Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыков, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. Передававшиеся из поколения в поколение устным путём, эти сведения нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках, преданиях и закреплены в ряде письменных источников (лечебники, травники и др.).
         При первобытнообщинном строе Н. м. была единственным видом медицины (См. Медицина); первобытные люди умели лечить переломы, вправлять вывихи, имели представления о растениях, обладающих болеутоляющим действием, понимали целебное значение солнечных лучей и воды. С разделением общества на классы Н. м. получила распространение главным образом среди неимущего населения, существенное влияние оказывали на неё суеверия, мистические представления, открывавшие дорогу знахарству (См. Знахарство).
         Медицина Древнего мира широко использовала опыт Н. м. Так, богатым арсеналом лекарственных веществ, применявшихся в разнообразных формах (микстуры, втирания, компрессы и т.п.) пользовались врачи Двуречья. Египтяне применяли с лечебной целью опий. Тибетская буддийская медицина видела основу терапии в использовании природных средств: «Нет в природе такого вещества, которое не годилось бы в качестве лекарственного средства».
         Народная гигиена — наиболее древняя отрасль Н. м. — заложила основу знаний, на которой развилась впоследствии научная Гигиена. Выработанные эмпирическим путём гигиенические меры уже при рабовладельческом строе вошли в законодательства отдельных стран. Так, вавилонское законодательство о «седьмом дне», в течение которого запрещались все виды работ, явилось своеобразной регламентацией труда и отдыха. Литературные памятники Древней Индии содержат множество сведений о влиянии климата и времён года на состояние здоровья, о гигиене тела, значении физических упражнений и правильного питания для поддержания здоровья. Тибетская медицина придавала большое значение воздействию на организм чистого воздуха и солнечных лучей, китайская народная гигиена — здоровому сну, чистоплотности и умеренности в еде.
         Сведения, накопленные Н. м., отражены в произведениях крупнейших врачей Древнего мира — Гиппократа и Галена, а в последующем — в трудах Ибн Сины (См. Ибн Сина) и многие др. Научная медицина применяла и применяет многие лечебные методы Н. м., например иглотерапию. В течение многих столетий у жителей Восточной Африки бытовал обычай лечить Прогрессивный паралич при помощи лихорадочного состояния (больных сифилисом посылали в болотистые местности, где они заболевали тропической лихорадкой). Кесарево сечение с успехом практиковалось жителями Центральной Африки и т.д.
         В России использовали полынь при лихорадке, берёзовый сок для лечения гнойных ран, дёготь как дезинфицирующее средство, бруснику, морошку, рябину при цинге и т.д. Многие обычаи и пословицы русского народа пропагандируют гигиенические меры: «Живи разумом — и лекарство не надобно», «От хождения в лазьню (мыльню) тело чисто живёт» и т.п. Запреты, облечённые на Руси в форму «греха», а у многих народов в форму «табу», зачастую выражают гигиенические требования. Так, обычай есть яблоки лишь после «освящения» их в праздник Спаса по существу предостерегает от употребления в пищу недозрелых плодов; представление о «сглазе» новорождённого способствовало профилактике переохлаждения или заражения ребёнка при рассматривании его посторонними. Русские обычаи и поговорки, имеющие гигиеническое значение, собраны В. И. Далем (См. Даль) в сборнике «Пословицы русского народа», где выделены в отдельный раздел «Здоровье и хворь».
         Классики русской медицины М. Я. Мудров, Ф. И. Иноземцев, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин и их ученики изучали Н. м. и вводили в практику некоторые её приёмы. Историкам медицины Л. Ф. Змееву и Г. И. Скориченко принадлежат оригинальные исследования, касающиеся Н. м. Традицией русской медицины были уважение к рациональным основам Н. м. и непримиримая борьба с псевдоносителями Н. м. — знахарями, шаманами, «бабками» и т.п.
         Научная медицина в СССР берёт из тысячелетнего народного опыта всё ценное и рациональное. Для изучения лекарственной терапии травами создан научно-исследовательский институт лекарственных растений. В то же время Врачевание незаконное лицами, не имеющими медицинского образования, запрещено законодательством СССР.
         Лит.: Чаруковский А., Народная медицина, примененная к русскому быту и разноклиматности России, ч. 1—5, СПБ, 1844—1847; Скориченко-Амбодик Г. Г., Доисторическая медицина, СПБ, 1895; Змеев Л. Ф., Чтение по врачебной истории России, СПБ, 1896; Попов Г., Русская народно-бытовая медицина, СПБ, 1903; Российский Д. М., История всеобщей и отечественной медицины и здравоохранения. Библиография (996—1954 гг.), М., 1956; Цзинь Синь-Чжун. Китайская народная медицина, М., 1959; Богоявленский Н. А., Древнерусское врачевание в XI—XVII вв., М., 1960; Петров Б. Д., Очерки истории отечественной медицины, М., 1962.
         В. А. Базанов.
Современная Энциклопедия
НАРОДНАЯ медицина, совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, а также лечебных и гигиенических приемов и навыков для распознавания, предупреждения и лечения болезней. В арсенале народной медицины - лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения, природные факторы (минеральные воды, лечебные грязи и др.), некоторые хирургические приемы (кровопускание и др.). Многие средства народной медицины используются современной научной медициной. В литературе народная медицина называется также традиционной медициной.
Медицинская энциклопедия
совокупность передаваемых народом из поколения в поколение (в устной и письменной форме) эмпирических знаний и практических методов, применяемых для распознавания, лечения и предотвращения болезней.
Возникнув в первобытном обществе в качестве начального этапа развития медицины (<<Медицина>>), Н.м. сохраняется как область традиционно-бытовой культуры в различных этнографических группах, главным образом в условиях низкого уровня обеспечения современной высококвалифицированной врачебной помощи; многие средства и методы Н.м. широко используются современной научной медициной. В литературе широко используется термин «традиционная медицина», часто в том же значении, что и Н.м. Однако традиционную медицину более целесообразно рассматривать как явление, возникшее позже народной медицины, в связи с формированием отдельных центров цивилизации и характерных для этих центров религиозно-философских учений.
Процесс выработки, накопления и передачи информации о том, что вредит здоровью человека и что его сохраняет, о мерах самопомощи и взаимопомощи при болезнях и травмах продолжается миллионы лет. Зарождение разумной медико-гигиенической деятельности, предполагающей превращение взаимопомощи при болезнях и травмах в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности коллектива, относится к концу древнекаменного века (около 40 000 лет назад — относительно высокая ступень первобытного общества). Случайно открытые средства или приемы устранения боли, остановки кровотечения, облегчения состояния путем вызывания рвоты и т.п. закреплялись в обычаях первобытного человека и постепенно составили народную медицину. В ее арсенал вошли лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения; природные факторы (вода, воздух, солнце, минеральные воды, лечебные грязи), некоторые хирургические приемы (извлечение инородных тел, кровопускание).
Земледельцы, скотоводы, охотники ввели в употребление лен и мох для перевязок, рыбий жир, лук и ягоды против цинги, бобровую струю, панты как тонизирующие средства. Целебным средством при многих болезнях издревле считался пчелиный мед. При лихорадках применяли полынь и кору хинного дерева, для лечения гнойных ран — подорожник, сырой и вареный лук, березовый сок и деготь. Опыт, приобретенный при винокурении, вымачивании луба, окраске шерсти, белении ткани, дублении кожи, явился источником применения в Н.м. дубителей в качестве вяжущего средства. В народной фармакопее появились чернильные орешки, кора ивы, осины, дуба, используемые для лечения мокнущих ран, язв, расстройств желудка и т.д.
Средствами Н.м. лечилось подавляющее большинство населения Древней Руси. Из древнерусских обычаев, имеющих отношение к Н.м., наибольшей популярностью пользовался обычай собирать лекарственные травы и цветы в ночь накануне летнего народного праздника — Дня Ивана Купалы, связанный с сохранившейся поныне верой в высокую целебную силу трав, собранных именно в эту ночь. Собирание трав сопровождалось обрядами купания в реке, прыгания через костер и хороводами. Очистительное купание и прыганье через костры, по верованиям славян, предохраняло от заболеваний. На Руси широко применялись потогонные средства при простуде: мёд, отвар или чай из ягод и листьев малины, травы чабреца, душицы, липового цвета, цветов ромашки, листьев мать-и-мачехи. В дополнение к потогонным средствам использовали сложные лекарственные составы, включающие опий (против кашля), отвары солодкового и алтейного корня или девясила (отхаркивающие), горной мяты, плодов боярышника и др. Грудь растирали горчицей или хреном, ставили горчичники, банки. При желудочно-кишечных расстройствах использовали траву зверобоя, корень девясила. Большая роль отводилась диете. При некоторых заболеваниях рекомендовалось голодание в течение нескольких дней. От боли в животе употребляли опий, белену. При плохом аппетите использовали настойку полыни, при упадке сил — настойку чилибухи, при глистах — отвар полыни, мужского папоротника, серу в виде порошка и др. Водянку лечили отварами можжевельника, зверобоя, медвежьего ушка, полевого хвоща.
Наряду с ведовством (ведуны и зелейники — представители эмпирической Н.м. — применяли народные лекарственные средства и приемы лечения) в Н.м. Древней Руси было и второе направление — волхование (чародейство, шаманство), основанное на языческой медицинской демонологии, на вере в силу заклинаний, заговоров и амулетов. Волхвами и чародеями древние славяне называли лиц, обладавших, по мнению народа, способностью предсказывать будущее, лечить и насылать болезни и другие бедствия на людей. Из лечебных средств, применявшихся волхвами, известны «наузы» (амулеты) — чудодейственные навязи, привески, которые обычно носили на шее для предохранения от болезней. Они содержали заговоры, травы, коренья и иные снадобья, якобы имеющие целебную силу по отношению к той или иной болезни.
С принятием христианства началась и на протяжении веков велась упорная, но мало эффективная борьба духовенства и светских властей с волхвами, продолжавшими заниматься лечением болезней, несмотря на запрещения и угрозы. В 16—17 вв. на смену волхвам пришли колдуны, ведьмы и шаманы. Позднее возникло знахарство, которое сохраняется до наших дней. Его сутью являются различные магические действия — нашептывания, заговоры, опрыскивания наговорной водой, окуривания, ограждение амулетами, нередко сопровождающие введение в больной организм настоек и порошков из трав и животных продуктов, а также применение «симпатических средств» воздействия части на целое, подобного на подобное, передачи «влияния жизненных сил одного человека другому» и т.д.
Эмпирическому направлению Н.м. на Руси следовали народные лекари (лечцы, знатьцы). Среди них выделялись рудометы, или кровопуски, повивальные бабки, костоправы, очные, кильные, чепучинные, камчужные мастера и др. Знания Н.м. со временем стали записываться и распространяться в виде специальных книг — травников, зелейников, лечебников, вертоградов.
Развитие научной медицины сопровождалось изучением народного опыта. В России средства и методы Н.м. изучались со второй половины 18 в. Петербургской академией наук, университетами и научными обществами с целью составления лекарственных ботанических словарей, коллекционирования лекарственных растений, употребляемых народом, и обеспечения страны лекарственным сырьем. Отечественные врачи широко использовали во врачебной практике народные средства. Так, в лаборатории С.П. Боткина была изучена применявшаяся в Н.м. трава горицвета и введена в медицинскую практику в качестве сердечного средства.
Одним из самых древних целебных средств в Н.м. является кумыс — кисломолочный напиток из кобыльего молока (реже коровьего и верблюжьего). Народные лекари применяли его для лечения чахотки, цинги, малокровия, болезней желудка, в качестве мочегонного, потогонного и общеукрепляющего средства. Сообщения о целебных свойствах кумыса были сделаны П.С. Палласом (1770), П.И. Скворцовым (1841), В.И. Далем (1841), Н.В. Постников в 1858 г. организовал вблизи Самары первую кумысолечебницу для больных туберкулезом, положив начало организованному кумысолечению в России. Современными исследованиями установлено, что биологическая и лечебная ценность кумыса определяются содержанием в нем почти всех полноценных белков, легко усвояемых жиров, высоким содержанием углеводов, наличием комплекса витаминов группы В, молочной кислоты, витамина С, солей кальция, микроэлементов и др.
На протяжении всей истории человечества Н.м. накапливала ценнейший опыт лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата посредством тепловых процедур, минеральных и грязевых ванн, массажа и гимнастики. Сталкиваясь с открытыми и закрытыми переломами костей, вывихами суставов, народные лекари-костоправы выработали ряд методов их лечения. Отечественный врач Е.О. Мухин обобщил опыт народной медицины по лечению переломов и вывихов в первом русском руководстве по травматологии, вышедшем под названием «Первые начала костоправной науки» (1806).
Большую практическую ценность представляют знания и навыки народа, составляющие гигиеническую культуру и касающиеся личной гигиены, питания, приемов обработки и хранения пищи, особенностей строения жилищ, распорядка жизни, режима труда и отдыха; их можно назвать народной гигиеной. Изучение обычаев, навыков и традиций народа, позволяющих продуктивно работать, сохранять здоровье в жару и на морозе, в пустыне, тайге, тундре, море дает много ценного для обоснования режима труда, питания или питьевого режима в тяжелых климатических условиях.
Огромное значение для поддержания и укрепления здоровья имело у многих народов мира пользование паровой баней. Русская баня, основанная на применении горячего водяного пара и воды и использовавшаяся как в гигиенических целях, так и для отправления культовых обрядов, произошла от древнегреческой паровой бани и распространилась у восточных славян в период 1—3 вв. н.э. Иностранцы с удивлением отмечали русский обычай часто и подолгу париться в бане. Проведенные в конце 19 в. в клиниках Военно-медицинской академии при участии С.П. Боткина и В.А. Манассеина исследования показали, что значение бани выходит далеко за пределы поддержания чистоты тела, поскольку физиологическая «встряска», вызванная попеременным применением то горячей воды, то пара, то холодной воды и даже снега, а также своеобразным массажем с помощью веника, воздействует на обмен веществ и изменяет ряд объективных показателей деятельности организма (см. <<Бани>>).
Во многих случаях правильны и целесообразны обычаи народа, относящиеся к поведению беременной, уходу за ней. М.В. Ломоносов рекомендовал при составлении наставления «О повивальном искусстве» присовокуплять «добрые приемы российских повивальных искусных бабок». Русский акушер А.П. Губарев высоко ставил Н.м., указывая, что деревенские повивальные бабки часто оказывали существенную помощь роженицам, используя передающийся из поколения в поколение опыт, основанный на здравом смысле, соблюдении чистоты и уверенности в силах природы
В странах с ограниченными ресурсами и недостаточно развитыми системами здравоохранения, где проживает две трети населения мира, Н.м. пользуется официальным признанием. Но и в тех районах мира, где население обеспечено современной медицинской помощью. Н.м. находит определенное применение.
В 1976 г. в штаб-квартире ВОЗ была организована рабочая группа Н.м., в задачи которой входила координация всей деятельности в данной области. Было предложено поощрять проведение многопрофильных исследований в области Н.м. с упором на лабораторные и клинические исследования эффективных лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. На состоявшейся в 1977 г. XXX сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята резолюция, призывающая правительства стран придавать «должное значение использованию существующих в этих странах систем народной медицины при соблюдении правил, соответствующих установкам национальных систем здравоохранения».
Народная медицина не свободна от суеверий и предрассудков, в ряде случаев в ней используются вредные для здоровья средства, приемы, которые должны быть изучены с тем, чтобы успешнее бороться со знахарством и вести гигиеническое воспитание населения.
В нашей стране занятие врачебной практикой как профессией лицами, не имеющими надлежащего удостоверенного медицинского образования, рассматривается как уголовно наказуемое деяние.
Обязательным условием использования средств Н.м. в практике здравоохранения является их тщательная проверка (фармакологическая, токсикологическая, клинико-экспериментальная и др.). Советская медицинская наука берет из арсенала Н.м. все ценное, рациональное с учетом современных научных критериев, отбрасывая ошибочное, а также религиозно-мистические наслоения и заблуждения, т.е. все то, что может принести вред здоровью человека.
Изучение растительных лечебных средств из арсенала Н.м. проводится во Всесоюзном научно-исследовательском институте лекарственных растений и его филиалах, в Институте биологии моря Дальневосточного научного центра АН СССР, Сибирском филиале Института фармакологии АМН СССР, Отделе индо-тибетской медицины Бурятского филиала Сибирского отделения АН СССР, Центральном республиканском ботаническом саду АН Украины, лаборатории лекарственных растений Тбилисского ботанического сада, научно-исследовательском отделе Музея истории грузинской медицины и медицинской этнографии в Тбилиси и др. Изучением этнических аспектов народной медицины занимается Институт этнографии им. Н.И. Миклухо-Маклая.

Библиогр. Минько Л.И. Народная медицина и вред знахарства, Минск, 1962: Народная медицина, пути содействия и развития. Доклад Совещания ВОЗ, М., 1980; Очерки по истории медицины Казахстана, под ред. Т.Ш. Шарманова и Б.А. Атчабарова, Алма-Ата, 1978.
Большой юридический словарь
по определению Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. “методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации”. Правом на занятие Н.м. обладают граждане РФ, получившие диплом целителя, выдаваемый органами управления здравоохранением субъектов РФ.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА


будет выглядеть так: Что такое НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА