Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НИКОЛАДЗЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Николадзе
        Нико (Николай) Яковлевич [14 (26). 9. 1843, Кутаиси, — 1.4.1928, Тбилиси], грузинский и русский общественный деятель, публицист, литературный критик. С 1861 студент Петербургского университета; за участие в студенческих волнениях был заключён в Петропавловскую крепость. В печати выступил в 1860 в грузинском журнале «Цискари», затем в петербургском журнале «Искра», «Современник», газета «Народное богатство». Был знаком с Н. Г. Чернышевским. В 1864 уехал за границу, участвовал в деятельности «молодой эмиграции» (См. Молодая эмиграция). В «Колоколе» (1865) опубликовал статью «Освобождение крестьян в Грузии». В Женеве под псевдонимом «Никифор Г.» напечатал брошюру «Правительство и молодое поколение» (1866) по поводу покушения Д. В. Каракозова. В 1868 вместе с М. К. Элпидиным издавал журнал «Подпольное слово», вместе с Л. И. Мечниковым — журнал «Современность». Участвовал в подготовке первого собрания сочинений Чернышевского. Получил степень доктора прав Цюрихского университета (1868) за диссертацию «Разоружение и его социально-экономические последствия» (Женева, 1868, на французском языке). По возвращении на родину жил в Тбилиси под полицейским надзором, сотрудничал в газете «Дроеба» и «Кребули». С 1878 редактор-издатель тбилисской либеральной газеты на русском языке «Обзор». В 1880 газета закрыта за статьи антиправительственного содержания, а Н. выслан в Ставрополь. С 1881 жил в Петербурге, сотрудничал в журнале «Отечественные записки», в 1882 был посредником в переговорах «Священной дружины» (См. Священная дружина) с народовольцами. С 1886 — в Тбилиси, один из руководителей «Меоре-Даси» («Вторая группа»). Н. был убеждённым сторонником реалистической эстетики Чернышевского, что нашло отражение в его литературно-критических статьях, посвященных Ш. Руставели, Н. Бараташвили, И. Чавчавадзе, Г.Орбелиани, А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, М. Е. Салтыкову-Щедрину, Дж. Г. Байрону, У. М. Теккерею и др.
         В 1951 в Диди-Джихаиши открыт Дом-музей Н.
         Соч.: в рус. пер. — Освобождение Н. Г. Чернышевского, «Былое», 1906, № 9; [Автобиография]. Воспоминания о шестидесятых годах. [Письма Н. П. Огареву и А. И. Герцену]. Освобождение крестьян в Грузин. Правительство и молодое поколение, в кн.: «Труды Груз. сел.-хоз. института», т. 56, 1961, с. 177—344.
         Лит.: Письма русских литературно-общественных деятелей к Николадзе, Тб., 1949; Бахтадзе В., Нико Николадзе, в его кн.: Очерки по истории грузинской общественно-экономической мысли (60—90-е гг. XIX столетия), Тб., 1960; Николадзе А. К., Русско-грузинские литературные связи, Тб., 1965; Ратиани П., Грузинские шестидесятники в русском освободительном движении, Тб., 1968.
         Н. М. Микава.
II
Николадзе
        Яков Иванович [16(28).5.1876, Кутаиси, — 10.3.1951, Тбилиси], советский скульптор, основоположник современной грузинской скульптуры, народный художник Грузинской ССР (1946), действительный член АХ СССР (1947). Член КПСС с 1939. Учился в Строгановском училище в Москве (1892—94), Одесской рисовальной школе (1894—95 и 1897—98), в Париже (1899—1901 и 1904—10), где более года работал у О. Родена. Один из создателей (1922) и первых профессоров Тбилисской АХ. Автор портретов (Чахрухадзе, гипс, 1944, Музей искусства народов Востока, Москва; Государственная премия СССР, 1946; «Ленин в период создания “Искры”», бронза, 1947, Третьяковская галерея, Москва: Государственная премия СССР, 1948), отмеченных стремлением к одухотворённости образа, а также памятников (надгробие И. Чавчавадзе в Пантеоне на горе Мтацминда в Тбилиси, бронза, мрамор, 1908—1910, открыто в 1913). Награжден 2 орденами, а также медалями.
         Лит.: Урушадзе И. А., Я. Николадзе, М., 1968.
Литературная энциклопедия
Николай Яковлевич [1843—1928] — грузинский публицист, общественный
81 деятель и лит-ый критик. Р. в буржуазной семье, учился в Петербургском университете. Будучи студентом, познакомился с Чернышевским; сотрудничал в «Современнике» и в «Искре». За участие в студенческих волнениях был арестован и сидел в Петропавловской крепости. В 1864 Н. уехал в Париж, где сблизился с Герценом. В замечательной статье «К освобождению крестьян в Грузии» и других своих статьях, помещавшихся в «Колоколе», Н. вскрывал всю несостоятельность крестьянской реформы, приводил ценный материал о происходившей тогда в Грузии «борьбе трудящихся против привилегий рода и капитала». В этот период в лит-ой деятельности Н. скрещивались влияния Чернышевского и западного утопического социализма. Следует отметить, что идеи Николадзе, поскольку они были направлены против феодальных устоев, объективно становились созвучными эпохе развития капитализма в Грузии. Примечательно, что на страницах «Колокола» Н. критиковал Герцена с позиций Чернышевского, отвергая теорию «самобытности России» и особой миссии «нового славянского элемента» по отношению к «гнилому Западу». За границей Н. широко развернул свою литературно-общественную деятельность: издал нашумевшие в свое время книги — о Каракозове («Правительство и молодое поколение», Женева, 1866), диссертацию по вопросу о разоружении (Женева, 1868), сотрудничал в радикальном французском журн. «La nation lisse», издавал совместно с Л. И. Мечниковым журн. «Современность». По возвращении в Грузию в 1869 Н. стал во главе радикально-буржуазного общественно-литературного течения («Новая молодежь»), руководя органами этой группировки — журн. «Кребули» и газетой «Дроеба» (сотрудничал также в русском «Тифлисском вестнике»). На этом поприще Н. «своей манерой письма, своей оригинальностью вначале привлек внимание читающей публики. Он создал в грузинской публицистике совершенно новое течение» (Ф. Махарадзе). Тогдашняя
82 передовая революционно настроенная молодежь стремительно искала статьи Н. Он боролся против самодержавия и в сущности примыкал к радикально-буржуазному течению. В 80-х гг. Н. однако начал переходить на позиции либеральной буржуазии. Он основал в Тифлисе в 1880 газету «Обзор», привлекавшую к себе внимание всей русской общественности. В 1881 Н. по приглашению М. Е. Салтыкова и Н. К. Михайловского стал постоянным сотрудником журн. «Отечественные записки». После высылки Михайловского руководил отделом лит-ой критики, в к-ром напечатал статью «Луи Блан и Гамбетта» [1883], защищавшую принцип «государственного демократического социализма» (помещение этой статьи повлекло за собой закрытие журнала). После революции 1917 Н. был лидером грузинских национал-демократов и членом Учредительного собрания Грузии. Во время советизации Грузии [1921] Н. находился в эмиграции, но вскоре начал осуждать вредительскую работу эмиграции и в 1924 возвратился на родину, где стал призывать интеллигенцию к тесному сотрудничеству с советской властью. В своих литературно-критических статьях и высказываниях Н. боролся против теории «чистого искусства» и намечал «реалистический путь». «Назначение художественной литературы, — писал он, — в изображении настоящего положения, характера, нужды народа, общества, индивида». Не ограничиваясь одним только изображением реальной жизни, искусство, по взглядам Н., «должно создать ярко выраженный идеал лучшей жизни». Его критические воззрения в целом сложились под большим влиянием эстетической концепции Чернышевского. Библиография: I. На грузинск. яз.: Сочинения Н. Николадзе, изд. 1-е, Тифлис, 1879 (изд. 2-е, Тифлис, 1890); Альманах «Новогодник», Тифлис, 1880; О моей политике, Кутаис, 1913; Луи Блан и Гамбетта, СПБ, 1917; Воспоминания о 60-х гг., журн. «Кавкасиони», 1924, № 3—4; «Ахали Кавкасиони», 1925, № 1—2; Воспоминания о 60-х гг., журн. «Каторга и ссылка», 1927, № IV (33), V (34); Избранные сочинения, т. I, академ. изд., под ред., с критич. очерком и примеч. Сем. Хундадзе, Тифлис, Грузгиз, 1931. II. На русск. яз.: Первый процесс «Обзора», Тифлис, 1879; Дело Николадзе в Тифлисе, «Голос», 1879, № 155—156; Голицын, История социально-революционного движения в России, 1887; Материалы для характеристики положения русской печати, вып. I, гл. VI, изд. Союза русских социал-демократов, Женева, 1898; Горохов, Русская секция I Интернационала; Туманов Г. М., Характеристики и воспоминания (Н. Г. Чернышевский и кавказцы), Тифлис, 1913; Герцен, Собр. сочин., т. XX—XXI; Пассек Т., Воспоминания, III; Неизданные записки Л. Тихомирова, «Красный архив», 1928, т. XXIX; Стеклов Ю., Н. Г. Чернышевский, т. I, 1928. На грузинск. яз.: Котетишвили В., История грузинской литературы, т. II, Кутаис, 1925; Хундадзе С., К истории социализма в Грузии, т. I, Тифлис, 1927; Его же, Социал-политические идеалы Н. Николадзе, журн. «Картули мцерлоба», 1928, № 4; Махарадзе Ф., Н. Я. Николадзе, «Коммунист», 1928, 3/IV. III. Био-библиографический словарь (деятели революционного движения в России, т. I, 1928). Г. Абзианидзе
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НИКОЛАДЗЕ


будет выглядеть так: Что такое НИКОЛАДЗЕ