Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НЕЖДАНОВА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Антонина Васильевна [4(16).6.1873, с. Кривая Балка, ныне Саратского района Одесской области, — 26.6.1950, Москва], русская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Родители Н. — сельские учителя. С 7 лет Н. пела (часто солировала) в церковных и сельских хорах. В 1899—1902 училась в Московской консерватории (класс У. Мазетти); по окончании дебютировала на сцене Большого театра в партии Антониды («Иван Сусанин» Глинки). В течение первых сезонов исполнила свои лучшие партии: Джильда, Людмила («Риголетто» Верди, «Руслан и Людмила» Глинки, 1902), Розина («Севильский цирюльник» Россини, 1903), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского, 1906), Снегурочка, Шемаханская царица («Снегурочка», 1907, «Сказка о царе Салтане», 1909, Римского-Корсакова), Эльза («Лоэнгрин» Вагнера, 1908) и др. В 1912 с успехом гастролировала в Париже (театр «Гранд-Опера»). В том же году исполнила партию Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова). Постоянным партнёром Н. был Л. В. Собинов. Их дуэты — образец совершеннейших по своей гармоничности и воспроизведению на сцене созданий оперной классики. Обладая свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, Н. в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозной колоратуры. В работе над сценическим воплощением партий Н. пользовалась советами Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, К. С. Станиславского, однако главное внимание уделяла вокальному образу. В её художественной палитре — русская распевность, задушевная лирика (Антонида, Марфа), светлое (Джильда) и задорно-игривое (Розина) звучание колоратур, их загадочно-таинственная и вместе с тем ироничная окраска (Шемаханская царица). В концертный репертуар певицы (выступала с 1902; в ансамбле с аккомпанировавшими ей С. В. Рахманиновым, А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным, позднее с Н. С. Головановым) входили произведения С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Ф. Стравинского, русские народные песни, романсы. В советское время Н. участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 выступала на радио. Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР. Исполнила ряд новых партий: Царевна-лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Парася («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Нинетта («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева). С 1936 преподавала в студии Большого театра, затем в Оперной студии К. С. Станиславского. С 1943 профессор Московской консерватории. Автор статей о творчестве Римского-Корсакова, Рахманинова, Собинова. Государственная премия СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
         Соч.: Страницы жизни. Отрывки из воспоминаний, «Музыкальная жизнь», 1960, № 12.
         Лит.: Львов М., А. В. Нежданова, М., 1952; Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования, М., 1967; Поляновский Г., А. В. Нежданова, М., 1970.
         Г. А. Поляновский.
        А. В. Нежданова в партии Антониды («Иван Сусанин» М. И. Глинки).
        А. В. Нежданова.
Современная Энциклопедия
НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873 - 1950), певица (лирико-колоратурное сопрано). С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Обладала кристально чистым, нежным тембром голоса. Создала вокально-сценические образы, исполненные благородной простоты и искренности: Антонида ("Иван Сусанин" М.И. Глинки), Марфа, Волхова ("Царская невеста", "Садко" Н.А. Римского-Корсакова), Виолетта ("Травиата" Дж. Верди), Эльза ("Лоэнгрин" Р. Вагнера). Много концертировала; выступала в дуэте с Л.В. Собиновым.
Русская цивилизация
Антонина Васильевна (17/29.07.1873-26.06.1950), выдающаяся русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), искусствовед. Родилась в семье народного учителя, любителя музыки, руководившего деревенскими хорами. С семи лет солировала в сельском хоре.
На формирование вокального дарования певицы огромное воздействие оказали народные песни.
В 1902 блестяще окончила Московскую консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии Антониды («Иван Сусанин» М. И. Глинки), была принята в труппу Большого театра, где выступала свыше 30 лет. Постоянным партнером Неждановой был Л. В. Собинов. Большую роль в творческой биографии певицы сыграли М. Н. Ермолова, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов.
Глубокое чувство художественной правды, простота, естественность, задушевный лиризм Неждановой гармонично сочетались с ее выдающимся вокальным дарованием и виртуозным мастерством. Голос редкой красоты, звучности, ровный во всех регистрах, кристальная чистота интонации и ясность, законченность музыкальной декламации и фразировки — составляли отличительные черты певицы.
Выдающиеся партии Неждановой — Антонида и Марфа («Царская невеста»), Людмила и Татьяна («Руслан и Людмила», «Евгений Онегин»), сказочная Снегурочка, Волхова («Садко»), Шемаханская царица («Золотой петушок»).
Большое значение имело творчество Неждановой для развития вокально-концертного исполнительства в России. Она первая и постоянная участница т. н. исторических концертов, организованных в Москве С. Н. Василенко.
В обширном репертуаре Неждановой значительное место занимали народные — русские, малороссийские и белорусские — песни.
Энциклопедия Отечеcтво
НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873-1950), певица (лирико-коло-ратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейшая представительница русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала св. 30 лет). Партии: Антонида ("Иван Сусанин" М. И. Глинки), Марфа, Волхова ("Царская невеста", "Садко" Н. А. Римского-Корсакова), Виолетта ("Травиата" Дж. Верди), Эльза ("Лоэнгрин" Р. Вагнера) и др. Много концертировала. Профессор Московской консерватории (с 1943). Государственная премия СССР (1943).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НЕЖДАНОВА


будет выглядеть так: Что такое НЕЖДАНОВА