Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НИЛЬСЕН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Нильсен (Nielsen)
        Аста (р. 11.9.1881, Копенгаген, — 25.5.1972, там же), датская актриса. С 1901 выступала в театрах Копенгагена и др. городов. В 1910 снялась впервые в кино. С 1911 жила и работала в Германии. Мировую известность получил созданный Н. тип «демонической», роковой женщины, который надолго утвердился в кино. Среди лучших ролей: Настасья Филипповна («Идиот», 1921, по Ф. М. Достоевскому), фрекен Юлия («Фрекен Юлия», 1921, по Ю. А. Стриндбергу), Гедда Габлер («Гедда Габлер» 1924, по Г. Ибсену), Мицци («Безрадостный переулок», 1925). После прихода Гитлера к власти (1933) вернулась на родину, где до конца 30-х гг. работала в театре. Написала мемуары.
         Соч.: Безмолвная муза, [пер. с дат.], М., 1971.
II
Нильсен (Nielsen)
        Кай (26.11.1882, Свенборг, — 2.11.1924, Копенгаген), датский скульптор и керамист. Учился в АХ в Копенгагене (1902—06; по др. данным, 1912). Испытал влияние О. Родена, А. Майоля (См. Майоль), Б. Торвальдсена. Произведения: портрет Т. Биннесбёля (гранитная герма, 1909—10, Государственный художественный музей, Копенгаген), 17 скульптурных групп на Блогорс-плас в Копенгагене (1913—16), «Сотворение мира» и «Сотворение человека» — рельефы для студенческого общежития в Копенгагене (камень, 1923—1924).
         Лит.: Wanscher V., Kai Nielsen. Hans liv og vaerker, Kbh., 1926.
III
Нильсен (Nielsen)
        Карл Август [9.6.1865, Норре-Люндельсе, близ Оденсе (о. Фюн), — 3.10.1931, Копенгаген], датский композитор, дирижёр и музыкальный писатель. В 1884—86 учился у Н. Гаде в консерватории в Копенгагене, где прошла вся деятельность Н. В 1908—14 дирижировал оркестром Королевского театра, в 1915—27 — Музыкального общества, с 1916 преподавал в консерватории (с 1931 директор). В композиторском творчестве (дебютировал в 1888) опирался на народный скандинавский мелос. Музыка Н. отличается мужественным, суровым характером, самобытным гармоническим языком, развитой полифонией. Н. — автор опер «Саул и Давид» (1902), «Маскарад» (1906, на сюжет одноименных произведений Л. Хольберга), кантат, 6 симфоний (в т. ч. 3 программных), увертюр, рапсодий, концертов с оркестром, в том числе для флейты и для кларнета, камерно-инструментальных ансамблей, инструментальных пьес, произведений церковных жанров, песен в народном стиле, музыки для драматического театра. Творчество Н. оказало влияние на современную датскую музыку. В Копенгагене проводятся фестивали музыки Н.
         Соч.: Min fynske Barndom, Kbh., 1954; Levende Musik, Kbh., 1957.
         Лит.: Simpson R. W., Carl Nielsen — symphonist. 1865—1931, L., 1952.
IV
Нильсен (Nilsen)
        Рудольф (28.2.1901, Осло — 23.4.1929, Париж), норвежский поэт и журналист. С 1923 член Коммунистической партии Норвегии. Начал литературную деятельность в 1921. В 1924—26 сотрудничал в газете «Норгес коммунистблад» («Norges kommunistblad»). Первый сборник стихов «На каменистой почве» (1925) посвятил жизни рабочих, родной природе. О поездках в СССР Н. рассказал в сборнике стихов «До свидания» (1926). Его последний сборник — «Будни» (1929) — опубликован посмертно.
         Соч.: Samlede dikt, Oslo, 1966; в рус. пер. — [Стихи], в сборнике: Современная скандинавская поэзия, М., 1959; Песнь поколения, М., 1968.
         Лит.: Bjornsen J. F., Rudolf Nilsen, Oslo, 1951.
         Л. Ю. Брауде.
Литературная энциклопедия
Иенс Петер Закариас [Nielsen, 1844—1922] — датский писатель. Широко популярен в бюргерской среде (тираж его произведений достиг к году его смерти до 400 тыс. экземпляров). Нильсен принадлежит к группе пионеров датского реализма (см. «Скандинавские литературы», раздел «Датская литература»). В 1871 Н. привлек внимание бюргерства сборником «Песни и стишки» (Sange og Smaadikte). Широкую известность приобрел романом «Новые времена» (Nye tider, 1881), отображавшим борьбу датского мелкого бюргерства с разлагающими его силами новых капиталистических отношений, упрочившимися в стране. Все симпатии этого певца старой Дании на стороне мелкого собственника, мелкого буржуа и крепкого крестьянина-кулака. «Целостное» мировоззрение кулака Нильсен воспевает в своей «Чайке» (Maagen, 1889). Для Н. характерен культ крепких устоев мещанской морали. Проблеме морали посвящен его роман «Великая сила» (Den store magt, 1898), где Н. резко противопоставляет чувство долга погоне за счастьем и наживой. Популярность Н. особенно возросла в эпоху реакции, в период обострения экономического кризиса, когда идеал старой, экономически устойчивой Дании особенно прельщает разоренные социальные группы. Библиография: I. Из популярных произведений Н. кроме указ. в тексте: Gaerende Kraefter, 1891; Kulsviere, 1893; Mystisk, 1897; Et Node, послед. изд., 1925. Пьесы: Ellen Waage Selvstyre. Из позднейших: Mands Vilje, 1909; Provsten i Hojelse, 1915.
89 II. Jepsen M., Tre folkelige forfattere, Kbnhn, 1910; Christensen K., Zakarias Nielsen, Kbnhn, 1915. Г. Поляков
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НИЛЬСЕН


будет выглядеть так: Что такое НИЛЬСЕН