Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НАРОД

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        1) в широком смысле слова — всё население определённой страны. 2) В историческом материализме — Н., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований. Н. — подлинный субъект истории; его деятельность создаёт преемственность в постулативном развитии общества. Место и роль Н. в истории впервые раскрыл марксизм-ленинизм, устранивший один из главных пороков идеалистической социологии, которая игнорировала решающую роль Н. в общественном развитии, приписывая её выдающимся личностям (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 58).
         Марксизм-ленинизм впервые вскрыл социальное содержание понятия «Н.» и установил, что характер Н. изменяется на разных ступенях истории. Для первобытнообщинного строя, когда не было классового деления общества, термины «население» и «Н.» не различаются. В антагонистических формациях в состав Н. не входят господствующие эксплуататорские группы, ведущие антинародную реакционную политику. Только с ликвидацией эксплуататорских классов при социализме понятие «Н.» охватывает все социальные группы общества.
         Марксизм-ленинизм выясняет объективное различие в положении отдельных классов, слоев и групп населения и на основе учёта их классовых интересов приходит к выводу о составе Н. На всех ступенях общественного развития основой Н., его большинством являются трудящиеся массы — главная производительная сила общества. В классовом обществе Н. может включать в себя слои населения с весьма различными и даже с противоположными интересами. К Н. принадлежит, например, буржуазия, боровшаяся против феодализма в буржуазных революциях, буржуазия, участвующая в национально-освободительной борьбе против империализма и колониализма. «Употребляя слово: „народ”, — писал В. И. Ленин, — Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию» (там же, т. 11, с. 124).
         Марксизм-ленинизм отличает революционный Н., сплочённый идейно и организационно и способный вести борьбу за решение назревших задач общественного прогресса, от тех масс, которые по своему положению заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают участия в активной политической борьбе. В политическом пробуждении и организации Н. главную роль играет его авангард, передовой класс, возглавляемый партией. «Политику в серьезном смысле слова могут делать только массы, а масса беспартийная и не идущая за крепкой партией есть масса распыленная, бессознательная, не способная к выдержке и превращающаяся в игрушку ловких политиканов...» (там же, т. 24, с. 66).
         Конкретно-исторический подход к Н. позволяет коммунистическим партиям проводить гибкую политику, учитывающую изменения в позициях различных классов, вовлекать в ряды народного движения наряду с пролетариатом и крестьянством и др. группы населения: мелкую буржуазию, интеллигенцию и при определённых условиях и отдельные слои др. классов, блокироваться с другими общественными организациями, союзами, объединениями, в том числе и с буржуазными партиями, позволяет выковывать широкий народный фронт, объединяющий все прогрессивные элементы населения, способные вести борьбу за мир, национальную независимость, демократию и социализм.
         Опора на Н., изучение его опыта, запросов и устремлений — характерная особенность деятельности коммунистической партии. «... Мы можем управлять, — писал Ленин, — только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает» (там же, т. 45, с. 112). Коммунистическая партия является коллективным вождём Н., направляющей силой, обеспечивающей своей организаторской и воспитательной работой рост сознательности трудящихся, сосредоточение их усилий на решении исторически назревших задач. Политика и деятельность Коммунистической партии направлены на широчайшее вовлечение Н. в историческое творчество. Развитие общества подготавливает материальные и духовные предпосылки для всё более широкого и активного участия Н. как в разрушении старого, так и в создании нового общественного строя. Созидательная деятельность и активность Н. является решающим фактором в строительстве социализма и коммунизма.
         В области теории правильное понимание содержания понятия «Н.» позволяет раскрыть закономерности деятельности Н. в отдельных общественно-экономических формациях, а также на разных ступенях их зрелости, раскрыть специфику народных движений в этих формациях на разных этапах и в разных странах, показать качественно новое содержание понятия Н. в период пролетарской революции и строительства социализма, роль народных масс в период строительства коммунизма. 3) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнических общностей (племя, народность, нация).
         В условиях развитого социалистического общества в СССР сложилась новая историческая общность — Советский народ.
         А. П. Бутенко.
Современная Энциклопедия
НАРОД, 1) все население определенной страны. 2) Обозначение исторических общностей (племя, народность, нация).
Орфографический словарь Лопатина
нар`од, нар`од, -а и (в знач. "люди") -а и -у
Словарь Даля
муж. люд, народившийся на известном пространстве; люди вообще; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны, состоящей под одним управленьем; чернь, простолюдье, низшие, податные сословия; множество людей, толпа. В которой части света больше народу Есть ли народ на луне Мастеровой люд, народ избалованный. Солдаты - народ опасный. Чудские племена у нас все русеют и сливаются в один, великорусский народ, а татары и жиды остаются отдельными народами. Народ русский встал за отчизну свою на общего врага (и татары и калмыки). Глас народа - глас Божий. Народи всюду груб и неотесан. На гулянье был почти только один народ. В церкви было столько народу, что одна знать занимала полцеркви. Царь думает, а народ ведает. Народи тело, царь голова. Народ согрешит - царь умолит: а царь согрешит - народ не умолит. Где народ увидит, там и Бог услышит. Ныне народ больно сметлив стал: и соврать не даст. Послушай-ка, народ, что черт-эт орет! о подущении. С этим народцем, с дворовыми, нелегко управиться. Чуваши народишка плохой, в ·*архан. говорят о толпе, множестве скота, коней: народ. или народ такой. Народный, к народу относящийся. Народное богатство, имущество, промышленость, все, что дает довольство; - быт, жизнь и обычаи; - дух, ум, нрав, направленье; - пир, данный народу; - перепись, ревизия, именные списки всего населенья. - право, основные права народа, насупротив правительства. Иногда употр. вместо простонародный, а иногда вместо государственный: народный месяцеслов; народный долг. Народно нареч. людно, многолюдно; всенародно, гласно, публично, в лице народа, сходки или толпы. На гулянье народно было. Объявить о чем народно. Народность, совокупность свойств и быта, отличающих один народ от другого. Народский, народу, обществу, миру свойственный, принадлежащий. Это не наше, народское добро, ·*вор. Народоводца, -водитель, вождь народа. Народодержавье ср. народоправленье, народовлистие, народоначалие, демократия; ·противоп. самодержавие, единодержавие. Народоправление, народоправство, республика.
Словарь Ожегова
НАР’ОД, -а (-у), муж.
1. (-а). Население государства, жители страны. Российский н.
2. (-а). Нация, национальность или народность. Русский н. Северные народы.
3. (-а), ед. Основная трудовая масса населения страны. Трудовой н. Выходцы из народа. Простой н.
4. ед. Люди, группа людей. В зале много народу. Площади заполнены народом. При всём честном народе (при всех; разг.). Мальчишки озорной н. Ну и н.! (неодобрение, порицание).
уменьш. народец, -дца, муж. (к 4 знач.).
прил. народный, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.). Народное ополчение. Народная интеллигенция. Народное искусство. Народное торжество.
• Народная медицина лечение, основанное на опыте и практике народа.
Словарь синонимов Абрамова
народность, нация, национальность, племя, язык, раса. Ср. "Племя". См. толпа, человек, чернь, язык || глас народа – глас божий
Словарь Ушакова
НАР’ОД *****
как право наций на самостоятельное государственное существование.» Сталин. «...Расцвет национальной культуры народов ·СССР...» Сталин.
3. только ед. В эксплоататорском государстве - основная масса населения (преим. крестьяне) в противоположность правящему, господствующему классу. Голос народа. «...Буржуазия обманывает народ всякими "позитивными" национальными программами.» Ленин. Итти в народ. (см. итти). Писатель из народа.
4. только ед. Люди (·разг. ). Много народу. На народе. «Старушки всё - народ сердитый.» Грибоедов. «И поет при всем народе во саду ли в огороде.» Пушкин. «Народу было пропасть и в кавалерах не было недостатка.» А.Тургенев. «Народ в этом краю был суровый - охотники, лесовики.» А.Н.Толстой.
• Простой народ (·дорев.) - то же, что народ в 3 ·знач. «Посмотрите на капиталистов: они стараются разжечь национальную вражду в "простом народе", а сами отлично обделывают свои делишки...» Ленин.
Толковый словарь Ефремовой
[народ]
м.
1) Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны.
2) То же, что: нация, национальность, ~ность.
3) Основная часть трудящегося населения страны.
4) То же, что: люди (1*) (обычно много людей).
Этимологический словарь Крылова
Это слово связано с глаголом наградить) – вещь достаточно очевидная, хотя мы, вероятно, и не задумываемся об этом.
Народы и религии мира

термин этнографии
НАРОД (в этническом смысле), см. ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
НАРОД - англ. people; нем. Volk. 1. Население страны, государства. 2. Связанная одинаковым происхождением и языком культ.-истор. общность людей.
Философский словарь
в обычном смысле — население государства, страны; в строго научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период. Содержание понятия “Н.” как социологической категории отражает изменение социальной структуры об-ва; для первобытнообщинного строя различие терминов “население” и “Н.” не имело существенного значения, в антагонистических же формациях это различие весьма важно, ибо здесь имеет место раскол между господствующими эксплуататорскими группами населения и широкими народными массами. В социалистическом об-ве понятие “Н.” вновь охватывает все население, все его социальные группы, за исключением сил, препятствующих поступательному развитию. Важнейший критерий для признания определенных групп населения частью Н. — это их объективно обусловленная заинтересованность и способность участвовать в разрешении задач прогресса. В ходе общественного развития, по мере осуществления тех или иных революционных преобразований изменяются сами объективные задачи, меняется само содержание прогресса, а потому неизбежно изменяется и социальный состав тех слоев, к-рые на данном этапе составляют Н. Н., включая в себя в качестве своих гл. элементов непосредственных производителей — трудящихся, неэксплуататорские группы населения, тем не менее не может быть всегда сведен к этим классам и слоям. Это особенно важно учитывать в совр. условиях, когда развертываются широкие народные движения против милитаризма, за мир, демократию и социализм. Марксизм впервые установил, что Н., народные массы — решающая сила истории: как раз они создают все материальные и значительную часть духовных благ, обеспечивая этим решающие условия существования об-ва; они развивают производство, что ведет к изменению и развитию всей социальной жизни; они совершают революции, благодаря чему имеет место общественный прогресс. Роль народных масс как гл. субъекта, движущей силы социально-преобразующей деятельности возрастает с увеличением глубины и масштабов социальных преобразовании. Успешное развитие социализма возможно лишь тогда, когда трудящиеся массы на деле станут управлять делами государства и об-ва. В процессе перестройки создаются реальные предпосылки решения этой исторической задачи.
Философский энциклопедический словарь
НАРОД – связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей, являющаяся подлинным и единственным носителем объективного духа (см. ДУХ). Философия – прежде всего в лице своих крупнейших представителей – связана с народом не только через язык, ее содержание и форма также несут на себе отчетливый отпечаток особенностей народа, которому эта философия принадлежит. Она строится на основе типического восприятия жизни и общности (одинаковости) бытия, воспроизводя в мыслительной форме характерные для данного народа осн. темы.
Философский энциклопедический словарь 2
        1) в широком смысле слова — всё население определ. страны. 2) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнич. общностей (племя, народность, нация). В процессе развития социалистич. общества в СССР сложилась новая историч. общность — советский народ. 3) В историч. материализме Н., народные массы — социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; творец истории, ведущая сила коренных обществ. преобразований. Н.— подлинный субъект истории; его деятельность создаёт преемственность в поступат. развитии общества. Место и роль Н. в истории впервые раскрыл марксизмленинизм, устранивший один из гл. пороков идеаллстич. социологии, которая игнорировала решающую роль Н. в обществ. развитии, приписывая её выдающимся личностям (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 26, с. 58).
        Марксизм-ленинизм исследовал социальное содержание понятия «Н.» и установил, что характер Н., его классовый состав изменяются на разных ступенях истории. Для первобытнообщинного строя, когда не было классового деления общества, термины «население» и «Н.» не различаются. В антагонистич. формациях в состав Н. не входят господствующие эксплуататорские группы, ведущие антинар. реакц. политику. Только с ликвидацией эксплуататорских классов при социализме понятие «Н.» охватывает все социальные группы общества.
        Марксизм-ленинизм выясняет объективное различие в положении отд. классов, слоев и групп населения и на основе учёта их классовых интересов приходит к выводу о составе Н. На всех ступенях обществ. развития основой Н., его большинством являются трудящиеся массы — гл. производит. сила общества. В классовом обществе Н. может включать в себя слои населения с весьма различными и даже противоположными интересами. К Н. принадлежит, напр., буржуазия, боровшаяся против феодализма в бурж. революциях, буржуазия, участвующая в нац.освободит. борьбе против империализма и колониализма. «Употребляя слово: „народ",— писал В. И. Ленин,— Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию» (там же, т. И, с. 124).
        Марксизм-ленинизм отличает революц. Н., сплочённый идейно и организационно и способный вести борьбу за решение назревших задач обществ. прогресса, от тех масс, которые по своему положению заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают участия в активной политич. борьбе. В политич. пробуждении и организации Н. гл. роль играет его авангард, рабочий класс, возглавляемый партией. Конкретно-историч. подход к Н. даёт возможность коммунистич. партиям проводить гибкую политику, учитывающую изменения в позициях различных классов, что позволяет выковывать широкий нар. фронт, объединяющий все прогрессивные элементы населения, способные вести борьбу за мир, нац. независимость, демократию и социализм.
        Опора на Н., изучение его опыта, запросов и устремлений — характерная особенность деятельности ком-мунистич. партии. «...Мы можем управлять,— писал В. И. Ленин,— только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает» (там же, т. 45, с. 112). Развитие общества подготавливает материальные и духовные предпосылки для всё более широкого и активного участия Н. как в разрушении старого, так и в создании нового обществ. строя. Созидат. деятельность и активность Н. является решающим фактором в строительстве социализма и коммунизма.
Большой юридический словарь
1) в теории конституционного права все население данного государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные общности (в конституционной доктрине ряда стран, в т.ч. РФ, употребляется выражение “многонациональный народ”). В этом смысле современные конституции говорят о Н. как о “носителе суверенитета и единственном источнике власти” в государстве (напр., п. 1 ст. 3 Конституции РФ). Понятие “Н.” означает и обособленную от других национально-культурную общность, которая может и не быть связана с территорией какого-либо государства (в этом случае термин “Н.” синонимичен термину “нация”, “этническая общность”); 2) субъект международно-правовой системы прав народов. Н. впервые стал общепризнанным субъектом международного права в 1945 г. в результате закрепления в Уставе ООН принципа “равноправия и самоопределения народов” (см. Самоопределения народов принцип). Вместе с тем общепринятого всем международным сообществом понятия “Н.” до сих пор нет. Не только в международно-правовой, но и в этнографической литературе дискуссии на эту тему идут с XIX в. На основе большинства определений это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, отличающихся от остальных единым языком, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также осознанием своего единства и фиксированным самоназванием. На практике понятие “Н.” в разных случаях включает племя, группу племен, народность, этническую нацию, религиозную общность, языковую общность.
Энциклопедия Юриста
1) в науке конституционного права понятие, обычно подразумевающее все население данного государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные общности (в доктрине ряда стран, в том числе РФ, употребляется выражение "многонациональный народ"). Понятие "Н." означает и обособленную от других национально-культурную общность, которая может и не быть связана с территорией государства (в этом случае термин "Н." синонимичен термину "нация").
Конституции демократических стран закрепляют в качестве одной из основ конституционного строя принцип народного(национального)суверенитета, который предполагает, что первичным источником всей власти в государстве является Н. Он может реализовать свою власть как непосредственно (на референдуме\}, так и через избранные им (прямо или косвенно) органы - парламент, главу государства, суд и др.
Впервые формула о Н. как главном источнике законодательной власти была использована в Конституции США 1787 г. В ее преамбуле говорится: "Мы, народ Соединенных Штатов... вводим и учреждаем настоящую Конституцию...", а далее: "Все законодательные полномочия, сим установленные, вверяются Конгрессу...". Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года объявляла источником суверенной власти нацию. В дальнейшем эта формула была воспроизведена многими конституциями в различных вариациях.
Конституция РФ (ст. 3) также провозглашает Н. носителем суверенитета и единственным источником власти. Она предусматривает несколько форм осуществления этой власти: референдум, выборы, через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2) Один из субъектов международного права. Н. впервые стал общепризнанным субъектом международного права в 1945 г. в результате закрепления в Уставе ООН принципа "равноправия и самоопределения Н.". Ныне закрепляется широкий круг прав Н., обобщаемый в различных конвенционных и результативно-декларативных актах. Вместе с тем принятого всем международным сообществом понятия "Н." до сих пор нет. Не только в международно-правовой, но и в этнографической литературе дискуссии на эту тему идут с XIX в. На основе большинства определений (а их только в доктрине международного права было выдвинуто более 100) можно утверждать, что Н. - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, отличающихся от остальных единым языком, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также осознанием своего единства и фиксированным самоназванием. Судя по мировой практике осуществления права народов на самоопределение, в том числе тех случаев, когда это проходило под наблюдением ООН, понятие "Н." включает племя, группу племен, народность, этническую нацию, религиозную общность, языковую общность.
Рус. арго (Елистратов)
НАРОД, -а, м.
Обращение к окружающим, к группе знакомых. народ, никто мою сумку не видел?
Словарь пословиц Даля
См. НАРОД - ЯЗЫК
См. МИР - НАРОД
Энциклопедия афоризмов

см.также НАЦИЯ
Все мы - народ, и правительство - тоже.
•Отто фон Бисмарк
Вольтер учил: «Чем люди просвещеннее, тем они свободней». Его преемники сказали народу: «Чем ты свободнее, тем просвещенней». В этом и таилась погибель.
•Антуан де Ривароль
Тот, кто желает вести народ за собой, вынужден следовать за толпой.
•Оскар Уайльд
Народу нужны не отвлеченные идеи, а прописные истины.
•Антуан де Ривароль
На свете существуют две истины, которые следует помнить нераздельно. Первая: источник верховной власти - народ; вторая: он не должен ее осуществлять.
•Антуан де Ривароль
Кто любит народ, должен сводить его в баню.
•Видоизмененный Генрих Гейне
Нужно идти с народом. Разве что сам народ ездит на автомобилях.
•Станислав Ежи Лец
Если правительство недовольно своим народом, оно должно распустить его и выбрать себе новый.
•Бертольт Брехт
Демократия - это имя, которое дают народу, когда нуждаются в нем.
•Робер де Флер
О воле народа обычно говорят те, кто ему приказывает.
•Карел Чапек
Народы так же падки на лесть, как и тираны.
•Альфонс де Ламартин
Дело пророков - пророчествовать, дело народов - побивать их камнями.
•Владислав Ходасевич
Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом.
•Петр Чаадаев
Народы, которые представляют собой сумму «я», мне как-то ближе, чем народы, представляющие собой частицу «мы».
•Станислав Ежи Лец
У нас плохие люди, зато какой хороший народ!
•Аркадий Давидович
И массы могут чувствовать себя одинокими.
•Станислав Ежи Лец
Вышли мы все из народа - вот народа и не осталось.
•Анатолий Рас
Король: а народ-то голый!
•Уршула Зыбура
Когда народ гол, на него надевают смирительную рубашку.
•Станислав Ежи Лец
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НАРОД


будет выглядеть так: Что такое НАРОД