Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МУЛЬТАТУЛИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Multatuli)
        [псевдоним (от лат. multa tuli — я много перенёс); настоящее имя и фамилия Эдуард Дауэс Деккер; Dekker] (2.3.1820, Амстердам, — 19.2.1887, Нидер-Ингельхейм, ныне Ингельхейм, ФРГ), нидерландский писатель. Родился в семье шкипера. Учился торговому ремеслу. С 1838 служил в колониальном аппарате Нидерландской Индии (Индонезии). Став в 1856 ассистент-резидентом округа Лебак на Яве, пытался облегчить положение индонезийцев. Натолкнувшись на сопротивление колониальных чиновников и местных феодалов, вынужден был подать в отставку. Долгие годы скитался по городам Нидерландов, Бельгии, Германии, жил в нужде. Литературную деятельность начал в 40-е гг. Известность М. принёс автобиографический роман «Макс Хавелаар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества» (1859, изд. 1860, рус. пер. 1959), в котором писатель разоблачал колониализм и выступил в защиту угнетённых. Основан на автобиографических фактах, проникнутый публицистическим пафосом, роман приобрёл характер политического памфлета. В автобиографическом эпистолярном романе «Письма любви» (1861, рус. пер. 1911), публицистической брошюре «О свободном труде в Нидерландской Индии» (1862) и др. М. критиковал уже капиталистическое общество в целом. Буржуазная мораль, политическое устройство, религию М. обличает и в «Разговоре с японцами» (1862), в «Беседах» (1869, изд. 1870) и особенно в монументальном сочинении «Идеи» (т. 1—7, 1862—1877). В «Идеях» наиболее полно раскрываются взгляды М. на литературу и искусство, которым он отводил ведущую роль в воспитании народа. В духе просветительских идеалов написана драма М. «Школа князей» (1872). Мировоззрение М. сформировалось под влиянием просветителей и утопического социализма, однако невозможность осуществления демократических идеалов в Нидерландах 19 в. определила противоречия в общественно-политических взглядах писателя. Его прозе свойственны афористичность, фрагментарность стиля (спаянного, однако, единой мыслью), демократичность языка. Критический реализм М. оказал влияние на Г. Хейерманса, Г. Гортера и др. Произведения М. сыграли значительную роль в разоблачении колониальных порядков, они оказали влияние как на общественное мнение Европы, так и на формирование мировоззрения первых индонезийских просветителей и деятелей национального движения.
         Соч.: Volledige werken, [dl] 1—10, Amst., 1950—60; Brieven, [dl] 1—10, Amst., 1890—96; в рус. пер. — Повести, сказки, легенды, СПБ, 1907; Приключения Вальтера Петерсена, СПБ, 1908: Избр. произв., М., 1949.
         Лит.: М. Г. К., Мультатули и его произведения, СПБ, 1903; Ошис В. В., Мультатули. Биобиблиографич. указатель, М., 1971; его же, Общественно-политические взгляды Мультатули, «Новая и новейшая история», 1974, № 3; De Mare A., Lijst der geschriften van en over E. D. Dekker, Leiden, 1948; «Maatstaf», 1970, maart, № 11.
         В. В. Ошис.
        Мультатули.
Литературная энциклопедия
(по-русски — многострадальный, псевдоним Эдуарда Доуса Декера) [Eduard Douwes Dekker, 1820—1887] — известный голландский писатель. Сын капитана купеческого судна. В течение 18 лет занимал различные административные посты в Голландской Индии, где имел возможность наблюдать преступные действия колониального управления и бесстыдную эксплоатацию туземцев. Пострадав за попытку привлечь к ответственности одного колониального администратора за его злоупотребления, М. вернулся в Голландию, тщетно надеясь добиться «правды». Свое «дело» он использовал в качестве сюжета в романе «Макс Хавелар» (Мах Havelaar, 1860), в к-ром разоблачил преступления голландских капиталистов, правительства и чиновников в колониях, обрушиваясь на консерваторов и либералов, защищавших эту систему эксплоатации. В том же духе написаны «Любовные письма» (Minnebrieven, 1861). Могучий общественный протест, к-рого М. ждал от всех «честных» людей и гл. обр. от радикальной мелкой буржуазии,
529 не последовал. М. пришлось покинуть Голландию, и с 1856 до конца своей жизни он жил гл. обр. в Германии.
М. — один из последних «истинно-либеральных» людей буржуазного века. Резко критикуя капитализм, он стремился не к уничтожению колониальной эксплоатации, о подлинной экономической подоплеке к-рой не имел никакого представления, а только к ее смягчению. Испорченному буржуазному чиновнику он противопоставлял честного и гуманного. Когда М. убедился, что либеральная буржуазия и радикальная мелкая буржуазия не в состоянии осуществить его абстрактной индивидуалистической идеи «свободы», он разочаровался в ее осуществлении вообще. Значения рабочего класса, еще не окрепшего, но выраставшего у него на глазах, М. не понял, хотя и имел мужество приветствовать социалистическое рабочее движение как «новую форму оппозиции». Индивидуалист-либерал, не осознавший процесса социально-экономического развития общества своего времени вообще и смысла неудачи своего «личного дела» — в частности, М. пришел к анархизму. Эта эволюция отражается в его поздних произведениях, как напр. в «Царстве миллионов» (Millioenenstudien, 1870), «Specialiteiten» [1871] и в семи сборниках «Идей» (Ideen, 1867—1877), куда входит драма «Школа князей» (Vorstenschool) и незаконченный рассказ о «Маленьком Вальтере» (Woutertje Pieterse). М. сыграл огромную роль в истории общественной мысли в Голландии. Его «Хавелар» сделался библией не только «всех прогрессивных людей», но и радикальной мелкой буржуазии и даже в течение долгого времени и рабочих. Анархические идеи М. оказали влияние на рабочее движение в Голландии в ранний период его развития, что было одной из причин раскола социалистической партии в 90-х гг. Не менее значительно его влияние на голландскую лит-ру, гл. обр. мелкобуржуазную (Потгитера, Бакгуйзена, Цюрхера
530 и др.). М. — один из немногих голландских писателей, достигших мировой известности. Как художник он оригинален гл. обр. в «Максе Хавеларе». Своеобразие этого романа, создавшего эпоху в голландской лит-ре, — в органическом сочетании отвлеченных суждений с подлинными документами, прозаизма с лиризмом. В более поздних произведениях М. преобладают (особенно в «Идеях») сентиментализм и едкий сарказм. Библиография: I. На русском яз. перев.: Повести, сказки, легенды, перев. с голландск. и вступит. ст. А. Чеботаревской, изд. «Дело», СПБ, 1907; Приключения Вальтера Петерсона, сокращ. перевод, СПБ, 1907; Письма любви, Роман-памфлет, перев. А. Израильсона, М., 1911; Рассказы, перев. А. Чеботаревской, изд. «Всемирная литература», П., 1919; Откуда пошла власть богатых. Саид и Алинда, «Красная новь», М., 1923; Саидья с о. Явы, сб. «Маленькие рабы», сост. Герасимова, «Молодая гвардия», М., 1925; Макс Хавелар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества, Роман, перев. с голландск. с введ. и примеч. М. И. Тубянского, Гиз, М. — Л., 1925; Multatuli-Briefe, hrsg. von W. Spohr, 2 B-de, 1906; Verzamelde werken van Multatuli, Voorafgeg. door Studien over Multatuli door C. Vosmaer, 10, 1916—1918. II. Помимо указанных выше статей А. Чеботаревской и М. И. Тубянского см. еще: Фриче В. М., Очерки иностранной литературы, Мультатули (1820—1887), «Курьер», 1902, № 214, 5/VIII; Его же, Мультатули, «Образование», 1903, V; Кэс Берта, Multatuli (Многострадальный), «Русская мысль», 1903, II; Van Eeden F., Multatuli, Studien, I, 1890; Ter gedachtenis aan Multatuli, uitgeg. door de Vereen. De Dageraad, 1892; Jonckbloet G., Multatuli, 1894; Meerkerk J. B., Eduard Douwes Dekker, 1900; Prinsen J., Multatulien de Romantick, 1909; J. van den Bergh van Eysinga-Ellas, Multatuli, 1920; Gruiter J., de, Het leven en de werken van Eduard Douwes Dekker, 1920; Padberg H., Multatuli, 1920; W. H. W. de Kock, Lebak en de Max Havelaar, 1926; Max Havelaar, Introduction by D. H. Lawrence, 1927. III. Multatuliana, Medegedeeld door A. S. Kok, met een bibliograph. overzicht door L. D. Petit, 1903. Ф. Шиллер
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МУЛЬТАТУЛИ


будет выглядеть так: Что такое МУЛЬТАТУЛИ