Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Немирович-Данченко
        Василий Иванович [24.12.1848 (5.1.1849), Тбилиси, — 18.9.1936, Прага], русский писатель, журналист. Брат Вл. И. Немировича-Данченко (См. Немирович-Данченко). Учился в кадетском корпусе. Был военным корреспондентом во время русско-турецкой войны 1877—78, русско-японской войны 1904—05 и 1-й мировой войны 1914—18. Автор военных («Гроза», 1879, «Плевна и Шипка», 1881, и др.) и бытовых («Кулисы», 1886, и др.) романов, сборника «Стихотворения» (1882), мемуаров «На кладбищах» (1921). Наиболее характерный для Н.-Д. жанр — описания его многочисленных путешествий: «Соловки» (1874), «Страна холода» (1877), «Очерки Испании» (1888), «Кама и Урал» (1890) и др. В 1921 эмигрировал.
         Соч.: Собр. соч., т. 1—16, 18, СПБ, 1910—15; Новое собр. соч., кн. 1—50 П. 1916.
         Лит.: История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
II
Немирович-Данченко
        Владимир Иванович [11(23).12.1858, Озургеты, ныне Махарадзе Грузинской ССР, — 25.4.1943, Москва], советский режиссёр, театральный деятель и педагог, писатель, драматург, народный артист СССР (1936). Основатель (совместно с К. С. Станиславским (См. Станиславский)) Московского Художественного театра (см. Московский Художественный академический театр им. М. Горького). В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1876—79 учился на физико-математическом факультете Московского университета. В, 70-х гг. начал выступать в качестве театрального критика. Прозаические произведения Н.-Д. отмечены влиянием А. П. Чехова: повести, посвященные деревне, — «Губернаторская ревизия» (1896), «Сны» (1898), жизни актёров — «Драма за сценой» (1896), нравам прессы — «На литературных хлебах» (1891) и др. Его пьесы «Новое дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896) и др. ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусства привело Н.-Д. к мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Н.-Д. предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчества. Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898 Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТа), в труппу которого вошли некоторые ученики Н.-Д. (в 1891—1901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы. Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства «переживания», с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Н.-Д. и Станиславского, причём Н.-Д. принадлежало определяющее положение в области репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова — «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), самостоятельно пьесу «Иванов» (1904). Н.-Д. способствовал привлечению драматургии М. Горького, вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902). Он осуществил постановки пьес Г. Гаунтмана («Одинокие», 1899) и Г. Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903: «Бранд», 1906: «Росмерсхольм», 1908). В 1903 Н.-Д. поставил трагедию «Юлий Цезарь» Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры Н.-Д. — мастерство психологического анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора — убедительно проявились и в постановках русской классики («На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1910; «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914). В его инсценировке «Братьев Карамазовых» Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы романа. В то же время противоречивый характер инсценировки «Бесов» Достоевского («Николай Ставрогин», 1913) вызвал решительное неприятие спектакля М. Горьким. Стремясь к преодолению кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой общественностью, Н.-Д. не всегда находил в последние предреволюционные годы надежную опору в драматургии (спектакли «Анатэма», 1909, и «Мысль», 1914, Л. Н. Андреева).
         Новые перспективы перед Н.-Д. открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. Его вклад в развитие режиссёрского искусства имел важнейшее значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализма, в воспитании нового актёра — носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизма. Н.-Д. настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в «Блокаде» Вс. Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных истории и сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая» Тренева (1936), «Половчанские сады» Леонова (1939) и «Кремлёвские куранты» Погодина (1942). В спектаклях по романам Л. Н. Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Н.-Д. осуществил также постановки русской классической драматургии: «Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Грибоедова (1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях «Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940). Н.-Д. широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории, воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского. В своих обобщениях Н.-Д. исходил из концепции о «трёх восприятиях театрального представления», «о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном» — в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение Н.-Д. о «втором плане сценической жизни актёра», о «зерне» образа, о «физическом самочувствии», о «внутреннем монологе». Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Н.-Д. вёл и в области музыкального театра; он организовал в 1919 при МХТе Музыкальную студию (с 1926 — Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: «Дочь Анго» Лекока, «Лисистрата» Аристофана, «Карменсита и солдат» на музыку Бизе, «Травиата» Верди, «Катерина Измайлова» Шостоковича, «В бурю» Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
         Соч.: Из прошлого, 2 изд., М., 1938; Театральное наследие, т. 1—2, М., 1952—54; Пьесы, М., 1962; Режиссёрский план постановки трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», Московский художественный театр, 1903 г., [Вступ. ст. Б. Ростоцкого и Н. Н. Чушкина, М., 1964].
         Лит.: Соболев Ю., Вл. И. Немирович-Данченко, П., 1918; Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941; Фрейдкина Л., Владимир Иванович Немирович-Данченко, М. — Л., 1945; её же, Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (лит.); Марков П. А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960.
         Б. П. Ростоцкий.
        Сцена из спектакля «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина. 1942. Режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко.
        Сцена из спектакля «Три сестры» А. П. Чехова. 1940. Режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко.
        Вл. И. Немирович-Данченко.
Современная Энциклопедия
НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (1858 - 1943), режиссер, педагог, театральный критик, писатель, драматург. Один из реформаторов русского театра. В 1898 основал с К.С. Станиславским Московский Художественный театр (МХТ); совместно с ним осуществлял творческое и организационное руководство труппой. Как "заведующий репертуаром" привлек к сотрудничеству с театром А.П. Чехова, М. Горького и др. Как режиссер основное внимание уделял работе с актерами, от которых требовал углубленного понимания драматического произведения, "вживания" в роль. Добивался силы и остроты актерского переживания при сдержанности, простоте и строгости постановки: "Братья Карамазовы" по Ф.М. Достоевскому (1910), "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937) по Л.Н. Толстому, "Враги" М. Горького (1935), "Три сестры" Чехова (1940). В 20 - 30-х гг. проводил осторожную, гибкую административную и репертуарную политику, стремясь сохранить лицо театра, его традиции и высокий уровень мастерства. В 1919 основал Музыкальную студию (с 1941 Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко). Пьесы ("Новое дело", постановка 1890; "Золото", постановка 1895), романы ("На литературных хлебах", 1891; "Старый дом", 1895; "Драма за сценой", 1896), повесть ("Губернская ревизия", 1896).
1000 кратких биографических данных
Вас. Ив. (род. в 1848 г.) - писатель, автор целого ряда путевых очерков. Посылал корреспонденции с театра войны в 1877 - 1878 г.г. Подобные же корреспонденции, имевшие большой успех у читателей, посылал из Манчжурии в период русско-японской войны. Во время первой Балканской войны был корреспондентом венской газеты "Reichspost", а также посылал корреспонденции в "Русское Слово" и др. газеты. Во второй Балканской войне занял резкую анти-сербскую позицию и в своих статьях защищал Болгарию, пытаясь склонить русское общественное мнение на ее сторону. Из крупных произведений Немировича-Данченко наиболее известны: "Гроза", "Монах", "Семья богатырей", "Волчья сыть" и др.
Русская цивилизация
Владимир Иванович (11/ 23.12.1858 — 25.04.1943), драматург, прозаик, критик. Родился в семье офицера.
С 1881 пишет свыше десяти пьес, но успешной критика и зритель признали лишь комедию «Новое дело» (1890), удостоенную Грибоедовской премии. В 1891 выходит его роман «На литературных хлебах», резко осуждающий продажных журналистов.
Роман «Мгла» (1894) и «Старый дом» (1895) посвящены теме «оскудения» родовитого дворянства в пореформенной России. Успехом пользуются его пьесы «Золото» и «Цена жизни».
В 1898 вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр. Как режиссер требовал от актеров «вживания» в роль, выявления ее «второго плана». После революции проводил гибкую административную и репертуарную политику, стремясь сохранить лицо МХАТа, его традиции и уровень художественного мастерства. В 1919 — основывает Музыкальную студию (с 1926 — Музыкальный театр, носящий его имя).
Энциклопедия Отечеcтво
1.
НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Василий Иванович (1848/49-1936), русский писатель. Брат Вл. И. Немировича-Данченко. Многочисленные художественно-этнографические очерки, военные корреспонденции ("Год войны", т. 1-3, 1878-79), романы, рассказы, мемуары ("На кладбищах", 1921). С 1921 в эмиграции.
2.
НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (1858-1943), режиссёр, народный артист СССР (1936). Брат Вас. И. Немировича-Данченко. С 70-х гг. критик, с 80-90-х гг. писатель, драматург, педагог. Реформатор русского театра, вместе с К. С. Станиславским в 1898 основал Московский Художественный театр. Утверждал передовой современный репертуар, привлёк в МХТ А. П. Чехова, М. Горького. Как режиссёр осн. внимание уделял работе с актёрами, от которых требовал "вживания" в роль, выявления её "второго плана". Значительные работы Немировича-Данченко - "Юлий Цезарь" У. Шекспира (1903), "Братья Карамазовы" по Ф. М. Достоевскому (1910), "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937) по Л.Н. Толстому, "Враги" Горького (1935), "Три сестры" Чехова (1940), "Кремлёвские куранты" Н. Ф. Погодина (1942). В 20-30-х гг. проводил гибкую административную и репертуарную политику, стремясь сохранить лицо театра, его традиции и высокий уровень мастерства. В 1919 основал Музыкальную студию (с 1926 Музыкальный театр им. Немировича-Данченко, с 1941 Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) . Государственные премии СССР (1942, 1943).
Литературная энциклопедия
1. Василий Иванович [1848—1927] — писатель. Р. в Тифлисе в семье офицера. Детство провел в походах по Дагестану и Грузии. В 1877—1878 был корреспондентом с театра военных действий против турок (отд. изд. «Год войны», 3 тт., СПБ, 1878). Перу Н.-Д. принадлежит огромное количество путевых очерков об отдаленных окраинах России («Беломоры и Соловки»,
18 «За северным кругом»), Западной Европы, Востока и пр. («Очерки Испании», 1889; «Под африканским небом», 1896) и не меньшее количество беллетристических произведений — романов, рассказов, повестей, очерков и проч., одно перечисление которых заняло бы несколько страниц. Начав свою литературную деятельность в 70-х гг. прошлого столетия как популярный выразитель идеологии средней пореформенной буржуазии, Н.-Д. после недолговременного либеральничанья дошел до полной поддержки дворянско-бюрократического режима. С 1921 Н.-Д. — белый эмигрант. Несмотря на свою исключительную плодовитость, творчество Немировича-Данченко характеризуется невысоким художественным уровнем: произведениям его присуща шаблонная приподнятость языка, пристрастие к мелодраматическим эффектам, крайнее многословие и пр. Библиография: I. Собр. сочин., 18 тт., изд. «Просвещение», СПБ, 1911—1915. II. Скабичевский А., История новейшей русской литературы, изд. 7-е, СПБ, 1909; Михайловский Н., Сочин., тт. IV и V («Житейские и художественные драмы», «Краденое счастье»), СПБ, 1897. III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, М. — Л., 1928 (указаны и эмигрантские издания). А. Ц.
2. Владимир Иванович [1858—] — драматург и режиссер, народный артист республики. Брат писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко. Р. в Тифлисе, учился в Тифлисской гимназии и на математическом факультете Московского университета. Сотрудничал в юмористических журналах «Будильник» и «Стрекоза», был театральным рецензентом и критиком «Русского курьера» (одно время редактировал эту газету). Вместе с Станиславским Немирович-Данченко основал Московский художественный театр и руководил рядом его студий, в частности Музыкальной (в настоящее время Музыкальный театр им. Немировича-Данченко). Из беллетристических произведений Н.-Д. выделяются повести и романы: «С дипломом» [1892], «На литературных хлебах» [1891], «Старый дом» [1895], «Губернаторская ревизия» [1896], «В степи» [1900] и др. Как драматург Немирович-Данченко является автором пьес «Шиповник» [1882], «Наши американцы» [1882], «Темный бор» [1884], «Новое дело» [1890] и «Цена жизни» [1896]. Изображая в своих произведениях жизнь мелкого служилого дворянства («Губернаторская ревизия»), провинциального актерства («Драма за сценой»), Немирович-Данченко тяготеет к образам буржуазной интеллигенции, которая, томясь в затхлой атмосфере окружающего быта, не умеет его преодолеть. Творчеству Немировича-Данченко совершенно чужд сколько-нибудь широкий социальный охват действительности. Его психологизм почти никогда не переходит рамок индивидуального анализа. Библиография: II. Скабичевский А. М., Сочин., т. II, изд. 3-е, СПБ, 1903; Михайловский Н., Отклики, т. I, СПБ, 1904 («Старый дом»); Соболев Ю., Вл. Ив. Немирович-Данченко (Опыт характеристики),
19 изд. «Светозар», П., 1918; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, изд. «Academia», Л., 1928 (неск. изд.). III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Словарь членов Общества любителей российской словесности при Моск. университете, М., 1911 (данные основаны на собств. показаниях Н.-Д.); Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924. П. Н.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО


будет выглядеть так: Что такое НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО