Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МОСС

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Мосс (Maiiss) Марсель (10.05. 1872, Эпиналь 10.02.1950, Париж) - французский социолог и социальный антрополог, заведовал кафедрой истории религий нецивилизованных народов Высшей школы практических исследований (с 1900), профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Образование получил в Бордоском университете. Мосс был племянником, учеником и сотрудником Дюркгейма и принимал активное участие в дюркгеймоаской социальной школе. После смерти основателя школы он руководил ею в качестве главного редактора II серии журнала "L`.Annce sociologiqne" (1925 1927).
В политическом плане Мосс был сторонником реформистского социализма. Будучи в целом последователем Дюркгейма, Мосс тем не менее отказался от антипсихологизма своего учителя, стремясь в своих исследованиях к синтезу социологического и психологического подходов в изучении человека. Он подчеркивал важность исследования "целостного человека" в единстве его социальных, психических и биологических свойств.
В отличие от Дюркгейма, Мосс не был склонен к разработке универсальных теорий, сосредоточившись главным образом на структурно-функциональном и сравнительно-историческом исследованиях конкретных фактов в рамках конкретных социальных систем. Главная работа Мосса, ставшая классической,- "Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925), в которой он на огромном историко-культурном материале обосновывает ключевое значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений. Дары, по Моссу, формально добровольны, реально обязательны; давать, брать и возвращать дар - что обязанности, нарушение которых влечет за собой социальные санкции. В этом произведении Мосс выдвинул идею "целостных социальных фактов": ориентацию на комплексное исследование фактов и выявление наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все стороны социальной жизни и выступающих одновременно как экономические, юридические, религ. и т. д.
Большое научное значение имели и др. исследования Мосса, в частности "О некоторых первобытных формах классификации" (1903, в соавторстве с Дюркгеймом), "Опыт о сезонных вариациях в эскимосских обществах" (1906, при участии А. Беша), "Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие "я" (1938) и др. В области общей социологической теории идеи Мосса, особенно идея "целостных социальных фактов", оказали олределенное воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса. Работы Мосса и его преподавательская деятельность повлияли на развитие раиличных отраслей социального знания, и частности этнологии, фольклористики, исторической психологии, индологии и др.
Соч.: 1) Manuel d`ethnographie. P., 1947. 2) Sociologie et anthropologie. P., 1950. 3) Oeuvres. Т. 1--3. P., 1968-1969.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Mauss)
        Марсель (10.5.1872, Эпиналь, — 10.2.1950, Париж), французский этнограф и социолог, заведующий кафедрой истории религий нецивилизованных народов Практической школы высших исследований (с 1900), профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Племянник Э. Дюркгейма, его ближайший ученик и наиболее активный участник его школы. В политическом плане — сторонник идей Ж. Жореса; участвовал в основании газеты «Юманите», некоторое время выполнял функции секретаря редакции.
         Приверженец теории Дюркгейма в целом, М. в неявной форме подверг пересмотру некоторые её положения. Он фактически отказывается от резкого антипсихологизма Дюркгейма, стремясь к осуществлению сотрудничества между социологией и психологией. В отличие от Дюркгейма, рассматривавшего человека как двойственное существо, воплощающее и индивидуальную, и доминирующую над ней социальную реальность, М. формулирует понятие о «тотальном» (целостном) человеке в единстве его биологических, психических и социальных черт. Он в большей степени, чем его учитель, делает акцент на системно-структурном рассмотрении социальных объектов.
         Работы М. посвящены главным образом исследованию различных сторон жизни архаических обществ: самая значительная — «Эссе о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925), в которой на большом этнографическом и историческом материале показано, что до развития товарных отношений универсальным средством обмена являются взаимные дары, которые будучи формально добровольными, в действительности строго обязательны. М. выдвинул идею «тотальных социальных фактов», из которой вытекает установка на комплексное исследование социальных фактов и выявление наиболее фундаментальных из них в конкретных социальных системах; эти факты являются одновременно экономическими, юридическими, религиозными, эстетическими и т. д. Несмотря на расплывчатость и многозначность этой идеи, она оказала некоторое влияние на Г. Д. Гурвича и К. Леви-Строса. М. воспитал много специалистов в области этнологии, фольклористики, индологии, исторической психологии и т. д.
         Соч.: CEuvres, t. 1—3, P., 1968—69; Manuel d'ethnographie, P., 1947; Sociologie et anthropologie, 4 ed., P., 1968.
         Лит.: Cazeneuve J., M. Mauss, P., 1968; его же, Sociologie de Marcel Mauss, P., 1968.
         А. Б. Гофман.
II
(Moss)
        город и порт в Норвегии, на берегу Осло-фьорда. Административный центр фюльке Эстфолль. 25,5 тыс. жителей (1971). Судостроение и др. отрасли машиностроения, производство древесной массы и бумаги, молочных консервов.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Mauss) Марсель (1872-1950) - франц. социолог, этнолог и социальный антрополог, последователь Дюркгейма.
        Приверженец социологии Дюркгейма в целом, М. в неявной форме пересмотрел нек-рые ее важные положения. Он по существу отказался от его антипсихологизма, стремясь к осуществлению синтеза между социологией и психологией. М. разрабатывал понятие “тотального” (“целостного”) человека в единстве его биол., психич. и социокультурных черт, изучение к-рых требует объединенных усилий разл. естеств., социальных и гуманитарных наук. В отличие от Дюркгейма он не стремился конструировать универсальные теории об-ва и его институтов, а сосредоточился на структурно-функциональном и сравнительно-истор. анализе конкр. фактов в рамках конкр. культур. Для его методологии характерна традиция объяснять изучаемые явления в понятиях той культуры, к-рая является объектом изучения.
        Труды М. посвящены исследованию разл. сторон жизни архаич. об-в: магии, жертвоприношениям, траурным обрядам и т.д. В работе, ставшей классической — “Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаич. об-вах” (1925), — М. на огромном историко-культур-ном материале показывает основополагающее значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений и рынка в собств. смысле. Дары формально добровольны, но реально обязательны; давать, принимать и возмещать дар — это обязанности, нарушение к-рых влечет за собой разного рода санкции. В этом произведении М. выдвинул идею “тотальных социальных фактов”: ориентацию на всестороннее исследование социальных явлений в рамках опр. социального целого, и выявление и изучение наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все институты конкр. об-ва, и выступающих одновременно как экон., юрид., религиозные, эстетич. и т.д. Эта работа послужила одним из первых образцов исследований в области социальной и экономич. антропологии.
        В работе “О нек-рых первобытных формах классификации” (в соавт. с Дюркгеймом, 1903) на этногр. материале прослеживается зависимость логич. космологич. представлений о первобытных об-вах от типа социальных связей; последние выступают в качестве образцов, в соответствии с к-рыми строятся картины мира.
        В исследовании “Очерк о сезонных изменениях в об-вах эскимосов” (1906) М. показал влияние чередующейся концентрации населения зимой и его рассеяния летом на разл. стороны жизни эскимосов: религию, мораль и т.д.
        В работе “Техники тела” (1934), положившей начало новой проблемной области в социальной и культурной антропологии, М. обосновал положение, что даже те физич. действия, к-рые представляются наиболее “естественными”, биологически заданными, неизменными и универсальными, в разл. культурах люди производят по-разному. Передаваемые путем воспитания культурные образцы влияют на способы ходьбы, бега, плавания, дыхания, родов, кормления и ношения младенцев, положения во время сна и т.п.
        По М., цивилизация, в отличие от нации, относится к категории “интерсоциальных” явлений и представляет собой результат взаимосвязей, контактов между об-вами, “нечто вроде сверхсоциальной системы социальных систем”.
        Труды М. и его преподават. деятельность в Высшей школе практич. исследований и в Коллеж де Франс оказали существ, влияние на развитие социальных и гуманитарных наук во Франции и за ее пределами: этнологии, социологии, социальной и культурной антропологии, фольклористики и т.д. Его идеи развивали социолог Ж. Гурвич, этнолог К. Леви-Стросс, философы Мерло-Понти и Деррида, социальный антрополог Л. Дюмон и др. В последние годы интерес к творч. наследию М. сохраняется; оно продолжает активно разрабатываться и развиваться.
 
Соч.: Manuel d'ethnographie. P., 1947; Sociologie et anthropologie. P., 1950; Oeuvres Т. 1-3. P., 1968-69; Essais de sociologie. P., 1969; Общества, обмен, личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.
 
Лит.: Гофман А.Б. Социол. концепции М. Мосса // Концепции зарубеж. этнологии. Критич. этюды. М., 1976; Cazeneuve J. Sociologie de М. Mauss. P., 1968; Karsenti В. М. Mauss: le fait social total. P., 1994.
 
А.Б. Гофман
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Мосс (Maiiss) Марсель (10.05. 1872, Эпиналь 10.02.1950, Париж) - французский социолог и социальный антрополог, заведовал кафедрой истории религий нецивилизованных народов Высшей школы практических исследований (с 1900), профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Образование получил в Бордоском университете. Мосс был племянником, учеником и сотрудником Дюркгейма и принимал активное участие в дюркгеймоаской социальной школе. После смерти основателя школы он руководил ею в качестве главного редактора II серии журнала "L`.Annce sociologiqne" (1925 1927).
В политическом плане Мосс был сторонником реформистского социализма. Будучи в целом последователем Дюркгейма, Мосс тем не менее отказался от антипсихологизма своего учителя, стремясь в своих исследованиях к синтезу социологического и психологического подходов в изучении человека. Он подчеркивал важность исследования "целостного человека" в единстве его социальных, психических и биологических свойств.
В отличие от Дюркгейма, Мосс не был склонен к разработке универсальных теорий, сосредоточившись главным образом на структурно-функциональном и сравнительно-историческом исследованиях конкретных фактов в рамках конкретных социальных систем. Главная работа Мосса, ставшая классической,- "Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925), в которой он на огромном историко-культурном материале обосновывает ключевое значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений. Дары, по Моссу, формально добровольны, реально обязательны; давать, брать и возвращать дар - что обязанности, нарушение которых влечет за собой социальные санкции. В этом произведении Мосс выдвинул идею "целостных социальных фактов": ориентацию на комплексное исследование фактов и выявление наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все стороны социальной жизни и выступающих одновременно как экономические, юридические, религ. и т. д.
Большое научное значение имели и др. исследования Мосса, в частности "О некоторых первобытных формах классификации" (1903, в соавторстве с Дюркгеймом), "Опыт о сезонных вариациях в эскимосских обществах" (1906, при участии А. Беша), "Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие "я" (1938) и др. В области общей социологической теории идеи Мосса, особенно идея "целостных социальных фактов", оказали олределенное воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса. Работы Мосса и его преподавательская деятельность повлияли на развитие раиличных отраслей социального знания, и частности этнологии, фольклористики, исторической психологии, индологии и др.
Соч.: 1) Manuel d`ethnographie. P., 1947. 2) Sociologie et anthropologie. P., 1950. 3) Oeuvres. Т. 1--3. P., 1968-1969.
Новый философский словарь
(Mauss)
Марсель (1872-1950) - французский социолог и антрополог. Получил философское образование в Бордосском университете. Изучал историю религии, индологию и сравнительную индоевропейскую лингвистику в Высшей школе практических исследований, где возглавил кафедру истории религий "нецивилизованных народов" (1901). Был одним из инициаторов создания Института этнологии при Парижском университете (1925). Профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Участвовал в издании журнала французской социологической школы. После смерти Дюркгейма стал главным редактором II серии журнала (1925-1927) и возглавил группировавшуюся вокруг журнала социологическую школу. В 1924 стал первым президентом Французского института социологии. Научная деятельность М. неразрывно связана с социологической школой Дюркгейма, племянником, учеником и сотрудником которого он был. Сторонник реформистского социологизма, активно занимался политической деятельностью. Большое внимание уделял социологии "первобытных" обществ, совпадающей с его точки зрения, с этнологией. Главная работа М., ставшая классической, - "Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925) - основана на анализе конкретного этнографического материала (Океания, Австралия, Северная Америка), а также некоторых древних индоевропейских религиозно-правовых систем. На формирование подхода М. к исследованию "дара" повлияли идеи Дюркгейма, Зиммеля, работы Веблена, Боаса, Малиновского. М. рассматривает дар как тотальный социальный факт, пронизывающий все сферы архаических обществ. Дар - элемент тотальных экономических поставок, элемент обмена, постоянно происходящего между сегментированными частями первобытных обществ. В этих обществах обмен происходит не между индивидами, а между группами или между вождями, олицетворяющими группы. Существующая система даров, внешне бескорыстная, имеет скрытый утилитарный характер, более того, она социально нормирована. Правила дарить, принимать и возмещать дары регулируются магическими и религиозными представлениями. Существование систем дарения М. обнаруживает и в более цивилизованных обществах: в правовых законах и религиозных текстах Древнего Рима, Индии, Китая. С т.зр. М., дарение как вид обмена, обязательного для поддержания состояния равновесия (экономического баланса) любого общества, не исчезло и в современном мире. М. обосновывает необходимость изучения "целостного" человека, одновременного рассмотрения социальных, психологических и биологических факторов, что проявляется в его исследованиях социальной обусловленности выражения чувств, физического воздействия социального внушения, традиционных передач техник тела. Механизмы взаимопроникновения и взаимовлияния индивидуального и социального присутствуют в трактовке М. символов как характерной черты социальных фактов. Символы выражают как присутствие группы, так и инстинктивные реакции ее членов, прямые потребности каждого и всех, их взаимные отношения. Идея М. о целостных социальных фактах оказала определенное воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса. Благодаря преподавательской деятельности М. было сформировано первое поколение французских полевых этнологов.
Н.Ю. Шило
Философский энциклопедический словарь 2
        (Mauss) Марсель (10.5.1872, Эпиналь, —10.2. 1950, Париж), франц. этнограф и социолог. Племянник Дюркгейма, его ближайший ученик и наиболее активный участник его школы. В политич. плане — сторонник идей Жореса; участвовал в основании газ. «Юма-ните», некоторое время выполнял функции секретаря редакции.
        Приверженец теории Дюркгейма в целом, М. в неявной форме подверг пересмотру некрые её положения. Он фактически отказывается от резкого антипсихологизма Дюркгейма, стремясь к осуществлению сотрудничества между социологией и психологией. В отличие от Дюркгейма, рассматривавшего человека как двойств, существо, воплощающее и индивидуальную, и доминирующую над ней социальную реальность, М. формулирует понятие о «тотальном» (целостном) человеке в единстве его биологич., психич. и социальных черт. Он в большей степени, чем его учитель, делает акцент на системно-структурном рассмотрении социальных объектов.
        Работы М. посвящены гл. обр. исследованию различных сторон жизни архаич. обществ: самая значительная — «Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» («Essai sur le don. Forme archai-que de 1'echange», 1925), в которой на большом этногра-фич. и историч. материале показано, что до развития товарных отношений универсальным средством обмена являются взаимные дары, которые, будучи формаль-но добровольными, в действительности строго обязательны. М. выдвинул идею «тотальных социальных фактов», из которой вытекает установка на комплексное исследование социальных фактов и выявление наиболее фундаментальных из них в конкретных социальных системах; эти факты являются одновременно экономическими, юридическими, религиозными, эстетическими и т. п. Несмотря на расплывчатость и многозначность этой идеи, она оказала некоторое влияние на Гурвича и Леви-Строса. М. воспитал много специалистов в области этнологии, фольклористики, индологии, историч. психологии и т. д.
        Oeuvres, t. 1—3, P., 1968—69; Manuel d'ethnographie, P., 1947; Sociologie et anthropologie, P., 19684.
        Гофман А. Б., Социологич. концепции Марселя М., в сб.: Концепции зарубежной этнологии. Критич. этюды, М., 1976; Cazeneuve J., Sociologie de Marcel Mauss, P., 1968.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МОСС


будет выглядеть так: Что такое МОСС