Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОБРАДОВИЧ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Обрадовиh)
        Доситей (до монашества — Димитрий) (около 1742, Чаково, Воеводина, — 28.3.1811, Белград), сербский просветитель, писатель. Сын ремесленника. Побывал во многих странах Европы, в том числе в России (в Белоруссии, 1787), учился в немецких университетах. Был первым министром просвещения Сербии. Автор философских и нравоучительных сочинений, песен; переводил басни Эзопа и др. баснописцев. Первым стал писать на народном языке. Автобиографический роман «Жизнь и приключения Димитрия Обрадовича...» (ч. 1—2, 1783—88) — первая книга светского содержания на сербском языке. Писал патриотические стихи об освободительной борьбе сербского народа.
         Соч.: Сабрана дела, т. 1—3, Београд, 1961.
         Лит.: Радченко К, Ф., Д. Обрадович и его литературная деятельность, К., 1897; Гавела ђ., Д. Обрадовиh, 2 изд., Београд, 1955.
Литературная энциклопедия
1. Досифей [1742—1811] — видный сербский писатель. Р. в семье ремесленника в австрийской Сербии, странствовал по всей Европе в качестве учителя. В молодости — религиозный фанатик и монах, в 40 лет немецкий студент. О. — крупнейший деятель просветительной философии Сербии и наиболее яркий выразитель идей абсолютизма Иосифа II у австрийских славян. Главное произведение О., знаменующее собой начало новой сербской литературы, — «Жизнь и приключения» (Zivot i prikljucenja..., 1783) — автобиографический роман, к-рым О. воспользовался для проведения идей новейшей немецкой философии и особенно для беспощадной критики монашества и церкви. Это — яркая картина современной ему жизни, первая оригинальная книга светского характера на сербском яз. Те же идеи продолжает и развивает О. в последующих произведениях: «Советы здравого разума» (Soveti zdravoga razuma, 1784), «Басни» (Басне Езопове, 1788), «Собрание нравоучительных вещей» [1793], в переводах и переделках из европейских писателей, в комментариях к ним и т. д. Здесь сильнейшее влияние оказали «Зритель» (Spectator) Аддисона и произведения Лессинга. Рационалист, враг монашества и церковности, О. в своих политических идеалах шел не дальше требований просвещенного абсолютизма. Своей задачей он считал внедрение западно-европейской образованности и культуры в сербское общество. Его произведения пользовались большой популярностью у современников. Значение О. для сербской лит-ры очень велико. Преодолевая господствовавшие в его время влияния византийской и русской церковной лит-ры, отвергая искусственный «славянорусский» яз., О. вводил сербскую лит-ру в круг интересов и идей Зап. Европы и решительно боролся за народный, живой яз., тем самым определив дальнейший путь развития новой сербской лит-ры. Библиография: I. Лучшее полное собрание сочинений — юбилейное, Белград, 1911; Собрана дела, Библиотека юго-славянских классиков, Белград, 1933. II. Радченко К., Обрадович и его литературная деятельность, Киев, 1897; Гацкович Е., Жизнь Д. Обрадовича, «Университетские известия» (Варшава), 1879, V—VI; Гаврилович А., Д. Обрадович, Белград, 1900. По случаю юбилея (1811—1911) Обрадовичу посвящены целиком: Српски Кньижевни Гласник, 1911, 26 и 27; Бранково коло, 1911, 12—15; Годишньица Николе Чупича, 30 и др.; Споменица Д. Обрадовича Српске Кньижевне Задруге, 1911. А. Д.
2. Сергей Александрович [1892—] — пролетарский поэт. Сын мелкого ремесленника. Учился в городской школе, затем в университете Шанявского. Всю империалистическую войну пробыл в окопах. В 1917 был председателем полкового комитета большевистской ориентации. После Октября — на лит-ой работе. Был членом московского Пролеткульта, секретарем и членом правления ВАПП, членом редакции журн. «Кузница». Писать начал с 1912. В противовес эстетскому восприятию действительности творчество О. наполнено пафосом освобожденного фабрично-заводского труда. С большой художественной силой и эмоциональной
174 экспрессией показывает О. возрождение приостановленного за годы разрухи завода. Поэтизация освобожденного труда переплетается с темой революции, с мотивами о разрушении старого мира во имя создания новой радостной жизни. Активное устремление к созданию новой жизни — существенная черта облика О. как поэта. Он подчеркивает революционно-созидательную работу пролетариата. Мощь и коллективизм — основные признаки пролетариата у О. Изображая пролетарскую революцию, Обрадович раскрывает ее интернациональный характер. Давление мелкобуржуазной стихии сказалось на творчестве Обрадовича при переходе партии и рабочего класса от военного коммунизма к нэпу. Подобно другим поэтам «Кузницы» поэту казалось, что нэп есть сдача позиций. Отсюда — мотивы горечи и боли («Горько, родные, горько Будни под блузой носить, И не знать, как воркует зорька, И рабочие песни забыть»). Но в стихах О. нет того резкого и активного протеста против нэпа, к-рое имело место у Кириллова и Герасимова напр., расценивших нэп как возврат к капитализму. Как поэт О. в целом ряде моментов отличается от остальных поэтов «Кузницы». Космизм, «планетарность» и абстрактность, которые характерны для творчества поэтов «Кузницы», наиболее значительной группы пролетарской лит-ры периода военного коммунизма, почти отсутствуют в стихотворениях О. Он ближе к текущей жизни, таким остался и в более поздние годы. У него нет выспренности, характерной для Садофьева, Кириллова. Обрадович подходил к созданию реалистического образа рабочего («Шахтер»), тогда как у Садофьева рабочий дан как «современный Данте, Бог, Грядущий властелин». Пафос борьбы и возрождения страны звучит у О. тоже реалистичнее. Библиография: I. Взмах, П., 1921; Сдвиг, М., 1921; Стихи о голоде, М., 1921; Окраина, М., 1922; Октябрь, М., 1922; Огненная гавань, П., 1922; Капель, М., 1922; Город, М., 1923; То же, изд. 2-е, М., 1929; Винтовка и любовь, М., 1924; Митинг, М., 1924; Явь, Поэма, М., 1926; Избранные стихи, М., 1926; Поход, М., 1928;
175 То же, изд. 2-е, М., 1930; О молодости, М., 1928; О труде, любви и революции, М., 1930; Рабочий фронт, Избранные стихи, М., 1933. Статья: Обратное мышление, «Кузница», 1920, кн. II. II. Якубовский Г., Литературные портреты, М. — Л., 1926; Лежнев А., О пролетарских поэтах, «Печать и революция», 1925, кн. II; Воронский А., О группе писателей «Кузница», «Красная новь», 1923, 3, 4 (также в его сб. «Литература и жизнь», М., 1924); Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Сиповский Б., Поэзия народа, Петроград, 1923. Отзывы: Филипченко И., «Правда», 1928, 7 июня; Красильников В., «Красная новь», 1928, VI; Поступальский И., «Молодая гвардия», 1928, VI; Цвелев В., «Октябрь», 1928, VII; Оксенов И., «Звезда», 1928, VI; Эркман Р., Пролетарский авангард, 1931, VI; Книга — строителям социализма, 1931, IV («Поход»); Красильников В., «Красная новь», 1929, II; Зенкевич М., «Печать и революция», 1929, II—III («О молодости»); Тарасенков А., «Книга и революция», 1929, V («Город»); Виноградов И., «Литературная газета», 1930, № 48; Ав—лев А., «Книга и революция», 1930, XXVIII («О труде, любви и революции»); Бойчевский В., О творчестве С. Обрадовича, «Журнал для всех», 1930, IX. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928. И. Ермаков
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОБРАДОВИЧ


будет выглядеть так: Что такое ОБРАДОВИЧ