Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НАЗАРЯН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Степан Исаевич [15(27).5.1812, Тбилиси, — 27.4(9.5).1879, Москва], армянский публицист, просветитель, историк литературы, востоковед. Родился в семье священника. Окончил философский факультет Дерптского (Тартуского) университета (1840). С 1849 профессор персидской и арабской словесности в Москве в Лазаревском институте восточных языков. Автор трудов «Обозрение Гайканской письменности с XIV столетия до новейшего времени» (1846), «Абул Касем Фердауси и Тусский творец книги... Шах-намэ» (докторская диссертация, 1849), «Беглый обзор истории Гайканской литературы до конца XIII века» (1844) и др. Под влиянием европейского просветительства и русского общественного движения 40-х гг. Н. выступил против феодального строя и его идеологии. В 50-х гг. стал во главе армянского просветительского движения. В 1858—64 издавал в Москве журнал «Юсисапайл» («Северное сияние»), который оказал влияние на развитие прогрессивной общественной мысли в Армении. Боролся против крепостничества, клерикализма, за духовное возрождение армянского народа, однако отрицал классовую борьбу. Н. выдвинул идею народного образования в новом просветительском духе, замены грабара (древнеармянский язык) новым литературным языком — ашхарабаром. В философии был сторонником деизма. Пропагандировал русскую и зарубежную литературу, переводил драмы Ф. Шиллера.
         Соч. в рус. пер.: Розовый кустарник шейха Муслехеддин Саади Ширазского, известный под названием Гулистан, М., 1857.
         Лит.: Веселовский Н. И., Сведения об официальном преподавании восточных языков в России, «Тр. III Международного съезда ориенталистов», т. 1, 1879—80; Русский биографический словарь, т. 11, СПБ. 1914, с. 41.
         Л. Г. Мкртчян.
Литературная энциклопедия
Стефанос [1812—1879] — армянский публицист, историк лит-ры, педагог, общественный деятель. Р. в Тифлисе. Окончив филологический факультет Дерптского университета [1840], Н. переселился в Казань, где ему было поручено ведение кафедры по востоковедению. С 1849 состоял преподавателем персидского и арабского яз. в Лазаревском институте в Москве. В Москве Н. развил большую общественно-литературную деятельность. Им был основан журн. «Юсисапайл» (Северное сияние, 1858—1864), ставший органом армянской либеральной буржуазии, идеологом к-рой Н. являлся. Вокруг этого журнала группировались представители тогдашней армянской интеллигенции (М. Налбандян, Бархударян, Р. Патканьян, Раффи и др.). Против Н., руководившего журналом, и его сторонников выступила консервативная пресса, мобилизовав все реакционные силы армянской общественности. Борьба армянских либерально-буржуазных новаторов против крайнего клерикализма велась в двух направлениях: с одной стороны, они подвергали жесточайшей критике деятельность духовенства, с другой — стремились максимально обеспечить руководство буржуазии в деле культурного возрождения армян. Они вели борьбу за новый, живой, понятный народным массам язык. В области народного просвещения они отвергали средневековую систему образования, требуя открытия светских школ. Основные лит-ые труды Н. на русском яз. вышли в 1844 и 1846 под заглавием: «Беглый взгляд на историю Гайканской лит-ры до конца XIII ст.» (кн. I) и «Обозрение истории Гайканской письменности в новейшие времена» (продолжение первого). Эти труды представляют собой краткую историю древне-армянской феодально-клерикальной лит-ры. Классовые позиции Н. в оценке лит-ых произведений сказываются в том, что он, являясь представителем передовой буржуазии, отрицает воспитательно-организующую роль феодально-дворянской древнеармянской лит-ры. Н. ратовал за новый яз., за новую лит-ру, театр, могущие быть проводниками европейской (буржуазной) цивилизации в массы. Библиография: II. На армянском яз.: Лео, Стефанос Назарян, тт. I и II, Тифлис; Его же, Литература русских армян, Тифлис; Манвелян Л., История литературы русских армян, кн. II, Александрополь, 1910, стр. 5—20. На русском яз.: Лемке М., Очерки освободительного движения шестидесятых годов, СПБ, 1908, стр. 73—74. Е. Мартиросьян
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НАЗАРЯН


будет выглядеть так: Что такое НАЗАРЯН