Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НОВИКОВ-ПРИБОЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(псевдоним; настоящая фамилия Новиков)
        Алексей Силыч [12(24).3.1877, с. Матвеевское Тамбовской губернии, ныне Сасовского района Рязанской области, — 29.4.1944, Москва], русский советский писатель. Родился в крестьянской семье. Служил матросом Балтийского флота (1899—1906). Во время русско-японской войны 1904—05 участвовал в Цусимском сражении. Печатался с 1906. Первый сборник «Морские рассказы» в 1914 был изъят в наборе (вышел в 1917). За революционную деятельность преследовался царскими властями, жил в эмиграции (1907—13). Отмеченное влиянием М. Горького, творчество Н.-П. развивалось в русле русской реалистической литературы, продолжая традиции классической «морской» литературы (повесть «Море зовёт», 1919; романы «Подводники», 1923, «Солёная купель», 1929 и др.). Лучшее произведение Н.-П. — историческая эпопея «Цусима» (ч. 1—2, 1932—35; 4-я ред. 1940, Государственная премия СССР, 1941) — повествует о героизме русских моряков, лучшей части офицерства, показывает становление революционного самосознания народных масс, разоблачает преступную безответственность командования царского флота. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 Н.-П. выступал с очерками и статьями о советском флоте, работал над романом «Капитан 1-го ранга» (ч. 1—2, 1942—44, незакончен). Некоторые произведения Н.-П. переведены на иностранные языки, экранизированы. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
        
         Соч.: Собр. соч., т. 1 — 5, М., 1963.
         Лит.: Перегудов А., Новиков-Прибой. Повесть о писателе и друге, М., 1953; Красильников В., А. С. Новиков-Прибой. Жизнь и творчество, М., 1966; Русские советские писатели-прозаики, Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964.
         В. А. Калашников.
        А. С. Новиков -Прибой. «Цусима» (Москва, 1934). Илл. П. Я. Павлинова.
        А. С. Новиков-Прибой.
Энциклопедия Отечеcтво
НОВИКОВ-ПРИБОЙ (настоящая фамилия Новиков) Алексей Силыч (1877-1944), русский писатель. В 1908-13 политический эмигрант, сотрудничал с эсерами. В дореволюционной прозе (сб. "Морские рассказы", 1917) о жизни матросов российского флота преобладают драматические коллизии, мотивы социального протеста. На личных впечатлениях, свидетельствах участников и документах основан роман "Цусима" (1932-35; Государственная премия СССР, 1941). Повести "Море зовёт" (1919), ""Коммунист" в походе" (1924), "Женщина и море", "Солёная купель" (обе 1929) и др.
Литературная энциклопедия
Алексей Силыч [1877—] — пролетарский писатель. Р. в с. Матвеевском Тамбовской губ. в крестьянской семье. Начальное образование получил в сельской приходской школе и пополнял его чтением различных книг. 22 лет Н.-П. попал в Балтийский флот в качестве матроса. Воскресная школа, связи с подпольными кружками, нелегальная лит-pa и «Дом предварительного заключения» были его «университетами». Участие в Цусимском походе 2-й эскадры окончательно оформило его политические взгляды. После пребывания в плену у японцев Новиков-Прибой с 1907 по 1913 скитается по Европе и Северной Африке как политэмигрант, плавает в Англии на коммерческих судах. В 1906—1907 Н.-П. выпустил две небольших книжки («За чужие грехи» и «Безумцы и бесплодные жертвы») о Цусиме под псевдонимом «Матрос А. Затертый». Обе книжки были немедленно конфискованы. В 1914 Новиковым-Прибоем была подготовлена первая значительная его книга «Морские рассказы», но из-за цензурных запретов она увидела свет лишь в 1917. После Октябрьской
135 революции Новиков-Прибой получил возможность заняться литературной деятельностью. Вступил в группу пролетарских писателей «Кузница» (см.) и стал одним из популярнейших советских писателей. Н.-П. внес в лит-ру свою тему. Море, корабль, казарма, лагерь пленных, реже деревня, — таковы объекты его творчества. Они интересуют его как объекты, на к-рых с особой отчетливостью сказалось действие жестокой бюрократической машины самодержавия. Но пессимизма у Н.-П. нет даже и в дореволюционных рассказах. Наряду с Петькой «порченым» (рассказ «Порченый») казарма выращивала, как показал писатель, революционера Зобова («Подводники»), Смирнова («Ухабы») и мн. др., к-рые готовили гибель давящему их порядку. Н.-П. с мастерством и знанием жизни раскрывает причины, к-рые делают из рядовых матросов революционеров, умеющих бороться. Физически и морально здоровый матрос-середняк, выполняющий без особого напряжения всю возлагаемую на него работу, жизнерадостный и остро ненавидящий кают-компанию, освобождающийся от верноподданнических иллюзий под влиянием корабельного быта и товарищей, — таков главный герой его произведений. Корабль, работу всех его механизмов, жизнь матросского кубрика, взаимоотношения с начальством Н.-П. показывает с учетом деталей, подробно. Но детальность для Н.-П. — не самоцель. Она, придавая жизненность изображаемому, позволяет отчетливее создать общую картину обреченного, гнилого царского флота, построенного на основе классового гнета, чинопочитания, внешней упорядоченности и муштры. Реалистическая, социально насыщенная тематика дополняется у писателя темой любовно-семейных отношений. Трактуется она по преимуществу в романтическом плане. Встреча с женщиной всегда внезапна, случайна, почти фатальна; сама женщина ярка, красочна; обстановка встречи насыщена весельем,
136 бодростью, но все это дается в приукрашенных тонах. Показывая постепенный рост революционного сознания матроса царского флота, расслоение среди членов кают-компании, Н.-П в таких произведениях, как «Ухабы», «B бухте», «Отряд», изображает революционный взрыв. Революция показана Н.-П. не только на море, но и в лесах и сопках Дальневосточного края. Партизаны — главные герои его рассказов о революции; их Новиков-Прибой противопоставляет организованной военщине царской армии. Рассказы и большие повести Новикова-Прибоя в большинстве носят мемуарный характер. Излишне загромождает Н.-П. свои произведения трагическими ситуациями, надуманными конфликтами. Сочетание повышенной эмоциональности повествования с насыщенностью произведения конкретными картинами жизни проходит через все творчество Новикова-Прибоя. Пейзаж, яркий, красочный, встает всегда как бы контрастом к мучительному, убивающему режиму матросской жизни. Высшей ступенью творчества Н.-П. является «Цусима», заслуженно входящая в актив лит-ры социалистического реализма. События прошлого — поход 2-й тихоокеанской эскадры и бой под Цусимой — подвергнуты пролетарскому анализу. Вскрытие социальных корней дезорганизации, к-рая царила под покровом бессмысленной, чисто внешней дисциплины, подготовляет читателя к выводу о неизбежности гибели всей эскадры. Четкие характеристики отдельных командиров, адмиралов, офицеров, показ повседневной жизни матросов, красочные пейзажи моря и тропиков, ряд личных, интимных воспоминаний
137 повышают ценность произведения конкретными художественными деталями. В «Цусиме» Н.-П. держится хронологической последовательности событий, сообщает ряд интереснейших исторических документов. Вместе с тем язык Новикова-Прибоя порою упрощен в показе многосторонности фактов и явлений, чем понижается сила образного выражения. Этот недостаток сказывается и в таком ярком и волнующем произведении, как «Цусима». Библиография: I. Собр. сочин., изд. «ЗиФ», М., 1927—1929 [т. I — Морские рассказы; т. II — Море зовет; т. III — Ухабы; т. IV — Женщина в море; т. V — Две души; т. VI — Соленая купель (выдержали по нескольку изданий)]; Бегство, ГИХЛ, М., 1931, и «Московское т-во писателей», М., 1932; Цусима, изд. «Федерация», М., 1932 (несколько изд.). II. Кубиков И., Литературные очерки, М., 1929; Воронский А., Литературные портреты, т. II, М., 1929; Новиков-Прибой А. С., Критическая серия, изд. «Никитинские субботники», Москва, 1930; Якубовский Г., Писатели «Кузницы», Москва, 1930; Красильников В., За и против, М., 1930; Абрамкин В., Цензурная история «Цусимы», «Залп», 1933, VI [по материалам дела Главного управления по делам печати об изъятии и уничтожении брошюры «Безумцы и бесплодные жертвы» А. Затертого (бывший матрос), изд. в 1907 и представлявшей собой первый набросок романа «Цусима»]. Отзывы о «Цусиме»: Рожков П., «Новый мир», 1932, XII; Свирский А., Сказание о великом позоре, «Литературная газета», 1932, № 39, 29 авг.; Бойчевский В., «Земля советская», 1932, X; Судачков А., Трагическая авантюра царизма, «Художественная литература», 1933, I; Лейтес А., «Прожектор», [М.], 1933, № 3—4; Березов П., Правда о войне, «Книга и пролетарская революция», 1933, I; Его же, Правда о «Цусиме», «Рост», 1933, V; Варшавский С., Цусима, «Залп», 1933, VI; Его же, О «Цусиме» А. С. Новикова-Прибоя, «Звезда», 1933, VI; Заславский Д., Современная история, «Литературный критик», 1933, I; Перцов В., Россия, которую били, «Знамя», 1933, VIII, и мн. др. III. Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи, ГИХЛ, М., 1931 (подробная библиография сост. А. Ревякиным). С. Гинзбург
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НОВИКОВ-ПРИБОЙ


будет выглядеть так: Что такое НОВИКОВ-ПРИБОЙ