Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НАТУРАЛИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Натурализм (франц. naturalisme, от лат. naturalis — природный, естественный, natura — природа)
         1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети 19 в. в Европе и США; стремилось к объективному, точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом Н. был человеческий характер в его обусловленности прежде всего физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей также и общезначимые социально-исторические факторы (характерные для реализма О. Бальзака и Стендаля). Н. возник под влиянием значительных успехов естественных наук, методология которых была с очевидностью противопоставлена ненаучным методам познания. Вся эстетика Н. ориентирована на естественные науки и прежде всего на физиологию. Задача Н. заключалась в «экспериментальном» (научном) изучении человеческого характера, предполагающем введение в художественное творчество научных методов познания. Художественное произведение рассматривалось как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нём познавательного акта.
         Н. сформировался во Франции. Его философской основой явились Позитивизм О. Конта и эстетической теории И. Тэна. Литературными предшественниками Н. были Ж. Шанфлёри, Л. Э. Дюранти, Г. Флобер, творчество которого воспринималось как пример объективного и «научного» искусства, а также братья Э. и Ж. Гонкур. Однако окончательно Н. оформился с приходом в литературу Э. Золя, который разработал теорию направления (сборник «Экспериментальный роман», 1880, «Романисты-натуралисты», 1881, «Натурализм в театре», 1881) и попытался осуществить её в своём художественном творчестве. В середине 70-х гг. вокруг Золя сложилась натуралистическая школа (Г. Мопассан, Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис, Э. Гонкур, А. Доде и др.), полная внутренних противоречий и литературной борьбы. К Н. тяготели также О. Мирбо, братья Рони, братья В. и П. Маргерит, Л. Декав, из драматургов — А. Бек и др. Однако в конце 80-х гг. школа распалась. Н. утрачивает чёткость теоретических принципов и сохраняется как общее название различных, но связанных происхождением литературных явлений. У ряда натуралистов усиливаются черты Импрессионизма; у других как своеобразная реакция на Н. рождается тяга к Символизму. Творчество многих натуралистов проникается мотивами декадентства (См. Декадентство).
         Изучение общества с позиций естествоиспытателя, уподобление художественного познания научному, преимущественный интерес к физиологическим основам психики и недоверие ко всякого рода идеологии (как «романтическим заблуждениям») в целом вели к ограничению художественной правды в произведениях натуралистов. Однако вторжение жизненной правды, так настойчиво искомой натуралистами, опрокидывало искусственные теоретические построения и обусловило глубокое художественное воздействие многих произведений Н. Так, Золя, декларируя своё намерение дать в 20-томной серии «Ругон-Маккары» «естественную и социальную историю одной семьи», подчинял характеры и судьбы своих героев скорее общественным, чем «естественным» факторам. Мотив наследственности отступал перед конкретным исследованием социальных отношений. Изучение материального быта, в котором Н. видел ключ к пониманию человеческой психики, зачастую позволяло выявить классовую природу сознания. Описав быт и условия труда семьи Маэ («Жерминаль»), Золя вскрыл истоки противоречий, вызывающих классовую борьбу, а в романе «Земля» обнажил социальные корни психологии крестьянина-собственника.
         Свойственный Н. Детерминизм зачастую приводил к фатализму. Убеждение в фатальной обусловленности судьбы человека его физиологической природой и материально-бытовой средой, в заранее данной несвободе его воли преодолевалось лишь некоторыми писателями. Если Золя, веря в науку и знание, в социальный прогресс, стремился открыть, исследуя механизм взаимодействия среды и человека, способы активного воздействия на среду в целях более разумной организации общества, то у др. писателей (например, у позднего Мопассана и особенно у Гюисманса) преобладало пессимистическое убеждение в неизменности человеческой природы и тщетности усилий, направленных на улучшение общества.
         Уподобляя литературу науке, натуралисты отказывались от всякой тенденциозности, понимая её как морализирование. Они полагали, что действительность, которую они изображают с научным беспристрастием, сама по себе достаточно выразительна. Однако у некоторых натуралистов «бесстрастность» стала оправданием общественного индифферентизма, ухода от идеологической борьбы в мир позитивных фактов и нейтральных истин. Натуралисты считали, что литература, как и наука, не имеет права выбора материала; для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем — отсюда значительное расширение тематики искусства Н., интерес к «грубой правде» жизни, т. е. на практике — к жизни обездоленных и угнетённых («Жермини Ласерте» братья Гонкур, «Западня» Золя, и др.). Однако стремление подчиниться материалу, записывать «под диктовку жизни» зачастую приводило «ортодоксальных натуралистов» к бессюжетному «потоку жизни» («Прекрасный день» А. Сеара, «По течению» Гюисманса).
         В 60—80-е гг. Н. сыграл позитивную роль: освоил новые темы (в том числе борьбу рабочего класса), поднял новые пласты действительности (в том числе жизнь «социальных организмов» — завода, магазина и т.д.), изучил взаимодействие личности и толпы, акцентировал роль подсознательного в человеческой психике. Он ввёл в литературу новые приёмы и средства художественного изображения жизни. Вступив в борьбу с официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические, разоблачительные тенденции, он содействовал прогрессу общественной мысли и художественного видения.
         В др. странах Н. стали называть сходные явления, возникшие из национальных общественных и литературных потребностей, но осмысливаемые в свете французского опыта. В Германии Н. стремился погрузиться в социальную жизнь современности под знаменем беспощадной правдивости при изображении любых сторон действительности. Немецкий Н. обновил как тематику и проблематику, так и поэтику немецкой литературы, во многом предопределив пути её развития в 20 в. Несомненна антикапиталистическая, а иногда социалистическая направленность многих его произведений. Прологом немецкой Н. была критическая деятельность братьев Г. и Ю. Харт; наиболее полно Н. воплотился в творчестве А. Хольца; крупным достижением Н. стали драмы Г. Гаунтмана «Перед восходом солнца» и «Ткачи». В Англии Н. повлиял на творчество Дж. Мура и Дж. Гиссинга. В США Н. приобрёл острую социальную окраску в творчестве С. Крейна, Ф. Норриса, Х. Гарленда. В Италии аналогичным Н. литературным движением явился Веризм (Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи). В Испании борьба с французским литературным влиянием сочеталась с утверждением принципов Н. в творчестве Э. Пардо Басан и А. Паласио Вальдеса. Представителем Н. в Бельгии был К. Лемонье. Некоторое влияние Н. оказал на А. Стриндберга, Г. Ибсена и К. Гамсуна.
         В России термин «Н.» не был употребителен. Но близкие ему принципы художественно-социологического исследования, осложнённые идеей биологической наследственности, сказались в творчестве ряда писателей конца 19 в., в частности в романах Д. Н. Мамина-Сибиряка. Откровенно подражательная близость к французской Н. характерна для некоторых произведений П. Д. Боборыкина, активного пропагандиста творчества Золя и братьев Гонкур в России.
         В области сценического искусства основное требование натуралистов —«переживать, а не играть» пьесу, изучать жизнь и следовать исторической, бытовой и психологической правде, точно воссоздавать среду, окружающую героев. Э. Золя призывал приблизить театр к социальной действительности, создавать индивидуализированные, живые характеры, в том числе людей из народа.
         Борясь с условностью и профессиональными штампами современного театра, представители Н. стремились трактовать спектакль как «кусок жизни», перенесённый на сцену. В драматургии и инсценировках литературных произведений изображалась жизнь деклассированных слоев общества, людей, раздавленных нищетой, жертв проституции. Однако театр слабо раскрывал социальную природу явлений. Его особенно характерными чертами стали: биологическое истолкование поступков, повышенный интерес к болезненным явлениям человеческой психики. Среди наиболее видных представителей Н. — режиссер А. Антуан (Франция), О. Брам (Германия), актёры Э. Цаккони (Италия), П. Н. Орленев (Россия). С конца 19 в. крайнее проявление Н. — театральные представления, насыщенные «ужасами».
         Разностороннее и социально значительное творчество ведущих представителей Н., особенно Золя и Гауптмана, имеет многие аналогии в изобразительном искусстве; оно оказало и непосредственное влияние на ряд художников последней трети 19 — начала 20 вв. К этому кругу относятся во Франции Э. Мане (поддержанный критическими статьями Золя и написавший его портрет и картину «Нана»), Э. Дега, А. Тулуз-Лотрек, Т. Стейнлен, в Бельгии К. Менье, П. Полюс, в Германии М. Либерман, Г. Бартельс, Р. Штерль, К. Кольвиц, в Италии представители веризма — В. Вела и др. Н. было родственно стремление к максимальной зрительной достоверности воссоздания жизни, характерное для живописи Импрессионизма. Вместе с тем близким Н. было расширение круга изображаемых социальных явлений: так, образы угнетённого и борющегося пролетариата у Стейнлена и Менье во многом созвучны «Жерминалю» Золя, а «Восстание ткачей» Кольвиц навеяно «Ткачами» Гауптмана. Однако в истории изобразительного искусства термин «Н.» связан с совсем другим рядом явлений. Это было вызвано эволюцией понятия «Н.», вначале означавшего конкретное историко-литературное направление, но затем перенесённого на более общие и лишь частично связанные с ним явления.
         2) Порожденные буржуазной культурой идеологические и стилевые тенденции и противостоящий реализму художественный метод, выражающиеся в воспроизведении явлений жизни вне их идейного социально-философского осмысления, художественные обобщения, критичность отбора и оценки. Одной из тенденций в теории и практике натуралистического направления (см. выше) была замена социальной типизации и общественной оценки жизненных явлений «беспристрастным» изображением фактов и событий; поэтому Н. был со временем рядом художественных теоретиков и критиков противопоставлен критическому реализму как искусство, якобы стоящее вне общественных, эстетических и этических норм и воспринимающее жизнь без её переработки в свете социальных, философских и иных концепций. Апология «беспристрастности», подвергнутая критике П. Лафаргом во Франции, Ф. Мерингом в Германии, Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, В. Г. Короленко в России, оказалась как бы идеологическим оправданием поверхностного, бескрылого изобразительства и пассивного копирования второстепенных подробностей, которые давно уже стали своего рода традицией в буржуазном искусстве 19 в. С 1820—30-х гг. эти черты проявились в европейском, а позже в американском искусстве (программный характер они приобрели во французской живописи — у П. Делароша, О. Берне); легко сочетаясь с академической идеализацией, они породили многочисленные разновидности салонного искусства (См. Салонное искусство). Такого рода плоское, безыдейное искусство, позднее, в свою очередь, названное натуралистическим, широко распространилось с середины 19 в. Характерным явлением стало «снижение» исторических, религиозных и аллегорических жанров, в которых традиционные возвышенные представления намеренно сводились к прозаической повседневности, констатируемому бытовому факту (Э. Месонье во Франции, Ф. Уде в Германии, Л. Фредерик в Бельгии).
         Термин «Н.» стал также связываться с пристрастием к преувеличенно детальному изображению мрачных, теневых явлений действительности, особенно сцен жестокости, насилия, отталкивающих подробностей сексуальной жизни. Именно эта тенденция получила впоследствии гипертрофированное развитие в некоторых течениях Модернизма и особенно в «массовой культуре» (См. Массовая культура) буржуазного мира. Как Н. обозначается и антисоциальный, биологический подход к человеку, характерный для многих проявлений декадентства. Крайнее проявление звериного биологизма в искусстве — расистские изображения «сверхлюдей», культ агрессивной варварской силы, присущие искусству фашистских и др. крайне реакционных режимов. Буржуазное искусство 20 в. восприняло и такие черты, как увлечение изображением уродств и патология, подробностей (особенно у живописцев-сюрреалистов), преувеличенно достоверное копирование внешних деталей (например, в новейшем «гиперреализме» с его иллюзионистической имитацией предмета и среды).
         В истории советской культуры Н. стал обозначением противостоящего реализму (и вообще всякому художественному творчеству) протокольного изображения действительности, бесстрастной фактографии, внешнего правдоподобия, подменяющего типизацию и характерность явлений. В этом понимании Н. объединяет пассивную созерцательность общественной позиции художника, понимание им творческого акта как простого подражания, сведение художественной манеры и стиля к мелочному копированию жизни; в понятие «Н.» включаются также поглощенность отталкивающим, пошлым или скучным, прозаическим бытом, сосредоточение внимания на негативных фактах жизни, пристрастие к изображению физиологии человека. Проявления Н. такого рода многократно подвергались критике А. В. Луначарским, М. Горьким и др. как чуждые искусству социалистического реализма.
         Лит.: Боборыкин П. Д., Европейский роман в 19 столетии, СПБ, 1900; Меринг Ф., Литературно-критические статьи, М. — Л., 1964; История французской литературы, т. 3, М. — Л., 1959; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Тагер Е. Б., Проблемы реализма и натурализма, в кн.: Русская литература конца 19 — начала 20 в., М., 1968; Frierson W. С., L'influence du naturalisme franpais sur les romanciers anglais..., P., 1925; Hiauschek Н., Der Entwicklungsbegriff in den theoretisch-programmatischen Schriften des fruhen Naturalismus, W., 1941; Penchat Ch., Histoire du naturalisme francaia, v. 1—2, P., 1949—50; Ahnebrink L., The beginnings of naturalism in American fiction, Uppsala — Camb., 1950; Walcutt Ch., American literary naturalism, a divided stream, Minneapolis, 1956; Hamann R., Hermand J., Naturalismus, B., 1959; Dumesnil R., Lerealisme et le naturalisme, P., 1965; Pomilio М., Dal naturalismo al verismo, [Napoli, 1966].
         Г. С. Авессаломова (Н. в литературе),
         А. М. Кантор.
II
Натурализм
        в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий «сверхъестественное», универсальный принцип объяснения всего сущего. Так как понятие природы истолковывается при этом различно, Н. свойствен как некоторым разновидностям Материализма (стихийный, естественнонаучный, механистический, вульгарный и др.), так и некоторым идеалистическим течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевлённостью (Панпсихизм) или одухотворённостью (Пантеизм). В социологии Н. присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами — климатическими условиями, географической средой (Географическая школа в социологии), биологическими и расовыми особенностями людей и т.д. (Биологическое направление в социологии). В этике Н. характеризуется выведением принципов морали из некоего природного начала (космоса, органического мира, биологии или психологии человека); он свойствен таким этическим направлениям, как Гедонизм, Эвдемонизм, Утилитаризм, этический эволюционизм. Н. был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17—18 вв., исходившей из некоей внеисторической природы человека (концепции «естественного человека», естественного общества, естественной морали, естественного права (См. Естественное право)).
         Диалектический и исторический материализм преодолевает натуралистический подход к обществу и человеку, присущий в той или иной мере всем формам метафизического материализма, и утверждает специфический характер закономерностей социально-исторического развития, не сводимых к каким-либо абстрактным и неизменным «природным» началам.
         Лит.: Каримский А. М., Философия американского натурализма, М., 1972.
Современная Энциклопедия
НАТУРАЛИЗМ (французское naturalisme, от латинского naturalis - природный, естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все неприродное, "сверхъестественное". Свойственен некоторым разновидностям материализма, а также течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевленностью (панпсихизм) и одухотворенностью (пантеизм). В социологии присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т.д. Был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17 - 18 вв. (концепции "естественного человека", естественного общества, естественной морали, естественного права и т.п.).
Орфографический словарь Лопатина
натурал`изм, натурал`изм, -а
Словарь Ожегова
НАТУРАЛ’ИЗМ, -а, муж.
1. Направление в литературе и искусстве последней трети 19 в., стремящееся к внешне точному изображению действительности.
2. Фактографическое, внешнее воспроизведение жизни, быта. Излишний н.
3. Движение, проповедующее отказ от благ современной цивилизации, жизнь в условиях, близких к природе.
прил. натуралистический, -ая, -ое и натуралистский, -ая, -ое (к 3 знач.). Натуралистическое искусство. Натуралистические подробности.
Словарь Ушакова
НАТУРАЛ’ИЗМ, натурализма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. naturalis - природный).
1. Философское направление, близкое к вульгарному материализму, объясняющее общественные явления действием природных и биологических факторов (филос.).
2. Противоположное реализму позитивистическое направление в искусстве и литературе, стремящееся к фотографически точному, якобы объективному, воспроизведению действительности (лит. и искус).
Толковый словарь Ефремовой
[натурализм]
1. м.
Направление в литературе и искусстве, возникшее в последней трети XIX в. и стремящееся к внешне точному, идейно не осмысленному изображению действительности.
2. м.
Фактографическое, с излишне пристальным вниманием к деталям жизни и быта изображение действительности.
Литературная энциклопедия
[от лат. natura — природа] — название течения в европейской лит-ре и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80—90-х гг., когда Н. стал самым влиятельным направлением. Собственно говоря, основные элементы Н. в лит-ре существовали значительно раньше; к 80-м гг. это течение получило лишь название и теоретическое обоснование, данное Эмилем Золя в книге «Экспериментальный роман» [1879] и в статьях о театре. В дальнейшем под термином «Н.» объединялись понятия весьма разнородные и отличные от представления о нем его основоположников, в частности Золя (об этом см. в конце статьи). Объясняя выбор термина «Н.» для определения нового лит-ого стиля, Золя начинает
613 с отграничения Н. от реализма (см.). «Меня спрашивают, почему я не удовлетворяюсь словом „реализм“, к-рое было в ходу 30 лет тому назад? Я поступил так единственно потому, что тогдашний реализм суживал художественно-литературный кругозор; мне казалось, что слово „Н.“ расширяет область наблюдения» («Натурализм в театре»). В эту область входят отныне запретные до Н. темы из области патологии и физиологии, проблемы труда той или иной профессии («Жерминаль» Золя напр.). Вводя новое определение для лит-ого стиля, Золя все же устанавливает как базу этого лит-ого движения реализм, игравший столь видную роль во французской лит-ре второй половины XIX в. Н. явился дальнейшим этапом в развитии названного буржуазного стиля в эпоху высшего подъема промышленного капитала. Конец XIX в. (в особенности 80-е гг.) знаменует собой расцвет и укрепление промышленного капитала, перерастающего в финансовый. Этому соответствует, с одной стороны, высокий уровень техники и усиление эксплоатации, с другой — рост самосознания и классовой борьбы пролетариата. Буржуазия превращается в класс реакционный, борющийся с новой революционной силой — пролетариатом. Мелкая буржуазия колеблется между этими основными классами, и эти колебания отражаются на позициях мелкобуржуазных писателей, примкнувших к Н. Все это определило характер дальнейшего развития буржуазного стиля в лит-ре, носителем которого явилась гл. обр. техническая интеллигенция, нашедшая себе широкое применение в условиях господства промышленного капитала. Привлеченная к руководству предприятиями, иногда даже целыми отраслями хозяйства, она участвует в их прибылях (акционеры). Выходцы из мелкой буржуазии, эти представители новой интеллигенции из вчерашних врагов превращаются в деятельных союзников капитализма. Высший слой интеллигенции — ее аристократия — совместно с буржуазией стремится теоретически обосновать и научно защитить существующий общественный строй. Основные требования, предъявленные литературе этой интеллигенцией, были: научность, объективность, аполитичность во имя «общечеловеческой правды». К этим трем пунктам сводились требования натуралистов, шедшие вразрез с поэтикой реализма, сложившегося как буржуазный стиль в эпоху интенсивной борьбы промышленного капитала за свое господство с пережитками «старого порядка» и с его моральными и социальными нормами. Естественно, что к литературе предъявлялись требования политической остроты, принципиальности и даже тенденциозности. Лозунг правдивости и точности обозначал лишь стремление к большей убедительности идейного содержания произведений, а следовательно к большей их действенности. Когда же буржуазия добилась гегемонии, когда наступила эпоха ее установившегося могущества и вместе с тем заметно выросла опасность со стороны революционного пролетариата, идеология буржуазии окрашивается
614 в чисто охранительные тона. Для обоснования незыблемости и вечности существующих общественных форм мобилизуются наука и философия, «научно» оправдывается реформизм, выдвигаемый в качестве оплота против революционной теории и практики пролетариата. Приспособленная к интересам господствующего класса, наука становится одним из наиболее излюбленных орудий в руках буржуазных идеологов. Отсюда и характернейшее для Н. утверждение, что лит-ра должна стоять на уровне современной науки, должна быть проникнута научностью. Понятно, натуралисты кладут в основу своих произведений только ту науку, которая не отрицает существующего общественного строя. Основой своей теории натуралисты делают механистический естественно-научный материализм типа Геккеля, Спенсера и Ломброзо, приспособляя к интересам господствующего класса учение о наследственности (наследственность объявляется причиной социального расслоения, дающего преимущества одним перед другими), философию позитивизма Огюста Конта и мелкобуржуазных утопистов (Сен-Симон). Огюст Конт вслед за утопистами отождествляет социологию и физиологию. «Общественное явление, как явление человеческое, без сомнения должно быть отнесено к числу явлений физиологических» (Конт, Considerations sur les sciences et les savants). Выдвигая положение, что человеческая природа определяет общественную жизнь и дает ключ к пониманию истории, позитивисты и натуралисты, принимающие философию позитивизма, приходят к идеалистическим выводам, подобно французским материалистам XVIII в. Но если философия материалистов XVIII в. была мировоззрением революционным, направленным против отмиравшего феодально-дворянского строя, то позитивизм, выражающий идеологию установившейся и уже начавшей загнивать буржуазии, глубоко контрреволюционен. Так, идеалистическая формула «мнения правят миром», к к-рой приходят в конечном счете как французские материалисты XVIII в., так и позитивисты, содержит совершенно разное социальное содержание. Для первых эта формула была лозунгом борьбы за права «среднего сословия», «мнение» к-рого ставилось выше прирожденных привилегий аристократов. Точно так же и требование общественного строя, к-рый бы «соответствовал человеческой природе», было требованием нового общественного строя взамен феодального, к-рый признавался не соответствующим «человеческой природе» нового человека из буржуазии. Во второй половине XIX века, в эпоху нарастающей классовой борьбы, когда выступил на арену пролетариат, эти лозунги, применяемые господствующей буржуазией, служат реакционным целям, утверждая существующий общественный строй. Н., как и его философия — позитивизм, прикрывает еще свою классово ограниченную и антиреволюционную основу ссылками на «положительную науку» и «объективность». В указанном смысле являются реакционными лозунгами и требования «научности» от литературы, выдвинутые французскими натуралистами.
615 Уже требование «научности» имеет определенно реформистскую подоплеку: под широким понятием «науки» кроется весьма определенное классово обусловленное существо. В эпоху, когда уже существует определение Маркса, что «анатомию гражданского общества нужно искать в его экономике», натуралисты ищут объяснения истории развития человечества в его природе и удовлетворяются биологическими аналогиями. Становясь частью единого идеологического фронта, направленного против развивающегося революционного пролетарского движения, Н. во имя научности и близости к природе выдвигает чрезвычайно характерное для него требование аполитичности искусства. Преклонение перед природой и наукой оказывается для натуралистов формой борьбы с определенной системой политических взглядов. Ссылаясь на Огюста Конта, Золя говорит о создании научной политики — «ни республиканской ни монархической, но человеческой». Наука становится щитом и оружием против надвигающейся революции и обостренной классовой борьбы. «Я не хочу, как Бальзак, — пишет Золя, — решать, каков должен быть строй человеческой жизни, быть политиком, философом, моралистом. Я удовольствуюсь ролью ученого, буду изображать действительность, ища при этом ее внутренние скрытые основы». В противовес реалистам — представителям стиля восходящего
Иллюстрация: Золя изучает работу паровозного машиниста для романа «Человек-зверь»
616 класса, для которых писатель был носителем определенных политических и моральных убеждений, — теоретики натурализма требуют полного отказа от политических и моральных выводов (Золя, Бельше). «Я не затрагиваю вопроса об оценке политического строя, я не хочу защищать какие-либо политики или религии. Рисуемая мною картина — простой анализ куска действительности, такой, какова она есть», пишет Эмиль Золя в набросках к серии «Ругон-Маккары». Взамен авторских оценок политики и морали лит-ра должна ставить чисто научные задачи, должна стать частью физиологии и теми же методами, которыми последняя изучает физическую организацию человека, должна отобразить и изучить механизм чувства и страстей», «естественную историю человечества». Механистически применяя методы физиологии, натуралисты требуют той же точности в описании среды и событий, которая нужна физиологу при его опытах. Но это — точность деталей, но не смысла целой картины действительности. Эта точность перестает быть одним из требований, как у реалистов, она становится основным лозунгом натуралистов, стремящихся к фотографической фиксации фактов. Для натуралистов характерно систематическое изучение художественного материала. Напр. Золя кропотливо изучал как среду, которую намеревался отразить, так и труд, условия труда и самый процесс работы, машину и инструмент рабочего («Углекопы», «Человек-зверь» и др.). Делая героем своего романа железнодорожного машиниста («Человек-зверь»), Золя обстоятельно знакомится на паровозе с его работой. Братья Гонкуры, описывая болезнь и смерть Жермини Ласерте, много времени посвящают клинике и изучают медицинские трактаты. По клиническим отчетам изучает Ибсен все симптомы болезни, изображенной в «Привидениях». Как требования «научности» и аполитичности, так и требования точности и объективности в показе реальной действительности несмотря на кажущуюся аполитичность носили у натуралистов весьма политический характер. На «общечеловечной» и «научной политике» базировалась пропаганда реформизма. Это вполне понятно, ибо «ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчаться его неудачам, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений» (Ленин). Посредством объективного и научного показа недостатков современной действительности французские натуралисты надеются воздействовать на умы людей и тем самым вызвать проведение ряда реформ, чтобы спасти существующий строй от надвигающейся революции. Теоретик и вождь французского Н., Золя причислял к натуральной школе кроме себя Флобера, бр. Гонкур, Додэ и ряд других менее известных писателей. К непосредственным предшественникам Н. Золя относит французских реалистов: Бальзака, «внесшего в
617 роман метод наблюдения и опытных исследований», и Стендаля, проделавшего в своем творчестве «психологические эксперименты» над механизмом души. Но на самом деле никто из этих писателей, не исключая самого Золя, не был натуралистом в том смысле, в к-ром понимал это направление Золя-теоретик. К натурализму как стилю ведущего класса приобщались на время писатели весьма разнородные и по художественному методу и по принадлежности к различным классовым группировкам. Характерно, что объединяющим моментом являлся не художественный метод, а именно реформистские тенденции Н. Например такого писателя, как Мопассан, идеолога дворянства, полагавшего, что искусство глубоко субъективно, приближает к Н. стремление отобразить темные стороны быта современной буржуазии, которую он ненавидел в качестве идеолога дворянства, а также боязнь возможной революции. Столь же антиреволюционно творчество бр. Гонкур. Требование объективности, «непосредственного изучения живой и мертвой природы» (предисловие к «Manifestes et Prefaces») художниками проводится во имя установления «аристократами духа» разумного общественного порядка. Писатели рантьерской буржуазии, сами обеспеченные и живущие исключительно интересами литературы и искусства, Гонкуры считают классовое расслоение людей результатом различной их одаренности — различия человеческого интеллекта. Революционные выступления пролетариата рассматриваются ими как борьба против культуры. Под «объективным и научным» отображением действительности подразумевается отображение человеческой психики как «явления природы», взятой изолированно от общественно-политической борьбы. Их творческий метод характерен пассивной созерцательностью, фиксирующей застывшие формы бытия сквозь призму мировоззрения обеспеченной рантьерской буржуазии. Единственным двигателем как внутреннего мира человека, так и внешнего оказывается для них бесконечная вереница мелких фактов и впечатлений. Начав с требования полного соответствия искусства природе во имя «научной объективности», Гонкуры приходят к полному отрицанию объективизма и науки, к идеалистическому субъективизму, к утверждению в качестве единственного критерия познания чувственного восприятия. Бр. Гонкуры становятся зачинателями нового лит-ого стиля — импрессионизма. Вершину французского Н. образует творчество Золя. Крупнейшее его произведение — серия «Ругон-Маккары» — задумано как широкая картина проявления законов наследственности, как «естественная
619 немецкие «ранние натуралисты», тесно связанные с оппортунистическим крылом немецкой соц.-дем. (Крецер, Бар, Эрнст, Бруно Билле, Вильгельм Бельше и другие). Интересно отметить, что тут немецкий социалистический реформизм учится у французского буржуазного реформизма. Многие из его представителей впоследствии, с развитием классовой борьбы, скатились к прямой контрреволюции. Современная социал-фашистская лит-ра также продолжает вдохновляться как творческим методом, так и общественно-политическими взглядами Н. Особая популярность выпадает на долю Золя, к-рого современные социал-фашистские беллетристы признают своим прямым предшественником. Под знаком Золя развивалось творчество создателя так наз. производственного романа — Пьера Ампа. Производственный роман также можно считать прямым наследником романа натуралистического, но при этом перешедшего уже в новое качество. Фетишизация вещи, машины, инструмента, имевшая уже место в натуралистическом романе, занимает тут главное место, оттесняя человека на второй план. На первый план выдвигается требование рационального использования машин посредством рационализации производства, улучшения быта рабочих и облегчения их труда. Амп полностью принимает современный капиталистический строй; певец высокого уровня техники, он совмещает реформизм с пропагандой рационализации производства, борется за усовершенствование капиталистического хозяйства, для укрепления которого считает необходимым создание классового мира путем проведения по отношению к рабочим «разумной эксплоатации». Под знаком распада, сближения с импрессионизмом пошло дальнейшее развитие Н. Возникший в Германии несколько позже, чем во Франции, немецкий натурализм явился стилем преимущественно мелкобуржуазным. Здесь разложение патриархальной мелкой буржуазии и обострение процессов капитализации создает все новые и новые кадры интеллигенции, которые далеко не всегда находят себе применение. В их среду все больше и больше проникает разочарование в силе науки. Постепенно терпят крушение надежды на разрешение социальных противоречий в рамках капиталистического строя. Если в области философии совершается сдвиг от позитивизма к идеализму и субъективизму Маха, то и дальнейшее развитие механистически перенесенного в лит-ру экспериментального метода должно было привести к утверждению ощущения как единственного критерия художественной правды — к импрессионизму. Немецкий Н., а также Н. в скандинавской лит-ре представляют собой целиком переходную ступень от Н. к импрессионизму. Так, известный немецкий историк Лампрехт в своей «Истории германского народа» предложил этот стиль назвать «физиологическим импрессионизмом». Этот термин в дальнейшем применяется рядом историков немецкой литературы. Действительно, от натуралистического стиля, каким мы его знаем во Франции, остается лишь преклонение перед физиологией. Многие
620 немецкие писатели-натуралисты даже не пытаются скрыть свою тенденциозность; особенно это относится к натуралистической драме, которая в первую очередь проблемна. В центре ее ставится обычно какая-нибудь проблема, социальная или физиологическая, вокруг к-рой группируются факты, ее иллюстрирующие (алкоголизм в «Перед восходом солнца» Гауптмана, наследственность в «Привидениях» Ибсена и т. д.).
Иллюстрация: Натуралисты в карикатуре Основоположниками немецкого Н. (или «физиологического импрессионизма») явились А. Гольц и Ф. Шляф. Основные их принципы изложены в брошюре Гольца «Искусство», где Гольц утверждает, что «искусство имеет тенденцию снова стать природой, и оно становится ею сообразно имеющимся налицо условиям репродукции и практического применения». Отрицается также сложность фабулы. Место богатого событиями романа французов (Золя) занимает рассказ или новелла, чрезвычайно бедная фабулой. Главное место здесь отводится кропотливой передаче настроений, зрительных и слуховых ощущений. На смену роману приходят также драма и стихотворение, к которому французские натуралисты относились крайне отрицательно как к «роду развлекательного искусства». Особое внимание уделяется драме (Ибсен, Гауптман, Гольц, Шляф, Зудерман и др.), в к-рой также отрицается интенсивно развитое действие, даются лишь катастрофа и фиксация переживаний героев («Нора», «Привидения», «Перед восходом солнца», «Мастер Эльце» и др.). В дальнейшем натуралистическая драма перерождается в драму импрессионистическую, символическую. Так. обр. стиль, созданный буржуазией и буржуазной интеллигенцией в эпоху ее расцвета, перерастает в эпоху упадка капитализма и обострения классовой борьбы в свою противоположность — импрессионизм и символизм, утверждающие субъективный метод в лит-ре, примат субъективного восприятия и фантастики. В пролетарской лит-ой критике термин «Н.» обозначает недостаточное идейно-художественное овладение предметом изображения, сказывающееся в особенности в поверхностном освещении социальных процессов и подмене их изображения биологическими моментами (так наз. «биологизм»). Обилие частностей,
621 заслоняющих синтетическую картину жизни, отсутствие художественных обобщений отмечаются как характерные черты Н. в художественном методе. В качестве примеров натуралистических срывов приводились произведения Панферова, Шолохова в первый период их творчества и др. Библиография: Михайловский Н. К., Сочинения, т. VI, СПБ, 1883 (ст. «Экспериментальный роман»); Арсеньев К. К., Критические этюды, т. II, СПБ, 1888; Боборыкин П. Д., Эволюция романа на Западе, СПБ, 1890; Совожо Давид, Реализм и натурализм, Москва, 1891; Маца И., Литература и пролетариат на Западе, М., 1927; Золя Э., Экспериментальный роман, «Вестник Европы», 1879, IX; Его же, Натурализм в театре; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю (неск. изд.); Лафарг П., «Деньги» Эмиля Золя, журн. «Литературное наследство», М., 1932, № 2; Меринг Ф., Мировая литература и пролетариат, М., 1924; Фриче В. М., Очерк развития западных литератур, изд. 4-е, Харьков, 1930; Valentin V., Der Naturalismus und seine Stellung in der Kunstentwicklung, Kiel, 1891; Bab J., Der Naturalismus, в кн. «Das deutsche Drama», hrsg. v. R. F. Arnold, Munchen, 1925; Gunther M., Die soziologischen Grundlagen des naturalistisch. Dramas der jungsten deutschen Vergangenheit, Diss., Lpz., 1912; Benoist-Hanappier L., Le drame naturaliste en Allemagne, P., 1905; Brunetiere F., Le roman naturaliste, P., 1883; Leppla R., Naturalismus, в «Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte», hrsg. v. P. Merker u. W. Stammler, B. II, Berlin, 1926—1928; Konig R., Die naturalistische Asthetik in Frankreich und ihre Auflosung, Lpz., 1931. Л. Блюмфельд
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
НАТУРАЛИЗМ - англ. naturalism; нем. Naturalismus. 1. В философии - направление, согласно к-рому природа является единственным универсальным принципом объяснения всего сущего. 2. В социологии - тенденция в объяснении соц. явлений и процессов развития общества природными, биол. факторами, ориентирующаяся на методы естественных наук. см. МЕХАНИЗМ, НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ, СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ, СОЦИОБИОЛОГИЯ. 3. В педагогике - направление, согласно к-рому определяющую роль в воспитании играет следование псих, складу ребенка, его свободное развитие. 4. В литературе и искусстве - направление, сложившееся во второй половине XIX в., характеризующееся стремлением к документальной точности, абсолютизации физиол. стороны жизни.
Современная западная философия
НАТУРАЛИЗМ, (от лат. natura -природа) - философская позиция, отождествляющая все сущее с природой, отрицающая понимание природы только как части бытия и исключающая из теоретических объяснений какие-либо ссылки на «сверхъестественные» сущности. Для Н. начала XX в. была характерна тенденция к универсализации принципов и методов естествознания и их экстраполяции на понимание человека и общества. Это выразилось в появлении расово-антропологических, биоорганических и иных натуралистических школ в социологии, а также различных вариантов натуралистической этики, связывающих нравственное сознание и моральные нормы с психофизиологической природой человека. Как философское направление Н. сложился в 20-40-е годы в США. В идейном отношении он был альтернативой религиозно-идеалистическим и трансценденталистским концепциям. От <<позитивизма>> Н. отличало стремление сохранить мировоззренческую и онтологическую проблематику, а также ясно выраженный социальный оптимизм и гуманистический пафос, связанный с защитой прав человека, критикой деструктивных социальных сил (милитаризма, политической нетерпимости и т.п.).
Н. является одним из видов философского монизма, согласно которому все существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук, расширяющих сферу своего применения на все новые области объектов и событий. Н. противостоит установке, что могут существовать явления, в принципе лежащие вне сферы научного объяснения. Сторонники Н. подчеркивают, что он является в первую очередь методом, а не онтологической установкой, поэтому он не тождественен материализму и, вообще говоря, допускает различные <<онтологии>>. При всех вариациях взглядов для представителей Н. типичны следующие черты. Полагается, что любые естественные объекты, от минералов и растений до человеческих существ и социальных институтов, существуют внутри пространственно-временного и каузального порядков. Причинами любых явлений могут быть только естественные объекты или же эпизоды из их прошлых состояний, которые произвели изменения в каких-либо других естественных объектах. Любые объяснения со ссылками на неестественные объекты не допускаются. Естественные процессы суть изменения в естественных объектах или их системах. Природа рассматривается как система всех естественных процессов. В принципе любые ее части интеллигибельны и доступны для познания, но как целое она не может быть объяснена. Для Н. принципиально, что человеческое сознание и социальная жизнь столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа. Если для того или иного круга явлений применяются ненатуралистические объяснения, то это свидетельствует о том, что здесь еще не достигнут прогресс, который приведет к их замене естественными объяснениями.
Наиболее адекватно натуралистическая установка выражена в естествознании, но она не чужда и социально-гуманитарным наукам, а простые ее формы представлены в здравом смысле и практической жизни. Представители Н. ориентируются на науку как систематическое применение натуралистического метода и коррекцию любого знания в соответствии с ним. Они отрицают платонистскую трактовку объектов формальных наук и рассматривают объекты математики как инструментарий для описания естественного мира, а логические формы - как средства для его исследования. В самом по себе универсуме нет моральных или идеальных ценностей, отличных от ценностей индивидов или социальных групп. Этические теории поэтому можно в принципе рассматривать подобно научным теориям и оценивать их по эмпирически проверяемым следствиям.
Поскольку в рамках философского Н. ставится цель не созидания некоторых систем, а прояснения с помощью натуралистического метода проблем, возникающих в любых сферах жизни человека, то Н. оказывается весьма неоднородным. В нем есть и сторонники различных видов материализма (<<Р.В. Селларс>>, К. Ламонт, М. Фарбер, <<Нагель>> и др.), и представители прагматизма с их явным тяготением к эмпирической методологии, и весьма спекулятивно настроенные теоретики, напр., Дж. Баклер с его «ординальным Н.». С 1980-х годов наметилась заметная активизация Н., связанная с ростом внимания к проблеме человека и натуралистическому гуманизму (П. Кэрц, Б. Оуден), с доминированием материализма в современной англоязычной философии сознания (philosophy of mind), со стремлением разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую уровню нынешнего естествознания и когнитивных наук. Важной тенденцией, укрепившей позиции Н., стало выдвижение натуралистически ориентированных концепций крупнейшими представителями <<аналитической философии>>, напр., программы натурализированной эпистемологии - <<Куайном>>, натуралистической теории языка и сознания - <<Сёрлом>>.
А.M. Каримский
Сёрль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4; Naturalism and the Human Spirit. N.Y., 1944; Naturalism and Rationality. Buffalo, 1986; P. Kurtz. Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism. Buffalo, 1990; W.O. Quine. Epistemology Naturalised // The Psychology of Knowing. N.Y., 1972; American Philosophical Naturalism in 20-th Century. Buffalo, 1994.
Философский словарь
(лат. natura — природа). 1. В философии — методологический принцип, присущий нек-рым домарксистским теориям, пытавшимся объяснить развитие об-ва законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.). Н. близок к антропологизму, к-рый также не видит специфических закономерностей общественной жизни. В 17 и 18 вв. философский .Н. сыграл положительную роль в борьбе со спиритуализмом. 2. Система эстетических взглядов на искусство и соответствующий ей художественный метод, сформировавшиеся во второй половине 19 в. Философской основой Н. явился позитивизм (Конт, Спенсер, И. Тэн и др.). Не ставя задач проникновения в существенные, глубинные процессы действительности, Н. сводит художественное творчество к копированию ее случайных, единичных предметов и явлений. Противоречивость эстетической концепции Н. ярко проявилась у Э. Золя, творчество к-рого зачастую вступало в противоречие с его теоретическими высказываниями (“Экспериментальный роман”, 1880; “Натурализм в театре”, 1881, и др.) о тождественности социальных и биологических явлений, о независимости искусства от политики и морали и т. д. Характерные для Н. физиологизм, примитивная развлекательность, мелодраматизм, внешняя красивость и т. п. проявляются в самых различных жанрах “массовой культуры” в капиталистических странах. Проповедуемые сторонниками Н. (прямо или косвенно) идеи пассивности, отказа от социальной борьбы, безразличия к радостям и страданиям людей, их особый интерес к низменным сторонам человеческой жизни сближают Н. с формалистическими направлениями в искусстве (Формализм). 3. В этике — характерный для мн. теорий прошлого и этических концепций 20 в. методологический принцип обоснования морали. Согласно ему моральные представления, в частности понятие добра, выводятся не из общественных законов бытия человека, а из какого-то природного начала (законов космоса, органического мира, биологии или психологии человека). К Н. в этике относятся гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, эволюционная этика и др. В совр. зап. этике мн. школы продолжают выводить понятия морали из естественнонаучных понятий и данных антропологии и психологии. Это, напр., этика космической телеологии, теории нравственного чувства, интереса и др. В этике 20 в. Н. был впервые подвергнут критике Муром. Он и его последователи считают, что моральные понятия нельзя выводить из “естественных” (в этом, по их мнению, заключается “натуралистическая ошибка”). Но “естественное” они понимают весьма расширительно, относя к нему все, что выходит за сферу морали, в т. ч. и социальные явления. В результате мораль и этика отрываются от фактических знаний о человеке и общественных наук. Этот порок присущ всему формалистическому направлению, возникшему в совр. зап. этике. В 40 — 50-е гг. на Западе появился ряд исследований, авторы к-рых с позиций Н. полемизируют с формализмом и неопозитивизмом. Эта критика формализма и идеализма в этике и содержащиеся в теориях натуралистов элементы материализма в целом имеют прогрессивный характер. Ее недостатки — отсутствие четкого понимания принципиального отличия социально-исторических законов развития морали от антропологически-психологических моментов. Марксизм показал, что мораль — специфически общественное явление и понять ее природу невозможно, не отказавшись до конца от пережитков Н. в этике.
Философский энциклопедический словарь
НАТУРАЛИЗМ (фр. naturalisme; от лат. naturalism – природный, естественный) – философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гете, романтизм, биологическое мировоззрение 19 в., философия жизни). По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике – это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше). В социологии – преобладающее или исключительное подчеркивание биологических факторов в качестве осн. образующих сил в истории, в развитии общества. О религиозном натурализме см. ПАНТЕИЗМ. Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произв. было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного. Натуралистический – в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе.
Философский энциклопедический словарь 2
        (франц. naturalisme, от лат. naturalis — природный, естественный, natura — природа) в ф и л о с о ф и и, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий «сверхъестественное», универсальный принцип объяснения всего сущего. Т. к. понятие природы истолковывается при этом различно, Н. свойствен как пекоторым разновидностям материализма (стихийный, естественнонаучный, механистический, вульгарный и др.), так и некоторым идеалистич. течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевлённостью (гилоэоизм, панпсихизм) или одухотворенностью (пантеизм). В социологии Н. присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами — климатич. условиями, географич. средой (географич. школа в социологии), биологич. и расовыми особенностями людей и т. д. (биологич. направление в социологии). В этике II. характеризуется выведением принципов морали из некоего природного начала (космоса, органич. мира, биологии или психологии человека); он свойствен таким этич. направлениям, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, этич. эволюционизм. Н. был одним из ведущих принципов европ. просветит. мысли 17—18 вв., исходившей из некоей внеисторич. «природы человека» (концепции «естеств. человека», естеств. общества, естеств. морали, естеств. права).
        Диалектич. и историч. материализм преодолевает натуралистич. подход к обществу и человеку, присущий в той или иной мере всем формам метафизич. материализма, и утверждает специфич. характер закономерностей социально-историч. развития, не сводимых к к.-л. абстрактным и неизменным «природным» началам.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НАТУРАЛИЗМ


будет выглядеть так: Что такое НАТУРАЛИЗМ