Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НЕОРЕАЛИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Неореализм
        одно из направлений современной буржуазной философии. На формирование Н. оказала влияние Шотландская школа, а также идеи Ф. Брентано, А. Мейнонга, Э. Маха (Австрия) и раннего Б. Рассела (Великобритания), Теоретико-познавательные принципы Н. были высказаны Дж. Э. Муром в ст. «Опровержение идеализма» (1903) и затем развиты в особую доктрину в США Р. Перри, Э. Холтом, У. Монтегю, У. Марвином, Э. Сполдингом и У. Питкином, которые в 1910 выпустили «Программу и первую платформу шести реалистов». Космология Н. была разработана С. Александером, А. Уайтхедом, Я. Смэтсом, Л. Морганом и представляет собой разновидность метафизической концепции развития — теорию эмерджентной эволюции. В 1930-х гг. влияние Н. падает и на смену ему приходит так называемый Критический реализм.
         Н. подверг критике субъективный идеализм — за сведение действительности к сознанию субъекта — и абсолютный идеализм (Ф. Брэдли), отождествляющий действительность с мировым сознанием, и выступил с тезисом о независимом от субъекта существовании объекта. В то же время Н. отверг материализм как «дуалистическую» теорию, будто бы абсолютно противопоставляющую субъект и объект друг другу, и развил доктрину «эпистемологического монизма». Н. считает, что бытие не имеет ни материального, ни идеального характера — оно есть совокупность «нейтральных элементов», которые в зависимости от ситуации приобретают либо физическое, либо психическое значение. В познавательном отношении «нейтральный» объект непосредственно входит в сознание субъекта, становясь «психическим»; когда же объект не включен в гносеологическую ситуацию, он выступает как «физический». Однако положение о непосредственном включении сознанием объекта не даёт возможности решить проблему генезиса ложного сознания и вступает в противоречие с исходной посылкой Н. о независимом от сознания существовании действительности. Т. о., по существу своему Н, оказывается одной из разновидностей идеализма.
         Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962; Луканов Д. М., Гносеология американского «реализма», М., 1968; Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. 8; The new realism, N. Y. 1925; Kremer R., Le neorealisme americain, P., 1920; Evans D. L., New realism and old reality, Princeton, 1928; Ray В., Consciousness in neorealism, Oxf., 1935; Boman L., Criticism and construction in the philosophy of American new realism, Stockh., 1955.
         Д.. М. Луканов.
II
Неореализм
        направление в итальянском кино и литературе середины 40 — середины 50-х гг. 20 в.; новая форма Реализма, сложившаяся после 2-й мировой войны 1939—45, в борьбе за антифашистское и демократическое национальное искусство. Историческая почва Н. — всенародное Движение Сопротивления и распространение в Италии социалистических идей. Истоки Н. в литературе Веризма, в теоретических трудах и фильмах советских кинематографистов, в творчестве прогрессивных французских режиссёров.
         Проникнутый уважением к человеку, силе солидарности, Н. выдвинул в главные герои людей из народа, хранящих высокие душевные качества и растущих в борьбе за общенациональное дело. Основная тематика Н. — раскрытие ужасов и демагогии фашизма, героика партизанской войны, борьба за социальную справедливость; основные проблемы Н. — сохранение достоинства личности рядового человека в жестоком и несправедливом социальном мире.
         Эстетические принципы Н. в киноискусстве изложил Ч. Дзаваттини, воплотивший их также в своих сценариях. Художественным манифестом Н. был фильм режиссёра Р. Росселлини «Рим — открытый город» (1945). Сложилась большая группа художников-единомышленников: режиссёров — Л. Висконти, В. Де Сика, Р. Росселлини, Дж. Де Сантис, П. Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа и др., актёров — А. Маньяни, А. Фабрици, М. Джиротти, Тото, Р. Баллоне, К. Дель Поджо и др. Среди лучших фильмов Н.: «Пайза», «Похитители велосипедов», «Шуша», «Умберто Д.», «Земля дрожит», «Трагическая охота», «Во имя закона» (в советском прокате «Под небом Сицилии»), «Дорога надежды», «Неаполь-миллионер» (в советском прокате «Неаполь — город миллионеров»), «Рим, 11 часов» и др. Режиссёры Н. искали новые выразительные средства. Значительно менялся киноязык. Произведения Н. отличались стремлением к точности деталей, почти документальному показу истинных условий тяжёлой жизни народа. Фильмы были лаконичны, сдержанны, в них полностью отсутствовала ложная красивость, пышная постановочность фильмов фашистского периода. Картины, главным образом черно-белые, снимались, как правило, на натуре, на улице, на открытом воздухе, привлекались непрофессиональные исполнители, в основу сценария иногда ложились факты газетной хроники, в диалогах широко использовался народный язык, местные диалекты. В ряд фильмов вводился дикторский текст, как бы обобщавший действие. Всё это придавало фильмам особую достоверность.
         Н. в литературе противопоставил себя как различным модернистским течениям и клерикальным тенденциям в искусстве, так и особенно профашистскому искусству. Наиболее разработанный литературный жанр — «лирический документ», сочетающий автобиографический момент с художественным вымыслом («Улица Магадзини» и «Семейная хроника» В. Пратолини; «Христос остановился в Эболи» К. Леей (См. Лей) и др.); к нему близки комедии Э. Де Филиппо (например, «Неаполь-миллионер»); более широкое, эпическое изображение социальных проблем и конфликтов представлено в романах «Метелло» Пратолини, «Земли Сакраменто» Ф. Йовине, очерках Леви. Неореалисты стремились к ясности и простоте словесного и образного выражения, к широкому использованию народной речи. Это сказалось и в поэзии (П. П. Пазолини), отклонявшей формотворческие изыски Герметизма.
         В середине 50-х гг. проявилась ограниченность метода Н., не сумевшего раскрыть кардинальные и сложные противоречия новой действительности и подчас подменявшего анализ эмпиризмом. Реализм современного итальянского кино и литературы перерос рамки Н. как идейно-художественного и мировоззренческого комплекса. Однако Н. уже выполнил серьёзную эстетическую и идейную задачу (в том числе вернул итальянскому искусству интерес к темам и проблемам народной жизни). Родственные Н. явления были и в итальянском изобразительном искусстве (живопись и графика У. Аттарди, А. Сальваторе, Дж. Дзигайны, К. Леви, ряд картин Р. Гуттузо), отчасти в театре (где работали Л. Висконти, Э. Де Филиппе, А. Маньяни), в песне и т.д. Н. оказал влияние на ряд европейских литератур в начале 50-х гг., на кинематограф многих стран мира, в том числе и социалистических. Аналогичные тенденции в искусстве западноевропейских стран (Франция, Великобритания, ФРГ и др.) иногда также назывались неореалистическими. Традиции Н. живут в отдельных кинофильмах последующих лет, а в начале 70-х гг. получили развитие в прогрессивном направлении «политическое кино».
         Лит.: Сценарии итальянского кино, [т. 1—2, пер.], М., 1958—67; Дзаваттини Ч., Некоторые мысли о кино, в его кн.: Умберто Д., пер. с итал., М., 1960; Потапова З. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961; Соловьева И., Кино Италии (1945—1960). Очерки, М., 1961; Кин Ц., Миф, реальность, литература, М., 1968; Ferretti G. С., Letteratura е ideologia, Roma, 1964.
         Г. Д. Богемский, З. М. Потапова.
Современная Энциклопедия
НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2-й мировой войны. Фильмы 1945 - 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных лет. Эстетика жизненной правды, сдержанность и лаконичность стиля, сосредоточенность на жизни простых людей, использование непрофессиональных исполнителей являются отличительными чертами итальянского неореализма, оказавшего влияние также и на киноискусство других стран.
Орфографический словарь Лопатина
неореал`изм, неореал`изм, -а
Толковый словарь Ефремовой
[неореализм]
м.
Философское течение ХХ в., направленное против умозрительности в философских исследованиях.
Современная западная философия
НЕОРЕАЛИЗМ, - неоднородное философское течение, возникшее на рубеже XIX-XX веков. Отправной пункт Н. был заложен в работах австр. философов <<Брентано>> и <<Мейнонга>>. Согласно их взглядам, то, что воспринимается и осознается человеком существует независимо от самих этих актов восприятия и осознания. В анализ этой независимой природы интенциональных объектов включились О. Краус, К. Штумпф и др., что оживило интерес к реалистической (в средневековом смысле) интерпретации предметов знания, которые понимались как «нейтральные» (не квалифицируемые в терминах традиционной субстанциональности) умопостигаемые сущности. Эти идеи не обрели большой популярности, но оказали влияние на формирование других течений, в частности феноменологии <<Гуссерля>> и критической онтологии <<Гартмана>>, в которых реалистические идеи играют значительную роль. В брит. философии зачинателем Н. был <<Мур>>, резко выступивший в начале века против берклианства и англ. <<абсолютного идеализма>>. Он обосновал реальность объекта познания и одновременно его непосредственную данность субъекту.
В США Н. возник в 1910, когда Р.Б. Перри, У.П. Монтегю, Э.В. Холт, У.Т. Марвин, Э.Г. Сполдинг и У.Б. Питкин обнародовали «Программу и первую платформу шести реалистов» («The Program and Platform of Six Realists // Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1910. V. VII.). Спустя два года они представили свою концепцию в более систематизированном виде в кн.: «Новый реализм» (The New Realism. N.Y., 1912). В этих программных работах они выступили против характерного для различных видов идеализма, а также <<позитивизма>> и <<прагматизма>> сведения бытия к опыту субъекта. Одновременно они отрицали дуализм традиционных материалистических трактовок отношения субъекта и объекта и вытекающий из него <<психологизм>> в эпистемологии. Сам Н. исходит из тезиса о «имманентности независимого». Его онтологические принципы подкрепляются теорией познания, согласно которой средством постижения истины является акт непосредственного «схватывания» мыслью объекта в целом. На это средство опираются как научно-теоретическое, так и обыденное сознание. Они различаются лишь целевыми установками и предметными сферами. Концепция Н. была подвергнута критике представителями <<неопозитивизма>> и <<критического реализма>>, что сильно ослабило ее позиции. В 1931 возникла группа «религиозного реализма» (к ней примкнул Монтегю), но влияние ее было незначительным и непродолжительным. Новая попытка консолидировать неореалистическое движение выразилась в создании в конце 40-х годов в США Ассоциации реалистической философии, которая также просуществовала недолго. Ее члены издали кн. «Возвращение к разуму: очерки по реалистической философии» (The Return to Reason: Essays in Realistic Philosophy. Chicago, 1963), в которой приняли участие реалисты старшего и младшего поколений.
Наряду с отмеченными существовала форма Н., ориентирующаяся на космизм и эволюционистскую метафизику. В Великобритании она была представлена С. Александером и Ч.Д. Броудом, у которых плюралистическая онтология (субстанциональную основу бытия у них составляли пространственно-временные «точки-моменты») соединялась с теистическим вариантом эмерджентной эволюции. Свои построения они также пытались подкрепить концепциями современной науки, в частности теории относительности. Сходные черты присущи «философии процесса» <<Уайтхеда>>, Ч. Хартсхорна и близкого к ней «экспериментального реализма» А. Г. Джонсона, разработанного на базе процессуализма Уайтхеда.
Идеи Н. получили наибольшее распространение в англоязычных странах, однако это течение не выдерживало критики со стороны философов-аналитиков, которые обычно предпочитали более изощренные виды реализма или же придерживались инструменталистско-прагматических позиций.
A.M. Каримский
Хилл Т.Н. Современные теории познания. М., 1965; J.K. Feibleman. The Revival of Realism. Chapel Hill, 1946; R. Chisholm. Realism and the Background of Phenomenology. Glencoe, III., 1960; R. Harre. Varieties of Realism. Oxford, 1986; Neorealism and its Critics. N.Y., 1986.
Философский словарь
течение в англо-амер. философии 20 в. Осн. представители: в Англии — Мур, Рассел (в ранний период деятельности), Александер, Ч. Д. Броуд; в США — Р. Б. Перри, У. П. Монтэгю и др.; в Германии — Ф. Брентано, Н. Гартман и др. В основе теории познания Н., направленной против материалистической теории отражения, осуждаемой как “дуализм”, лежит идея “имманентности независимого”, признание того, что познаваемая вещь может непосредственно находиться в сознании, но в то же время не зависит от познания в отношении своего существования и природы. Одна из теорий познания Н. — “эпистемологический монизм” — связана, напр. у Рассела, с махистской концепцией “нейтральных элементов” опыта и “функциональным” различением физического и психического. В онтологии Н. признает реаль-ность общих понятий, обладающих “идеальным существованием”, а также независимость вещей от тех отношений, в к-рые они вступают (“теория внешних отношений”). Гносеологический источник Н. — отрыв общего от .единичных вещей, а также онтологиза-ция логических связей и понятий. В Н. существует также “космологическое” направление, развивающее на основе идеалистически понимаемой теории развития универсальные философские системы (теория эмерджентной эволюции Александера, “философия процесса” Уайтхеда, холизм Я. X. Смэтса).
Философский энциклопедический словарь
НЕОРЕАЛИЗМ – господствующее течение в англ, философии 20 в., которое возникло в Кембридже и было основано в 1903 Дж. Муром. Оно направлено против неогегельянства, на спекулятивную разработку отдельных философских проблем, причем эти проблемы его представители пытаются решить посредством логического анализа, т.е. метода естествознания. Философия как система отвергается. В центре философских интересов стоят логика, теория познания, биология и физика. Кроме Мура, неореализм представлен С.Александером, Ч. Д. Бродом, С.Л.Морганом, Б.Расселом, А.Н.Уайтхедом и др. Вторая группа неореалистов, возглавляемая А.Айером, близка неопозитивизму.
Философский энциклопедический словарь 2
        филос. направление, возникшее в Великобритании и США в нач. 20 в. под влиянием шотландской школы и нем. философов Брентано и Мейнон-га. Начало Н. связывается с публикацией статьи Дж. Э. Мура «Опровержение идеализма» («The refutation of idealism», 1930). Идеи Н. были развиты в «Программе и первой платформе шести реалистов» (1910; Р. Перри, У. Марвин, Э. Холт, У. Монтегю, У. Питкин, Э. Сполдинг), их кн. «Новый реализм» («The new realism», 1912) и др. работах. Н. явился реакцией на субъективный идеализм берклианства и прагматизма и абс. идеализм англ. неогегельянства. Подвергая критике тезис о тождестве действительности и «опыта», разделявшийся этими течениями, Н. подчёркивает существование «объекта», отличного от опыта. В гносеологии Н. развивает концепцию «непосредств. познания», формулируя теорию «имманентности независимого», согласно которой объект может непосредственно «входить» в сознание, в то же время не будучи зависимым от него в отношении своего существования и природы.
        В онкологии H. придерживается «нейтрального монизма», восходящего к идее «нейтральных элементов» опыта Маха, дополненной признанием логич. отношений и сущностей «реальными» элементами мира. В результате Н. признаёт две формы объективного существования: пространственно-временное физическое и лить временное существование психич. явлений (existence) и идеальное существование логич. объектов вне пространства и времени (subsistence). Если в гносеологии Н. тяготеет к субъективному идеализму и интуитивизму, то в онтологии — к объективному идеализму. Важное место в Н. занимает «теория внеш. отношений», направленная против абсолютизации неогегельянством понятия о всеобщей связи и, в свою очередь, абсолютизирующая независимость вещей от их взаимных отношений. На формулировку этой теории оказали влияние ранние филос. и логич. работы Рассела.
        В 20-х гг. в Н. на первый план выдвигается «спекулятивная космология» (Александер, Уантхед), обосновывающая независимость объекта от познания с помощью учения о «творческой (эмерджентной) эволюции», в которой сознание понимается как поздний уровень развития. Эта тенденция приводит к более тесному смыканию Н. с платонизмом, а также к попыткам соединения науки и религии. В совр. философии Н. как самостоят. течение не пользуется широким влиянием, но выступает как важный элемент различных филос. теорий.
        Богомолов А. С., Философия англо-амер. H., M., 1962; Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1905, с. 97—131, 167—9У; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 9, § 1; The new realism. Cooperative studies in philosophy, N. Y., 1912; E vans D. L., New realism and old reality, Princeton, 1928: R ay В., Consciousness in neo-realism, L., 1935; Boman L., Criticism and construction in the philosophy of the American new realism, Stockh., 1955.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НЕОРЕАЛИЗМ


будет выглядеть так: Что такое НЕОРЕАЛИЗМ