|
|
|
|
|
НОДЬЕ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Nodier)
Шарль (29.4.1780, Безансон, — 27.1.1844, Париж), французский писатель, член Французской академии (1833). Сын адвоката. Учился в Центральной школе Безансона. Первый роман Н. — «Изгнанники» (1802). После опубликования в 1803 (Лондон) сатиры на Наполеона находился в изгнании. В 1812—1813 редактор газеты «Телеграф илирьен» («Telegraphe illyrien») в Лайбахе (ныне Любляна). Борьба за независимость балканских славян вдохновила Н. на создание романа «Жан Сбогар» (изд. анонимно в 1818, Париж), ставшего вехой в истории французского романтизма. По возвращении в Париж Н. участвовал в кружке романтиков «Сенакль». Склонность к «чёрной романтике» («Смарра», 1821, изд. под псевдонимом М. Оден — М. Odin) не отразилась на близости сказок Н. к фольклорным (особенно в 30-е гг.); большинство их является образцом «сказки-новеллы».
Соч.: CEuvres, v. 1—12, P., 1833—37; Contes, P., [1961]; в рус. пер. — Избр. произв., М.—Л., 1960.
Лит.: Обломиевский Д. Д., Французский романтизм, М., 1947; История французской литературы, т. 2, М., 1956; Held М., Ch. Nodier et le romantisme, Bonnier, 1949; Juin Н., Charles Nodier, [P. 1970] (Ecrivains d'hier et d'aujourd'hui); Bender E. J., Bibliographie: Ch. Nodier, Lafayette, (Indiana), 1969.
М. А. Гольдман.
|
Словарь Даля |
ср. или нотье ·*сиб., ·*пермяц., ·*ниж. нодья жен., ·*пермяц. нодья ·*архан. нойка ·*вят. костер промышленников в лесу, на ночлегах; ставят пни шатром, или сваливают накрест пару кряжей, или разводят огонь в дупле, или стягивают два кряжа промеж двух кольев, чтобы можно было приподымать верхний, если жар слишком силен. |
Литературная энциклопедия |
Шарль [Charles Nodier, 1780—1844] — французский писатель. Происходил из провинциальной мелкой буржуазии; отец его в эпоху Великой французской революции был председателем революционного трибунала в Безансоне. Революционные настроения юности сменились впоследствии у Н. игрой в революционера, члена мнимых тайных Иллюстрация: Тони Жоано. Иллюстрация к «Сказкам» Нодье [1846]
145 обществ. В 1802 Н. пишет стихотворный памфлет против Наполеона. Впоследствии стал сторонником Наполеона и получил место в его администрации, но при Реставрации выдавал себя за жертву Империи. Н. написал несколько романов [«Жан Сбогар» (Jean Sbogar, 1818); «Зальцбургский живописец» (Peintre de Saltzbourg, 1803)], но более характерный для него жанр — фантастическая новелла, дробящаяся в «кошмарную» новеллу [«Смарра» (Smarra, 1821); «Лорд Рётвин, или Вампиры» (Lord Rutween, ou Les vampires, 1820)], фейную сказку [«Фея крошек» (La Fee aux miettes, 1832); «Трильби» (Trilby, 1822)] и религиозную легенду [«Легенда о сестре Беатриче» (La legende de su0153ur Beatrix)]. B этих произведениях Н. являлся проводником иноземных лит-ых влияний на французскую романтику, поскольку они были ей социально родственны. В 1824 Н. был назначен библиотекарем Арсенала, и его квартира сделалась местом первого объединения французских романтиков («Сенакль»), где преобладали представители дворянской лит-ры 20-х гг. Печатным органом «Сенакля» Н. был журнал «Французская муза» (La muse francaise) католического и монархического направления. «Сенакль» Н. сыграл значительную роль в борьбе новой школы против классицизма, но распался к началу 30-х гг., когда после Июльской революции завершилась диференциация дворянского и мелкобуржуазного романтизма. Творчество Н. полно противоречий. Наряду с мистицизмом, продуктом которого является фантастическая новелла Н., y него уживаются материалистические тенденции XVIII в., наряду с реакционными высказываниями — некоторые социальные идеи Великой французской революции («Жан Сбогар»). В противоположность своему лиризму и неистовому разгулу фантастики Н. пользуется ясным, точным, суховатым яз. XVII в. Усвоив ряд романтических особенностей, он сохраняет влияние Кребильона-сына и Стерна. Н. был выразителем тех слоев мелкой буржуазии, к-рые рано разочаровались в революции и всегда с опаской относились к реакции. В своей лит-ой и общественной практике он всегда держался вдали от активно борющихся и никогда в своей оппозиционности к власти не проходил тех границ, к-рые лишают возможности устроиться у нее на службе. В течение 30 лет он был пропагандистом всех лит-ых мод, но не создал ни одного направления. В «свободу» романтиков он вкладывал смысл: свобода не от классических канонов, а от каких бы то ни было лит-ых принципов. Именно поэтому он после распада первого кружка романтиков был в одинаковой степени оставлен как реакционными, так и либерально-демократическими романтиками. Библиография: I. ?uvres de Ch. Nodier, editions Renduel, 12 vv., P., 1832—1834; Жан Сбогар, Вступ. статья И. М. Нусинова, «Academia», 1934. II. Де-Ла-Барт Ф. Г., Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908; Salomon M., Ch. Nodier et le groupe romantique, P., 1908; Larat J., La tradition et l’exotisme dans l’u0153uvre de Ch. Nodier, P., 1923. III. Larat J., Bibliographie critique des u0153uvres de Ch. Nodier, P., 1923. Ю. Д. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: НОДЬЕ
будет выглядеть так: Что такое НОДЬЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|