|
|
|
|
|
НОЙ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
герой библейского мифа о потопе. Образ Н. воспроизводит черты героев шумерской (Зиусудра) и вавилонской (Утнапиштим) мифологий. См. Всемирный потоп.
|
Мультимедийная энциклопедия |
в. в соборе Сан Марко (Венеция).
в Книге Бытия, патриарх, сын Ламеха и потомок Адама в десятом
поколении. Ной "человек праведный и непорочный", "ходил пред
Богом" (Быт 6:9). Однако его современники были настолько
порочны, что Бог решил уничтожить все живое, наслав потоп. Бог
повелел Ною построить ковчег из дерева гофер, чтобы он и его
семья могли спастись. Затем велел ему взять в ковчег по паре
животных каждого вида (согласно Быт 7:2, "чистых" животных надо
было взять по семи пар, чтобы имелся запас для
жертвоприношений). После этого полил дождь, продолжавшийся 40
дней и 40 ночей. Только через 150 дней вода стала спадать, и
ковчег остановился "на горах Араратских". Покинув ковчег, Ной
совершил благодарственное жертвоприношение. После этого Бог
заключил с ним договор (завет), пообещав никогда больше не
уничтожать мир потопом, и в знак этого договора положил радугу
в облаках.
Ной начал возделывать землю и изобрел искусство приготовления
вина (Быт 9:20). Однажды, когда он опьянел и уснул обнаженный в
своем шатре, Хам, один из его сыновей, надсмеялся над ним,
между тем как два других сына, Сим и Иафет, покрыли его наготу,
почтительно отвернувшись. За проявленное непочтение Ной проклял
сына Хама - Ханаана, объявив, что тот будет рабом Сима и
Иафета, которых он благословил. В еврейской легенде поясняется,
что Хам оскопил Ноя, чтобы помешать ему родить четвертого сына,
который мог принять участие в разделе мира. Вот почему Ной
проклял четвертого сына Хама - Ханаана.
История Ноя обнаруживает сходство с легендами других
ближневосточных народов. Считается, что источником, к которому
восходит библейский рассказ, послужили аккадские или
вавилонские легенды о потопе. Однако в преданиях кинеян (или
каинитов), согласно которым первым человеком был не Адам, а
Каин, можно обнаружить другие мотивы рассказа о Ное. У потомка
Каина, Ламеха, было, как у Ноя, три сына (Быт 4:19-23). Они
стали изобретателями ремесел, что характерно скорее для новой
цивилизации после потопа, чем для поколений, живших перед
потопом. Кинеянское имя Ламех соответствует имени отца Ноя,
потомка Сифа, однако в кинеянском предании Ламех был, по-
видимому, фигурой, соответствующей самому Ною. Кинеяне, как
можно судить по их потомкам рехавитам, воспрещали употребление
вина и занятия земледелием (Иер 35; о связи кинеян с рехавитами
см. 1 Пар 2:55). В таком случае рассказ об опьянении Ноя, по-
видимому, восходит к кинеянской легенде, объясняющей запрет на
вино и земледелие, однако составители еврейской Библии, не
чуждые ни того, ни другого, превратили ее в легенду,
оправдывавшую (ссылкой на проклятие Ноем Ханаана) последующее
завоевание Ханаана евреями. |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
НОЙ — в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасенный праведник и строитель ковчега, спаситель мира зверей и птиц, через своих сыновей Сима, Хама, Иафета родонач. всего послепотопного че-ловечества. |
Орфографический словарь Лопатина |
Ной, Ной, Н`оя |
Имя собственное в русской поэзии 20 в |
(библ.; патриарх, праведник, построивший ковчег и спасшийся в нем от потопа (Быт. 6-9)) Она (душа) уходит в перегной Потопа, как при Ное, И ей не боязно одной Бездонною весною. П931 (I,422) |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: НОЙ
будет выглядеть так: Что такое НОЙ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|