Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОДЕРЖИМОСТЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(мед.)
        группа особых психических состояний, характеризующихся чувством подчинённости субъекта враждебной и неодолимой (обычно иррациональной) силе (колдовству (См. Колдовство) и т.п.); может быть симптомом психозов (вид Бреда) либо формой психической реакции человека (группы людей) на определённые влияния социальной среды (важные факторы — высокая внушаемость и низкий культурный уровень). В последнем понимании различают несколько основных форм О. Бесоодержимость была широко распространена, например, в средневековье, особенно среди женщин, испытавших «греховные соблазны» и добровольно, а чаще под пытками инквизиции сознававшихся в преступных связях с сатаной. При околдованности (т. е. «порче») через заклинание, символические действия, добавление в пищу или питье «приворотного зелья» у «жертв» (при условии их высокой внушаемости) возникают такие формы О., как иссушающая любовь, изнуряющая болезнь и т.п. В конце 19 в. в некоторых местностях Сибири, Якутии и Колымы у целых групп населения наблюдалась своеобразная форма О., проявлявшейся в насильственной (т. е. противоречащей воле и желанию самого одержимого) потребности прыгать, ругаться, передразнивать окружающих. Эта форма О., получившая название мереченья (эмиречения), имеет общие черты с Шаманством. В 20 в. аналогичные состояния описаны у островитян Зондского архипелага, южноамериканских индейцев и др. В зарубежной литературе эти состояния обозначают терминами «латах» (latah), «иму»; наблюдаются преимущественно у женщин и выражаются чаще всего в циничных телодвижениях и выкриках.
         Амок — немотивированный приступ слепого агрессивного возбуждения, сходный с эпилептическим, согласно современным исследованиям, имеет основу (чувство зависимости от враждебных социальных сил, обида, стыд, «потеря лица» — с точки зрения местных понятий), близкую и др. формам О.
         Лит.: Токарский А. А., Мерячение и болезнь судорожных подергиваний, 2 изд., М. 1893; Каннабих Ю., История психиатрии, М., 1929, гл. 5; Мицкевич С. И., Мэнэрик и эмиряченье. Формы истерии в Колымском крае, Л., 1929; Preiffer W., versenkungs und Trancezustande bei indonesischen Volksstammen, «Nervenarzt» Jg. 37, 1966, № 1; Westermeyer J., A comparison of amolt and other homicide in Laos, «American Journal of Psychiatry», 1972, v. 129, № 6.
         А. М. Халецкий.
Русская цивилизация
- См.: ВДОХНОВЕНИЕ.
Орфографический словарь Лопатина
одерж`имость, одерж`имость, -и
Словарь Ушакова
ОДЕРЖ’ИМОСТЬ, одержимости, мн. нет, ·жен. (·книж. ). ·отвлеч. сущ. к одержимый (в 1 ·знач. ).
Толковый словарь Ефремовой
[одержимость]
ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: одержимый (2*).
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Этимология.
Происходит от лат. obsession - одержимость.
Категория.
Понятие народной и средневековой медицины, служащее для объяснения причин заболеваний, прежде всего психических, и подразумевающее процесс овладения физическим телом больного злыми духами.
Специфика.
Кроме религиозных и идеологических предпосылок в возникновении данного понятия сыграли роль и субъективные переживания больного, для которого болезнь представляется как что-то чуждое и лишающее его власти над своим телом. Различали одержимость внешнюю (circumsessio) и внутреннюю (obsessio posessio). Хотя любая болезнь могла быть объяснена за счет действия злых духов, но прежде всего психические больные (эпилептики, истерики) характеризовались как "одержимые", что было обусловлено, наряду с другим, и тем, что мероприятия по "изгнанию" духов в этих случаях иногда приводили к улучшению состояния больного. Начиная с эпохи Просвещения понятие "одержимости" было вытеснено из западноевропейской медицины, но в обыденном сознании и в традиционной медицине соответствующие представления сохранились почти в полном виде.
Терапия.
Процесс изгнания злых духов (экзорцизм) с средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение экзорцистом ряда условий.
Литература.
Oesterreich T.K. Die Besessenheit. Langensalz, 1921;
Ringger P. Das Problem der Besessenheit. Zurich, 1953;
Dieckhofer K., Lungerhausen E., Vliegen J. Zur Problem der Besessenheit // Confin. Psychiatr. 14. 1971, S. 203-355;
Zutt J. (Hrsg.) Ergriffenheit und Besessenheit. Bern - Munchen, 1972
Словарь практического психолога
— понятие народной и средневековой медицины, призванное объяснить причины заболеваний, прежде всего психических; подразумевает овладение злыми духами физическим телом человека. С позиций науки, кроме религиозных и идеологических предпосылок, в генезе этого понятия могли сыграть роль субъективные переживания больного, для коего болезнь представляется чем-то чуждым, лишающим его власти над собственным телом. Хотя любая болезнь могла объясняться действиями злых духов, прежде всего одержимыми характеризовались психические больные (эпилептики, истерики), что могло обусловливаться — наряду с другим-тем, что мероприятия по изгнанию духов иногда приводили к улучшению состояния больного.
Сам процесс изгнания злых духов — экзорцизм — в средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение ряда условий:
1) экзорцист должен был верить в реальность злого духа;
2) дух-помощник экзорциста, от лица коего происходило все действие, должен был занимать в демонической иерархии место более высокое, чем изгоняемый дух;
3) перед изгнанием духов экзорцист должен был долгое время молиться и поститься.
Важно, Что все его действия при экзорцизме направлялись не против больного, который, напротив, укреплялся в решимости освободиться от заболевания, но против мучающего его духа.
Другой формой исцеления одержимого было механическое воздействие на тело больного (очень громкий шум, непереносимые запахи, кровопускания, битье и пр.) — с тем чтобы телесные страдания заставили злого духа покинуть тело больного.
Наконец, часто практиковалось предоставление для злого духа нового «жилища» для вселения (прежде всего, животных). Начиная с эпохи Просвещения понятие одержимости было вытеснено из официальной западноевропейской медицины, но в обыденном сознании и традиционной медицине соответственные представления сохранились.
Словарь управления
чем. Нелегко было сразу распознать ту страстную одержимость своим делом, которая являлась основным свойством его характера (Чаковский).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОДЕРЖИМОСТЬ


будет выглядеть так: Что такое ОДЕРЖИМОСТЬ