Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НИКУЛИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Никулин
        Лев Вениаминович (псевдоним; настоящее имя и фамилия Лев Владимирович Ольконицкий) [8(20).5.1891, Житомир, — 9.3.1967, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1940. Учился в Московском коммерческом институте (1911—17). Печатался с 1910. Первая книга — «Четырнадцать месяцев в Афганистане» (1923). Для творчества Н. 20—30-х гг. характерен интерес к жанру революционно-приключенческого и хроникального романа («Никаких случайностей», 1924; «Тайна сейфа», 1925; «Адъютанты господа бога», 1927). Широкую известность получил автобиографический роман «Время, пространство, движение» (т. 1—2, 1933). В дальнейшем ведущим жанром в творчестве Н. становится исторический роман: «России верные сыны» (1950; Государственная премия СССР, 1952) об освободительном походе русской армии в 1813—1814, «Московские зори» (кн. 1—2, 1954—57), «Мёртвая зыбь» (1965) и др. Н. — автор книг о выдающихся деятелях литературы и искусства: «Люди русского искусства» (1947), «Федор Шаляпин» (1954), «Чехов. Бунин. Куприн» (1960), мемуаров «Люди и странствия. Воспоминания» (1962), путевых очерков. Некоторые произведения Н. переведены на иностранные языки. Награжден 2 орденами, а также медалями.
         Соч.: Собр. соч., т. 1—3, М., 1956.
         Лит.: Горький М., [Письмо Л. Никулину от 3 февр. 1932], Собр. соч., т. 30, М., 1955; Тарле Е., «России верные сыны». [Рец.], «Правда», 1951, 14 февр.; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 3, Л., 1964.
         В. А. Калашников.
II
Никулин
        Юрий Владимирович (р. 18.12.1921, Демидов Смоленской области), советский цирковой артист, клоун (ковёрный), народный артист СССР (1973). Член КПСС с 1943. В 1950 окончил Студию разговорных жанров при Московском цирке. Работал в клоунской группе под руководством Карандаша. Выступает в дуэте с М. И. Шуйдиным. Н. создал маску флегматичного, внешне несколько простоватого, но «себе на уме» человека, противостоящего своему энергичному и суетливому партнёру. Получил известность также как киноактёр. Играл в серии комедийных фильмов: «Совершенно серьёзно» («Пёс Барбос и необычный кросс», 1961), «Операция “Ы”» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница» (1967); исполнял и драматические роли — Кузьма Иорданов («Когда деревья были большими», 1962), Глазычев («Ко мне, Мухтар!», 1965), Мячиков («Старики-разбойники», 1972) и др. Государственная премия РСФСР (1970) за работу в кино. Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.
         Лит.: Бейлин А., Юрий Никулин, в сборнике: Актёры советского кино, в. 4, М., 1968; Искусство клоунады. [Сб. статей], М., 1969.
         Ю. А. Дмитриев.
Современная Энциклопедия
НИКУЛИН Юрий Владимирович (1921 - 1997), артист цирка, киноактер. В цирке выступал в клоунском дуэте с Михаилом Ивановичем Шуйдиным (1922 - 82). С 1982 главный режиссер и директор Московского цирка на Цветном бульваре. В кино снимается с 1958. Популярный комик, широко известный прежде всего по фильмам режиссера Л.И. Гайдая ("Кавказская пленница", 1967; "Бриллиантовая рука", 1969, и др.). Никулин сыграл также ряд драматических ролей в фильмах: "Когда деревья были большими" (1962), "Двадцать дней без войны" (1977), "Чучело" (1984) и др. Постоянный образ-маска Никулина (Балбес) в ранних фильмах Гайдая близок к клоунскому персонажу, созданному артистом в цирке.
Ономастикон
см. НИКОЛАЕВ
Энциклопедия Отечеcтво
1.
НИКУЛИН Валентин Юрьевич (род. 1932), актёр, заслуженный артист РСФСР (1981). С 1960 в театре "Современник". В кино с 1962. Снимался в фильмах "Три толстяка", "Братья Карамазовы", "Баллада о Беринге и его друзьях", "Иван да Марья", "Сицилианская защита" и др. Актёр интеллектуального и гротескового плана. С конца 80-х гг. в Израиле, с 1996 вновь выступает в России.
2.
НИКУЛИН Лев Вениаминович (1891-1967), русский писатель. Романы, в т.ч. исторический "России верные сыны" (1950; Государственная премия СССР, 1952) о походе русской армии в 1813-14; книги о людях искусства, мемуары.
3.
НИКУЛИН Юрий Владимирович (1921-97), артист цирка, киноактёр, народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1990). С 1950 в цирке выступал в клоунском дуэте с М. И. Шуйдиным. С 1982 главный режиссёр и директор Московского цирка на Цветном бульваре. В кино с 1958. Образ-маска Никулина в ранних фильмах режиссёра Л. И. Гайдая близок к клоунскому персонажу, созданному артистом в цирке. Снимался в его комедиях "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука" и др. Сыграл также ряд драматических ролей в фильмах "Когда деревья были большими", "Ко мне, Мухтар!", "Двадцать дней без войны", "Они сражались за Родину", "Чучело".
Литературная энциклопедия
Лев Вениаминович [1891—] — советский писатель. Р. в семье актера в Волынской губ. С 1911, учась в Московском коммерческом институте, начал сотрудничать в сатирических журналах и газетах (стихи, фельетоны, рецензии). Участвовал в гражданской войне, работая в культпросвете Красной армии. В 1921 с советской дипломатической миссией ездил в Афганистан. С 1922 целиком
85 отдался лит-ой деятельности. Совершил ряд поездок во Францию, Италию, Германию, Испанию, Турцию и пр. Первые лит-ые воспоминания Н. отмечены явным влиянием буржуазной эстетствующей поэзии эпохи реакции. Ранние стихи, объединенные в сб. «История и стихи Анжелики Сафьяновой» [1918], несмотря на некоторую дозу авторской иронии по адресу «маленьких Ренье из подмосковной дачи», не подымаются над уровнем «салонной» поэзии, эпигонски разрабатывающей темы И. Северянина и А. Ахматовой. Октябрьская революция резко изменила направленность творчества писателя. В годы гражданской войны он обращается к героической агитке, революционной лирике, политической сатире (сб. стихов «Страдиварий», пьеса «Последний день Парижской Коммуны» и пр.). Часто примитивные по своим художественным средствам, эти произведения показательны как решительный разрыв Н. с эпигонским эстетизмом начальной поры. Как писатель Н. получил известность с переходом к художественной прозе [1923—1924]. Художник мелкобуржуазной интеллигенции, тесно связанной с богемно-артистической средой, Н. сочетал в своем творчестве увлечение романтико-авантюрными мотивами революционной борьбы (роман «Хмель», 1923) с иронически-скептическим отношением к буржуазно-мещанской действительности. Последнее нашло свое выражение в частности в целой серии юмористических рассказов об обывателях, приспособленцах, бюрократах и т. п., трактованных в общем довольно безобидно и зачастую анекдотически («Банный лист», «Серафим Жеребецкий», «Вторая Мещанская» и пр.), и в ряде острых, но неглубоких зарисовок мещанской ограниченности зап.-европ. цивилизации («Парадиз» и пр.). Представляет интерес попытка Н. создать жанр революционно-приключенческого романа. Борьба оппозиционной и правительственной партий Гюлистана (Афганистан) за обладание неким дипломатическим документом, разоблачающим продажность министров, составляет содержание романа «Никаких случайностей» [1924]. Роман, знакомя читателя с обстановкой Афганистана, с методами дипломатии империалистических государств в полуколониальных странах, обладает известной социально-познавательной ценностью. Однако в следующем романе того же типа — «Тайна сейфа» [1925], — сюжетно более изощренном, от «революционной романтики» не остается следа. В дальнейшем Н. центр тяжести с чисто фабульных эффектов переносит в плоскость игры острыми психологическими коллизиями («Матросская тишина», «Путешествие на Пигаль» и др.). Но психологическое содержание образов зачастую лишено социально-типического значения, заострено на необычности положения. Разработка авантюрных сюжетов дополняется у Н. тяготением к большим историческим темам, к широкому охвату действительности («Голые короли», 1926; «Адъютанты господа бога», 1927). «Адъютанты господа бога» — исторически-документальное повествование
86 о разложении и распаде Российской империи в 1914—1917. Добросовестно использовав исторические материалы, Никулин все же не сумел показать исторического движения, борьбы классов, приведшей к Октябрьской революции. На первом плане оказались такие эпизоды, как расстрел Мясоедова, деятельность Охранного отделения, убийство Распутина и т. п., тогда как роль революционной организации, фигуры большевиков и рабочих остались очерченными схематично и бегло. Иллюстрация: В. Козлинский. Иллюстрация к роману «Время,
пространство, движение» [1933] Узость горизонта мелкобуржуазного интеллигента, не умеющего за внешностью явлений разглядеть и ощутить логику социально-исторического процесса, преодолевается Н. в последних его произведениях 1930—1932. Очерки Н. «Письма об Испании» [1930] и в особенности двухтомный роман «Время, пространство, движение» [1931—1932] — яркие примеры быстрого идейно-художественного роста писателя, обусловленного решающими успехами соцстроительства. Тенденция
87 художественного развития Никулина — стремление к углубленно-реалистическому изображению действительности. В «Письмах об Испании» Н. сумел со страны «плаща и шпаги» снять условную оперную маску, в самом пресловутом бое быков увидеть «особую отрасль чисто испанской промышленности», за пышными экзотическими декорациями разглядеть гнет фашистской диктатуры Примо де Ривера и зреющие силы революции. Реалистичен и автобиографический роман «Время, пространство, движение» — наиболее значительное произведение Н. В замысел Н. входило дать не просто рассказ о своей жизни, а «отражение истории в человеке», свой личный биографический опыт, судьбу своего «сверстника» представить как типическую историю «молодого человека XX ст.». Н. раскрывает социальный смысл жизни поколения мелкобуржуазной интеллигенции, выраставшего в эпоху реакции после 1906, впоследствии вовлеченного в движение революционного пролетариата, из «спутника революции» ставшего ее «участником». Роман Н. — «человеческий документ» современной эпохи, он многозначителен, поскольку автор обнажает социальную почву, на которой возникали романтические шатания «молодого человека XX столетия»: среду либеральных литераторов и аристократической богемы, «платонических социалистов» и прекраснодушных мечтателей, восхищающихся героями «индивидуального террора». Страницы романа, на к-рых показаны Одесса эпохи реакции и предвоенный Париж с русской политической эмиграцией, — наиболее яркие по социальному типажу. В жанровом отношении роман «Время, пространство, движение» представляет собой своеобразное явление. В книге нет ни организованного романического сюжета ни хронологической последовательности мемуарного изложения. Действие эпопеи развивается крайне свободно и непринужденно, повинуясь ассоциациям автора, прерываясь комментирующими лирико-публицистическими отступлениями, вставными новеллами-биографиями различных эпизодических персонажей. В итоге получается объединенный единством лирической повествовательной интонации, не чуждой легкой иронии, своеобразный монтаж лит-ых портретов (Л. Рейснер, Маяковского, Куприна, Вертинского, народовольца-эмигранта О. А. Слепцова и пр.), лит-ых пейзажей, зарисовок городов и нравов, отдельных новеллистических эпизодов из жизни героя-автора и т. п. В своей автобиографической эпопее Н. подвел итог прошлому той части советской интеллигенции, которая нашла свое место в рядах революционного пролетариата. Библиография: I. Страдиварий, Стихи, кн. II, изд. «Обелиск», Киев, 1919; Последний день Парижской Коммуны, Пьеса, Самарское отделение Гиза, Самара, 1921; Четырнадцать месяцев в Афганистане, изд. «Красная новь», М., 1923; Красный флот, Поэма, изд. «Крокодил», М., 1923; Хмель, Роман, изд. «Накануне», Берлин, 1923; То же, изд. 2-е, Л. — М., 1925; Никаких случайностей (Дипломатическая тайна), Кинематографический роман, изд. «Пучина», П., 1924; То же, изд. 2-е, «ЗиФ», М., 1925; Тайна сейфа, Роман, изд. «Пучина», Л., 1925; Голые короли, Роман с эпилогом, изд. «Пролетарий», [Харьков], [1926]; Адъютанты господа бога,
88 Роман-хроника, изд. «Молодая гвардия», [М.], 1927 (было три издания в 1927); Кольцо «А», Юмористические кинорассказы, изд. «Кинопечать», М. — Л., 1927; Матросская тишина, Повести и рассказы, изд. «Круг», [M.], 1927; Банный лист, Рассказы, изд. «ЗиФ», М. — Л., 1927; Продавцы тайн, Сатирический роман, изд. «Молодая гвардия», [М.], 1928; Инженер Мерц (Высшая мера), Пьеса, изд. МОДПиК, Л. — М., 1928; Склока, Комедия, изд. «Теакинопечать», [М.], 1928; Вокруг Парижа, изд. «ЗиФ», М. — Л., [1929]; Высшая мера, Повести и рассказы, изд. «Федерация», М., [1929]; Таракановщина, Сатирическая комедия, изд. «Теакинопечать», М., 1929; Письма об Испании, изд. «Федерация», М., 1930 (изд. 2-е, М., 1931); Записки спутника, «Издательство писателей в Ленинграде», Л., [1932]; Аттестат зрелости, Повесть, изд. Жургазобъединения, М., 1932 (Библиотека «Огонек»); Время, пространство, движение, [Автобиографическая повесть], 2 тт., изд. «Советская литература», М., 1933. II. Рецензии: Правдухин В., «Красная новь», 1925, IV; Лелевич Г., «Молодая гвардия», 1925, II—III (о «Тайне сейфа»); Фохт У., «Книгоноша», 1926, № 35 (о «Голых королях»); Селивановский А., «На литературном посту», 1927, VII; Лежнев А., «Красная новь», 1927, V (об «Адъютантах господа бога»); Фиш Г., «Звезда», 1928, II; Ежов И., «Красная новь», 1928, II (о «Матросской тишине»); Шафир А., «Новый мир», 1929, № 10; Манфред А., «Книга и революция», 1929, № 4 (о сб. «Высшая мера»); «Книга и революция», 1929, № 10; Николаева Т., «Литературная газета», 1931, № 7 («Вокруг Парижа»); Семенов Б., «Книга и революция», 1930, № 28; Рыкова Н., «Звезда», 1931, № 3 («Письма об Испании»); Тагер Е., «Художественная литература», 1932, № 8; Скоблин Ю., «На литературном посту», 1932, № 11 (см. об этом отзыве замечания в «Литературной газете», 1932, № 32, 17 июня, подпись: Мих); Розовская Б., «Ленинград», 1932, № 7; Дымшиц Ал., «Залп», 1932, № 9; Усиевич Е., Романтики прошлого и пафос революции, «Литературная газета», 1932, № 32, 17 июня; Горький М., Письмо Льву Никулину, «Литературная газета», 1932, № 32; Оксенов И., «Новый мир», 1933, № 4 (о «Записках спутника»); Никулин Л., Книги и путешествия, «Литературная газета», 1933, № 32. III. Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. — Л., 1928. Е. Тагер
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НИКУЛИН


будет выглядеть так: Что такое НИКУЛИН