Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МОРРИС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Моррис (Morris)
        Лесли (10.10.1904, Уэстон-сьюпер-Мэр, Великобритания, — 13.11.1964, Торонто, Канада), деятель рабочего движения Канады. С 12 лет работал подручным кузнеца. В 15-летнем возрасте впервые участвовал в забастовке железнодорожников. В 1920 переехал в Канаду. С декабря 1921 член Коммунистической партии Канады (КПК). В 1924—25 первый национальный секретарь канад. комсомола. Делегат 7-го конгресса Коминтерна (1935). Неоднократно подвергался арестам за революционную деятельность. В 1956—57 вёл активную борьбу против ревизионистов и ликвидаторов, пытавшихся развалить КПК. С января 1962 генеральный секретарь КПК.
II
Моррис (Morris)
        Уильям (24.3.1834, Уолтемстоу, Эссекс, — 3.10.1896, Лондон), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Учился в Оксфордском университете (1853—56). С 1856 работал в архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. В 1857—62 обратился к живописи. В 1861—62 организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок). Эстетические взгляды М. формировались под влиянием учения Т. Карлейля (См. Карлейль), лекций Дж. Рескина, а также идей движения прерафаэлитов (См. Прерафаэлиты). Начиная с 1860-х гг. он выступал с романтической критикой буржуазной действительности, видя в искусстве главное средство ее преобразования и ставя своей целью эстетическое воспитание масс. Сотрудничая с Ф. М. Брауном, Д. Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонсом, У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, М. стремился противопоставить обезличенному капиталистическому машинному производству индивидуальное творчество (вместе с тем он был уверен в безграничности эстетических возможностей машинного производства при социализме), возродить вытесненные капиталистической индустрией народного ремёсла и т. о. решить проблемы, стоящие перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле М. закладывал основы художественного конструирования (См. Художественное конструирование), выдвигая на первый план роль мастера-творца. Изделия мастерских М., оформленные им интерьеры отличаются определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний; рядом черт они предвосхищают стиль «Модерн». Деятельность мастерских во многом способствовала возрождению англ. декоративно-прикладного искусства; однако на практике, сводясь к новому оформлению буржуазного быта, она входила в неизбежное противоречие с эстетической программой М. В 1877 М. основал Общество защиты старинных зданий, в 1890—91 — Келмскоттское издательство, выпускавшее книги по образцам инкунабул (См. Инкунабулы) [иллюстрированные М. в духе английских готических миниатюр «История сверкающей долины» (совместно с У. Крейном; см. илл.) и «Сочинения Джеффри Чосера» (совместно с Э. Берн-Джонс, 1896]. Тяготением к средневековым мотивам, романтической стилизацией образов отмечено и литературное творчество М. (поэмы «Защита Гиневры», 1858, и «Земной рай», 1868—70). С 1880-х гг. М. играл крупную роль в английском рабочем движении. С января 1883 член Демократической (с начала 1884 Социал-демократической) федерации. После её раскола — один из основателей (1884) Социалистической лиги, издатель и редактор (1884—90) её органа «Коммонуэл» («Commonweal»). Вышел из лиги после прихода к руководству в ней анархистов. М. изучал труды К. Маркса, но не понял сущности его учения, оставаясь, по характеристике Ф. Энгельса, «...социалистом эмоциональной окраски...» (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 409), Свои социалистические взгляды М. выразил во многих статьях, революционных стихах, исторические повести «Сон про Джона Болла» (1888; рус. пер. 1911) и социально-утопическом романе «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891; рус. пер. — М., 1906), рисующем будущее счастливое общество.
        
         Соч.: Искусство и жизнь, [пер. с англ., предисловие А. А. Аникста], М., 1973; Collected works, v. 1—24, L. — N. Y., 1910—15; Selections, М., 1959.
        
         Лит.: Мортон А. Л., Английская утопия, [пер. с англ.], М., 1956, с. 191—212; Гольдзамт Э., Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры, [пер. с польск.], М., 1973; Amot R. P., W. Morris, L., 1964; Henderson Ph., William Morris. His life, work and friends, L., 1967; Meier P., La pensee utopique de William Morris, P., 1972.
         Г. И. Володина.
        У. Моррис и У. Крейн. Илл. к «Истории сверкающей долины». Гравюра на дереве. Лондон. 1894.
        Мастерская У. Морриса. Ковёр. 2-я половина 19 в. Собрание Э. Скотт-Снелла.
III
Моррис (Morris)
        Чарлз Уильям (р. 23.5.1901, Денвер, Колорадо), американский философ-идеалист. Профессор Чикагского (1931—47) и Флоридского университетов. Философские взгляды М. представляют собой сочетание Прагматизма (в духе Дж. Мида) с идеями логического позитивизма (См. Логический позитивизм). Развивая социально-психологические аспекты концепции Ч. Пирса, М. разработал на основе принципов Бихевиоризма теорию, согласно которой поведение человека определяется через реакции на знаки, а значение знаков — через функционирование в качестве организаторов поведения человека. В рамках этой теории М. попытался дать классификацию различных сфер человеческой деятельности с точки зрения характерного для каждой из них типа рассуждений. Сформулировал основные понятия и принципы семиотики (См. Семиотика). По своим социальным взглядам М. — приверженец буржуазной демократии и «американского образа жизни».
        
         Соч.: Six theories of mind, Chi., 1932; Logical positivism, pragmatism and scientific empiricism, P., 1937; Foundations of the theory of sings, Chi., 1938; Paths of life, preface to aworld religion, 2 ed., N. Y., 1956; The open self, N. Y., [1948]; Signs, languge and behavior, 2 ed., N. Y., 1955; Varieties of human value, Chi., [1956].
         И. С. Добронравов.
Современная Энциклопедия
МОРРИС (Morris) Уильям (1834 - 1896), английский художник, писатель, теоретик искусства. В искусстве видел средство преобразования современной действительности. Литературное творчество отмечено романтической стилизацией (поэма "Земной рай", 1868 - 70); идеи утопического социализма выражены в романе "Вести ниоткуда, или Эпоха счастья" (1891).
Литературная энциклопедия
Вильям [William Morris, 1834—1896] — английский писатель. Р. в семье богатого буржуа, получил высшее образование в Марльборо и Оксфорде. Рано примкнул к группе «прерафаэлитов» (см.). Основал фабрику, изготовлявшую по рисункам выдающихся художников предметы домашней обстановки, и типографию, выпускавшую художественно оформленную книгу. В 80-х гг. Моррис занялся общественно-политической деятельностью. В период господства буржуазии М. выступает характерным представителем мелкобуржуазного социализма; давая резкую и меткую критику капиталистического строя, социализм этот оказывался реакционным в своей положительной программе, призывая не вперед, а назад: к примитивным ремесленным формам труда и патриархальным отношениям («Коммунистический манифест»). Типичный идеолог мелкой буржуазии, ущемленной капитализмом, М. считал машину главной причиной всех зол капиталистического мира вообще и «штампованной пошлости» в искусстве в частности. Утопия М. «Вести ниоткуда» рисует идеальное общество будущего, из к-рого изгнаны машины, где везде господствует ручной труд, каждый ремесленник — художник, господствует равенство мелкого производителя, а основной общественной формой являются небольшие общины. Жизнь спокойна, богата, красива. Разностороннее развитие человека, по М., основано на технике ремесла. Его утопия — образец мелкобуржуазного социализма,
510 для к-рого мелкое производство — база совершенного общества. В своем архаичном по форме произведении «Видение о Джоне Болле» М. изображает борьбу ранней мелкобуржуазной культуры с феодализмом, в частности — восстание крестьян против феодалов. Классовые идеалы и борьба буржуазии с феодализмом в XIV—XV вв. для него более или менее ясны, и он не случайно взялся за ее изображение; классовая же борьба в условиях современного М. капитализма не была достаточно понятна этому мелкобуржуазному утописту. Искренно ратуя за пролетариат, революционная борьба к-рого (чартистское движение, Парижская коммуна) не могла не найти отзвука в творчестве М., он защищал его с мелкобуржуазной точки зрения, не видя в нем основной силы, отрицающей капитализм до конца.
К политической борьбе и к отрицанию капитализма М. пришел через свои эстетические искания, отличающиеся той же социальной направленностью. Поставив задачей «эстетизацию жизни» во всех ее деталях, выдвинув лозунг «искусство для жизни», но убедившись, что, пока существуют эксплоататоры и эксплоатируемые, не может быть «красивой жизни», Моррис из относительно аполитичного художника превратился в агитатора и пропагандиста. Однако он остался типичным мелкобуржуазным бунтарем-одиночкой. В своем эстетизме М. был чрезвычайно последователен. Все его художественные произведения — как поэтическое творчество, так и живопись, начиная от картины, росписи стен и кончая отделкой ткани и оформлением книги, — с точки зрения его теории представляют собой единство. Декоративность его поэм гармонирует с его декоративной живописью, художественное оформление книги строго согласуется с ее содержанием. Художественная продукция М. обычно выдержана в стиле эпохи ранней буржуазной культуры, когда ремесло было тесно связано с искусством. Придавая огромное значение искусству, он видел в нем лишь средство «украшения жизни», игнорируя его роль в классовой борьбе как одного из орудий этой борьбы.
511 Идеологическая сторона искусства была вне поля его зрения. Критикуя капиталистическую культуру, Моррис своим эстетизмом отдал однако дань буржуазной эстетике второй половины XIX в. вообще и викторианской эпохи — в частности. Библиография: I. Вести ниоткуда, или эпоха счастья, перев. А. П., изд. «Дело», СПБ, 1906; То же, Утопия, П., 1918; То же, Харьков, 1923; The Defence of Guenovere; Jason; Tne Early Paradise; The Praem of John Ball; News from Nowhere и др. Наиболее полное собр. сочин. издано его дочерью в 24 тт., 1910—1915. II. Венгерова З., В. Моррис, «Литературные характеристики», кн. I, СПБ, 1897; Деген Евг., Всенародное искусство, «Мир божий», 1904, III—IV; Ольминский М. С., Утопия («Вести ниоткуда», Утопия В. Морриса), «Волна», 1906, № 2, 27 апр. (перепеч. в сб. его «По вопросам литературы», Л., 1926); Фриче В. М., Социал-демократия и искусство, «Правда», 1906, IV; Русанов Н., Красота на служение человечеству, в сб. его ст. ст. «Социалисты Запада и России», СПБ, 1909; Аничков Е., В. Моррис и его утопический роман, в книге «Предтечи и современники», СПБ, 1910; Фриче В. М., Очерки развития западно-европейских литератур, М., 1931; Vallance A., Morris W., 1897; Day L. F., The art of Morris, 1899; Brooke S. A., A study of Clough, Morris, 1908; Guyot E., L’idee socialiste chez W. Morris, 1909; Glasier J. B., W. Morris and early Days of the Socialist movement, L., 1921; Evans B., William Morris and his Poetry, L., 1925. III. Forman H. B., The books of Morris, 1897.
Новый философский словарь
(Morris)
Чарльз (1901-1979) - американский философ. Доктор философии (Чикагский университет, 1925). Основные сочинения: "Шесть теорий разума" (1932), "Логический позитивизм, прагматизм и научный эмпиризм. Сборник статей" (1937), "Основы теории знаков" (1938), "Пути жизни" (1942), "Знаки, язык и поведение" (1946), "Открытое Я" (1948), "Разнообразие человеческих ценностей" (1958), "Обозначение и смысл. Изучение отношений знаков и ценностей" (1964) и др. М. утверждал, что разнообразные знаковые системы выступают существенно значимыми основаниями любых цивилизаций людей. Вне контекста реконструкции той роли, которую исполняют совокупности знаков в общественной жизни, по М., немыслимо какое-либо адекватное постижение сути человеческого разума как такового. Традиционные, по классификации М., подходы к трактовке разума - теории: разума как субстанции (Платон, Аристотель, Декарт и др.); разума как процесса (Гегель, Брэдли и др.); разума как отношения (Юм, Мах, Рассел и др.); разума как прагматической функции (Шопенгауэр, Ницше, большинство представителей школы прагматизма и др.); разума как интенционального акта (Брентано, Мур, Гуссерль и др.) - М. предлагал дополнить знаковой концепцией. Исходя из предположения о том, что унификация результатов одной из ипостасей человеческого мышления - научного знания - осуществляется в границах процесса, именуемого М. "семи-озисом", предложил принципиально нетрадиционное истолкование реального содержания и эвристического потенциала семиотики как специфической научной дисциплины. В проблемное поле семиотики М. предложил включить: те предметы и явления (посредники), которые функционируют как знаки, или "знаковые проводники"; те предметы и явления, к которым знаки относятся, или "десигнаты"; воздействие, оказываемое знаком на истолкователя (интерпретатора), вследствие которого обозначаемая вещь становится неотъемлемо сопряженной с этим знаком (суть самим этим знаком) для последнего; самого интерпретатора (истолкователя) как такового. В абстрактной форме М. определил это взаимодействие следующим образом: "знаковый проводник" есть для толкуемого истолкователем "определенный Знак" в той мере и степени, в какой толкуемое истолкователем обозначает (интерпретирует, осознает) десигнат вследствие присутствия знакового проводника. Семиозис предстает у М. процедурой "осознания-посредством-чего-то". Исследуя в каждом отдельном случае диадические репертуары взаимозависимости и взаимодействия трех элементов триады ("знаковый проводник", "десигнат" и "толкователь"), семиотика выступает, таким образом, в трех своих ракурсах: как синтаксис (изучающий отношения знаков между собой); как семантика (изучающая отношения знаков с обозначаемыми ими предметами и явлениями); как прагматика (изучающая отношения знаков и их интерпретаторов). По М., интерпретатор знака - это определенный организм, интерпретируемое им - одеяния того органического существа, которые (при помощи знаковых проводников) исполняют роль отсутствующих предметов в тех проблематических ситуациях, в которых эти предметы якобы присутствуют. Указанный "организм" таким путем обретает способность постигать интересующие его характеристики отсутствующих предметов и явлений, а также ненаблюдаемые параметры наличных объектов. В целостном семиотическом "развороте" язык, согласно концепции М., предстает интерсубъективной коллекцией знаковых проводников, использование которых обусловлено сопряженным набором фиксированных процедур синтаксиса, семантики и прагматики. В духе современной ему интеллектуальной моды М. предложил содержательную интерпретацию категории "знак" в стилистике объяснительной парадигмы дисциплин, изучающих поведение людей: "Если некоторое А направляет поведение к определенной цели посредством способа, схожего с тем, как это делает некоторое В, как если бы В было наблюдаемым, тогда А - это знак". Обнаружив пять главных видов знаков (знаки-идентификаторы - вопрос "где", знаки-десигна-торы - вопрос "что такое", прескриптивные знаки - вопрос "как", оценочные знаки - вопрос "почему", знаки систематизации - формирующие отношения толкователя с иными знаками), М. сформулировал подходы к пониманию категории "дискурс", а также посредством комбинирования разнообразных способов использования и обозначения самих знаков выявил 16 типов дискурса (научный, мифический, технологический, логико-математический, фантастический, поэтический, политический, теоретический, легальный, моральный, религиозный, грамматический, космологический, критический, пропагандистский, метафизический), объемлющих в своей совокупности проблемное поле семиотики в целом как научной дисциплины, изучающей язык. Установки семиотики, по убеждению М., не метафизичны и релятивны, они формируют упорядоченное пространство в безграничной совокупности конкретных дискурсивных форм. Постижение культурного потенциала в модусе универсалий культуры осуществимо, с точки зрения М., для личности тем успешнее, чем в большей степени данная личность ориентирована на реконструкцию именно знакового ресурса культуры, именно знаковых феноменов в парадигме семиотических подходов. Только обладая внутренней готовностью к адекватному истолкованию обрушиваемых обществом на человека массивов знаково организованной информации, только располагая иммунитетом против знаков, ориентированных на манипулирование людьми, личность, по мнению М., может претендовать на сколько-нибудь эффективное сохранение собственного автономного "я".
А. А.Грицанов
Философский словарь
Чарлз (р. 1901) — амер. философ, сочетающий идеи прагматизма (особенно доктрины амер. философа Дж. Мида) с нек-рыми положениями логического эмпиризма. В своих гл. работах, отправляясь от положений бихевиоризма, пытается рассматривать социальное и биологическое поведение человека. Развивая идеи Пирса, впервые четко сформулировал осн. понятия и принципы новой научной дисциплины — семиотики. Осн. соч.: “Основы теории знаков” (1938), “Знаки, язык и поведение” (1946), “Разнообразие человеческих ценностей” (1956), “Значение и значимость” (1964), “Прагматическое движение в американской философии” (1970).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МОРРИС


будет выглядеть так: Что такое МОРРИС