частей человеку (масштабность). В число художественных средств О. входят также фактура, цвет, рисунок материала, его отделки (лент, кружев, меха, фурнитуры — пуговиц, пряжек). Специфическое средство художественной выразительности О. — её способность видоизменяться в связи с движением человека, что вызывает динамические связи всех элементов композиции О.
         Г. С. Маслова, М. Н. Мерцалова, И. А. Андреева.
         История стилей одежды. К числу древнейших О., испытавших влияние эстетических норм, относятся О. Древнего Египта. В эпоху Среднего царства (около 2050 — около 1700 до н. э.) в мужской О. (схенти — набедренная повязка из прямого куска ткани) и женской (калазирис — прямая рубашка на лямках) применялись драпировки. В эпоху Нового царства (около 1580 — около 1070 до н. э.) с достижением совершенства в изготовлении тончайших тканей (льняных и хлопчато-бумажных) распространилась плиссированная О. (калазирис, превращенный в юбку на помочах) с присущей ей графической чёткостью прямых линий. О. из тонких тканей различных цветов, нередко украшенная вышивкой, была привилегией господствующего класса. Рабы носили О. из грубого холста или кожи.
         В Древней Греции основными видами мужской и женской О. были Хитон и гиматий (в виде прямоугольного куска ткани; О. только свободного грека), придававшие облику человека оттенок величавой простоты. Они изготовлялись из эластичных шерстяных или льняных тканей (главным образом белых), выявлявших гибкость тела. Обладая живописной, меняющейся светотеневой игрой, древне-греческая О. не утрачивала чёткости композиционной схемы, основные узлы которой акцентировались застёжкой, поясом и т.д. О. рабов обычно состояла из экзомиса — куска прямой грубой ткани, скрепленного на талии и левом плече тесьмой. Обувью служили сандалии с ремнями, высоко обвивавшими голень, башмаки из цветной кожи, украшенной вышивкой. Форма О. у древних римлян, как и у древних греков, создавалась драпировками (крой ещё был мало развит), отличавшимися, однако, большей громоздкостью. Основной верхней мужской О. свободных граждан была тога (кусок ткани в форме полукруга или овала). Роль нижней мужской и женской О. выполняла туника. В женском костюме поверх неё надевались стола (широкая длинная О. типа хитона) и палла (подобная гиматию).
         В Византии с утверждением религиозного аскетизма и утратой интереса в пластических искусствах к объёмному началу силуэт О. аристократии, сохранявшей элементы римского костюма, стал жёстким, столпообразным, нивелирующим формы тела, а ткани (шёлковые, парчовые) плотными, тяжёлыми, с крупным плоскостным рисунком.
         У многочисленных племён, заселивших территории Европы после падения Римской империи (5 в.), существовал принципиально иной подход к О., которая должна была не окутывать тело, а воспроизводить его формы, давая человеку возможность легко двигаться. Так, у народов, пришедших с С. и В., основными частями О. были груботканные штаны и рубашка. На их основе сложился такой тип О., как трико, занимавший на протяжении нескольких столетий главное место в европейском костюме. О разнообразии форм европейской О. романского периода судить трудно ввиду недостатка сохранившихся образцов. Полное представление имеется лишь о костюме Франции, отличавшемся сдержанностью и простотой форм. Костюм феодала, формировавшийся под влиянием рыцарских доспехов, включал короткие штаны-брэ, рубашку-шенс, поверх которой носили удлинённую узкую О. (блио) с большими боковыми разрезами. Шенс и блио делали из тканей разных цветов. Верхней О. служил плащ. В женском костюме заметно проявилось римско-византийское влияние.
         В 14—15 вв. в Западной Европе развитие навыков черчения привело к созданию всех видов покроев, существующих и ныне. Совершенствованию кроя способствовало также постижение пластических свойств тканей и зависимости формы О. от расположения нитей на той или иной её части. Эти достижения сыграли значительную роль в возникновении конструктивно-чёткой, графически-изысканной по силуэту О. феодалов и горожан. Мужской костюм этого времени состоял из рубашки, узкой безрукавной куртки-жипон, к которой привязывали тесёмками узкие, длинные, обтягивающие ноги штаны-чулки (шоссы). Плотно облегала фигуру, подчёркивая талию, и верхняя О. — котарди (типа удлинённой куртки с низкорасположенным поясом), жакет (в виде короткой куртки; в 15 в. — с расширенными вверху рукавами). Женское платье к середине 15 в. обрело предельно высокую линию талии, остроугольный (утончающий фигуру) глубокий вырез, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава и асимметрично задрапированную (только с левой стороны) юбку, которая, расширяясь книзу, сзади переходила в длинный шлейф. Женский и мужской костюмы к середине 15 в. всецело подчинились канонам готического стиля (см. Готика). Удлинённые пропорции силуэта О., высокий, конусообразный головной убор (у женщин он достигал 70 см высоты), остроносая обувь делали фигуру зрительно гибкой и динамичной. Крестьянский костюм также находился под влиянием готического стиля, но грубые ткани, из которых его изготовляли, сделали его мешковатым и придали ему иные пропорции. Эти различия между О. горожан и крестьян в дальнейшем усилились.
         В Италии эпохи Возрождения (См. Возрождение), к концу 15 в., силуэт костюма претерпел резкие изменения. Общей особенностью мужской и женской О. сделались спокойные, крупные формы, пропорции которых сообщили фигуре устойчивость и монументальность. Для женской О. стали характерны естественно располагающаяся линия талии, пышные рукава, широкая, спадающая свободными складками юбка; весомость женскому облику придавали и сами ткани (например, атлас, бархат в аристократической О.) — плотные и тяжёлые, отличавшиеся сочностью красных, зелёных и синих тонов.
         С 16 в. образцом начал служить испанский костюм на жёстких прокладках и металлических частях. Элементы мужского костюма: хубон (лиф с пришитой к его низу расклёшенной полосой ткани — баской и высоким стоячим воротом, замененным в концу 16 в. широким гофрированным воротником), ропилью (удлинённая куртка с откидными фальшивыми рукавами), кальсес (короткие штаны) — делали на двойной подкладке, набитой ватой или конским волосом. О. на такой подкладке ограничивала движения, подчёркивая тем самым чопорную манеру держаться испанских грандов. Основной верхней О. были плащи различных форм и размеров. Головным убором служил плоский, низкий берет, замененный в середине 16 в. высокой шляпой. Женское платье, туго натянутое на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами, производило впечатление футляра строго геометризированной формы.
         В 17 в., в период расцвета абсолютизма, ведущая роль в области костюма перешла к Франции, создавшей пышную, изобилующую украшениями аристократическую О., всецело подчинённую этикету королевского двора. В 1-й половине 17 в. дворянский мужской костюм, утративший каркас, состоял из пурпуэна (аналогичного по покрою испанскому хубону, но с отложным воротником), шоссов (прямых штанов, закрывавших колени), шёлковых чулок и сапог или туфель на каблуках. Мягкость свободных, но выявляющих силуэт фигуры контуров, яркость гармонично сочетающихся цветов тканей придавали костюму живописность — черту, предвосхитившую стиль Барокко в О. К середине 17 в. пурпуэн заменила курточка-брасьер с короткими рукавами, из-под которых спускались рукава рубашки, перехваченные лентами; поверх коротких шоссов (типа шаровар) надевали широкие, как юбка, штаны-рэнгравы, отделанные по низу бахромой. Обилие ткани, лент, кружев скрывало очертания фигуры, превращая костюм в непрерывную игру цветовых пятен, света и тени, характерную для зрелого барокко. В 1660-е гг. была создана новая О. на основе военной — длинный полуприлегающий жюстокор с рукавами до локтя, в чёткости конструкции которого заметно веяние Классицизма. Все последующие изменения аристократического мужского костюма 17 в. — варианты жюстокора и шоссов. Буржуазия в О. стремилась подражать дворянству. Французский женский дворянский костюм по мере своего развития изменялся не так часто, как мужской. Парадность женской О. в 1-й половине 17 в. (до 40-х гг.) усиливалась введением пышных рукавов и юбки, большого белого воротника, отделанного кружевом. К концу 17 в. мода на тонкую, стянутую металлическим корсетом талию привела к контрасту между геометризированно жёстким, суживающимся книзу лифом и мягкими, широкими рукавами и юбкой, в чём своеобразно проявился классицистический принцип ясности конструкции. Женский костюм буржуазии 17 в. обладал такими особенностями, придававшими ему практичность и подчёркнутую аккуратность, как отсутствие каркаса, белизна фартука и чепца.
         При определённой однотипности европейского городского костюма 17 в. отдельные страны выработали в значительной мере самостоятельные решения. В Испании возник придворный женский костюм, громадные формы каркаса которого, а также контрасты в сочетании цветов, асимметрия в расположении рисунка ткани и отделки делали его броским, эффектно декоративным. В буржуазных кругах Англии под влиянием пуританизма сформировался костюм практичных, небольших форм, отличающийся изысканностью классицистически строгих линий.
         Образование единых форм европейского городского костюма протекало особенно интенсивно в 18 в. Образцом для всей Европы оставался французский костюм, в свою очередь испытавший некоторое влияние английского. О. Определившийся во 2-й половине 17 в. тип дворянской мужской О. сохранялся в 18 в. Изменялись только силуэт и отдельные детали. Так, в 1-й половине 18 в. жюстокор (его называли аби) делали более плотно прилегающим до талии, а в боковые швы спинки (вниз от талии) вставляли складки, расширяя тем самым силуэт в боках настолько, что мужской костюм получал сходство с женским платьем, Такое композиционное решение сложилось под влиянием Рококо. Со временем возникло стремление к изысканной строгости силуэта, связанное с новым этапом в искусстве классицизма (отказ от пышных фалд аби, плавное сужение его передних пол книзу). В 1770-х гг. появилась ещё более узкая О. — фрак, родиной которого была Англия. Во 2-й половине 18 в. увеличилось количество видов верхней О., возникли прообразы пальто 19—20 вв. — редингот (типа длинного сюртука) и каррик (двубортная О. с 2 или 3 широкими воротниками, покрывавшими плечи), происхождение которых также связано с Англией. В 1-й половине 18 в. мужскую модную О. делали из шёлка, бархата, а для зимы — из сукна. Цвета их были яркими и насыщенными. Во 2-й половине 18 в. носили О. главным образом из шерстяных тканей, вначале светлых, нежных, а позже тёмных, тусклых тонов. В женской аристократической О. 18 в. по-прежнему использовался каркас (в форме т. н. панье — корзины, покрытой волосяным или полотняным чехлом), но теперь на его основе создавался динамичный костюм, изысканно-чувственный характер которого отвечал эстетическим принципам рококо. Платье 1720—1740-х гг., с крупными формами, оттенёнными низким декольте, почти не подчеркивало фигуры; внимание сосредоточивалось на лице, шее и руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок. Талия, слегка намеченная спереди, на спинке исчезала в широких складках свободно падающей ткани, переходящих в шлейф. Подвижная, полная трепетных светотеней, эта масса ткани контрастировала с гладкой, свободно лежащей на панье юбкой, получавшей при ходьбе динамические волнообразные складки. В 1750—60-х гг., с развитием стиля рококо, костюм уменьшился в ширине и длине и обрёл обилие драпировок, складок, рюшей. Материалом служили лёгкие ткани (тафта, тонкий атлас), нежных полутонов (жёлтого, голубого, зелёного), с мелким рисунком (букеты, гирлянды, цветы и др.). Светлые цвета этой О. гармонировали с белыми чулками и изящной светлой обувью на высоких изогнутых каблуках. Существенные изменения произошли в женском костюме в 1780-е гг. в связи с английским влиянием. Из употребления вышло панье, и в костюме стали доминировать спокойные линии.
         Период Великой французской революции был отмечен появлением костюма якобинцев (См. Якобинцы), сыгравшего главную роль в становлении европейского мужского костюма 19 в. Он состоял из длинных панталон, короткой куртки карманьолы, рубашки, нередко со свободно повязанным галстуком-шарфом, и красного фригийского колпака. В последующие годы классицистическое направление привело сначала к заимствованию видов античной О., а затем к созданию на их основе оригинальных форм. Так, получили распространение женские платья ясных пропорций и плавных линий, с высокой талией и длинной юбкой, суженной спереди и свободной, образующей шлейф сзади. Эти платья, выполнявшиеся главным образом из тонкого белого хлопчато-бумажного муслина, носили с цветными шерстяными шалями, игравшими роль античных гиматиев и палл.
         Процесс образования единого европейского городского костюма завершился в 19 в. Развитие массового производства дешёвой О. привело к тому, что модные костюмы стали достоянием широких слоев города, а со 2-й половины 19 в. и деревни. Характерной особенностью моды было и то, что основное её влияние распространялось на костюм женщин (в феодальную эпоху мужской костюм занимал доминирующее положение и изменялся чаще, чем женский). Гегемоном в области женской моды оставалась Франция. Англия сохраняла первенство по созданию мод мужского костюма. Утверждение значения мужчины-дельца в жизни буржуазного общества определило становление мужского костюма 19 в. Костюм делового человека 1-й половины 19 в. из шерстяных тканей сдержанных тонов включал редингот, жилет и длинные панталоны. Каждодневной О. служил также фрак. Его носили со светлыми панталонами и жилетом. Неотъемлемыми элементами костюмов были шляпа-цилиндр и перчатки. Для костюма 1-го десятилетия 19 в. характерны классицистическая простота и строгость линий; в 1820—30-е гг. повседневная О. под влиянием Романтизма обрела черты средне-векового костюма: пышные вверху рукава, тонкая талия. Демократизация мужской О., начавшаяся в эпоху Великой французской революции, была особенно заметна во 2-й половине 19 в. Почти полностью вышли из употребления элементы костюма, связанные с эстетическими традициями феодального прошлого, — рубашка с рюшами и кружевами, жилет из парчовой ткани и т.п. С 1850-х гг. обязательной частью гардероба светского человека и буржуа стала «визитка» (разновидность редингота). Её носили с брюками из чёрной ткани в серую полоску. Фрак превратился в самую парадную О. — знак привилегии богатых людей. Как повседневная О. в быт вошёл прямой, нивелирующий фигуру пиджак. Пиджак, жилет и брюки образовали классическую триаду костюма, изготовляющуюся начиная с 1860-х гг. преимущественно из одной ткани тёмных тонов. Головными уборами были фетровая шляпа или «котелок» с небольшими полями (вытеснившие цилиндр), а летом — соломенная шляпа (канотье). В женском гардеробе в начале 19 в. с утверждением Ампира появились лёгкие прозрачные платья на плотных чехлах, а затем из тяжёлых, плотных тканей, придававших силуэту линейную чёткость. К 1830-м гг. романтизм поспособствовал формированию женственно-хрупкого силуэта О. Он создавался очень тонкой (стянутой корсетом) талией, занявшей естественное место и контрастировавшей с сильно расширенными рукавами и юбкой. Модными стали туфли без каблуков, с квадратным носком, зрительно сокращавшим размер ступни. Художественный кризис прикладных искусств во 2-й половине 19 в. в О. проявился в стремлении к украшательству и увлечению псевдостилями (особенно псевдорококо; снова вошёл в употребление каркас, т. н. Кринолин). Вместе с тем освобождение от строгих стилевых норм дало возможность более широкого поиска новых форм, связанных с выдвинутыми буржуазной эпохой требованиями удобства и практичности. Основным законодателем мод стал художник-модельер Ш. Борт, организовавший в Париже первый в истории дом моделей. В 1870-е гг. отказ от каркаса привёл к созданию костюма, в котором гладкий длинный лиф сочетался с почти прямой юбкой с драпированным тюником (декоративной короткой юбкой). Движение ткани тюника (на спинке) начиналось в одной точке, подчёркнутой бантом и небольшим турнюром (подкладкой в виде подушки), и переходило в шлейф. Такое ритмическое решение, придававшее костюму динамическую остроту, было художественным достижением времени. В конце 1870-х гг. уменьшившийся объём костюма позволил делать прямые полуприлегающие пальто. Возник «короткий костюм» (т. е. костюм без шлейфа) для улицы и путешествий. Существенной причиной распространения практичной, скромной и простой О. было появление женщин-служащих. В их костюме сказалось тяготение к тёмным тонам, подражание мужской О. (крахмальные воротники, манжеты, галстуки). Некоторое единство художественного замысла, существовавшее в костюме 1870-х гг., исчезло в 1880-е гг. Сложные линии, крупные, аляповатые отделки, нагромождение форм, отсутствие конструктивности свидетельствовали о низком художественном качестве О. этого времени. В 1890-е гг. в О. нашёл отклик стиль «Модерн» с его претенциозной замысловатостью форм. Расширенная книзу юбка получила форму «клёш», корсет придал фигуре S-образную линию изгиба.
         В 20 в. технический прогресс и связанные с ним изменения условий жизни (в частности, рост её темпов), а также развитие швейной промышленности открыли новый этап в истории костюма. В течение первого десятилетия мужской костюм изменился с распространением езды на мотоцикле и автомобиле: появились короткие брюки, куртки, цветные рубашки, кепи. На небольшие приёмы вместо фрака стали надевать смокинг (однобортный пиджак с шёлковыми лацканами). Со второго десятилетия 20 в. большинство мужчин начало носить готовый стандартный костюм единообразного покроя. Для периода 1-й мировой войны 1914—18 были характерны закрытые пиджаки типа френча, краги, заменявшие голенища сапог, брюки-галифе. Заметные нововведения относятся к 50-м гг., когда возникла более удобная в движении О. Её стали делать более лёгкой и мягкой по форме. Появились цельнокроеный рукав (главным образом в пальто), узкие внизу брюки. Всё шире использовались формы спортивного костюма. На рубеже 60—70-х гг. набор видов мужской О. (часто из практичных синтетических материалов) весьма разнообразен (удобные по формам пиджаки, куртки, пуловеры, спортивные лёгкие куртки и эластичные брюки, изысканные по силуэту официальные костюмы, яркие летние рубашки и т.д.). В женском костюме вычурность форм, асимметрия в линиях и декоре исчезли в 1-й половине 1910-х гг. В платьях появилась плавность линий, создаваемая свободными драпировками эластичных тканей. В военные годы в употребление вошла практичная будничная О. — ансамбль из блузы и юбки, укороченное платье без корсета. В 20-е гг. с распространением принципов Функционализма создавалась удобная и простая по силуэту О., не требовавшая специальной пригонки по фигуре. Платья изготовлялись в форме короткой рубашки (нередко с низко расположенным поясом), в которой отделка (часто в виде вышивки) выделяла главные конструктивные линии. Важнейшей частью такого костюма стали чулки. В костюме 30—40-х гг., вновь обретшем изящный силуэт (кроёная по косой нитке ткань облегала фигуру), диссонансом выступали черты военного мундира (подчёркнуто увеличенная ширина и высота плеча и др.). Туфли имели утолщённую подошву (т. н. платформу). Угловатые линии военизированного силуэта к началу 50-х гг. сменились плавными, создаваемыми новым покроем лифа с цельнокроеным рукавом, узкой талией и юбкой, округляющей бедра; туфли получили изящную остроносую форму и тонкий каблук. С начала 60-х гг. в женской О. происходит изменение стиля. Вводится принцип конструктивной композиции, где линии кроя являются доминантами общего решения модели и швы включаются в композиционный строй в качестве декоративных элементов. Длина юбок во 2-й половине 60-х — начале 70-х гг. резко колеблется — от укорочения до середины бёдер (мини) и до удлинения до середины голени (миди) или щиколоток (макси). Широко используются заменяющие юбку брюки. Виды О., так же как и их силуэты, к 70-м гг. очень различны. Именно в этом различии модельеры видят возможность индивидуализации костюма, по-разному сочетающего отдельные стандартные элементы. В середине 60-х гг. изменения произошли и в обуви: появились модели спортивного стиля с широким каблуком средней высоты. Наиболее модной зимней обувью стали т. н. русские сапожки. В начале 70-х гг. в моду вновь вошла обувь на подошве-платформе.
         К 60-м гг. в мужской и женской О. выделяется категория молодёжного костюма. Сходство принципов моделирования О. юношей и девушек привело к созданию почти одинаковых изделий (по ткани, форме деталей).
         Место законодателя мод по-прежнему занимает Франция, где сложились основные современные центры моделирования О., носящие имена своих создателей — художников-предпринимателей (Г. Шанель, К. Диора, П. Кардена, А. Куррежа). Однако со 2-й половины 20 в. с ними успешно конкурируют фирмы Великобритании (М. Куант), Италии (сестёр Фонтана, Валентине), а также крупнейшие фирмы США, Японии и др.
         Русская одежда. Самые ранние сведения о древне-русской О. восходят к эпохе Киевской Руси. С принятием христианства (конец 10 в.) в быт князей вошёл византийский костюм как официальная торжественная О., отличавшаяся при этом некоторым своеобразием покроя и меньшей пышностью в орнаментации. Крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою О. вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней О. служили шуба и островерхая меховая шапка. Княжеская женская О. была близка византийской, но не производила впечатления жёсткого футляра благодаря применению более мягких тканей. У горожанок и крестьянок главной частью костюма была рубашка. Возможно, существовала и набедренная О. типа понёвы (См. Понёва). Роль женского головного убора выполнял убрус. Ткани использовались главным образом холщовые и шерстяные, нередко с набивным рисунком (см. Набойка).
         С 16 в. простота и малая расчленённость форм О. бояр, придававшие фигуре торжественную величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления. Последняя проявилась в сочности и богатстве цветов тканей, в обилии крупной рельефлой вышивки с жемчугом, в яркости пуговиц (деревянных, обтянутых тканью и расшитых шёлком; золотых, украшенных Финифтью и камнями). Мужской костюм 16—17 вв. состоял из рубашки (у бояр к ней добавлялся пристежной вышитый воротник), все конструктивные линии (швы) которой выделялись нашитой узкой полоской красной ткани и прямых и длинных штанов. Верхней О. были Армяк, Кафтан, охабень, тегиляй, Ферязь. Головным убором служил колпак. Знатные бояре носили высокие, цилиндрической формы шапки из меха чёрных лисиц (т. н. горлатные шапки). Боярыни и княжны поверх рубашки из тонкого белого холста надевали вторую, цветную, нередко из шёл ковой ткани. Распространение получили и Сарафаны. Верхними О. были расширенные книзу, с откидными чрезвычайно длинными рукавами телогрея, накладная шубка со стоячим воротником, летник — самая торжественная О. (в продольные разрезы рукавов вставлялись обильно вышитые куски ткани — «вошвы»). Головные уборы отличались разнообразием (Кичка с сорокой (См. Сорока), Кокошник). Самой распространённой обувью горожан были цветные сапоги на каблуках, с острыми, загнутыми вверх носками, нередко украшенные вышивкой.
         Процесс проникновения с конца 17 в. в Россию иностранной О. был ускорен в начале 18 в. реформой Петра I, заменившей русское платье модным общеевропейским костюмом. Европейское платье прочно вошло в быт аристократии. У крестьянства и большей части городского населения оставалась традиционная русская О. Процесс европеизации костюма городских слоев населения особенно заметен в 19 в. С 1-й половины 19 в. в купеческой и мещанской среде мужчины носили свободный долгополый сюртук со слегка намеченной талией, с конца 19 в. — и пиджаки; женщины сочетали европейский наряд с деталями традиционного костюма. Для женщин-служащих был характерен костюм европейского стиля, но отличавшийся большей простотой и строгостью отделки.
         После победы Великой Октябрьской социалистической революции в Советском государстве впервые была поставлена задача создания массовой, общенародной О. высокого художественного качества. В 20-е гг. виды гражданской О., известные в предреволюционные годы, получили иной смысл. Кожанка, например, известная прежде как О. шофёров, стала своеобразной униформой военных комиссаров в армии, руководителей рабочих организаций. Широко распространились гимнастёрки, френчи, галифе, платья из солдатского сукна, шлемы-«будённовки». Популярной сделалась красная косынка — своего рода символ женщины-активистки. В 1919 в Москве была создана мастерская современного костюма при отделе Изо Наркомпроса, возглавляемая художником-модельером Н. П. Ламановой. Мастерская стала творческой экспериментальной лабораторией новых форм О. В 1923 было открыто «Ателье мод» — своеобразный теоретический центр искусства моделирования бытового костюма. В работе этих центров активно участвовали художники В. И. Мухина, А. А. Экстер, Е. И. Прибыльская, Н. С. Макарова. В решении отдельных проблем искусства костюма участвовала и группа художников-конструктивистов, представителей т. н. производственного искусства (См. Производственное искусство) — В. Ф. Степанова, Л. С. Попова, А. А и В. А. Веснины, А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др. Разные по своим творческим почеркам и подходам к решению проблем советской О., эти мастера были едины в утверждении основных её принципов: демократичности, простоты и рациональности. Однако низкий технический уровень швейной промышленности тогда не дал возможности воплотить в массовом масштабе замыслы первых советских модельеров. В 30-е гг. состояние экономической базы страны позволило обратиться к проблеме культуры промышленного производства О. и её массовому выпуску. Через расширенную сеть государственное ателье распространилась относительно стандартизованная О. общеевропейского типа. В 1934 в Москве был организован Дом моделей О., который в 1949 преобразован в Общесоюзный, возглавляющий (1974) около 40 домов моделей страны. Они создают образцы для швейного и трикотажного производства, для фабрик головных уборов и меховой О. Внимание обращается на моделирование национальной О. в республиках, где носят традиционные виды О. Советские модельеры, преодолев тенденцию этнографизма 40-х — начала 50-х гг., продолжают развивать передовые принципы моделирования 20-х гг., опираясь на базу хорошо оснащенного швейного производства. Меняющаяся в русле общеевропейской моды, советская О. лишена экстравагантности и крикливой эффектности, её отличает строгая рациональность. При этом она не выглядит однообразной: используются различные по цвету и фактуре ткани, многочисленные формы и приёмы покроев. В числе получивших международную известность мастеров советского моделирования 50—70-х гг. — Т. А. Файдель, В. М. Зайцев, Л. Г. Телегина, И. В. Крутикова.
         М. Н. Мерцалова (история стилей О. до конца 19 в.), И. А. Андреева (стили О. 20 в.).
         Народная одежда, создаваемая трудовым народом (см. Народное творчество) и бытующая в его среде, занимает особое место в истории костюма. Уходящая корнями в глубокую древность, она продолжала существовать и в последующие исторические периоды, отражая специфику национальную культуры. В странах Европы народная О. была распространена вплоть до конца 19 — начала 20 вв., а во многих странах Азии, Африки и Южной Америки сохраняется в быту и поныне.
         В западно-европейских странах, при всём многообразии форм народной О., в ней можно выделить некоторые элементы, общие для большинства народов Европы. Такими элементами мужского костюма (в скандинавских странах, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Австрии и др.) были узкие короткие штаны, белая или цветная рубаха с длинными широкими рукавами (иногда с манжетами), различные по покрою и материалу жилеты, короткие тёмные суконные куртки (реже — длинные кафтаны). Эти различные части костюма «дробили» фигуру, облегчая и подчёркивая её формы. Головные уборы — суконные шляпы с небольшими полями или береты (у скандинавских народов — вязаные шапочки, на Ю. Европы — широкополые соломенные шляпы). Несколько отличалась мужская О. некоторых народов восточных и юго-восточных областей Западной Европы (болгар, словаков, хорватов, румын, венгров и др.), которые носили и узкие длинные штаны из белого или тёмного сукна (украшенные аппликацией или вышивкой), и очень широкие длинные штаны из домотканого полотна. Для этих областей характерна была и плащеобразная О. У некоторых горных народов Европы своеобразной частью мужского костюма была короткая (до колен) и широкая юбка — клетчатая у шотландцев, жёлтая или коричневая у ирландцев, белая у албанцев и греков. Необходимой принадлежностью мужского костюма повсеместно был широкий, богато орнаментированный пояс (у большинства народов — кожаный, в Скандинавии — вязаный шерстяной, на Ю. Европы — широкий шёлковый кушак). Основными частями женского костюма в большинстве стран Европы были белая рубаха различного покроя с короткими или длинными рукавами, короткий лиф-корсаж с бретелями, плечиками (иногда и с рукавами) и шнуровкой (реже — застёжкой) спереди или сзади, широкие юбки, длинные или короткие, у талии собранные в сборки (в некоторых странах надевалось одновременно несколько таких юбок), и фартук — наиболее яркий и нарядный в праздничной О. Художественная особенность этого костюма, сложившегося под влиянием городского каркасной О. (16 — середина 19 вв.), заключалась в изяществе и чёткости силуэта. Головными уборами служили преимущественно разнообразные чепцы, платки, соломенные шляпы. Девушки чаще носили головные уборы в виде обруча или повязанной вокруг головы ленты. Повсеместно употреблялись различного вида наплечные платки — от тяжёлых больших шалей на С. Европы до лёгких шёлковых платков или косынок на Ю. У народов Юго-Восточной Европы, отчасти и у западных славян, наряду с описанными элементами женской О. долгое время бытовали и более архаичные её виды — несшитая поясная О. из двух фартуков или кусков материи, укрепленных на поясе. В некоторых странах (Финляндия, Норвегия и др.) женщины носили юбку с лифом или бретелями. Наиболее распространённым видом обуви у мужчин и женщин были кожаные башмаки или туфли, которые носили с хлопчато-бумажными и шерстяными носками или обмотками. У некоторых народов (в скандинавских странах, Венгрии, Польше, Германии) мужчины носили также сапоги. Для народов Балканского полуострова характерна была обувь из цельного куска кожи (типа поршней или мокасин); у некоторых народов бытовала обувь на деревянной подошве (Португалия, Италия) или целиком деревянная (Франция, Нидерланды).
         Русская О. при всей общности с О. др. славянских народов имела ряд своеобразных черт. Мужской русский костюм состоял из рубахи-косоворотки (иногда вышитым или тканым узором по вороту и подолу), выпускаемой поверх нешироких штанов и перехваченной поясом. В женской русской О. в соответствии с областными особенностями различаются южно-русские и северо-русские комплексы. Костюм южно-русских областей состоял из рубахи и понёвы (к этому же типу набедренной О. относятся украинская Плахта, белорусская понёва и др.). Северо-русский женский костюм состоял из рубахи и сарафана, отличавшегося стройным, расширенным книзу силуэтом. Характерны украшения рубахи и др. частей О. вышитыми и ткаными узорами, вставками кумача, нашивкой тесьмы, лент, галуна, которые во многом определяли цветовое и ритмическое решение костюма. Общерусские головные уборы — перевязки и венцы у девушек, сорока с кичкой или кокошник, полностью закрывавшие волосы, — у замужних женщин. Верхняя О. у мужчин и женщин разнообразна: шуба или короткий полушубок из овчины, суконный кафтан в талию, поддёвка из фабричной ткани со сборами, с застёжкой на левой стороне. Тулуп из овчины в виде расширенного книзу халата надевали в дорогу. Носили сапоги с голенищами, собранными гармошкой; с 19 в. распространились валенки; б. ч. крестьян носила плетённую из лыка обувь. Мужская О. белорусов сходна с русской (отличия в покрое рубахи); у женщин старинная понёва заменена юбкой (андарак, саян) из разных материалов. Костюм украинцев, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием и варьирует по областям. Особой красочностью отличает ся костюм населения горных областей Украины; своеобразна овчинная безрукавка (кинтарь), украшенная нашивкой металлических бляшек, аппликацией. О. народов Поволжья (мордвы, марийцев, чувашей и др.) весьма оригинальна и богато орнаментирована вышивкой. Национальная О. народов Северного Кавказа и Закавказья имеет много общего в покрое, однако различна по длине, цвету и отделке. Характерной составной частью мужского костюма была длинная распашная Черкеска, скроенная в талию, обычно без ворота. Под черкеску надевали Бешмет. Распространена Папаха — головной убор из меха. Женская О. у грузин, кабардинцев, черкесов, осетин и других народов — длинное в талию платье, с узким лифом и широкой юбкой, придававшее фигуре черты строгой грациозности. В соответствии с национальными вкусами О. народов Кавказа украшалась металлическими бляшками, золотым и серебряным шитьём в сочетании с галуном и шнуром из металлических, шёлковых и шерстяных нитей. Национальная О. народов Средней Азии также имеет общие черты. У мужчин — туникообразная рубаха, штаны с широким шагом; в качестве верхней О. — распашной халат. Головные уборы — Тюбетейка, чалма или меховая шапка. У женщин — длинные шаровары и поверх — туникообразная рубаха ниже колен, почти полностью скрывавшая очертания фигуры, халат. В то же время различия в элементах покроя, цвете и орнаменте (вышивка на вороте и рукавах, формы женских головных уборов и т.д.) составляют специфику национальной О. каждого народа. Куртка с глухими штанами и халат с запахом на правую сторону (как верхняя О.) характерны также для пародов Азии — китайцев, корейцев, монголов и др. Халат с широкими рукавами (Кимоно) — национальная мужская и женская О. японцев. Сходная по покрою, О. этих народов отличается характером декорировки. Если для китайского костюма характерна строгая композиция рисунка (который располагается преимущественно на переднем полотнище), то для японского — свободно-асимметричная, предполагающая переход элементов декора с переднего полотнища на заднее. У народов Южной и Юго-Восточной Азии распространена нешитая О. — кусок ткани, которым обёртывают нижнюю часть тела от пояса (Дхоти, Саронг) или весь корпус (Сари у женщин Индии). Её форма создаётся драпировками, выявляющими пластические свойства материала. Для мужской О. значительной части Африки характерны штаны с широким шагом и длинная туникообразная рубаха (галабия, джеллаба, бубу), ткань которой (в зависимости от пластических качеств) спадает либо мягкими, свободными складками, либо большими жёсткими плоскостями, Женская О. зоны саванн — сшитые длинные платья разных типов, в зоне тропического леса — передники, набедренные повязки.
         Г. С. Маслова.
         Гигиенические требования к одежде. С помощью О. вокруг тела создаётся искусственный микроклимат, в пододёжном пространстве поддерживаются ровная температура (28—32°С), невысокая относительная влажность (20—40%) и слабое движение воздуха. О. уменьшает теплопотери организма, сохраняя его энергетические ресурсы, защищает кожный покров от механических и химических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых и др. Основные гигиенические требования к О. — соответствие теплозащитной способности и воздухопроницаемости ее климатическим условиям, интенсивности мышечной работы, особенностям пола, возраста, состояния здоровья и т.п. Конструкция и покрой верхней одежды должны обеспечивать максимальную свободу движений, отсутствие затруднений дыхания и кровообращения.
         Для О. в холодное время рекомендуется выбирать материалы, обладающие малым объемным весом и толщиной, не меняющейся при механических воздействиях, увлажнении и от продолжительной носки, т.к. при уменьшении толщины материала и соответственно содержания в нем воздуха снижается теплозащитная способность О. Оптимальными свойствами для такой О. обладают натуральные материалы (льняные, хлопчато-бумажные ткани, натуральные шелка и т.д.).; синтетические ткани, хорошо защищающие от атмосферной влаги и ветра, целесообразно использовать для наружного слоя О. Для профилактики простудных заболеваний рекомендуется избегать избыточной теплозащиты, особенно у детей, вызывающей активное потоотделение, увлажнение О. и снижение ее теплозащитных свойств.
         В теплое время года рекомендуется выбирать О. из материалов, обладающих малой теплопроводностью и способностью хорошо поглощать пот. Желательно, чтобы летняя О. жителей районов с умеренным климатом способствовала максимальному проникновению ультрафиолетовых лучей (О. из вискозы, и полиамидных волокон). Для жителей жарких стран О. должна обеспечивать экранирование лучистого тепла. Защиту от солнечной радиации гарантирует гладкая О., изготовленная из материалов светлых тонов. С гигиенической точки зрения наиболее целесообразно изготовление летней О. из хлопчато-бумажных тканей и натурального шёлка. Синтетические ткани быстрее загрязняются, мало гигроскопичны и влагоёмки, обладают способностью накапливать статическое электричество и нарушать дыхательные функции кожи, иногда способствуют возникновению аллергических расстройств.
         Спортивная О. изготовляется из материалов возможно легкого веса, воздухопроницаемость которых достаточно высока для обеспечения быстрого удаления пота; она должна обладать высокой гигроскопичностью. Наиболее гигиеничны трикотажные изделия; бязевое и полотняное белье менее подходит для занятий спортом. Высокие теплозащитные свойства при малом весе важны для зимней спортивной О., а также О., используемой в прохладную погоду для занятий на открытом воздухе. Удобны т. н. тренировочные костюмы — широкого покроя блуза и брюки, изготовляемые из плотной хлопчато-бумажной ткани (байки, вельветона), шерсти, шерстяного трикотажа, синтетических материалов. При горных восхождениях, туристских походах в прохладную погоду необходима ветрозащитная О.
         Детскую О. изготовляют с учётом возрастных особенностей, прежде всего несовершенства терморегуляции и большой двигательной активности; она должна свободно пропускать воздух, иметь не стесняющий движений покрой и предохранять тело ребенка как от охлаждения, так и от перегревания. Кожа ребенка, особенно в первые месяцы жизни, нежна и легко ранима, поэтому О. изготовляют из мягкой гигроскопичной ткани, без грубых швов, пуговиц, с мягкими завязками. Желательно не перегревать ребёнка раннего возраста, не применять детскую О. из малогигроскопичных синтетических тканей, т.к. это может привести к потнице и раздражениям кожи.
         Защитная О. на производстве служит для защиты рабочих от воздействия неблагоприятных условий труда. В горячих цехах применяют невоспламеняющиеся куртки и брюки из шерстяных и льняных (брезентовых) тканей; части О., наиболее подверженные воздействию искр, брызг металла или горячих жидкостей, покрывают накладками из плотных огнестойких тканей; участки О., более подверженные термическому воздействию, имеют несколько слоев — наружный из льняной ткани, средний из шерстяной и внутренний из мягкой хлопчатобумажной. В некоторых случаях защитную О. изготовляют из хлопчато-бумажной ткани, пропитанной огнезащитными средствами, или из лавсана. Для защиты от пламени, раскалённых предметов, искр расплавленного металла в металлургической промышленности, а также при тушении пожаров применяют фартуки, гетры, нарукавники и рукавицы из асбестовой ткани. При особо огнеопасных операциях кратковременно (20—30 мин) пользуются асбестовыми костюмами. Пылезащитные костюмы изготовляют из плотной хлопчато-бумажной ткани с двойными застёжками на рукавах и в низу брюк и с капюшонами (для защиты от едкой пыли). При работе с кислотами и др. агрессивными химическими веществами используют костюмы из грубошёрстной или хлопчато-бумажной ткани, пропитанной кислотозащитными средствами, а также тканей из шерсти с добавлением синтетических материалов, для работы со щелочами — О. из прорезиненных тканей. О. для работы с агрессивными химическими веществами изготовляется в виде комбинезонов и костюмов; в некоторых случаях дополнительно применяются фартуки, нарукавники, халаты и полукомбинезоны из поливинилхлоридной плёнки, текстовинитина и прорезиненных тканей. При работе с радиоактивными веществами применяют комбинезоны и костюмы, изготовленные из тканей, которые легко дезактивируются (неокрашенные хлопчато-бумажные ткани, лавсан и т.д.). Работы, сопровождающиеся загрязнением воздушной среды радиоактивными парами или аэрозолями, проводятся в изолирующей О. В качестве дополнительных средств защиты при работе с радиоактивными веществами используют фартуки, нарукавники, полухалаты и т.д., изготовленные из пластикатов. Существует также специальная защитная О. для работ с нефтепродуктами, маслами, растворителями, лаками и красками, для горнорудных, строительных и др. работ.
         А. М. Сточик.
        
         Лит.: История культуры Древней Руси, т. 1 М. — Л., 1951; Горбачева Н. П., К вопросу о происхождении одежды, «Советская этнография», 1950, № 3; Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX нач. XX вв., в кн.: Восточно-славянский этнографический сборник, М.,1956; Киреева Е. В., История костюма, М., 1970; Крестьянская одежда населения европейской России (19 — нач. 20 вв.). Определитель. М., 1971; Мерцалова М. Н. История костюма, М., 1972; Стриженова Т., Из истории советского костюма, М., 1972; Костюм в России 18 — нач. 20 вв. Из собраний Эрмитажа, Л., 1974; Millia Davenport, The book of costume, v. 1—2, N. Y., 1948; Bruhn W. et Tilke M., Encyclopedie du costume. Des peuples de l’anticute a nos jours ainsi que lescostumes nationaux et regionaux dans le monde, P., 1955; Hansen Н. Н., Histoire du costume. Traduitdudanois par J. Puissant, P., 1956; Leloir М.; Dictionnaire du costume et de ses accessoires..., P., 1961; Banach E. i A., Slovnic mody, Warsz, 1963; Boucher F., Histore du costume en occident de l'antiquite a nos jours, P., 1965; Beau1ieue М., Le costume antique et medieval, 4 ed.. P., 1967; его же, Le costume moderne et contemporain, P. 1968; Thiel E., Geschidchte des Kostums, B., 1973.
        Русская одежда 16 — начала 20 вв.: 1 — конец 16 — начало 17 вв. (боярская одежда); 2—3 — 17 в. (боярская одежда); 4 — 18 — начало 19 вв. (мещанская и купеческая одежда города Торжка); 5 — 18 в. (купеческая одежда); 6 — 18 в. (мещанская и купеческая одежда города Осташкова); 7—8 — 1-я половина 19 в. (купеческая праздничная одежда Костромской губернии); 9 — середина 19 в. (купеческая столичная одежда); 10 — середина 19 в. (мещанская одежда города Курска); 11 — середина 19 в. (мещанская и купеческая одежда города Галича); 12—13 — 2-я половина 19 в. (одежда рабочих); 14—15 — конец 1910-х — 20-е гг.
        Европейская одежда 19—20 вв.: 1 — начало 19 в.; 2 — 1-е десятилетие 19 в.; 3 — 30-е гг. 19 в.; 4 — 60-е гг. 19 в.; 5 — 80-е гг. 19 в.; 6 — 90-е гг. 19 в.; 7 — последняя четверть 19 в.; 8 — последняя четверть 19 — начало 20 вв.; 9 — 1912—14; 10 — 20-е гг. 20 в.; 11 — 30-е гг. 20 в.; 12 — 50-е гг. 20 в.; 13 — 30—40-е гг. 20 в.; 14—15 — 2-я половина 60-х — 70-е гг. 20 в.
        Европейская одежда 17—18 вв.: 1—2 — 1-я треть 17 в.; 3 — 50—60-е гг. 17 в.; 4 — 50—70-е гг. 17 в.; 5—6 — 1680-е гг. — начало 18 в.; 7 — 20—30-е гг. 18 в.; 8—9 — середина 18 в.; 10 — 80-е гг. 18 в.; 11 — Франция (одежда якобинца времен Великой французской революции); 12 — Франция (модная одежда периода Великой французской революции); 13 — начало 1790-х годов.
        Европейская одежда 15—17 вв.: 1—3 — 2-я половина 15 в.; 4—6 — 14 в. (крестьянская одежда); 7 — 1-я половина 16 в. (Италия); 8 — 1-я половина 16 в.; 9 — 16 в. (Испания); 10 — середина 16 в. (Испания); 11 — 17 в. (Испания);
        Традиционная (конец 19 в.) одежда народов, населяющих современную территорию СССР: 1 — эстонцы; 2 — латыши; 3 — литовцы; 4 — украинцы; 5 — русские: слева — одежда девушки (б. Ярославская губ.); в центре — женская одежда (б. Курская губ.); справа — мужская одежда (б. Архангельская губ.); 6 — белорусы (б. Минская губ.); 7 — молдаване; 8 — марийцы: слева — мужская одежда (б. Уржумский уезд Вятской губ.); справа — женская одежда (б. Царёво-Кокшайский уезд Казанской губ.); 9 — казахи (из зажиточных слоев; женщина — в свадебном головном уборе).
        Традиционная (конец 19 — начало 20 вв.) одежда народов Азии и Северной Африки: 1 — китайцы; 2 — тибетцы; 3 — мяо; 4 — корейцы; 5 — монголы; 6 — индийцы; 7 — вьетнамцы; 8 — арабы.
        Традиционная (конец 19 — начало 20 вв.) одежда народов Центральной и Юго-Восточной Европы: 1 — чехи; 2 — словаки; 3 — поляки; 4 — болгары; 5 — румыны; 6 — венгры; 7 — сербы; 8 — лужичане.
        Традиционная (конец 19 в.) одежда народов, населяющих современную территорию СССР: 1 — грузины; 2 — армяне; 3 — азербайджанцы; 4 — туркмены (текинцы); 5 — узбеки; 6 — таджики (горные); 7 — киргизы; 8 — буряты (из зажиточных слоев); 9 — ненцы.
        Византийская аристократическая одежда. («Императрица Феодора с приближёнными». Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. Ок. 547.)
        Персидская одежда. (Рельеф т. н. саркофага Александра. 4 в. дон. э. Археологический музей. Стамбул.)
        Древнерусская княжеская и монашеская одежда. (Миниатюра рукописи "Житие Сергия Радонежского". 16 в. Библиотека СССР им. В. И. Ленина. Москва.)
        Одежда варвара (Фрагмент рельефа колонны Траяна в Риме).
        Мужская древнеегипетская одежда - схенти. (Статуя Пербернофрета. Ок. 2450 до н. э. Египетский музей. Берлин.)
        Мужская и женская одежда древнеегипетской знати. («Тутанхамон и царица Анхесенамон». Рельеф на крышке ларца. Новое царство. Египетский музей. Каир.)
        Древнегреческая женская одежда — хитон и гиматий-хламидион. (Статуя Артемиды (из Габий). 4 в. до н.э. Лувр. Париж.)
        Мужская древнегреческая одежда - гиматий. (Статуя Демосфена работы Полиевкта. Ок. 280 до н. э. Римская копия. Ватиканские музеи. Новый корпус. Рим.)
        Древнеримские одежды: тоги мужчин, столы и паллы женщин, туника ребёнка. (Рельеф «Алтаря мира» Августа в Риме. 13-9-е годы до н. э.)
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ОДЕЖДА — греч. мужская О. — хитон, обычно короткий, реже — длинный, с рукавами или без рукавов; хитон подпоясыв. и закрепляли на обоих плечах, или на одном (т.н. эксомида); верхняя О. — гиматий (плащ), к-рый могли носить и без хитона; полу гиматия перебрасывали обычно через левое плечо, а правое оставляли свободным. С 6 в. до н.э. верхней О. стала служить хламида — небольшой плащ, застегивавш. пряжкой на груди или правом плече. Женщины носили длинный хитон, с рукавами или без, в одном-двух местах перехвач. поясом; поверх него надевали гиматий. Пеплос в отличие от хитона оставался открытым с правой стороны, подпоясыв. под или же над апоптигмой или носился без пояса. На голову женщины надевали покрывало. Штаны считались варварской одеждой; это был типич. элемент наряда воинов инозем. происхождения и амазонок. Последние, судя по изображ., могли наде-вать поверх и короткий хитон. Ткани изготавливали из льна, шерсти; для женской О. использовали виссон, биссус, шелк и пр. волокнистые материалы.     Ткани могли быть и белыми, и цветными; в женской О. их часто украшали шитьем и вышивкой. Рим. мужская О. — туника (подобна греч. хитону); поверх надевалась тога (подобна греч. гиматию), к-рая изначально (вплоть до 1-й трети 1 в. до н.э.) была достаточно скромной, а позже стала украшаться множест-вом складок. Тога могла быть белой с пурпурной каймой или окраш. в пурпур — это определялось соц. положением носящего.     Паллий — разновидность верхней О., известная и у греков, и у римлян. Для защиты от непогоды надевали пенулу — короткий плащ из войлока. Рим. женщины носили повязку, поддерживавшую грудь; поверх простой сорочки (туники) надевали более длинную столу с рукавами и поясом, а поверх — паллу — широкое, длинное верх. платье.
Медицинская энциклопедия
гигиенические требования. Гигиенические требования к О. зависят от условий ее эксплуатации и характера деятельности человека. При изготовлении О. запрещается использовать материалы, выделяющие химические вещества в количествах, превышающих предельно допустимые значения. Полимерные материалы, предназначенные для О., должны обладать химической стабильностью, т.е. не выделять в окружающую среду при деструкции вследствие старения или воздействия внешних факторов мономеры или другие токсичные для организма вещества. При гигиенической оценке О. исследуют материалы, из которых она изготовлена, и проводят физиолого-гигиеническое изучение экспериментальных и опытных образцов комплектов О. в лабораторных и натурных условиях. При исследовании материалов определяют интенсивность и динамику выделения из них токсических веществ в воздушную среду герметических емкостей и в водную среду, имитирующую пот. Материалы, из которых изготовляется О., могут содержать незаполимеризованные мономеры, а также компоненты различных текстильно-вспомогательных веществ, применяемых для обработки натуральных и синтетических волокон (пропитки, аппреты, замасливатели и др.). Для определения содержания токсических веществ используют современные методы количественного анализа, в т.ч. хроматографические, спектро-фотометрические и др.
При отсутствии сведений о токсических свойствах и характере воздействия на организм отдельных веществ или их комбинаций проводят токсикологическое исследования на экспериментальных животных (крысах, мышах, морских свинках, кроликах). Изучают местнораздражающее, аллергенное, резорбтивное действие с использованием современных биохимических, физиологических, иммунологических, патоморфологических и других методов исследования. Для уточнения возможного влияния химических веществ, содержащихся в материалах, из которых изготавливается О., применяют капельные и компрессные аппликационные пробы на добровольцах.
При оценке материалов, предназначенных для детской О., проводят токсикологические эксперименты на растущих животных с учетом их возрастной реактивности.
При гигиенической оценке материалов для изготовления О. анализируют тепло- и влагопроводиость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, а также определяют механические свойства материалов: толщину под нагрузкой, эластичность, растяжимость. Широкое применение полимерных материалов обусловило необходимость гигиенической оценки текстильных материалов на уровень напряженности электростатического поля и срок стенания заряда с этих материалов.
Требования к материалам спецодежды во многом зависят от условий труда, поэтому для ряда производств с агрессивной средой материалы, предназначенные для спецодежды, испытывают на защитную эффективность по отношению к возможным неблагоприятным факторам производственной среды.
При разработке новых видов О., особенно для суровых климатических условий, исследования опытных образцов проводят в два этапа: вначале в лабораторных условиях (в микроклиматических камерах), затем в натурных — при опытной носке. При этом анализируют терморегуляторные реакции организма, а также микроклимат пододежного пространства. Дополнительно отбирают пробы воздуха из пододежного пространства с целью определения в нем токсических веществ.
При гигиенической оценке О. также широко используют анкетные методы, а для прогнозирования теплового состояния организма в О. того или иного типа находят применение компьютерные тепловые модели человека.
Для каждого слоя О. разрабатывают дифференцированные гигиенические требования. Летом одежда не должна затруднять теплоотдачу и испарение пота. Для этой цели рекомендуются материалы с хорошей гигроскопичностью (не менее 7%), воздухопроницаемостью (не менее 330—370 дм3 (м2?с)], невысоким термическим сопротивлением [0,09—0,11 град/ккал/(м2?ч)] и напряженностью электростатического поля. Для лучшего отражения теплового солнечного излучения предпочтительнее использовать светлые материалы. Наилучшими материалами для летней О. являются хлопчатобумажные, льняные натуральные и искусственные — вискозные шелковые ткани, обладающие хорошей воздухопроницаемостью и влагопроводностью с небольшим термическим сопротивлением. Допускается применение материалов из смеси натуральных, вискозных искусственных волокон с синтетическими полиэфирными, причем доля последних не должна превышать 30—40%.
Материалы для теплозащитной О. должны обладать высокими теплоизоляционными свойствами, а ее верхний слой — иметь небольшую воздухопроницаемость для обеспечения защиты от ветра. Для прохладного и холодного времени года рациональной считается О. из плотных, пористых тканей с хорошими теплозащитными свойствами (шерстяных, полушерстяных, хлопчатобумажных с начесом); целесообразно использование О. из смеси вискозы с натуральными (шерстью) и синтетическими волокнами с содержанием в смеси полиэфирных и полиакрилонитрильных волокон (40—45%). В связи с высокой напряженностью электростатического поля в изделиях из смеси шерсти с полиэфирными и полиакрилонитрильными волокнами, содержание последних ограничивают до 10—15%.
Верхнюю О. (костюмы, пальто) изготавливают из материалов значительной толщины и пористости (драп, сукно). Необходимая защита от ветра обеспечивается с помощью прокладок или материалов с низкой воздухопроницаемостью. Целесообразно также применение синтетических материалов для верхнего слоя О., это дает снижение ее массы на 30—40%.
Лучшими тканями для верхнего слоя являются те, которые плохо впитывают влагу и быстро ее отдают, т.е. обладающие наименьшей максимальной и минимальной водоемкостью (скорость испарения влага больше, а время высыхания меньше). Из синтетических материалов наибольшая скорость испарения с поверхности отмечается у лавсана, нитрона и капрона. Для летнего пальто и плащей широко используют полиэфирные, полиамидные, вискозные и ацетатные текстильные материалы. Для придания водоотталкивающих свойств многие из этих тканей обрабатываются специальными пропитками и латексами. Конструкция О. для защиты от холода должна обеспечивать значительную теплоизоляцию и по возможности не допускать утяжеления изделий. Такая одежда не должна также значительно ограничивать движения человека. В связи с этим большая доля теплоизоляции в комплекте теплозащитной О. сосредоточена в области торса. Как правило, зимняя О. многослойная и многопредметная.
Гигиенические требования к О. ребенка значительно строже, чем для О. взрослых. Детская О. должна быть достаточно легкой, т.к. тяжелая О. способствует появлению у ребенка различных искривлений позвоночника и формированию неправильной осанки. В тяжелой неудобной О. ребенок быстро утомляется; тесная О. может вызывать нарушения кровообращения, дыхания.
Необходимо, чтобы выбор материалов для изготовления О. обеспечивал оптимальное сочетание свойств, отвечающих гигиеническим требованиям, предъявляемым к О. детей разного возраста. Для О. детей раннего возраста целесообразно использовать материалы из натуральных волокон (например, хлопка, шерсти); не рекомендуется применение синтетических волокон, а также материалов, обработанных различными пропитками, аппретами.
Специальная одежда является одним из средств индивидуальной защиты и применяется для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего опасных и вредных производственных факторов; выдается бесплатно, по установленным нормам. Например, при работе в условиях повышенной температуры воздуха, обусловленной климатом, работающих обеспечивают костюмами из хлопчатобумажной ткани, обладающей высокой воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, паропроницаемостью. Для защиты от повышенных температур, обусловленных тепловым излучением, используют комбинированные костюмы, изготовленные из хлопчатобумажных тканей с защитными накладками или полностью из шерстяных и полушерстяных тканей, металлизированных материалов. Наиболее эффективны ткани из шерстяных волокон в смеси с термостойкими (оксалоном, терлоном и др.).
Для защиты от искр расплавленного металла служат комбинированные костюмы из полульняных тканей с защитными накладками. При работе в условиях пониженных температур применяют костюмы с утепляющей подкладкой. Для защиты от нетоксичной пыли предназначены куртки и брюки из хлопчатобумажных тканей плотных структур, имеющих низкую пылепроницаемость. В качестве головного убора используют шлем с пелериной.
Для работы с кислотами предусмотрены костюмы из тканей различного волокнистого состава. При работе с кислотами концентрацией от 60 до 80% (по серной кислоте) используют О. из тканей, содержащих шерсть и полиэфирное волокно, а также из кислотозащитного сукна и полиэфирной ткани с кислотоотталкивающей пропиткой. Для защиты от кислот концентрацией от 20 до 50% наряду с кислотозащитным сукном применяют О. из лавсанохлопковой ткани с кислотозащитной пропиткой. Для защиты от кислот слабой концентрации (до 20%) предназначена в основном О. из хлопчатобумажных молексинов с кислотозащитными пропитками.
Химчистка, стирка, ремонт, <<Дегазация>>, <<Дезактивация>>, обезвреживание и обеспыливание защитной О. должны производиться предприятиями в сроки, установленные с учетом производственных условий.
Защитная О. военного образца, применяемая в войсках и формированиях ГО, является одним из индивидуальных средств защиты личного состава от поражающего действия отравляющих, радиоактивных веществ, светового излучения, зажигательных веществ, ядовитых технических жидкостей и других агрессивных химических веществ, а также служит при работе в эпидемическом очаге. Защитная О. подразделяется на изолирующую и фильтрующую. Изолирующая защитная О. из прорезиненной ткани или синтетических пленок обеспечивает практически полную изоляцию от окружающей среды и предупреждает поражение людей токсичными и ядовитыми веществами. Она применяется при действиях личного состава на зараженной ОВ, РВ местности, выполнении аварийно-спасательных и специальных работ по дегазации, дезактивации местности, имущества, техники, вооружения, а также при работе с ядовитыми техническими жидкостями и агрессивными веществами. Изолирующей защитной О. является общевойсковой защитный комплект: защитный плащ, защитные чулки, защитные перчатки, легкий защитный костюм или комбинезон. К комбинезону придаются резиновые сапоги и перчатки, а также подшлемник, к костюму — двупалые перчатки и подшлемник. Пребывание человека в изолирующей О. сопровождается резким нарушением теплорегуляции, особенно при высокой температуре окружающего воздуха, что может привести к перегреванию организма (<<Перегревание организма>>) и тепловому удару (<<Тепловой удар>>). Для предупреждения этих осложнений установлено следующее допустимое время пребывания в изолирующей защитной О.: при температуре 15—19° до 1,5—2 ч; при 20—24° до 40—60 мин; при 25—29° до 30 мин; от 30° и выше не более 20 мин. С целью снижения температуры в подкостюмном пространстве поверх защитной О. надевают костюмы из хлопчатобумажной ткани, которые периодически смачивают водой. За счет испарения воды температура в подкостюмном пространстве снижается, соответственно увеличивается и продолжительность пребывания людей в защитной О. При низких температурах окружающего воздуха изолирующую защитную О. надевают поверх обмундирования. В качестве защитной фильтрующей О. используют импрегнированное обмундирование или белье, т.е. пропитанное специальными веществами, обезвреживающими пары ОВ при фильтрации воздуха через ткань. Фильтрующая О. предназначена для постоянного ношения; после стирки обмундирование и белье нуждаются, как правило, в дополнительной импрегнации. Могут применяться и другие типы специальной защитной О. — противочумный костюм, противоперегрузочный костюм летчиков, легководолазный костюм и др.
Одежда в судебно-медицинском отношении. О. исследуется судебно-медицинским экспертом или врачом, привлеченным для этой цели правоохранительными органами, в процессе осмотра трупа на месте его обнаружения, исследования трупа в морге, при освидетельствовании потерпевших, обвиняемых, подозреваемых или других лиц с целью изучения имеющихся на О. повреждений, изъятия вещественных доказательств (<<Вещественные доказательства>>) для последующего лабораторного исследования с помощью биологических и физико-технических методов, идентификации личности (<<Идентификация личности>>). На О. могут быть повреждения, позволяющие установить предмет, которым они причинены. Особенности, характер, локализация разрывов, участков истирания, надрывов ткани по шву, разрывов петель помогают выяснить обстоятельства происшествия. На О. могут обнаруживаться компоненты выстрела (частицы пороховых зерен, копоть), отпечатки дульного среза оружия при выстреле в упор, выступающих частей автомобиля или протектора при дорожно-транспортных происшествиях, пятна крови, выделения человека, следы глины, песка, цемента и т.д., иногда позволяющие установить место происшествия или пребывания того или иного лица в определенном месте. При исследовании неопознанных трупов особое внимание уделяют описанию О., наличию на ней фирменных знаков, этикеток, штопок. В необходимых случаях О. подвергают специальным методам исследования. При направлении на лабораторное исследование влажную О. предварительно просушивают, принимают меры для сохранения имеющихся на ней повреждений и загрязнений.

Библиогр.: Афанасьева Р.Ф. Гигиенические основы проектирования одежды для защиты от холода, М., 1977, библиогр.; Городинский С.М. Средства индивидуальной защиты для работ с радиоактивными веществами, М., 1979, библиогр.; Делль Р.А., Афанасьева Р.Ф. и Чубарова З.С. Гигиена одежды, М., 1979; Кустанович С.Д. Исследование повреждений одежды в судебно-медицинской практике, М., 1965; Лабораторные и специальные методы исследования в судебной медицине, под ред. В.И. Пашковой и В.В. Томилина, М., 1975; Минх А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта, с. 235, М., 1976; Общая и военная гигиена, под ред. Н.Ф. Кошелева, Л., 1978; Переладова О.А. Гигиена детской одежды, Киев, 1977.
Идеографический словарь
^ одеяние
^ туловище человека
одежда.
платье. наряд (дорогой #. праздничный #. шутовской #. щеголять в каком наряде).
костюм. туалет. убор (устар).
гардероб (# артистки).
одежа (прост). одежный.
тряпки (разг).
рубище.
ветром подбитый.
на рыбьем меху (пальто #).
спецодежда. прозодежда.
поясная одежда - одежда, висящая на поясе.
маскарадный костюм.
ряженый.
портной. закройщик.
см. НОШЕНИЕ ОДЕЖДЫ
Орфографический словарь Лопатина
од`ежда, од`ежда, -ы
Словарь Даля
жен. одежа, одежь; одежка, одеженка, одежища; одеянье, одёва, одёвка, все, чем человек одевается, платье, облаченье, окрута; или кроме шапки, рукавиц и обуви. Одежда руская, наша народная; французская старая, круглый, обычно шитый кафтан, штаны, чулки и башмаки; французская или немецкая, фрак или разрезной сзади сюртук, чего старики наши не любят. Без одежи, вскочишь, да побежишь, а без одежи, посидишь. Не в той одеже, а по тому ж мосту. Одежу платят, а шкура сама зарастает. По одежке тяни ножки. Протягивай ножки по одежке, живи по достатку. По росту прибирай одежку. Постройка крытая, а одежа шитая. На убогом дери одёжу, у богатого рожу. Всей одежи - шапка да онучи! Одежа наизнанку - либо пьян, либо бит будешь. Семьдесят одежек - а все без застежек (качан).
Покров, покрывало, покрышка; ухитка: сплошная устилка чего. Одежда престола, в алтарь. Одежда мебели, стен, обои. Одежда рва, вала, застилка крутостей, боков и откосов)дерном, камнем. Одежина жен. одеж(в)ище ср. одна штука одежи (немец. Kleidungsstueck). Одежная дача, все нужное на одежду. Одежные и обувные деньги. Одежный человек, ·*твер. нарядный, богатый одеждою. Одежник, гардероб, шкаф или целая комната для одежи. Оденый (одейный), оден муж., ·*архан. хорошо, чисто одетый, богатый одеждою. Одеждити кого, церк. одеть. Аще видишь нага, одежди. Одежить и одежить что, ·*сев. одеть, надеть;
покрыть одеялом пли попоной, скутать. Приукутайте, приодежьте его, песня, приоденьте. Одёжь кафтан. Одежся или одежись, на дворе холодно.
Словарь Ожегова
ОД’ЕЖДА, -ы, жен.
1. Совокупность предметов, к-рыми покрывают, облекают тело. Верхняя, нижняя о. Мужская, женская, детская о.
2. Покрытие проезжей части дороги (спец.). Асфальтовая дорожная о.
прил. одёжный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Словарь синонимов Абрамова
см. платье || снабжать одеждой
Словарь Ушакова
ОД’ЕЖДА, одежды, ·жен. (·книж. ).
1. только ед. Совокупность предметов (из ткани, меха, кожи), которыми покрывают, одевают тело. Дорожная одежда. Производственная одежда. Форменная одежда. «Торопливо сдернув с себя одежду, бросился в холодную и сырую постель.» А.Тургенев. «И ветер тихий мимолетом твоей одеждою играл.» Тютчев.
То же, не считая белья, обуви и головных уборов; платье. Верхняя одежда (пальто, шуба). Готовая одежда.
2. только мн. То, что надето на ком-нибудь, во что одет кто-нибудь (·поэт. ·книж. ). «Чужбины прах с презреньем отряхаю с моих одежд.» Пушкин. «Женщина босая, в лоскутках выцветших на солнце одежд.» М.Горький.
3. Покрытие проезжей части дороги (тех.). Одежда дороги. Асфальтовая одежда. Гудроновая одежда.
Толковый словарь Ефремовой
[одежда]
ж.
1) Совокупность предметов (из ткани, меха, кожи и т.п.), которыми покрывают тело или надевают на него.
2) Часть таких предметов, исключая белье, обувь, головные уборы; платье.
3) То, что надето на ком-л. или во что одет кто-л.
Энциклопедия афоризмов

см.также МОДА
Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого.
•Марк Твен
Если бы Господу было угодно, чтобы мы были нудистами, мы бы являлись на свет совершенно без всякой одежды.
•Леонард Лайонз
Мы едим для собственного удовольствия, одеваемся - для удовольствия других.
•Бенджамин Франклин
Чем хуже у тебя идут дела, тем лучше ты должен одеваться.
•Английское изречение
Скромность умерла, когда родилась одежда.
•Марк Твен
Женская одежда - живопись, мужская одежда -
скульптура.
•Барнетт Ньюмен
Если мужчины в наше время серьезнее женщин, то лишь потому, что их одежда темнее.
•Андре Жид
Самое лучшее в мужской одежде - это женщины.
•Автор неизветен
Мужчина, которому предстоит сделать какой-либо решительный шаг, думает: «Что я скажу?», а женщина:
«Как я оденусь?»
•Мадлен де Пюизье
Иные носят шляпу лишь для того, чтобы было чем кланяться. Непонятно, однако, для чего они носят
брюки.
•Янина Ипохорская
Брюки важнее жены, потому что существует немало мест, куда можно пойти без жены.
•Автор неизветен
Неважно, какого размера джинсы ты купишь, - все они тесны одинаково.
•Людвик Ежи Керн
Если женщина хорошо выглядит в слаксах, она будет выглядеть хорошо в чем угодно.
•Автор неизветен
Суди о человеке не по его одежде, а по одежде его
жены.
•Томас Дьюар
Если бы женщины одевались только для одного мужчины, это не продолжалось бы так долго.
•Марсель Ашар
Если женщины так тщательно наряжаются, то лишь потому, что глаз мужчины развит лучше, чем его ум.
•Дорис Дей
Женщины верят, что они наряжаются ради мужчин или для собственного удовольствия; а по правде, они наряжаются друг для друга.
•Франсис де Миомандр
Женщина готова наряжаться из одной лишь любви к своей злейшей подруге.
•Моисей Сафир
Я одеваюсь для женщин, а раздеваюсь для мужчин.
•Анджи Дикинсон
Женщины лучше всего одеваются в тех краях, где они часто раздеваются.
•Фортунат Стровский
Женщины раздевают того, кто любит их одевать.
•А. Жулковский
Краткость - душа дамского белья.
•Дороти Паркер
Мужчина не любит женщин в дешевой одежде, если не считать его собственной жены.
•Автор неизветен
Первый долг женщины - угождать своей портнихе; в чем состоит ее второй долг, еще не открыто.
•Оскар Уайльд
Моль обожает менять гардероб.
•Антоний Регульский
В юбке нет ничего особенного, когда она колышется на бельевой веревке.
•Лоренс Дау
Что мужчинам нравится в женском платье больше всего? Их представления о том, как выглядела бы женщина без всякого платья.
•Брендан Франсис
Современные платья как колючая проволока: защищают территорию, но позволяют ее осмотреть.
•Денни Кей
Декольте - это еще одна форма сохранения материи.
•Тамара Клейман
Думайте что хотите, но длинное платье прикрывает множество грехов голени.
•Мэй Уэст
Слишком долго носить одно платье вредно для организма.
•Янина Ипохорская
Если женщина, одеваясь, хочет понравиться собственному мужу, она выбирает прошлогоднее платье.
•Марлен Дитрих
Платье должно быть достаточно облегающим, чтобы показать, что вы женщина, и достаточно свободным, чтобы показать, что вы леди.
•Эдит Хед
Женское платье не должно быть облегающим, но если женщина одета, я хочу видеть, где именно в этом
платье она находится.
•Боб Хоуп
Женский свитер должен так плотно обтягивать грудь, чтобы у мужчины перехватило дыхание.
•Автор неизветен
Самое важное в женской одежде - женщина, которая ее носит.
•Ив Сен-Лоран
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОДЕЖДА


будет выглядеть так: Что такое ОДЕЖДА