Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МОРРАС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Maurras)
        Шарль (20.4.1868, Мартиг, Буш-дю-Рон, — 16.11.1952, Тур), французский публицист, критик, поэт. В 1899 организовал монархическую группу «Аксьон франсез» («Французское действие»), а в 1908 — газету под тем же названием. Ратуя в своих статьях за «дисциплину» и «порядок» в обществе, М. проповедовал благодетельность наследственной монархии и католицизма, утверждая превосходство «латинской расы» над другими народами. Свои политические идеи изложил в книге«Опрос по поводу монархии» (1900—1909), «Киль и Танжер» (1910) и др. Классицизм 17 в. выдвигается М. как этическая и эстетическая норма. «Развенчанию» романтизма, восхвалению греко-римских истоков французской культуры посвящены книга М. «Дорога в рай» (1894), «Антинеа» (1901), «Венецианские любовники» (1902), «Будущее разума» (1905) и др.
         В поэзии 90-х гг. М. выступил как создатель «романской школы», противопоставившей себя символизму, но по существу представлявшей разновидность декадентско-символистского направления (сборники «Ради Психеи», отдельное изд. 1911; «Надписи», 1921). Неистовый шовинист в 1-ю мировую войну 1914—18, М. во время 2-й мировой войны 1939—45 был официальным идеологом правительства Петена, сотрудничавшего с немецко-фашистскими оккупантами.
        
         Соч.: CEuvres capitales, [t.] 1—4, P., [1954]: Critique et poesie, P., 1968.
        
         Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Massis Н., Maurras et notre temps, P., [1961].
         В. Е. Шор.
Литературная энциклопедия
Шарль [Charles Maurras, 1868—] — современный французский поэт и публицист. Р. в Провансе в богатой буржуазной семье. Уже в первой своей книге, посвященной творчеству своего учителя и друга Ж. Мореаса (Jean Moreas, 1890), М. резко осуждает романтизм с его индивидуализмом, отсутствием ясности и преобладанием сердца над разумом. Развенчанию романтизма посвящена также другая книга М. — «Les Amants de Venise» [1902], где описывается роман А. де Мюссе с Ж. Санд. В 1905 М. написал одну из своих основных работ — «L’Avenir de l’Intelligence». Выступая против романтизма с его расслабленной эмоциональностью во имя римских традиций как наиболее близких французскому духу, М. являлся одним из представителей того воинствующего империалистического национализма, к-рый во Франции перед войной провозгласил лозунг национального ренессанса. Во французской лит-ре это течение было представлено так наз. «романской школой», ее реакционными теориями, свидетельствовавшими о загнивании капитализма, о кризисе буржуазной демократии, о разочаровании в парламентаризме и науке, к-рой противопоставлялась религия. Как писатель этого направления М. выражал тенденции империализма в своей критике «расплывчатого космополитизма» мелкобуржуазной интеллигенции. Своим отрицанием пассивности эстетов и скептиков «романская школа», представленная М., Мореасом (см.) и др., выполняла определенную социально-политическую функцию: готовила французскую буржуазную молодежь к империалистической войне и к расправе с рабочим классом. Формы осуществления этой функции были довольно разнообразны. У М. она выразилась в его антидемократических и антиреспубликанских призывах вернуться к государственному устройству XVII в. Этот реакционный утопизм был широко использован наиболее шовинистическими элементами французской буржуазии. В 1908 М. стал во главе органа реакционных буржуазных групп «Action Francaise». Если в идеологии М. уже достаточно отчетливо выражены такие существенные элементы фашизма, как зоологический
509 национализм, расовая теория с превознесением своей расы над всеми другими, то для современной фашистской буржуазии эта идеология является только подготовительной стадией, оставшейся в прошлом. В последнее время учение М. подверглось критике со стороны некоторых его учеников; в частности Валуа обвинил М. в отвлеченности и утопичности и вызвал раскол в его группе, образовав новую — фашистскую, более гибкую и способную лучше защищать интересы буржуазии в период обострения классовых противоречий. Католики, со своей стороны, упрекают М. в эстетстве и недостаточной ортодоксальности. Действительно в системе М. религия играет лишь служебную, дисциплинирующую роль. В области художественной лит-ры М. обращает на себя внимание своей романтической прозой («Le chemin de Paradis», 1895), в которой остается верен столь отвергаемым им в его теоретических трудах романтическим традициям. Стихи его («Pour Psyche», 1920, «Inscription», 1921), совершенные по форме, менее значительны. Переводов сочинений М. на русский яз. не имеется. Библиография: I. Сочинения М. (кроме упомянутых выше): Trois idees politiques, 1899; Anthinea, 1902; L’Enquete sur la Monarchie; L’Idee de la Decentralisation; L’Etang de Berre, 1915; Athenes antique, 1918: Le Mystere d’Ulysse, 1923; L’Allee des Philosophes, 1923; Anatole France, 1924; La Musique interieure, 1925. II. Луначарский А. В., Галеви о Ш. Моррасе, «Киевская мысль», 1913, № 135 (17 мая); Фриче В., Современный французский Ренессанс, «Современник», 1915, № 4; Daniel Rops, Notre inquietude, P., 1927; Guyon Cesbron, Charles Maurras, «Monde», 1929, № 66; Thibaudet, Le maurrarisme, «Nouvelle revue francaise», 1933, Fevrier. Е. Гунст
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МОРРАС


будет выглядеть так: Что такое МОРРАС