Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НИКИТИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Никитин
        Афанасий (г. рождения неизвестен — умер 1472), русский путешественник, писатель. В 1466 отправился с торговыми целями из Твери (ныне — г. Калинин) вниз по Волге, достиг морем Дербента, добрался до Баку, затем по Каспийскому морю приплыл в Персию, где жил около года; весной 1469 прибыл в г. Ормуз и по Аравийскому морю достиг Индии, где прожил около 3 лет, много путешествуя. На обратном пути через Персию дошёл до Трапезунда, пересек Чёрное море и в 1472 прибыл в Кафу (Феодосию). Осенью 1472 по пути на родину умер под Смоленском. Во время путешествия внимательно изучал население Индии, общественный строй, государственное управление, хозяйство, религию и быт, отчасти её природу. Своё путешествие описал в «Хождении за три моря», которое явилось выдающимся произведением, свидетельствующим о широте кругозора Н. и его передовых для своего времени взглядах; оно относится к значительным памятникам древнерусской литературы (переведено на многие языки мира). Обилие и достоверность фактического материала в этих записях были ценным источником информации об Индии. В г. Калинине, на берегу Волги ему сооружен памятник (бронза, гранит, 1955, скульпторы С. М. Орлов, А. П. Завалов, архитектор Г. А. Захаров).
         Соч.: Хождение за три моря... 1466—1472, М., 1960.
         Лит.: Виташевская М. Н., Странствия Афанасия Никитина, М., 1972.
         0203954293.tif
        Путешествие Афанасия Никитина 1466—1472 гг.
II
Никитин
        Борис Александрович [1(14).5.1906, Петербург, — 20.7.1952, Ленинград], советский радиохимик, член корреспондент АН СССР (1943). Член КПСС с 1941. Ученик В. Г. Хлопина. Окончил в 1927 ЛГУ. Работал в Радиевом институте АН СССР им. В. Г. Хлопина (с 1950 директор). Путём изоморфной сокристаллизации Н. получил и изучил ряд молекулярных соединений инертных газов с водой, фенолом и др. Установил приложимость закона распределения растворённого вещества к системам газ — твёрдая фаза (закон Н.). Изучил распространённость радия в природных водах. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Ленина и 2 др. орденами.
         Соч.: Избр. труды, М. — Л., 1956 (имеется список трудов Н.).
III
Никитин
        Василий Никитич [20.12.1885 (1.1.1886), Москва, — 2.2.1972, там же], советский гидробиолог, доктор биологических наук (1935), профессор (1937), заслуженный деятель науки Грузинской ССР (1944). Создатель грузинской школы гидробиологов. Окончил Московский университет (1911). В 1920—31 заведующий биологической станцией АН СССР (Севастополь). В 1931—37 заместитель директора научной и рыбохозяйственной станции (Батуми). В 1937—46 заведующий кафедрой Тбилисского университета и заведующий отделом института зоологии АН Грузинской ССР. С 1946 заведующий лабораториями бентоса, затем морского обрастания и древоточцев института океанологии им. П. П. Ширшова АН СССР. Основные труды по распределению жизни в Чёрном море и биологии промысловых животных. Награжден орденом Ленина.
         Лит.: Профессор В. Н. Никитин. К сорокалетию его научной и педагогической деятельности, «Тр. института океанологии АН СССР», 1953, т. 7.
IV
Никитин
        Василий Петрович [2(14).8.1893, Петербург, — 16.3.1956, Москва], советский учёный в области электромеханики и электросварки, академик АН СССР (1939). Член КПСС с 1938. Окончил Петербургский политехнический институт (1914). В 1925—29 профессор Горного института в Днепропетровске, в 1929—32 Московской горной академии (с 1930 — Московский институт стали), в 1933—50 Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана, с 1950 директор там же. Н. — создатель теории электрических машин и аппаратов для дуговой электросварки. Под руководством Н. разработаны типовые сварочные трансформаторы, ему принадлежит заслуга в создании электросварочного машиностроения в СССР и внедрении сварки в промышленности. С 1939 Н. член Госплана СССР, затем заместитель председателя Госплана СССР (до 1943), председатель Секции по научной разработке проблем электросварки АН СССР (1941—47), член Президиума АН СССР (1947—53), председатель Совета филиалов и баз АН СССР (1951—54). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
         Лит.: Василий Петрович Никитин, М. — Л., 1948 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Серия технических наук. Электротехника, в. 1).
         Б. В. Левшин.
V
Никитин
        Иван Никитич (около 1690, Москва, — 1742), русский живописец-портретист. Один из основоположников русской светской живописи. Учился в Петербурге у И. Г. Танауэра (); был послан Петром I в Италию, где в 1716—19 учился в Венеции и Флоренции. Ранние портреты Н. показывают его отход от условных приёмов парсуны, стремление точно передать характерные черты модели (портреты цесаревны Анны Петровны и царевны Натальи Алексеевны, оба до 1716, Третьяковская галерея). В зрелый период (1720-е гг.) Н. добивается яркости индивидуальной характеристики модели, передачи материальной осязаемости предметного мира, звучности колорита с преобладанием тёплых, золотисто-коричневых тонов [портрет Петра I (в круге), «Петр I на смертном ложе» (1725), портрет С. Г. Строганова (1726) — все в Русском музее в Ленинграде]. В 1732 арестован по делу о пасквиле на Феофана Прокоповича, в 1737 сослан в Тобольск. Умер по дороге из ссылки в Москву.
         Лит.: Савинов А. Н., И. Н. Никитин, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников..., М., 1952.
        И. Н. Никитин (). Портрет т. н. напольного гетмана. 1720-е гг. Русский музей. Ленинград.
VI
Никитин
        Иван Саввич [21.9(3.10).1824, Воронеж, — 16(28).10.1861, там же], русский поэт. Родился в семье торговца. Учился в духовной семинарии (до 1843). Разорение отца вынудило Н. стать содержателем постоялого двора. В 1859 Н. открыл книжный магазин, ставший важным центром литературно-общественной жизни Воронежа. Раннее творчество поэта (1849—54; печатался с 1853) отмечено противоречивыми тенденциями: он отдал дань религиозно-мистическим настроениям, идиллически-созерцательным описаниям природы, но в некоторых его стихах звучали и социальные мотивы («Тишина ночи», «Мщение» и др.). Творческая зрелость Н. относится к периоду общественного подъёма середины 50-х гг.; большое значение для формирования его мировоззрения имела революционно-демократическая критика, в том числе статьи о нём Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В поэзии Н. утвердилась тема народной жизни: стихотворения «Бурлак», «Жена ямщика», «Уличная встреча» и др., поэма «Кулак» (1857, опубликовано 1858). Беспросветная жизнь крестьян воссоздана в стихотворении «Ночлег в деревне», «Пахарь», «Нищий», «Поминки» и др.; страдания городской бедноты — в стихотворениях «Портной», «Мать и дочь». Протестом против несправедливого общественного строя прозвучали стихотворения «Староста», «Опять знакомые виденья», «Хозяин», поэма «Тарас» (1860, опубликовано 1861). Революционные мотивы характерны для таких популярных стихов Н., как «Постыдно гибнет наше время!...», «Тяжкий крест несём мы, братья...», «Падёт презренное тиранство» (все впервые опубликовано в 1906). Прозаические произведения Н. «Дневник семинариста» (1860, опубликовано 1861) ставило важную для демократической литературы проблему формирования нового человека. Н. — признанный мастер русского поэтического пейзажа. С большим уважением писал о Н. М. Горький, назвав его поэтом «... ярким и социально значительным» («Советское искусство», 1936, 23 июня). Талант Н. высоко ценили Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский. К его лирике обращались многие композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, Р. М. Глиэр, С. Монюшко и др.). В Воронеже открыт литературно-мемориальный музей Н. (в доме, где он жил с 1846).
         Соч.: Полн. собр. соч. и писем, т. 1—3, СПБ, 1913—15; Соч., т. 1—4, М., 1960—61; Полн. собр. стихотворений, М. — Л., 1965.
         Лит.: Тонков В. А., И. С. Никитин. Очерк жизни и творчества, М., 1968; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
         В. А. Тонков.
        И. С. Никитин.
VII
Никитин
        Михаил Никитич [15(28).9.1902 — 28.10.1950], один из организаторов партизанского движения в годы Великой Отечественной войны 1941—45. Член Коммунистической партии с 1925. Родился в Петербурге в семье рабочего. С 1914 рабочий. В 1918 вступил в комсомол. Окончил школу профдвижения (1928), институт Красной профессуры (1935). С 1928 на профсоюзной и партийной работе. С 1941 3-й секретарь Ленинградского обкома ВКП (б). В сентябре 1941 — октябре 1944 руководитель, затем начальник Ленинградского штаба партизанского движения — одного из первых областных штабов. Провёл большую работу по подготовке партизанских кадров, созданию отрядов, межрайонных подпольных партийных центров, по руководству их действиями. С 1945 на партийной работе в Новосибирске, Ленинграде. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени и медалями.
VIII
Никитин
        Николай Васильевич [2(15).12.1907, Тобольск, — 3.3.1973, Москва], советский учёный в области железобетонных и металлических конструкций, доктор технических наук (1966). В 1930 окончил строительный факультет Томского технологического института. Участвовал в создании ряда уникальных зданий и сооружений: Московского государственного университета (на Ленинских горах), Дворца культуры и науки в Варшаве, Центрального стадиона им. В. И. Ленина в Москве, Мемориала В. И. Ленина в Ульяновске, монумента Родина-мать в Волгограде и др. Автор проекта Останкинской телевизионной башни в Москве. Государственная премия СССР (1951). Ленинская премия (1970). Награжден 2 орденами, а также медалями.
IX
Никитин
        Николай Игнатьевич [р. 28.2(12.3).1890, Петербург], советский химик, член-корреспондент АН СССР (1939). По окончании в 1913 Петербургского лесного института работал (с 1929 профессор) там же (позже Ленинградская лесотехническая академия им. С. М. Кирова), а в 1936—46 и в ЛГУ. С 1958 заведующий лабораторией и затем консультант в институте высокомолекулярных соединений. Основные исследования в области целлюлозы и древесины, в том числе работы по получению и свойствам низкозамещенных эфиров целлюлозы, активации целлюлозы и др. Разрабатывал вопросы получения и фракционирования древесной целлюлозы для вискозного производства и др., изучал химический состав древесных пород СССР. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
         Соч.: Коллоидные растворы и эфиры целлюлозы, 2 изд., Л., 1933; Химия древесины и целлюлозы, М. — Л., 1962; На пути научного работника — химика. [Очерки из прошлого, 2 изд.], Л., 1969.
         Лит.: Комаров Ф. П., Антоновский С. Д., Н. И. Никитин (Научно-библиографический очерк ко дню 60-летия со, дня рождения и 36-летия научно-педагогической деятельности), «Журнал общей химии», 1950, т. 20, в. 4; Солечник Н. Я., Н. И. Никитин (К 70-летию со дня рождения), «Журнал прикладной химии», 1960, в. 3, с. 515.
X
Никитин
        Николай Николаевич [27.7(8.8).1895, Петербург, — 26.3.1963, Ленинград], русский советский писатель. Учился в Петроградском университете (1915—18). В 1918 вступил добровольно в Красную Армию. Встреча с М. Горьким (1920) способствовала активному занятию Н. литературной работой. С 1921 участвовал в литературной группе «Серапионовы братья». Первая повесть — «Рвотный форт» (1922). Романы «Преступление Кирика Руденко» (1927), «Это началось в Коканде» (др. название — «Это было в Коканде», 1939) посвящены социалистическому строительству, дружбе народов; «Северная Аврора» (1950; Государственная премия СССР, 1951) — об англо-американской интервенции на Севере в 1918—19 (переведён на иностранные языки). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
         Соч.: Избр. произв. [Вступ. ст. Н. С. Тихонова], т. 1—2, Л., 1968; Северная Аврора, Л., 1971.
         Лит.: Луговцов Н., Искатель и трудолюбец, «Нева», 1966, № 2; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964.
         В. Н. Дмитриевский.
XI
Никитин
        Сергей Александрович [р. 12(25).6.1901, Москва], советский историк, специалист по истории зарубежных славянских народов, истории России 19 в., доктор исторических наук (1947), профессор (1947), заслуженный деятель науки РСФСР (1972). Окончил факультет общественных наук МГУ (1922). В 1947—70 заведующий сектором истории зарубежных славянских народов периода феодализма и капитализма института славяноведения АН СССР, в 1947—61 заведующий кафедрой истории южных и западных славян исторического факультета МГУ. С 1965 вице-председатель, с 1970 председатель Международной комиссии славянских исследований при Международном комитете исторических наук. Основные труды посвящены проблемам социально-экономических отношений в славянских странах Балканского полуострова в эпоху феодализма и складывания капитализма, национально-освободительному движению народов этих стран конца 18—19 вв., их связям с Россией. Награжден болгарским орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени (1963).
         Соч.: Источниковедение истории СССР XIX в. (до нач. 90-х годов), т. 2, М., 1940; Славянские комитеты в России в 1858—1876 годах, М., 1960; Очерки по истории южных славян и русско-балканских связей в 50—70-е годы XIX в., М., 1970.
         Лит.: Славяне и Россия. К 70-летию со дня рождения С. А. Никитина, М., 1972; Todorov N., Le professeur S. A. Nikitin, «Etudes balkaniques», Sofia, 1971, № 1.
XII
Никитин
        Сергей Константинович (10.10.1926, Ковров Владимирской области, — 18.12.1973, Владимир), русский советский писатель. Член КПСС с 1956. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1952). Печатался с 1948. Автор сборников повестей и рассказов «Возвращение» (1952), «Семь слонов» (1954), «Костёр на ветру» (1960), «Падучая звезда» (1964), «Вечерняя заря» (1970) и др., посвященных главным образом жизни советской деревни.
         Соч.: Живая вода. Повести и рассказы, М., 1973.
         Лит.: Лапшин М., Сергей Никитин, М., 1971; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, М., 1964.
XIII
Никитин
        Сергей Николаевич [23.1(4.2).1851, Москва, — 5(18).11.1909, Петербург], русский геолог, гидрогеолог и палеонтолог, член-корреспондент Петербургской АН (1902). Окончил Московский университет (1871). Старший геолог в Геологическом комитете со дня его основания (1882), один из организаторов гидрогеологического изучения России. Основные труды связаны с изучением стратиграфии карбона, юры и мела Центральной России, перми Предуралья, гидрогеологии Европейской части России. В палеонтологических работах, посвященных изучению юрских и меловых аммонитов, развивал эволюционистские представления. Организовал издание библиографии русской геологической литературы.
         Лит.: Памяти Сергея Николаевича Никитина (Некролог), «Изв. Геологического комитета», 1909, т. 29, № 10 (имеется список трудов Н.); Карпов Н. Н., С. Н. Никитин и значение его работ для развития отечественных геологических наук, в кн.: Очерки по истории геологических знаний, в. 1, М., 1953.
Современная Энциклопедия
НИКИТИН Николай Васильевич (1907 - 73), российский ученый в области строительных конструкций. Участник создания МГУ на Ленинских горах, Дворца науки и культуры в Варшаве и др. Автор проекта и главный конструктор Останкинской телевизионной башни в Москве (1967). НИКИТИН Афанасий (? - 1474/75), тверской купец, совершивший путешествие в Персию и Индию (1468 - 74); на обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые заметки Никитина "Хождение за три моря" (Каспийское, Аравийское и Черное) - ценный художественный и исторический памятник (первое в русской литературе описание средневековой Индии); отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле. Записки Никитина дополняют и уточняют индийские хроники о событиях 1471 - 74.
Ономастикон
см. НИКИТАЕВ
Русская цивилизация
1. Афанасий Никитич (ск. ок. 1474), тверской купец, путешественник, первый из русских людей, с научными целями посетивший Индию. Оставил записки «Хожение за три моря» (1468 — 74). Из этих записок следует, что русские купцы вели широкую торговлю с разными странами, находились в дружественных отношениях с иностранными купцами. Афанасий Никитин представляет собой образ настоящего русского купца, соединявшего в себе коммерческую хватку с глубокой религиозностью, совестливостью и патриотизмом. Увлеченный рассказами иностранных купцов о богатствах Индии, Афанасий Никитин, несмотря на все трудности, пробирается в неведомые земли, чтобы привезти оттуда товары, полезные для своей Родины. Из записок видно, что Афанасий Никитин — человек общительный, наблюдательный, быстро усваивавший языки, тщательно знакомился с предметами торговли каждого города, а попутно и с природой и с жителями каждой страны. В своем «Хожении за три моря» — Каспийское, Индийское и Черное — Афанасий Никитин преодолевает полный смертельных опасностей путь, может быть самый длинный по тем временам — от Твери до южных берегов Каспийского моря, через всю Персию, Индию, Африку (Сомали), Маскат, Турцию, а затем возвращение на Русь. Он посещает Индию, почти за тридцать лет до Васко да Гама и, по сути дела, открывает Индию для России.
В Твери на берегу Волги в 1955 ему сооружен памятник.
Д.К.
2. Борис Павлович (21.01.1916-1999) и его жена Лена Алексеевна (р. 31.01.1930), русские педагоги, авторы оригинальной системы семейного воспитания.
С к. 1950-х Никитины вели уникальный эксперимент воспитания детей в многодетной семье; сформулировали и подтвердили практически ряд гипотез, относящихся к условиям формирования творческих способностей человека с раннего возраста.
Никитины использовали многие идеи народной педагогики.
3. Гавриил Романович (ск. 18.09.1698), русский купец, один из самых крупных представителей торгового капитала в России в 1670—90-х. По происхождению Никитин — черносошный крестьянин Вышеозерской волости Чарондской округи (Поморье). Начал торгово-промышленную деятельность приказчиком гостя О. И. Филатьева, занимался комиссионной торговлей. В феврале 1679 стал членом гостиной сотни Москвы, а в 1681 пожалован гостем. После смерти трех старших братьев Никитин руководил всеми делами «фирмы». Занимался крупной оптовой торговлей в России, Сибири и Китае (с 1674), а также ростовщичеством. В 1679 его капитал превышал 20 тыс. руб.
4. НИКИТИН (Кинешемцев) Гурий (ок. 1630-1691), САВИН (Савельев, Савинов) Сила (жил и работал во 2-й пол. XVII в.), выдающиеся художники-иконописцы. Руководили костромской артелью иконописцев, расписывали Троицкий собор Данилова монастыря в Переяславле-Залесском, церкви Ильи-Пророка и Николы Мокрого в Ярославле, Троицкий собор Ипатьевского монастыря под Костромой, церковь Георгия Неокесарийского в Москве, храмы Спасо-Преображенского монастыря в Суздале, а также работали в других городах. В росписях Никитина и Савина имеется много различных бытовых сцен, они отличаются богатством орнаментов и яркостью красок.
О. М. Рапов
5. Иван Никитич (ок. 1680 - не ранее 1742), живописец. Происходил из среды московского духовенства. Вначале обучался граверному делу в типографической школе при Оружейной палате.
Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится передать индивидуальные черты модели (портреты цесаревны Анны Петровны, царевны Натальи Алексеевны, оба до 1716).
В 1716 Никитин и его брат Роман в числе первых были посланы в Италию: в Венецию и Флоренцию. В 1719 Никитин с блестящим аттестатом вернулся в Россию. Радушно принятый Петром I, Никитин становится придворным живописцем. В портретах канцлера Г. И. Головкина, «напольного гетмана», юного барона С. Г. Строганова, написанных в 1720-е, Никитин добился точности и убедительности передачи характера личности петровского времени, достиг высокого уровня понимания натуры и профессионализма. В январе 1725 Никитин был приглашен во дворец, чтобы в последний раз запечатлеть своего покровителя («Петр I на смертном ложе»).
В 1732 Никитин с братьями был привлечен в политическому процессу, в 1737 был бит кнутом и сослан в Тобольск.
Л. Н. Вдовина
6. Иван Саввич (21.09.1824-16.10.1861), русский поэт. Родился в Воронеже в семье купца и владельца небольшого воско-белильного завода. В восьмилетнем возрасте он поступил в духовное училище, затем в Воронежскую семинарию, где у него пробудился интерес к литературе, он зачитывался Жуковским, Пушкиным и Кольцовым, которые стали любимыми его поэтами. Никитин мечтал поступить в университет, но разорение отца не позволило ему кончить даже семинарии, из которой он ушел в 1843, чтобы помогать семье. Завод был продан на уплату долгов, и вместо него отец приобрел полуразвалившийся постоялый двор, управлять которым начал Никитин. В письме о своей жизни в это время он рассказывал: «Любовь к родной литературе, к родному русскому слову не угасала во мне... Сердце мое обливалось кровью от грязных сцен; но, с помощью доброй воли, я не развратил своей души. Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдаленный уголок моего дома. Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца».
Ранние стихи Никитина относятся к 1849 — 54. Первое появившееся в печати (21 ноября в «Воронежских губернских ведомостях») стихотворение «Русь» было перепечатано многими газетами и принесло Никитину известность. В 1856 появился сборник его стихотворений.
В 1859 Никитин открыл книжный магазин с целью способствовать просвещению молодежи. Тяжелая жизнь, нужда, бесконечные хлопоты и огорчения, доставляемые отцом, впавшим с горя в запой, напряженные занятия поэзией в свободные от дел минуты — все это подорвало силы Никитина. Он умирает от чахотки.
НИКИТНИКОВ
Григорий Леонтьевич (ск. 1651), крупный русский купец, по происхождению посадский человек Ярославля. С 1614 — гость. В 1622 переехал в Москву. Вел крупные торговые операции в Европейской России, Сибири, Средней Азии и Иране. Основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Никитников начал с 1632 вкладывать капиталы в солеваренную промышленность. К к. 1630-х в Соликамском у. ему принадлежало 13 варниц. Помимо зависимых от него людей, на них работало св. 600 наемных работных людей. Для продажи соли Никитников имел особые дворы в Нижнем Новгороде, Коломне и др. городах. Никитников давал средства для постройки собора в Ярославле. По его заказу и на его деньги в Москве была построена церковь Троицы в Никитниках (1634). Обе церкви сохранились и являются замечательными памятниками русской архитектуры XVII в.
НИКИТСКИЙ женский монастырь
Московская еп., в Москве на Большой Никитской улице. Основан боярином Никитою Романовичем Юрьевым, около 1584. В монастыре находились части мощей разных угодников, часть перста вмч. Никиты и весьма чтимая икона его.
НИКИТСКИЙ мужской монастырь
Владимирская еп., недалеко от Переславля. Известен был в XII в. под именем лавры. В 1611 монастырь был разорен литовцами, а затем был восстановлен, благодаря щедротам царя Михаила Феодоровича. Здесь подвизался прп. Никита Столпник; над мощами его в соборном храме его имени (освященном в 1574) была устроена серебряная, чеканной работы, рака; при ней вериги прп. Никиты. Близ храма, на месте столпа, где подвизался преподобный, был сделан каменный столп. В числе церковной утвари хранились вклады Анастасии Романовны (супруги Иоанна Грозного), Михаила Феодоровича, патр. Филарета и бояр. В церкви Благовещения замечательна художественно-вышитая икона прп. Никиты — дар Анастасии Романовны. Ежегодно 24 мая и 21 июля совершались крестные ходы из Переславля в монастырь.
С. В. Булгаков
НИКИФОРОВ-ВОЛГИН
Василий Акимович (настоящая фамилия - Никифоров) (24.12.1900/6.01.1901-14.12.1941), писатель. Эпиграфом к творческому наследию Никифорова могут послужить тютчевские строки: «Утомленный ношей крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». Многочисленные рассказы, зарисовки, миниатюры Никифорова складываются в тихую задушевную песню о России. Во времена беззаконий, гонений, обрушившихся на родную землю, в море человеческих страданий Никифоров отыскивает зерна христианской любви, рисует персонажей, которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце. Это — странники, богомольцы, церковнослужители, юродивые, которые утешают страдающий народ, лечат души, очищают сердца. Все они — простые, коренные русские люди («Архиерей», «Странники», «Юродивый» др.). Один из постоянных мотивов Никифорова — умиротворение, просветление человеческой души.
Тема соединения, исцеления распадающегося мира особенно явственно звучит в рассказе «Мати-пустыня», где красноармеец, умирающий на руках матери, в родном доме исповедует свои грех и примиряется с Богом — мирная кончина его происходит «тише падения золотого листа с дерева»; в короткой новелле «Черный пожар», где боец Красной Армии спасает раненого белого, в котором вдруг увидел брата, «земляка» по России.
В безмятежно-радостные, светлые тона окрашены рассказы цикла «Земля именинница», где мир увиден глазами ребенка, приобщающегося к Православию. Христианская вера, Церковь являются для Никифорова единственной надежной опорой, соединяющей все бытие в целостный и гармоничный мир. Подобно И. С. Шмелеву Никифоров сочетает в своих рассказах яркую, образную простонародную речь с элементами церковнославянского языка.
Повесть «Дорожный посох» (1938) написана в форме дневника сельского священника, которому довелось пережить войну, революцию, арест, издевательства безбожников, приговор к расстрелу (Никифоров как бы пророчески описал свою собственную судьбу и кончину — он был расстрелян большевиками в декабре 1941). Вся книга словно тихий плач о родной земле, до боли любимой героем. «Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения», — сокрушается рассказчик. Чудом избегнувший смерти, батюшка несет страдающим людям евангельский свет.
А. М. Любомудров
НИКОДИМ КОЖЕЕЗЕРСКИЙ
Хозьюгский, преподобный (ск. 3.07.1640), в миру Никита, родился в крестьянской семье в Ростове. После смерти родителей переселился в Ярославль, где занимался изготовлением гвоздей и вел скромную, богомольную и трудолюбивую жизнь. При архим. Пафнутии он поступил в московский Чудов монастырь, принял там постриг и провел 11 лет в строгих подвигах. Когда же его настоятель стал митрополитом Крутицким, св. Никодим последовал за ним на Крутицы, но через год удалился в Кожеозерский монастырь в Архангельском крае, на оз. Кожа. Поселился он в уединенном месте на берегу р. Хозюга. Здесь преподобный занимался рыболовством и обрабатывал небольшой огород. В Москве хранили о нем благоговейную память. Сам патриарх прислал ему шубу, но ее св. Никодим отдал в монастырь. Перед кончиной он пришел в монастырь, где и скончался. В 1695 его причислили к лику святых.
Память прп. Никодиму отмечается 3/16 июля.
НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ
преподобный (1749-1.07.1809), родился в Греции на одном из Кикладских островов — Наксосе от благочестивых родителей Антония и Анастасии Калливурси и при крещении был наречен Николаем. С ранних лет он выделялся среди сверстников остротой ума, прилежностью и духовной сосредоточенностью. Высшее образование Николай получил в малоазийском городе Смирне, где изучал богословские дисциплины и языки. В 1770 из-за турецких притеснений Николай оставил Смирну и вернулся на Наксос, где был принят митр. Анфимом в качестве секретаря. Здесь Николай сблизился с несколькими иноками, поведавшими ему о Святой горе. В 1775 он прибыл на Афон, где принял монашеский постриг с именем Никодим. Митр. Макарий (Нотар), в 1777 посетивший Святую гору, попросил Никодима просмотреть готовившуюся к изданию «Филокалию» (Добротолюбие) — сборник аскетических творений св. отцов и другие книги. С этого началось его главное монашеское послушание — переводить, писать и издавать духовные книги. Св. Никодимом было подготовлено и издано множество книг. Он перевел с латыни и значительно отредактировал книгу итальянского монаха «Невидимая брань». Переведенная на русский язык в XIX в. св. Феофаном Затворником, эта книга в наши дни стала одним из самых любимых и широко читаемых духовных сочинений в России. Николай Святогорец был удивительно кротким и смиренным иноком. Его глава ныне хранится на Афоне в келье Скуртеон в Карее. Прп. был причислен к лику святых указом Константинопольского патриарха Афинагора 31 мая 1955.
Память прп. Никодиму отмечается 1/14 июля.
НИКОЛА БОЛЬШОЙ КРЕСТ
церковь Николая Чудотворца в Москве на Ильинке, главная святыня русского купечества. Построена архангельскими купцами Филатьевыми в 1680 — 97. Пятиглавый храм сверкал нарядным блестящим убранством с бледно-голубой окраской, в несколько этажей на подклете, служил в то же время и товарным складом. В храме, по обету его создателей, воздвигнут огромный, саженной высоты, крест со 156 частицами мощей. Крестное целование ставится в связь с обычаем приводить к присяге лиц, тяжущихся в Кремле в царских приказах. Для украшения храма были приглашена самые лучшие мастера.
В 1933 церковь была разрушена еврейскими большевиками.
НИКОЛА ПСКОВСКИЙ БЛАЖЕННЫЙ
(по прозвищу Саллос), Христа ради юродивый (ск. 1567), родом из Псковской земли. Согласно преданию, он спас своим вмешательством Псков от жестокой расправы во времена царствования Иоанна Грозного. В феврале 1570 государь, обвинив новгородцев в измене, предал их город страшному разорению. С большим подозрением царь относился к псковичам. Из Новгорода он отправился прямо к Пскову, жители которого пришли в трепет, прослышав об этом. Утром, после того как царь переночевал в близком от города Николаевском Любятове монастыре, все псковичи, каждый перед своим домом, поставили столы с хлебом и солью. Во время въезда в город все встали на колени, склонив головы под государеву волю. Лишь один блж. Николай, вдохновляемый Господом, не испытывал страха. После того как Иоанн вышел из собора, в котором псковское духовенство отслужило молебен, блж. Николай предложил государю кусок мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», — сказал царь. «Ты пьешь кровь христианскую», — ответил ему блаженный. Эти слова заставили Иоанна одуматься. И хотя некоторые богатые дома были разграблены, Псков избежал горькой участи Новгорода. Блж. Николай преставился в 1567. Благодарные псковичи погребли его в соборной церкви, где до этого хоронили только князей и епископов. И после смерти блаженный не оставил молитв о родном городе. Так, во время нашествия в 1581 польских войск на Псков некоему старцу Дорофею было видение, в котором блаженный Николай ходатайствовал к Пресвятой Богородице о спасении города. Его молитвами Псков был спасен.
Память блж. Николаю празднуется 28 февраля/12 марта.
НИКОЛА СВЯТОША
Черниговский, Печерский (ск. 1143), первый русский князь, принявший иночество, сын Черниговского кн. Давида. По воле родителей Никола, носивший в миру имя Святослав, женился и стал Луцким князем (дочь его была замужем за блгв. кн. Всеволодом Новгородским). Не по душе миролюбцу были постоянные ссоры русских князей. В феврале 1106 кн. Святослав, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь он с великим смирением работал в поварне, рубил дрова, носил воду, был привратником. На свои средства построил надвратный Троицкий храм и больничную церковь свт. Николая, около своей кельи развел сад. Его никто не видел праздным, все труды его сопровождались непрестанным произнесением молитвы Иисусовой (первый известный пример на Руси). Пройдя разные послушания, подвижник наложил на себя обет безмолвия, который соблюдал в продолжение тридцати лет. Он стяжал дар прозорливости и врачевания.
Память прп. Николе отмечается 14/27 октября, 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю (воскресенье) Великого поста.
НИКОЛАЕВ
город в Новороссии на берегу Бугского лимана Черного моря, у слияния рек Южный Буг и Ингул, морской и речной порт. Основан во время Русско-турецкой войны 1787 — 91, когда в 1788 здесь была построена верфь, положившая начало развитию города. В 1803 — 61 русский военный порт, а с 1862 и торговый порт с составе Херсонской губ. Музей судостроения и флота (1792 — 94), Николаевская церковь (1817), Офицерское собрание (1824).
НИКОЛАЕВСК-НА-АМУРЕ
город в Хабаровском крае, центр Николаевского р-на. Расположен на левом берегу Амура. Население 35 тыс. чел.
Основан в 1850 российским мореплавателем адмиралом Г.И. Невельским как военно-административное поселение (Николаевский пост), которое в короткий срок приобрело важное экономическое и политическое значение на Тихоокеанском побережье. В 1855 сюда перенесен порт из Петропавловска-Камчатского. Город Николаевск с 1856, после образования Приморской обл. стал областным центром (до 1880). В 1872 — 73 порт перенесен во Владивосток.
НИКОЛАЕВСКАЯ ОЗЕРСКАЯ пустынь
— См.: ГОРНЕ-УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
НИКОЛАЕВСКИЙ женский монастырь
Владимирская еп., в г. Переславле. Основан в XIV в. св. Димитрием Прилуцким. Разоренный поляками в н. XVII в., он вскоре восстановлен был схимонахом Дионисием (ск. 1645). Первоначально он был мужским; в 1898 обращен в женский.
НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь
1. Курская еп., близ Рыльска. Упоминается в 1505; возобновлен ок. 1614. Здесь находилась местночтимая икона свт. Николая. Ежегодно 6 мая совершался крестный ход на острове близ с. Асмолова, места явления иконы.
2. Екатеринбургская еп., в г. Верхотурье, Пермской и Тобольской губ., в 45 верстах от Нижнего Тагила, на берегу р. Кыртомки. Учрежден в 1893 из образовавшейся монашеской общины, начало которой было положено поселившимся здесь в 1878 иноком Адрианом, который, проведя на Афоне три года, сам принял там иночество и, вернувшись на родину, поселился в означенной местности для иноческих подвигов; с 1880 сюда стали стекаться другие ищущие уединения; была построена часовня и несколько зданий, а в 1890, с разрешения епархиального начальства, была устроена в одном из деревянных корпусов домовая церковь.
НИКОЛАЕВСКИЙ ВЯЖИЩСКИЙ мужской монастырь
Новгородская еп., в окрестностях Новгорода, на болотистом месте, называемом Вяжищи. Время основания монастыря неизвестно; в XIV в. он уже существовал. В летописи упоминался в первый раз в 1411. В соборном храме покоились под спудом мощи прп. Евфимия, архиеп. Новгородского, здесь же находилась чудотворная икона свт. Николая, современная основанию монастыря.
С.В. Булгаков
НИКОЛАЕВСКИЙ КАТРОМСКИЙ мужской монастырь
— См.: СЕМИГОРОДНАЯ УСПЕНСКАЯ пустынь.
НИКОЛАЕВСКИЙ КОСИНСКИЙ женский монастырь
Новгородская еп., близ Старой Руссы, на косе, образуемой реками Полистью и Снежною. Основан в XIII в. прпп. Константином и Космою Косинскими (оба ск. ок. 1240). В 1764 он был упразднен и обращен в приход. В 1890 здесь учреждена была женская община, которая в 1896 преобразована в монастырь. В притворе Николаевской церкви покоились под спудом мощи прпп. Константина и Космы.
С.В. Булгаков
НИКОЛАЕВСКИЙ ЛУХОВСКИЙ мужской монастырь
Костромская еп., в Юрьевецком у., близ г. Луха. Основан в 1498 прп. Тихоном Луховским, мощи которого здесь и почивали. В монастыре находились чудотворные иконы: прп. Тихона и свт. Николая, оставшиеся невредимыми во время пожара в 1668, и празднуемая 12 ноября древнего письма Смоленская икона Божией Матери, пред которой, по преданию, молился прп. Тихон и которою он благословил братию пред своей кончиной; кроме того, в монастыре хранилось много ковчежцев с мощами, Евангелие и Апостол, писанные полууставом рукой прп. Тихона, два деревянных ковша, блюдо и семиглавый ковчег, сделанные им же, а также и соха, в которую он сам впрягался, обрабатывая со своими учениками поле.
С.В. Булгаков
НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОЗЕМЕЛЬСКИЙ скит
— См.: КОРЕЛЬСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь.
НИКОЛАЙ
(в миру Ярушевич Борис Дорофеевич) (ск. 13.12.1961), митрополит Крутицкий и Коломенский. Учился в Петербургском университете. В 1914 принял монашество. Окончил Петроградскую духовную академию. Архимандрит Александро-Невской лавры. В 1922 — 24 заключен еврейскими большевиками в тюрьму. В 1939 назначен экзархом Западной Украины и Белоруссии, энергично борется с антирусским движением униатов. Во время войны один из руководителей православного патриотического движения в поддержку армии. Член комиссии по расследованию немецких преступлений на оккупированных территориях. Участник встречи руководителей Русской церкви с И. В. Сталиным в сентябре 1943, на которой фактически было восстановлено патриаршество. После войны сыграл большую роль в борьбе с подрывной деятельностью католицизма и униатства на западнорусских территориях. Решительно выступил против погромной деятельности Н. С. Хрущева против Русской Церкви, за что по требованию богоборческих властей был лишен всех церковных постов и отправлен на покой. Умер через год после отставки. Существует версия, что его смерть была ускорена спецслужбами по указанию Хрущева.
О. П.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
НИКИТИН Афанасий (7-1474/75), путешественник, тверской купец. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки Никитина "Хождение за три моря" - ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.
2.
НИКИТИН Борис Александрович (1906-52), радиохимик, член-корреспондент АН СССР (1943). Получил ряд молекулярных соединений инертных газов с водой, фенолом и др., исследовал распространённость радия в природных водах и др. Государственная премия СССР (1943).
3.
НИКИТИН Василий Петрович (1893-1956), электротехник, академик АН СССР (1939). Осн. труды по теории электрических машин и аппаратов для дуговой электросварки. Способствовал созданию отечественного электросварочного машиностроения, внедрению электросварки в промышленность.
4.
НИКИТИН Владимир Александрович (1894-1977), судостроитель, главный конструктор первых боевых кораблей в СССР. Государственная премия СССР (1942).
5.
НИКИТИН (Кинешемцев) Гурий (1630-е гг.- 1691), живописец. Глава костромской артели иконописцев. Росписи (вместе с Силой Савиным в церкви Ильи Пророка в Ярославле, 1680-81, и др.) и иконы замечательны богатством фантазии, интересом к жизненным реалиям, декоративной красочностью.
6.
НИКИТИН Иван Никитич (ок. 1690-1742), живописец. Один из основоположников русской светской живописи. В портретах добивался передачи характерных индивидуальных черт модели, материальности изображённых предметов, звучности колорита, в котором преобладают тёплые золотисто-коричневые тона ("Напольный гетман", 1720-е гг.; "Пётр I на смертном ложе", 1725). В 1732 арестован по делу о пасквиле на Феофана Прокоповича, в 1737 сослан в Тобольск.
7.
НИКИТИН Иван Саввич (1824-61), русский поэт. Рассказы в стихах о горькой доле бедняков; гражданская пейзажная лирика ("Русь", "Утро"). Поэмы ("Кулак", 3-я редакция 1858). Прозаический "Дневник семинариста" (1860).
8.
НИКИТИН Михаил Никитич (1902-1950), начальник Ленинградского областного штаба партизанского движения в Великую Отечественную войну, секретарь обкома партии. С 1944 на партийной работе. Репрессирован.
9.
НИКИТИН Николай Васильевич (1828-1913), архитектор. Один из родоначальников "русского стиля"; широко использовал элементы русской архитектуры 17 в. и народного деревянного зодчества ("Погодинская изба" в Москве, 1856). Пионер отечественной архитектурной реставрации (обмеры и проекты реставрации памятников Москвы, Нижнего Новгорода, Серпухова и др.). В 1879-82 председатель Московского архитектурного общества.
10.
НИКИТИН Николай Васильевич (1907-73), учёный в области строительных конструкций, доктор технических наук (1966). Участник создания высотного здания МГУ на Воробьёвых горах, автор проекта Останкинской телевизионной башни в Москве. Ленинская премия (1970), Государственная премия СССР (1951).
Литературная энциклопедия
1. Иван Саввич [1824—1861] — поэт и беллетрист. Р. в Воронеже в семье зажиточного мещанина, владельца свечного завода. Окончив в 1839 духовное училище, перешел в Воронежскую духовную семинарию, откуда был исключен «по малоуспешности». Никитин рассчитывал попасть в университет, но тяжелые материальные и семейные условия заставили его сделаться содержателем постоялого двора. Писать Никитин начал еще в семинарии, но первые его стихотворения напечатаны в 1853. В 1856 Никитин собрал свою первую книгу стихов и с помощью гр. Д. И. Толстого издал ее. С этого времени он входит в светский круг воронежского общества и расширяет свои знакомства. В 1854 начал писать поэму «Кулак», которую он закончил в 1857. В 1858 поэма вышла отдельным изданием. В 1859 Н. вместе с Курбатовым открыл в Воронеже книжную лавку и при ней читальню. Предприятие Н. преследовало не только коммерческие, но и культурные задачи. Дела магазина пошли хорошо, но здоровье Никитина, подорванное раньше в связи с непрерывными
68 заботами, становилось все хуже и хуже. Поэт умер на 37 году жизни. Творчество Н. развивается в период, предшествующей реформам 1861, в период решительного сдвига России к промышленному капитализму. Дореформенное мещанство, идеологом которого выступал Н., являлось сложной и недиференцированной мелкобуржуазной группой, сохранившей в своем жизненном укладе и идеологии много патриархальных черт, сложившихся в период феодализма. Социальное положение этой группы на рубеже 60-х гг. было особенно противоречивым: с одной стороны, развивающийся капитализм разорял мещанство, с другой — у отдельных прослоек его были перспективы развития в торговую буржуазию, в кулачество, даже в буржуазию промышленную. Мещанство выделяло из своей среды и разночинцев, становившихся идеологами крестьянской демократии. Творчество Н. и раскрывает в образной форме эти возможные пути развития его классовой группы. Нужда, тяжесть труда, безысходное горе, вечная тоска — таков первый комплекс идей и чувств, нашедших себе выражение в творчестве Н. Он раскрывается напр. в образе Тараса (поэма «Тарас»). Его жизнь — тяжелый, но честный путь труженика, к-рый в условиях развивающегося капитализма в 40—50-е гг. особенно остро ощущает возможность, постоянную угрозу быть сброшенным в пропасть нищеты. Отсюда его страшная тревога и попытки найти другое, более устойчивое положение. Тарас идет в бурлаки, бросает семью, порывает с крестьянством, но все безуспешно. Накопить казну, избавиться от нужды, зажить спокойно ему не удается. Н. не видит выхода для этого образа, и Тарас гибнет в волнах, спасая утопающего. Трудность и безнадежность жизненного пути бедняка показаны Н. в образе Лукича в поэме «Кулак». Образ Лукича опоэтизирован Н., в него он вложил свои мысли и чувства, вполне сознавая, что «И мне по твоему пути Пришлось бы может быть итти... Моей душе была близка Вся грязь и бедность кулака». Изображая Лукича, Н. стремился вызвать к нему сочувствие и жалость, показать в кулаке прежде всего человека, вынужденного нищетой к грубой эксплоатации: «Страшна ты, роковая сила Нужды и мелочного зла». Ставя перед собой такую задачу, Н. показывает заветную мечту мещанства выбраться из болота, «выйти в люди». Старуха-жена, дочь Саша, сосед-столяр — все принесено в жертву одному стремлению — стать купцом. Судьба Лукича вместе с тем говорит о бесперспективности доли бедняка — достигнутое грубой эксплоатацией довольство неустойчиво. Лукич понимает возможности и другого пути, но не хочет итти по нему: «Что честность, коли нет алтына. Согнешься нехотя кольцом Перед зажиточным плутом». Лукич негодует на зятя, на богачей вообще, но не потому, что считает их вредным общественным явлением, а лишь по эгоистическим мотивам — они бросили его на произвол судьбы, забыли. Образ Лукича не одинок у Н. (ср. напр. его пьесу «Упрямый отец»,
69 «Ночлег извозчиков» и др.). Н. подчеркивает, что Лукич достоин всяческого сочувствия и уважения, ибо он прежде всего человек, да и какой же он кулак: «Кулак во фраке, в полушубке, И с золотым шитьем, и в юбке, Где и не думаешь, — он тут! Не мелочь, не грошевый плут...» Подобно всем другим художникам своей эпохи Н. не смог обойти молчанием центральную проблему этого времени — отношение к мужику. Именно на этом вопросе до конца обнажается социальная природа Н. и его место в борьбе классов. В дореформенные годы городские мещанские слои еще недостаточно отдиференцировались от деревни, с к-рой они были связаны и генетически и условиями хозяйствования. Ряд моментов биографического порядка (постоянная связь с мужиком в период содержания постоялого двора, связь с деревней в период книжной торговли) также способствовал развитию у Н. деревенских мотивов; эта черта роднит Н. с Кольцовым (см.) и целым рядом других мещанских поэтов. Н. рисовал реалистические картины забитости и угнетения мужика, его нужды и горя, страдания широких крестьянских масс и городских мещанских слоев («Мщение», «Ночлег извозчиков», «Ссора», «Упрямый отец», «Жена ямщика», «Бурлак», «Порча», «Рассказ ямщика», «Рассказ крестьянки», «Дележ», «Нужда», «Нищий», «Деревенский бедняк», «Дедушка», «Пряха», «Мертвое тело», «Старый слуга», «На пепелище», «Портной», «Хозяин» и др.), обнажал грязь, дикость, невыносимо тяжелые условия существования крестьянства в эпоху крепостничества. Но крепостное право, аграрный вопрос, борьба революционеров c либералами мало затронули Н. Внимание и сочувствие к мужику у Н. носят своеобразный характер. Н. изображает мужика как неизменно покорного своей судьбе и терпеливо выносящего ее удары. «Старый слуга» раскрывает рабскую покорность, полное отсутствие протеста — черты, рожденные крепостным строем. Н. чутко реагирует на те черты социальной психологии крестьянства, к-рые свойственны были и среде провинциального городского мещанина. Бестолковщина в споре за старенький хомут («Дележ»), вера в знахарей и домовых («Потуга», «Неудачная присуха»), гнетущая бедность («Жена ямщика», «На пепелище», «Ночлег в деревне», «Нищий» и т. д.) и борьба с нею, толкающая на преступление («Мертвое тело»), — все эти черты являются слишком общими, чтобы дать образ мужика как особый, отличный от образа городского бедняка, мещанина. Социальная обусловленность творчества Н. сказалась тут во всей полноте: он выступил не как идеолог революционной крестьянской демократии, но просто как демократ реформистского, постепеновского типа. Вместо революционного протеста против крепостного права Н. остался на стадии сочувствия страданию и тяжести мужицкой жизни. Н. видел нищету, непосильный труд, жестокую и беспощадную борьбу из-за куска насущного хлеба, он жалел народ, преклонялся перед его терпением и страданием: «Вот где нужно
70 бы учиться Верить и терпеть». Вместо призыва к борьбе, к революционному отрицанию он проповедывал постепеновщину: «Медленно движется время, — Веруй, надейся и жди...» Наиболее привлекателен для Н. своей достаточностью образ Евграфа Антипыча из неоконченной им «Поездки на хутор». Сам Н. мечтал добиться для себя того, чего добился Евграф Антипыч, — обзавестись хозяйством, хуторком, жильем, земледельческими орудиями, лошадьми, прислугой и т. д. Евграф не помещик, а купец, приобревший хутор. Цель его заключается вовсе не в том, чтобы вести натуральное хозяйство, а в том, чтобы вести хозяйство капиталистическое, товарное. Образ Евграфа раскрыт недостаточно полно, но в нем уже довольно ясно обозначился капиталистический хозяин. Вместе с тем перед нами культурный человек, интересующийся не только русской, но и мировой литературой. На этом пункте яснее всего обнаруживается позиция Никитина в свете реформы 60-х годов: он — сторонник капиталистического пути развития, он — за буржуазные порядки. Среда Н. выдвигала и революционных идеологов крестьянской демократии. Этот путь был для Н. небезызвестен. Ср. в «Дневнике семинариста» образ Яблочкина — просветителя, жаждущего знания и служащего обществу, трудоспособного, по-плебейски гордого и независимого. Характерно однако, что ясной и четкой социально-политической программы мы у Яблочкина не находим. Сопоставление Яблочкина с Белозерским, с Иваном Ермолаичем и всей семинарской средой показывает ясно перед нами образ разночинца. Однако Яблочкин умирает, — Н. не знает, как развернуть его дальше. Общественной роли и значения революционных разночинцев Н. не понимал. Известны колебания Н. по отношению к Некрасову. Обращаясь к последнему, он говорил: «Твоя жизнь, как и наша, бесплодна, Лицемерна, пуста и пошла... Ты не понял печали народной, Не оплакал ты горького зла» («Поэту-обличителю»). О еще большем непонимании современной политической действительности говорят стихи Н., пронизанные национализмом и шовинизмом: «Русь», «Донцам», «Война за веру», «Юг и север», «Новая борьба» и др. Н. воспевает силу и мощь николаевской монархии накануне ее поражения. Именно эти шовинистические произведения заставили реакционера гр. Д. И. Толстого принять участие в первом издании стихотворений Н. По его же совету автор преподнес высочайшим особам свой сборник и был награжден подарком. Еще один штрих дорисовывает нам реакционную сторону литературного портрета Н. — религиозность. Стихотворения религиозно-философского содержания показывают, что Н. не мог справиться с этими вопросами, не мог подняться до уровня передовых идей своего времени. «Молитва», «Молитва дитяти», «Моление о чаше», «Жизнь и смерть», «Успокоение», «Сладость молитвы» и др. показывают, что Н. хотел верить в высшую силу, разрешающую все сомнения.
71 Непонимание революционной демократии, патриотизм и верноподданничество наряду с мечтой о материальном довольстве бедняка в условиях существующей политической системы характеризуют Н. как либерала-постепеновца. Но демократический протест против нищеты и забитости крестьянских и мещанских масс, горячая любовь к этим массам имели в предреформенное время исторически положительное значение. Революционно-демократическая критика недоброжелательно встретила Н., возмущенная в частности его патриотическими стихами и преклонением перед царизмом. Известен резкий отзыв Чернышевского, отказавшего Н. в талантливости. Но позднее революционно-демократическая критика отметила и положительные стороны творчества Н. Наиболее верно уловил социальный смысл его творчества Добролюбов. Н. Чернышевский напал на Н. как художника, видя в нем конечно человека другого лагеря. Чернышевский указывал, что Н. несамостоятелен, неоригинален, что он заимствует у Кольцова, Пушкина, Лермонтова, Майкова, Щербины и т. д. На самом деле подражает Н. не везде, есть у него и самостоятельность, и оригинальность, и самобытность. Там, где он трактует вопросы близкие, родные — вопросы быта, пейзаж, жизнь мужика и мещанина, — он находит свои слова и свои образы. Никитин иногда пользовался теми разработками стиха, которые дал Кольцов, идя в этом отношении значительно дальше своего предшественника (например стихотворения «Русь», «Старый мельник», «Выезд ямщика» и др.). Н. связан с Кольцовым не только по линии разработки стиха, но и идеологически: они — представители одной социальной среды, идеологи одной социальной группы, находившейся на разных этапах развития и в несколько различных положениях. Никитин идет дальше Кольцова, разрабатывая новые темы и образы. Не являясь новатором в области стиха, Н. однако раскрыл противоречивую идеологию своего класса с достаточной яркостью. Не свободное от подражаний (напр. Пушкину, Кольцову, Некрасову), творчество Н. тем не менее представляет известную художественную ценность; укажем например на его многочисленные пейзажные зарисовки, с годами сделавшиеся «классическими» и вошедшие в хрестоматийный обиход (стихотворения «Утро», «Утро на берегу озера», «Буря» и др.). Библиография: I. Сочинения. С биографией, составленной М. де-Пуле. Первое посмертное издание, 2 тт., Воронеж, 1869 [значительно полнее стали издания, начиная с 4-го (М., 1886), под ред. того же де-Пуле]; изд. 13-е, М., 1910; Полное собрание сочинений и писем. Проверенный по рукописям и первопечатным источникам текст и варианты, под ред., с биограф. очерком, статьями и примеч. А. Г. Фомина. Вступит. статья Ю. И. Айхенвальда, 3 тт., изд. «Просвещение», СПБ, 1913—1915 [т. I. Стихотворения, 1849—1854; т. II. Стихотворения, 1856—1861, и поэмы; т. III. Проза; изд. не окончено. В т. IV должна была войти переписка поэта и ряд объяснительных статей]; То же, 3 тт., изд. Литерат.-изд. отд. Ком. нар. просв., П., 1918 (перепечатка со стереотипа предшествующего изд.); Полное собрание сочинений в 1 т., под ред. М. О. Гершензона, М., 1912; То же, изд. 3-е, М., 1913; Полное собрание сочинений, под ред. С. М. Городецкого. Текст обработан по рукописям, первым изданиям и журналам, 2 тт., изд. «Деятель», СПБ, 1912—1913; Сочинения, ред., примеч. и
72 объяснит. статьи А. М. Путинцева, вып. I. Лирика, Воронеж, 1922. II. Кроме вступит. статей редакторов указанных выше изд. — де-Пуле, С. Городецкого, А. Фомина и др. — см. еще: Дружинин А. В., Сочинения, т. VII, СПБ, 1865; Сивицкий Ф. Е., И. С. Никитин, его жизнь и литературная деятельность, СПБ, 1893; Михайловский Н. К., Сочинения, т. IV, СПБ, 1897; 4-е изд., СПБ, 1909; Иванов И. И., Новая культурная сила, СПБ, 1901; Грот Я. К., Труды, т. III, СПБ, 1901; Чернышевский Н. Г., Сочинения, т. II, СПБ, 1906; Покровский В. И., Иван Саввич Никитин, его жизнь и сочинения, М., 1911; История русской литературы XIX века, под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. III, М., 1911 (статья Чешихина В.); Добролюбов Н. А., Сочинения, под ред. М. К. Лемке, тт. II и IV, СПБ, 1912; Путинцев А. М., Этюды о жизни и творчестве Н., Воронеж, 1912; Фомин А. Г., Никитин И. С., «Русский биографический словарь», СПБ, 1914; Путинцев А. М., И. С. Никитин (Жизнь и творчество), Воронеж, 1922; Добрынин М., Образ кулака у Никитина, «Литература и марксизм», 1928, IV; Его же, Пейзаж в творчестве И. С. Никитина, «Литература и марксизм», 1929, III; Фатов Н. Н., Иван Саввич Никитин (Жизнь и творчество), М. — Алма-Ата, 1929; А. В. Кольцов и И. С. Никитин, Сборник, изд. «Никитинские субботники», Москва, 1929. III. Путинцев А. М., Материалы для библиографии об И. С. Никитине и его сочинениях, «Ученые записки Юрьевского университета», 1906, кн. II, и отдельно, Юрьев, 1906; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, М. — Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, М. — Л., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанов, изд. 4-е, М. — Л., 1928; Пиксанов Н. К., Областные культурные гнезда, Москва — Ленинград, 1928, стр. 108—116 (разработка тем для литературных работ по воронежскому культурному гнезду и Н.). М. Добрынин
2. Иван Федорович [1891—] — современный писатель. Р. в семье крестьянина-бедняка. Член ВКП(б). Окончил лит-ое отделение Ленинградского университета. Писать начал с 1924—1925. В центре внимания Н. — процессы социального расслоения советской деревни. Главный герой его произведений — беднота, постепенно осознающая непримиримую противоположность своих интересов и интересов кулачества. Хороший знаток деревни, Никитин рисует ее жизнь правдиво, но еще не преодолев до конца мелкобуржуазной крестьянской ограниченности. Он дает реалистический портрет рядового крестьянина, но ему не удаются образы борцов за соц. переустройство. В романе «Гнев», изображающем события 1917 в Питере, главный герой, революционер Комов, дан одиночкой, индивидуалистом, не имеющим твердой политической линии. Подлинные же герои событий 1917 оставлены Никитиным в стороне. В изображении деревенской действительности бытовизм мешает писателю дать идейно-художественное обобщение рисуемой им эпохи. Детализируя бытовые стороны, Н. широко пользуется живым яз. деревни. В последнее время Н. перешел к очерку. В книжке очерков под общим заглавием «Кто кого?» Никитин сосредоточил внимание на отрицательных явлениях в строительстве колхозов. Общая картина действительности получилась искаженной, и в этом проявилась растерянность писателя в момент ожесточения классовой борьбы при переходе к коллективизации. Библиография: I. Уклон, Повесть, изд. «Прибой», Л., 1926, Л., 1928, и «ЗиФ», М., 1929; Озорники, Роман, изд. «Пролетарий», Харьков, 1928; Гнев, Роман, Ленинград, 1930.
73 II. Горбачев Г., Пролетарская художественная проза и наша современность, сб. «Два года литературной революции», Л., 1926; Поступальский И., «Печать и революция», 1928, VII; Друзин В., Путь крестьянской поэмы, «На литературном посту», 1929, XV; Ш. М., «Земля советская», 1929, XI; «Книга и революция», 1929, XVII; Ревякин А., «Литературная газета», 1929 (отзыв об «Озорниках»); отзывы о романе «Гнев»: Раменский Б., «Земля советская», 1930, XII; Ревякин А., там же, 1930, X—XI; Брайнина Б., Глазами прошлого, там же, 1931, VI; Красильников В., «Книга и революция», 1930, XXV; Россоловская В., «Молодая гвардия», 1930, XXII; Ненарадов, «Залп», 1931, I; Сивер А., «Перелом», 1931, VI. III. Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи, ГИХЛ, М. — Л., 1931, стр. 397 (автобиография), 398—407 (отрывок из «Озорников»), 611—612 (библиография). И. Астахов
3. Михаил Александрович [1903—] — современный писатель, принадлежит к сибирской группе советских писателей. Первый рассказ Н. «Золотой челнок» был напечатан в 1925 в журн. «Сибирские огни». Никитин — по преимуществу очеркист. При актуальной тематике очерков Никитину недостает подлинно реалистического отражения классовой борьбы. В его очерках выпукло представлены портреты остяков, тунгусов, поставлен ряд практических вопросов переустройства края. В центре внимания Н. — образы энтузиастов-строителей на Кемеровском угольно-коксовом комбинате, в Челакском зерносовхозе, совхозе «Овцевод», но излишняя детализация, статика изображения мешают автору с надлежащей ясностью и полнотой провести главные линии классовой борьбы. В последнем сборнике рассказов Никитина «Безрогий носорог» [1933] выражено стремление углубить показ явлений действительности. Никитин — писатель растущий, много работающий, связанный с практикой строительства. Библиография: I. Путь на Север (Очерки Туруханского края), изд. «Федерация», М., 1929; Суданский негр, «Сибирские огни», 1930, VI; Второй гигант (Очерки о Сибири), изд. «Федерация», М., 1931; Безрогий носорог, [рассказы], изд. «Московского т-ва писателей», Москва, 1933. II. Блок Г., «Молодая гвардия», 1929, XX; Без подписи, «Сибирские огни», 1929, VI; Вяткин Г., «Просвещение Сибири», 1929, XII; Львова Кс., «Сибирские огни», 1929, VI; Зингер М., «Новый мир», 1930 (отзывы о «Пути на Север»); Саферянц А., О людях и победах, «Земля советская», 1931, VII; Гроссман Б., «Новый мир», 1931, IV; Александров Г., «Вечерняя Москва», 1931, 16 марта; «Книга — строителям социализма», 1931, X; Без подписи, «На литературном посту», 1931, III (отзывы о «Втором гиганте»); Т. И., Безрогий или «обезроженный носорог», «Сибирские огни», 1932, V; Гнедина М., Без творческого компаса, «Художественная литература», 1933, IX (отзывы о «Безрогом носороге»); Павлов Г., На неверном пути. Что такое очерк?, «Сибирские огни», 1931, IV. Б. Брайнина
4. Николай Николаевич [1897—] — современный писатель и драматург. Окончил реальное училище. Начал писать с 1922. Был в объединении «Серапионовы братья» (см.). Творческий путь Н. неровен, показывает трудности процесса переделки писателя мелкобуржуазной интеллигенции. В ранних рассказах Никитин изображает отдельные эпизоды гражданской войны. Он раскрывает прикрытую лицемерием жестокость белогвардейцев, расстреливающих пленных (рассказ «Барка»), пытается создать образ большевика, героически ведущего борьбу с белыми («25 июля 1918 года»), ставит проблему интернационализма пролетарской революции. Политическим
74 действиям своих персонажей («Рвотный форт», «Полет») писатель подчас давал сексуальную мотивировку, утверждая, что революция дала простор для повышенно-эротического восприятия мира. Это убеждение автора сопровождалось подчеркнутым натурализмом, отсутствием стройной композиции, четкого сюжета, пристрастием к заумно-«оригинальным» определениям. От изображения эпизодов гражданской войны Никитин перешел к показу советской периферии, «мелкого человека» («Обоянские повести»). Обыватели — провинциальные служащие, доктора, купцы, художники, аптекари и т. д. — живут своими мелкими интересами. Быт мелких людей традиционен и нерушим. Устоявшаяся болотная жизнь Обояни разнообразится лишь сплетнями, анекдотами. Гипертрофируя мещанский быт, утеряв революционную перспективу, Н. дал натуралистическое описание окраины. Ряд очерков («С карандашом в руках», «Лирическая земля») и роман «Преступление Кирика Руденко» знаменовали стремление автора выйти на дорогу актуального революционного творчества. В «Преступлении Кирика Руденко» Н. показывает фабричную молодежь, диференцирует ее, стойкому комсомольцу Колобову противопоставляет разложившегося чубаровца Царева. Однако изображая человека гл. обр. в его любовных переживаниях, Н. не справился с задачей — дать типы новых людей. Кирика Руденко Никитин дал борцом за «человеческую» справедливость вообще. Роман Никитина перекликается с произведением Малашкина «Луна с правой стороны». Свойственный Н. гуманизм затруднил для автора возможность правильно развить тему о политическом вредительстве. Роман «Шпион», написанный в 1930, получился идейно и художественно бледным и спорным. Стремясь разоблачить шпиона, руководителя диверсионных актов б. полковника Маклецова, Н. отходит от разоблачения, подчеркивая одержимость Маклецова мучительными общечеловеческими
75 страданиями. Подробно прослеживая настроения Маклецова, Никитин абстрагируется от изображения советской действительности. Мелкобуржуазные, идеалистические установки раскрываются не только в художественном творчестве, но и в статьях Никитина. В статье «Вредные мысли» [1924] Никитин заявлял: «Нельзя требовать от художника, чтобы он был общественным сейсмографом, это не главная цель искусства, у него свое ухо, своя игра, только ему присущая». В сборнике «Как мы пишем» [1930] Никитин акцентировал бессознательность процесса творчества, недооценивал роль критики, но признал уже влияние среды на писателя и необходимость участия последнего в общественной жизни. На пленуме Всероскомдрама [1931] Никитин заявил: «Чем ближе художник связан со своим классом, тем талантливее и сильнее его песня». Успехи индустриализации СССР, оказавшие решающее влияние на развитие советской литературы, выправляют и творческое развитие Никитина. В пьесе «Линия огня» [1931] Н. показал строительство энергетической установки. Н. создал образы коммунистов, инженеров, рабочих, с одной стороны, и инженера-вредителя (Богалей), представителей старой деревни (дед) — с другой. Пьеса имеет в основе своей заостренную коллизию, но схематична. В творческом развитии Н. она играет несомненно положительную роль, свидетельствуя о стремлении Н. включиться своим творчеством в социалистическое строительство. Говорить о завершении идейно-художественной перестройки Никитина еще преждевременно. Библиография: I. Камни, Рассказы, изд. «Алконост», П., 1922; То же, изд. «Былое», П., 1923; Американское счастье, Рассказы, изд. то же, П., 1922; Рвотный форт, Рассказы, Гиз, М. — Л., 1922; То же, изд. 2-е, М. — Л., 1926; Бунт, Рассказы, изд. «Круг», М. — П., 1923; Ночной пожар, Берлин, 1923; Русские ночи, Берлин, 1923; Вещи о войне, Гиз, Л., 1924; Сейчас на Западе, Берлин — Рур — Лондон, изд. «Петроград», Л. — М., 1924; Полет, Рассказы, Гиз, Л., 1925; С карандашом в руке, Очерки и рассказы, Гиз, М. — Л., 1926; Лирическая земля, Рассказы и очерки, изд. «Мысль», Л., 1927; Могила Панбурлея, Рассказы, изд. «Пролетарий», Харьков, 1927; Обоянские повести, изд. то же, Харьков, 1928; Преступление Кирика Руденко, Роман, изд. то же, Харьков, 1928; То же, изд. 3-е, «Изд-во писателей в Ленинграде», Л., 1931; Собачий ящик, Повесть, изд. «Мысль», Л., 1928; Собр. сочин., изд. «Пролетарий», Харьков, 1928—1929 (вышли: т. I. Рвотный форт; т. II. Полет; т. VI. Преступление Кирика Руденко); Шпион, Роман, «ЗиФ», М., 1930; Шпион. — Линия огня. — Наивный Вениамин, ЛенГИХЛ, Л., 1932; Обоянь. Рассказы о войне, ЛенГИХЛ, Л., 1933 (здесь же и роман «Преступление Кирика Руденко»); Вредные мысли, статья в сб. «Писатели об искусстве и о себе», М., 1924; сб. «Как мы пишем», Л., 1930, стр. 107—123 (Н. о своем творчестве); сб. «Писатели», под ред. Вл. Лидина, изд. 2-е, М., 1928, стр. 236 (автобиографич. заметка). II. Правдухин В., Пафос современности и молодые писатели, «Сибирские огни», 1922, IV (и в сб. «Литературная современность», М., 1924); Воронский А., Серапионовы братья, «Красная новь», 1922, III; Его же, На перевале, там же, 1923, VI (и в сб. «Искусство и жизнь» М., 1924); Волин Б., Клеветники, «На посту», 1923, I; Асеев Н., «Печать и революция», 1923, II; Соболев Ю., «Красная новь», 1923, I; Гольцев В., «Молодая гвардия», 1927, II (о «Рвотном форте»); Юргин Н., «Молодая гвардия», 1926, I; Губер Б., «Новый мир», 1926, VI (о «Полете»); Гольцев В., «Печать и революция», 1927, I; Беккер М., «Октябрь», 1927, III (о сб. «С карандашом в руке»); Эльсберг Ж., «На литературном
76 посту», 1927, XV—XVI (о сб. «Лирическая земля»); Палей А. Р., «Новый мир», 1928, VIII; Оксенов И., «Красная новь», 1928, X; Глаголев А., «Печать и революция», 1929, I (об «Обоянских повостях»); Палей А. Р., «Новый мир», 1928, VII; Оксенов И., «Красная новь», 1928, X (о «Преступлении Кирика Руденко»); Перимова Т., «Книга и революция», 1930, VIII; Николаева Т., «На литературном посту», 1930, IX; Мищихин В., «Сибирские огни», 1930, VII; «Книга — строителям социализма», 1931, № 17 (о романе «Шпион»); Гурвич А., Линия огня, «Советский театр», 1931, VII, и другие. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, том I, Гиз, Москва — Ленинград, 1928. Б. Гроссман
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НИКИТИН


будет выглядеть так: Что такое НИКИТИН