Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НЕЙРАТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Нейрат (Neurath)
        Константин (2.2.1873, Клейнглатбах, Вюртемберг, — 14.8.1956, Энцвейхинген), один из главных военных преступников фашистской Германии. С 1908 на дипломатической службе. В 1932—1938 министр иностранных дел; обеспечивал дипломатическую подготовку немецко-фашистской агрессии. В 1938—39 глава Тайного кабинета — высшего консультативного органа по вопросам внешней политики. В 1939—42 в качестве «протектора Чехии и Моравии» осуществлял жестокий оккупационный режим в Чехословакии. На Нюрнбергском процессе главных военных преступников 1945—1946 был приговорён к 15 годам тюремного заключения. Освобожден досрочно в 1954.
II
Нейрат (Neurath)
        Отто (10.12.1882, Вена, — 22.12.1945, Оксфорд), австрийский философ, социолог и экономист. Один из организаторов и лидеров Венского кружка (См. Венский кружок). В 1934—40 жил в Голландии, с 1941 — в Великобритании, где преподавал в Оксфордском университете философские и социологические взгляды Н. эклектически соединяют тенденции стихийного, естественнонаучного материализма со взглядами логического позитивизма (См. Логический позитивизм). Н. считал, что критерием истинности так называемых протокольных (исходных) предложений науки, избираемых учёными по соглашению, является в конечном счёте непротиворечивость их др. утверждениям данной науки. Видя в установлении единства знаний важнейшую задачу философии науки, Н. полагал, что его можно достичь с помощью «унифицированного языка науки», опирающегося на языки физики и математики (точка зрения так называемого радикального физикализма). Сам Н. основное внимание уделил переводу на такой язык высказываний психологии и социологии. Вместе с Р. Карнапом был одним из авторов и главным редактором «Международной энциклопедии унифицированной науки» (1938—40).
         По своим общественно-политическим взглядам Н. был последователем Австромарксизма. Активно участвовал в революционных боях 1918—23 в Австрии и Германии и в борьбе против фашизма.
         Соч.: Vollsozialisierung und Arbeiterorganisation, Reichenberg, [1920]; Anti-Spengler, Munch., 1921; Antike Wirtschaftsgeschichte, 3 Aufl., Lpz. — B., 1926; Lebensgestaltung und Klassenkampf, B., 1928; Empirische Soziologle, W., 1931; Le developpement du cercle de Vienne et l'avenir de l'empirisme logique. P., 1935; International picture language, L., 1936; Modern man in the making, [N. Y.] — L., 1939; Foundations of social sciences, Chi., 1954.
         И. С. Добронравов.
Новый философский словарь
(Neurath)
Отто (1882-1945) - австрийский философ, социолог и экономист. Был одним из организаторов и лидеров Венского кружка. В 1934-1940 жил в Голландии, с 1941 - в Великобритании. Главные сочинения Н. посвящены проблемам политэкономии и социологии. В процессе разработки вопросов философии науки, полемизируя с Кар-напом, Н. утверждал, что критерием истинности т.наз. "протокольных предложений" научного знания, принимаемых учеными по соглашению, является в конечном счете их непротиворечивость другим утверждениям данной науки. Одной из важнейших задач философии науки считал установление единства знаний, полагая, что последнее можно достичь с помощью "унифицированного языка науки", опирающегося на языки физики и математики (точка зрения т.наз. радикального физикализма). Вместе с Карнапом был одним из авторов и главным редактором "Международной энциклопедии унифицированной науки" (1938-1940). Основные работы: "Социология в физикализме" (1931), "Влияние Венского кружка на будущее эмпирической логики" (1935), "Современный человек в производстве" (1939), "Основания социальных наук" (1962) и др.
А. А.Грицанов
Современная западная философия
НЕЙРАТ, (Neurath) Otto (1882-1945) - австр. философ и социолог; видный представитель <<логического позитивизма>>. Отличался широким кругом интересов, его работы посвящены социологии и экономическим проблемам, социальному планированию, проблемам методологии науки и философии образования. По своим политическим взглядам Н. был независимым социалистом. В 1919 он руководил отделом планирования в социал-демократическом правительстве Баварии, а затем и кратковременной Баварской Советской Республики. Хотя Н. формально не был членом партии, после падения коммунистического правительства на некоторое время он был заключен в тюрьму, после чего в 1920 вернулся в Вену. Принимал активное участие в создании и работе <<Венского кружка>>, являясь, по словам <<Карнапа>>, его «локомотивом». В 1934 эмигрировал в Нидерланды, в 1940 - в Англию, где преподавал в Оксфорде.
Теоретические работы Н. были тесно связаны с его социал-реформистской позицией. Последняя предполагала просветительские и педагогические цели: сделать науку доступной широким массам, а пролетариат - «носителем науки без метафизики». Ему принадлежат оригинальные разработки по визуальному представлению экономико-статистических данных, которые он также рассматривал как «оружие в борьбе за такой жизненный порядок, который характеризуют сознательное планирование и организация». В 30-е годы Н. выдвинул проект многотомного издания международной энциклопедии унифицированной науки, включающей разделы: основоположения унифицированной науки, систематизация наук, интеграция наук, образцы применения этого учения. В проекте подчеркивался интерсубъективно-значимый, коллективный характер работы. С этим были связаны поиски Н. единого арсенала понятий, «символики, очищенной от шлаков исторического языка». Деятельность по созданию оснований унифицированной науки он считал главной задачей философии, ориентирующейся на рациональность научного типа и выполняющей роль методологии и логики науки. В составе унифицированного языка науки - «универсального сленга» (Universalslang) - не должно быть места метафизическим понятиям, не имеющим эмпирического содержания или логического эквивалента. Неточные понятия должны «очищаться», причем это может быть длительным процессом, выполняемым несколькими поколениями людей. Со временем этот универсальный сленг должен войти в жизнь и стать обыденным (естественным) языком.
Ключевым для Н. было также понятие <<«физикализм»>>. В основу универсального языка науки должен быть положен язык физики как лидирующей научной дисциплины. Физикализм также соответствовал его эмпирицистской установке и концепции <<протокольных предложений>>, о природе которых между ним и Карнапом шел принципиальный спор. Н. даже убеждал коллег по Венскому кружку отказаться от слова «позитивизм» и заменить его «физикализмом». Этим он, как социалист, надеялся отвести от новой научной философии Венского кружка традиционную критику марксистами позитивизма как «буржуазной философии». Н. полагал, что «физикализм» в ряде важных моментов близок к материализму и вместе с тем не страдает характерными для последнего догматическими допущениями. Любопытно, что с этими идеями он совершил поездку в Советский Союз, надеясь убедить Сталина и его идеологов принять «физикализм» в качестве официальной пролетарской философии. Разумеется, что из этой затеи ничего не вышло.
О.В. Кильдюшов
История античного хозяйства. Харьков, 1924; Empirische Sociologie. W., 1931; Wissenschaftliche Weltauffassung, Sozialismus und Logischer Empirismus. Fr./M., 1979; Gesammelte philosophisce und methodologische Schriften. W., 1981; Philosophical Papers. Dordrecht, 1983.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Neurath) OТТО (10.12.1882, Вена,— 22.12. 1945, Оксфорд), австр. философ, социолог и экономист. Один из организаторов и лидеров Венского кружка. В 1934—40 жил в Голландии, с 1941 — в Великобритании. Филос. и социологич. взгляды Н. эклектически соединяют тенденции стихийного, естеств.-науч. материализма со взглядами логич. позитивизма. Н. считал, что критерием истинности т. н. протокольных (исходных) предложений науки, избираемых учёными по соглашению, является в конечном счёте непротиворечивость их др. утверждениям данной науки. Видя в установлении единства знаний важнейшую задачу философии науки, Н. полагал, что его можно достичь с помощью «унифицированного языка науки», опирающегося на языки физики и математики (точка зрения т. н. радикального физикализма). Вместе с Карнапом был одним из авторов и гл. редактором «Междунар. энциклопедии унифицированной науки» (1938—40). По обществ.-политич. взглядам Н.— последователь австромарксизма.
        Empirische Soziologie, W., 1931; Le diveloppement du cercle de Vienne et I'ayenir de l'empirisme logique, P., 1935; Modern man in the making, [N. ?.] — L., 1939; Foundations of social sciences, Chi., 1962; Wissenschaftliche Weltauffassung. Sozialismus und logischer Empirismus, Fr./M., 197Я.
        Hapский И. С., Совр. позитивизм, M., 1961; Совр. бурж. философии, M., 1978, гл. 2.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НЕЙРАТ


будет выглядеть так: Что такое НЕЙРАТ