Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОБРАЗ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        в философии, результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне логического мышления — понятия, суждения и умозаключения. О. имеет своим объективным источником предметы и явления материального мира; в этом смысле О. вторичен по отношению к своему оригиналу. Материальный субстрат О. — соответствующие нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга человека или животного. Материальной формой воплощения О. выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. Специфической формой О. является Художественный образ.
         Своеобразие О. заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное; он не имеет самостоятельного бытия вне отношения к своему материальному субстрату — мозгу и к объекту отражения. О. объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект. Но О. объекта никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче своей копии. Однажды возникнув, О. приобретает относительно самостоятельный характер и играет активно-действенную роль в поведении человека и животных. Он регулирует поведение, осуществляет функции управления действиями. См. Отражение и лит. при этой статье.
         А. Г. Спиркин.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        явление, возникающее как рез-т запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации — духовной или физической; О. есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно доступную форму. Для наук о культуре понятие О. чрезвычайно важно, ибо культура в своем происхождении и содержании есть претворенное первичное бытие — природное, человеческое или божественное; в этом смысле культура сама — О., явленная метаморфоза первичной реальности.
        В области худож. творчества и науках о нем сложилось восходящее к эстетике Платона понятие худож. О., под к-рым разумеются специфич. средство и форма освоения жизни искусством, а также возникающие в процессе творчества автономные самоценные целостности худож. произведения (лит. персонажи и т.д.). О. здесь — сгусток худож. видения и переживания, к-рому искусство придает выразительность и эстетич. ценность.
        Мысль Гегеля, что образ “являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность”, стала аксиомой понимания О. в совр. философии и психологии. В русле материалистич. методологии выработано учение об О. как форме отражения в психике действительности, при этом уточняется, что на чувств, ступени познания О. выступает как ощущение, восприятие и представление, а на уровне мышления — как понятие, суждение, концепция; решающая роль отводится воздействию на психику внешней действительности, формирующей содержание О. В психологии бессознательного, напротив, первичным бытием по отношению к генезису и содержанию важнейших для личности и культуры О. выступают интрапсихич. начала; у Юнга они названы архетипами коллективного бессознательного. Формалистич. концепции исходят из того, что многие О., особенно О. искусства, вообще не могут быть редуцированы к к.-л. внешнему для сознания первобытию, ибо они — суть продукт опр. структуры и функции самого сознания. Такой подход, как, впрочем, и учение Юнга, развивает кантовскую идею априорных форм.
        Первостепенное значение понятие О. имеет для ре-лиг. культуры. Многие древнейшие космологии, напр., инд., рассматривали феноменальный мир как изоморфный образ трансцендентной первореальности. На представлении о человеке как О. Божием построена христ. антропология. Религ. искусство в сущности своей есть худож. претворение в явленный О. запредельного сакрального Первообраза (сакральный О.). В религ. сознании получило глубокую разработку учение о безобразном бытии, в рамках к-рого апофатич. характеристики создают парадоксальный О. безобразного. Псевдо-Дионисием Ареопагитом была развита типология образов в их отношении к трансцендентному Абсолюту: Ареопагит выделяет “сходные” и “несходные” Образы.
        О. представляет собой целостность, состоящую из чувственно воспринимаемой “оболочки”, изобразит., или иконической, стороны О., и содержания, включающего идейный и эмоц. аспекты. Каждый из компонентов играет важную роль, и в своем взаимодействии они задают смысл О. Как носитель значения и генератор смысла О. есть знак.
        В качестве психол. феномена О. является необходимым условием деятельности образного мышления, безгранично расширяющего многообразие культуры и углубляющего ее содержание.
 
Лит.: Гачев Г. Жизнь худож. сознания: Очерки по истории образа. Ч. I. M., 1972; Григорян А.П. Худож. стиль и структура образа. Ер., 1974; Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистич. искусство. M., 1976; Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. M., 1988; Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Bd. 1-3. В., 1923-29; Leroi-Gourhan A. Prehistoire de 1'art occidental. P., 1965.
 
А.П. Забияки
Идеографический словарь
^ отображение
^ объект, (быть) в, субъект (чего)
образ - результат отображения в информационной системе некоторого объекта другого объекта;
основной элемент знания;
субъективная картина определенного фрагмента действительности;
представление явлений через их свойства в сознании; целостная картина объекта.
представление - образ, не воспринимаемый непосредственно;
отображение сущностей окружающего мира в сознании;
система образов и отношений, стремящихся адекватно отразить окружающий мир
(правильное #. иметь # о чем. составить, -ся #).
информационная картина.
Ў понятие, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, репутация
v игра, проект, правое полушарие мозга, ЭМОЦИИ, подсознание
воображать, понятный
см. несерьезность
Орфографический словарь Лопатина
`образ, `образ 1, -а, мн. -ы, -ов (то, что представляется, отображается)
`образ, `образ 2, -а, мн. -`а, -`ов (икона)
Словарь Ожегова
’ОБРАЗ, -а, мн. -ы, -ов, муж.
1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери.
4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.
• Главным образом преимущественно. Работает главным образом в лаборатории.
Каким образом? как, при каких обстоятельствах, каким способом. Каким образом он здесь очутился?
Таким образом 1) так, таким способом. Поступай именно и только таким образом; 2) вводн. и в знач. союза, выражает отношение связи, вывода, значит, следовательно. Он извинился, таким образом, всё в порядке.
И таким образом, в знач. союза выражает следствие, результат. Зашли глубоко в лес и таким образом заблудились.
Решительным образом то же, что решительно (см. решительный в 5 знач.).
Равным образом (книжн.) в любом случае одинаково.
По образу пешего хождения (разг. шутл.) пешком.
прил. образный, -ая, -ое (к 1 и 4 знач.). Образное мышление. О. строй романа.
II. ’ОБРАЗ, -а, мн. -а, -ов, муж. То же, что икона. Старинный о. в окладе.
уменьш. образок, -зка, муж.
прил. образной, -ая, -ое.
Словарь синонимов Абрамова
икона, лик. Образ-складень. См. вид, изображение, икона, способ, стиль || главным образом, другим образом, коренным образом, никоим образом, по образу, по образу и подобию, принять ангельский образ, равным образом
Словарь Ушакова
’ОБРАЗ, образа, мн. образы, ·муж.
1. Облик, вид, подобие (·книж. ). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, - что хорошего?» А.Островский. Потерять образ человеческий.
Изображение (·устар. ). «Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.» Крылов.
2. Живое, наглядное представление о ком-чем-нибудь. «Ощущение есть субъективный образ объективного мира...» Ленин. «Тройка, семерка, туз скоро заслонили в воображении Германна образ мертвой старухи.» Пушкин. «Светлые образы будущего.» М.Горький.
То, что видится, кажется, грезится, представляется воображению (·книж. ). «Полуночные образы реют.» Фет.
3. Художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п. «Поэт мыслит образами; он не доказывает истины, а показывает ее.» Белинский.
4. Созданный художником или актером характер, тип. Образ Чичикова. Образ Гамлета. Образ Пушкина в картинах Репина. Средство (заменяя наречие, соответствующее этому прилагательному). Протестовать самым решительным образом (·т.е. решительно). Надлежащим образом. «Обрадуется случаю выдать свою дочь выгодным образом.» Пушкин. «Надул самым бессовестным образом.» А.Тургенев.
В той же форме, в сочетании с некоторыми прилагательными и местоимениями служит для образования вводных слов и наречий, значение которых зависит от ·знач. определения. Главным образом (преимущественно). Некоторым образом (как-то). Равным образом (одинаково). Никоим образом (совсем не, никак). Каким образом? (как?). Таким образом (так).
• Обстоятельство образа действия (грам.) - второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос: как? каким образом? По образу пешего хождения (·фам. ·шутл.) - пешком. По образу и подобию чьему (·ритор. ·устар. и ·шутл.) - по какому-нибудь образцу, беря в пример кого-что-нибудь рыцарь печального образа - см. рыцарь.
II. ’ОБРАЗ, образа, мн. образа, ·муж. То же, что икона.
Словарь эпитетов
Художественное обобщение; явления, типы, характеры в живописи, литературе, музыке, на сцене и т. п.
Абстрактный, аллегорический, архаичный, бесцветный, бледный, великий, верный, впечатляющий, выдуманный, выпуклый, выразительный, глубокий, гротескный, действенный, емкий, живой, живописный, жизненный, жизнеутверждающий, законченный, запоминающийся, зримый, искаженный, искусственный, карикатурный, картинный, колоритный, конденсированный, конкретный, красноречивый, красочный, литой, ложный, маловыразительный, мертвый, многоговорящий, многогранный, многосторонний, наглядный, надуманный, насыщенный, невыразительный, нежный, незабываемый, неповторимый, нереальный, нетипичный, неяркий, новаторский, обесцвеченный, обличительный, обобщенный, объемный, огненный (устар.), определенный, органический, оригинальный, отвлеченный, пластический, плоский, поэтический, правдивый, реалистический, реальный, рельефный, самобытный, свежий, сгущенный, серый (разг.), сильный, синтетический, слабый, сложный, смутный, содержательный, сочный, стереотипный, сухой, схематичный, типичный, точный, тусклый, уродливый, условный, фальшивый, характерный, ходульный, художественный, целостный, цельный, четкий, шаблонный, эстетизированный, эстетический, яркий.
Толковый словарь Ефремовой
[образ]
1. м.
1)
а) Внешний вид, облик кого-л., чего-л.
б) Подобие кого-л., чего-л.
в) устар. Изображение.
2)
а) Живое, наглядное представление о ком-л., чем-л.
б) То, что видится, грезится, кажется в воображении.
в) Копия, слепок, отпечаток в сознании явлений объективной действительности.
3)
а) Художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п.
б) Наглядное изображение какого-л. явления через другое, более конкретное; сравнение, уподобление.
в) Созданный художником обобщенный характер, тип.
4) Вид, порядок, склад чего-л.
5) устар. Способ, прием.
2. м.
Икона.
Этимологический словарь Крылова
Образовано от образити – "изобразить, нарисовать".
Большой психологический словарь
(англ. image) — чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество О. определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный О. видоизменяется (преобразуется), накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания О. безграничен (от О. микрочастицы до О. Вселенной), причем все содержание дано в нем одновременно (симультанно). В чувственном О. м. б. воплощено любое абстрактное содержание; в этом случае материалом для О. служат не только пространственно-временные представления (зрительные, слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обонятельные), но и внутренняя речь (в виде названия абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов). (См. Концептуальная модель, Оперативный образ, Отражение чувственное, Радикальная теория образов, Функциональная эквивалентность образов).
Различают следующие виды образных явлений. 1. О. восприятия (син. перцептивный О., перцепт) — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств. 2. О. представления (см. Представление, Представления памяти). 3. О. воображения (син. фантазия) — вымышленный О., данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся (см. Воображение). 4. Послеобраз (син. последовательный О.) — следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде (в случае зрительного послеобраза, но аналогичные явления существуют и в др. модальностях). Хорошо заметен лишь на однородном (лучше всего сером) фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной (или медленно и плавно движущейся) метки. 5. Эйдетический образ — отчетливое, полное и детальное зрительное представление объекта (сцены) в течение некоторого времени после прекращения его рассматривания; отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и большей стабильностью сенсорных характеристик. Эйдетизм характерен для части детей. У взрослых встречается редко. 6. Фосфены (син. фотизмы) — хаотические световые «ощущения» («искры в глазах»), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах; имеют разнообразную текстуру — от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков кожи ок. глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а также механическим воздействием на глаз (надавливанием на закрытое веко). 7. Фантом (см. Фантом ампутационный) — ощущение утраченной части тела (после ампутации руки, ноги и т. п.). 8. Галлюцинация — ложное восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно не отличаемое от О. восприятия; возникает спонтанно, как правило, при различных психических расстройствах (см. Онейроидное состояние сознания, Персеверация, Синдромы психопатологические, Сознания патология), в стрессовых ситуациях и во время длительной сенсорной изоляции. 9. Почти всем знакомы нормальные сновидные О., которые нередко имеют «кинематографический» и квазиреальный характер. См. также Психосенсорные расстройства, Энтоптические явления. (А. И. Назаров.)
Добавление ред.: Слово «О.» — составное (образ); корень его родственен глаголу резать.
Краткий психологический словарь
— субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие О. используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям «отражение» и «психика», существует традиция, связывающая с О. преимущественно перцептивные (см. восприятие) формы знания. Так, при описании развития мышления ребенка выделяют стадию наглядно-образного мышления (см. мышление наглядно-образное), отличие которой от более ранних и последующих стадий состоит в опоре на зрительные представления и их трансформации как средства решения мыслительных задач. Выделяется также категория умственного О., каковым, в частности, является значение. С точки зрения исследования онтогенетического развития (см. онтогенез) О. предполагает интериоризацию схем действия с предметами (Дж. Бруннер, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже). В работах А. Н. Леонтъева была выдвинута гипотеза об О. как многомерном психологическом образовании. К числу пяти его «квазиизмерений» относятся координаты пространства-времени и «квазиизмерение» значения. Последняя из этих образующих, в свою очередь, может быть представлена с помощью соответствующих средств математической обработки (многомерное шкалирование, кластерный анализ и т. д.) в виде разнообразных геометрических моделей — субъективных семантических пространств.
Словарь практического психолога
— субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Будучи основой для реализации практических действий по овладению внешним миром, образ определяется также характером этих действий, в ходе коих исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам. Одно из важных свойств образа — его целостность (см. <<гештальт>>). Целостность образа детерминирована: онтологически — предметностью объективной реальности; психофизиологически — взаимодействием внешнего дистантного и двигательного анализаторов, объединяющихся в познавательный комплекс; физиологически — на уровне организма, и психологически — на уровне личности — активностью, направленностью на познание.
Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Образ — всегда сигнал и имеет биологическое и социальное значение, определяет реакцию сближения или ухода от раздражителя, а также траекторию, силу, скорость движения, пространственную локализацию. Человек не только ощущает, но испытывает познавательно-эстетическую потребность в ощущениях. В этой потребности заложена основа умственного и эстетического развития личности, полнота отражения мира и отношения к нему.
Образы представлений вторичны по отношению к образам ощущения и восприятия. Сохраненные в памяти, они улучшают ориентацию животных в среде, а у человека становятся достоянием духовной жизни, итогом познания чувственного мира, основой прогноза для познания и действия. Образ представления — исходная форма развития и развертывания психической жизни личности. Среди закономерностей прежде всего важна обобщенность образа.
При сравнении качественных характеристик образов восприятия и образов представления бросается в глаза неполнота, фрагментарность, неустойчивость и бледность последних в сравнении с образом восприятия.
С позиции исследования развития онтогенетического, образ предполагает интериоризацию схем действия с предметами. В работах А.Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об образе мира как многомерном психологическом образовании. К числу пяти его квазиизмерений относятся координаты пространства-времени и квазиизмерение значения. Последнее, в свою очередь, можно представить с помощью соответственных средств математической обработки в виде разнообразных геометрических моделей — пространств семантических субъективных.
Интенсивное изучение образов ведется в психологии когнитивной, где обсуждается и проблема соотношения образа, возникающего в результате актуального восприятия, с представлениями тех же самых предметов и событий.
Анализ пространственных преобразований воспринимаемых и представляемых предметов свидетельствует о близости лежащих в их основе процессов. Поэтому было выдвинуто предположение о существовании гипотетической нейрофизиологической структуры-.«зрительного буфера», активация коего сенсорной информацией или сведениями из памяти долговременной приводит к появлению наглядного образа. Однако выявленное эмпирически соответствие можно объяснить лишь генетически — происхождением внутреннего плана деятельности из реальных действий предметных. О различии двух видов образов могут говорить различия их субъективной отчетливости, а также тот факт, что образы представлений никогда не локализуются во внешнем пространственном окружении. Исключение — образы эйдетические и истинные галлюцинации, возникающие при некоих психических расстройствах. Эти различия иногда ослабляются при состояниях сознания измененных (см. <<сознание: состояние>>), в частности — при сновидениях и в состояниях просоночных. Псевдогаллюцинации, напротив, совершенно явно отличаются от образов восприятия.
Теософский словарь
    Оккультизм не допускает никаких образов, как только изображение живого отражения божественного человека (символа Человечества) на земле. Каббала учит, что этот божественный Образ, копия величественного и святого высшего Образа (Элохимов), теперь превратился в другое подобие, вследствие развития грешной человеческой природы. Лишь высший божественный Образ (Эго) остался таким же; низший (личность) изменился, и человек, теперь испытывающий страх перед дикими зверьми, стал походить лицом на многих из них. ("Зохар", I, fol. 71а.) В раннюю эпоху Египта не существовало образов; но позже, как сообщает Ленорман, "В святилищах Египта свойства природы, а следовательно - Божества (Элохимов или Эго (мн. число)) были разделены на семь абстрактных качеств, каждое из которых характеризовалось символом, которые суть - материя, сцепление, постоянное изменение, свертывание, накопление, распределение и разделение." Это были атрибуты, символизировавшиеся различными образами.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ОБРАЗ - англ. picture /image; нем. Muster. 1. Мысленный или вещественный конструкт, представляющий к.-л. объект. 2. Целостное, но неполное представление к.-л. объекта или класса объектов. 3. В психологии - идеальный продукт псих, деятельности, к-рый конкретизируется в той или иной фор - ме псих, отражения (ощущения, восприятия и т. д.). 4. Порядок, направление ч.-л., способ (О. жизни, О. мыслей, О. действия). см. ВОСПРИЯТИЕ, ГЕШТАЛЬТ, ИМИДЖ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
Философский энциклопедический словарь 2
        в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств. ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления — понятия, суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику — отражаемому объекту и субъективен но способу (форме) своего существования. Материальной формой воплощения О. выступают практич. действия, язык, различные знаковые модели. Специфич. формой О. является художественный образ.
        Своеобразие О. заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное; он не имеет самостоят. бытия вне отношения к своему материальному субстрату — мозгу и к объекту отражения. О. объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект. Но О. объекта никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче своей копии. Однажды возникнув, О. приобретает относительно самостоят. характер и играет активнодейственную роль в поведении человека и животных. Он регулирует поведение, осуществляет функции управления действиями.
        см. ст. Отражение и лит. к ней.
Рус. арго (Елистратов)
ОБРАЗ, -а, м. Ирон.
О человеке, ненадолго появившемся и снова пропавшем.
Вчера пашкин образ в Измайлово маячил (ненадолго появлялся Паша).
Создать образ — уйти, убежать, скрыться.
Возм. травестирование литературоведческой терминологии.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОБРАЗ


будет выглядеть так: Что такое ОБРАЗ