Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МОРОЗОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Морозов
        Александр Александрович [р. 16(29).10.1904, Бежица, ныне Брянской обл.], советский конструктор танков, генерал-майор технической службы (1943), доктор технических наук (1972), Герой Социалистического Труда (1942). Член КПСС с 1943. В 1931 окончил машиностроительный техникум. В 1931—38 руководитель группы КБ завода, с 1938 заместитель начальника КБ, с 1940 главный конструктор. В 1931—39 участвовал в проектировании лёгких колёсно-гусеничных танков (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и др.). совместно с М. И. Кошкиным и Н. А. Кучеренко руководил разработкой среднего танка Т-34, признанного лучшим танком периода 2-й мировой войны 1939—45. После войны под руководством М. создан ряд танков и других объектов бронетанковой техники. Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва. Государственная премия СССР (1942, 1946, 1948), Ленинская премия (1967). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 6 другими орденами, а также медалями.
II
Морозов
        Александр Иванович [17(29).5.1835, Петербург, — 28.11(11.12).1904, там же], русский живописец. Учился в петербургской АХ (с 1852) у А. Т. Маркова. Участник «бунта четырнадцати», М. в 1863 покинул АХ, став одним из членов-учредителей Артели художников (См. Артель художников), а затем экспонентом ряда выставок передвижников (См. Передвижники). Академик петербургской АХ (1864). Писал поэтичные жанровые сцены на темы быта русской деревни («Отдых на сенокосе», 1861, «Выход из церкви в Пскове», 1864, «Сельская бесплатная школа», 1865, — все в Третьяковской галерее) и пейзажи, развивая традиции венециановской школы (См. Венециановская школа). М. один из первых в рус. живописи обратился к изображению индустриального труда («Омутнинский завод», 1885, Третьяковская галерея).
        
         Лит.: Тарасов Л., А. И. Морозов, М. — Л., 1949.
        А. И. Морозов. «Летний день». 1878. Русский музей. Ленинград.
III
Морозов
        Борис Иванович (1590—1661), государственный деятель, возглавлял рус. правительство в середине 17 в., боярин. Был воспитателем («дядькой») Алексея Михайловича (См. Алексей Михайлович). Руководил приказами Большой казны, Стрелецким, Аптекарским, Новой четью. Стремясь увеличить доходы казны, М. сократил жалованье служилым людям и ввёл высокий косвенный налог на соль. Эти меры явились одной из причин Московского восстания 1648 (См. Московское восстание 1648). Восставшие требовали выдачи М., но царь укрыл его в своём дворце, затем отправил в фиктивную ссылку в монастырь, через 4 месяца вернул в Москву. М. участвовал в подготовке Уложения Алексея Михайловича 1649 (См. Уложение Алексея Михайловича 1649) и до конца 1650-х гг. продолжал негласно руководить правительством. М. принадлежали 55 тыс. крестьян, железоделательные, кирпичные, поташные заводы, мельницы, винокурни. Хозяйство М. являлось примером сочетания феодального землевладения с активной торгово-промышленной деятельностью.
        
         Лит.: Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова, т. 1—2, М. — Л., 1940—45; Петрикеев Д. И., Крупное крепостное хозяйство XVII в. По материалам вотчины боярина Б. И. Морозова, Л., 1967.
         А. Л. Гольдберг.
IV
Морозов
        Георгий Алексеевич [2(14).4.1896, с. Кравцово Орловской губернии, — 23.6.1970, Москва], советский скрипичный мастер. Ученик известного мастера Д. П. Томашова. Работал в Москве. Инструменты М. отмечались первыми премиями на всесоюзных конкурсах скрипичных мастеров.
V
Морозов
        Георгий Федорович [7(19).1.1867, Петербург, — 9.5.1920, Симферополь], русский лесовед, ботаник и географ. Окончил Петербургский лесной институт (1893); профессор там же (1901—17) и Таврического университета в Симферополе (1918—20). Редактор «Лесного журнала» (1904—18). Создал современное учение о Лесе как биогеоценотическом, географическом и историческом явлении. Показал сложную взаимосвязь живых и косных компонентов леса, образующих единый природный комплекс. Разработал учение о типах насаждений, развил представления о сменах лесных пород и образуемых ими сообществ, обосновал теорию рубок и лесовозобновления. Труды М. оказали большое влияние на развитие биогеоценологии (См. Биогеоценология) и лесоведения (См. Лесоведение).
        
         Соч.: Избр. труды, т. 1—2, М., 1970—71.
        
         Лит.: Бейлин И. Г., Парнес В. А., Г. Ф. Морозов. 1867—1920, М., 1971 (имеется лит.); Георгий Федорович Морозов (К 100-летию со дня рождения). 1867—1967 гг., М., 1967.
VI
Морозов
        Лев Дмитриевич [19.2(3.3).1897, Новгород-Северский, — 17.9.1963, Москва], советский военный и общественный деятель. Член КПСС с 1917. Был рабочим. В 1917 активный участник вооруженного восстания в Киеве, член ревкома завода «Арсенал» (январь 1918). В 1918—19 военный комиссар Западного фронта, Литовской дивизии, председатель ревтрибунала и член РВС Литовско-Белорусской советской республики, руководил обороной Вильнюса в мае 1919, затем был военным комиссаром 35-й дивизии. В 1920 военный комиссар Правобережной группы 13-й армии, группы войск Каховского плацдарма и 51-й дивизии, участник штурма Перекопа. После Гражданской войны 1918—20 работал в Наркомпросе, в редакции «Правды», МК и ЦК ВКП(б) и др. В 1934—37 заместитель начальника и начальник Военно-исторического архива, в 1937—41 директор государственных музеев Л. Н. Толстого и Н. Г. Чернышевского. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 начальник государственного хранилища эвакуированных музейно-библиотечных ценностей Москвы. С 1947 персональный пенсионер.
VII
Морозов
        Михаил Михайлович (18.2.1897, Москва, — 9.5.1952, там же), советский литературовед, театровед и театральный критик, педагог, переводчик. Учился на филологическом факультете Московского университета. Один из основателей советского шекспироведения, внёс много нового в истолкование драматургии У. Шекспира; автор переводов ряда его пьес, особое внимание уделял анализу текста. В книге «Комментарии к пьесам Шекспира» (1941) соединил опыт театроведа и текстолога. В 1937—47 возглавлял кабинеты Шекспира и зарубежного театра Всероссийского театрального общества (ВТО), вёл консультационную работу с театрами. Автор статей об английском театре и поэзии, о советском театре и драматургии. Преподавал (с 1935 — профессор) в МГУ и ГИТИСе.
        
         Соч.: О Шекспире на советской сцене, в сборнике: Театральный альманах, кн. 6, М., 1947; Шекспир, М., 1947; Избр. статьи и переводы, М., 1954; Статьи о Шекспире, М., 1964 (имеется лит.).
VIII
Морозов
        Николай Александрович [25.6 (7.7).1854, Борок, ныне Некоузского района Ярославской обл., — 30.7.1946, там же], русский революционный и общественный деятель, учёный, писатель, почётный член АН СССР по химическому и физико-математическому отделению (1932). Сын помещика и крепостной крестьянки. В 1874 вошёл в Московский кружок чайковцев (См. Чайковцы), участвовал в «хождении в народ». В конце 1874 уехал в Женеву, редактировал журнал «Работник», в 1875 вступил в секцию Парижской Коммуны 1-го Интернационала. В январе 1875 при возвращении в Россию арестован, был отдан на поруки. Судился по «процессу 193-х» (См. Процесс 193-х), затем освобожден. В 1878 вступил в «Землю и волю» (См. Земля и воля). Был одним из редакторов журнала «Земля и воля». По предложению А. Д. Михайлова основал «Листок ''Земли и воли''». С 1879 член исполнительного комитета «Народной воли» (См. Народная воля) и член редакционной коллегии газеты «Народная воля». В начале 1880 уехал за границу. В декабре того же года в Лондоне познакомился с К. Марксом. При нелегальном возвращении в Россию 28 января 1881 арестован на границе. По «процессу 20-ти» (См. Процесс 20-ти) (1882) приговорён к бессрочной каторге. До ноября 1905 отбывал одиночное заключение в Шлиссельбургской крепости. В этот период изучал химию, физику, астрономию, математику, историю. В дальнейшем посвятил себя научно-педагогической деятельности, главным образом в области химии и астрономии. В книгах «Периодические системы строения вещества» (1907), «Д. И. Менделеев и значение его периодической системы для химии будущего» (1907), написанных в основном в Шлиссельбургской крепости, предсказал существование инертных элементов, высказал ряд научных предположений (впоследствии подтвердившихся) о сложном строении атома, возможности использования внутриатомной энергии, взаимной превращаемости атомов и др. Написал книги по математике, астрономии, метеорологии и др.
         В литературе выступил с 70-х гг. 19 в. Его стихи, созданные в тюрьме и опубликованные в сборнике «Из-за решётки» (Женева, 1877), вошли в Вольную русскую поэзию (См. Вольная русская поэзия). Позже стихи М. периода заточения вошли в его сборники «Из стен неволи» (1906), «Звёздные песни» (1910). За революционные тенденции этой книги в 1911 приговорён к годичному тюремному заключению. Лирику М. отличали пафос борьбы против самодержавия, воспевание жертвенного героизма, призывы к отмщению за погибших товарищей. В стихах М. звучали также сатирические ноты. В 1900-е гг. он обратился к жанру т. н. научной поэзии. М. написал книги по истории религии и культуры («Откровение в грозе и буре», 1907, «Пророки», 1914, «Христос», книги 1—7, 1924—32), где пытался пересмотреть некоторые проблемы всемирной истории, в частности истории христианства. Теории М., выведенные главным образом из астрономических явлений, которым он придавал чрезмерное значение, находятся в противоречии с историческими фактами. Автор воспоминаний «Повести моей жизни» (т. 1—4, 1916—18, последнее изд., т. 1—2, 1965), которые представляют интерес для изучения истории народничества.
         В годы 1-й мировой войны 1914—18 ездил на фронт в качестве представителя Земского союза. Выступал с популяризаторскими лекциями в Сибири и на Дальнем Востоке, преподавал на Высших курсах П. Ф. Лесгафта и в Психоневрологическом институте. В 1917 участвовал в Московском государственном совещании. С 1918 до конца жизни директор Естественно-научного института им. Лесгафта.
         Имя М. носит малая планета-астероид Морозовия, кратер на обратной стороне Луны, посёлок городского типа под Ленинградом. Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
        
         Соч.: [Стихи], в кн.: Поэты-демократы 1870—1880-х гг., М. — Л., 1962.
        
         Лит.: Круковская Л., Н. А. Морозов, М., 1912; Фигнер В. Н., Член исполнительного комитета партии «Народная воля» Н. А. Морозов, 2 изд., М., 1928; Любатович О. С., Далекое и недавнее, М., 1930; Морозова К. А., Н. А. Морозов, М. — Л., 1944 (прилож. список трудов); Вольфкович С. И., Выдающийся русский ученый и революционер, «Вестник АН СССР», 1954, № 8; Лысов Р. А., Атомные теории в России второй половины 19 в., М., 1954 (автореферат дисс.): Осьмаков Н. В., Поэзия революционного народничества, М., 1961; Внучков Б. С., Узник Шлиссельбурга, Ярославль, 1969; Жданов С. М., Н. О. Морозов, Киiв, 1971.
        Н. А. Морозов.
IX
Морозов
        Павлик (Павел Трофимович) (14.11.1918, с. Герасимовка, ныне Тавдинского района Свердловской обл., — 3.9.1932, там же), пионер, участник борьбы с кулачеством в период коллективизации сельского хозяйства в СССР. Родился в семье крестьянина-бедняка. Был организатором и председателем первого пионерского отряда в с. Герасимовка, пионеры которого помогали коммунистам в агитации за создание колхоза, разоблачали враждебные действия кулаков. Зверски убит кулаками. Имя М. присвоено герасимовскому и другим колхозам, школам, пионерским дружинам; первым занесено в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина (3 ноября 1955). М. установлены памятники в Москве (1948), с. Герасимовка (1954), Свердловске (1957).
        
         Лит.: Соломеин П. Д., Павка-коммунист, Свердловск, 1968; Смирнов Е., Павлик Морозов, в сборнике: Дети-герои, М., 1961.
Современная Энциклопедия
МОРОЗОВ Владимир Иванович (родился в 1940), российский спортсмен. Неоднократный чемпион СССР (1962 - 1972), Европы (1967, 1969), мира (1966, 1970 - 71), Олимпийских игр (1964, 1968, 1972) в гребле на байдарках. МОРОЗОВ Николай Александрович (1854 - 1946), ученый, писатель. С начала 1870-х гг. в революционном движении. Член Исполнительного комитета партии "Народная воля", участник покушений на императора Александра II. В 1882 приговорен к вечной каторге (до 1905 в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях). Труды по химии, математике, астрономии, физике, истории. Стихи, повести, воспоминания "Повести моей жизни" (издание 1965, тома 1 - 2). МОРОЗОВ Георгий Федорович (1867 - 1920), лесовод, ботаник и географ. Создал современное учение о лесе как биогеоценозе, основал школу лесоведения в России. Разработал учение о типах лесных насаждений, развил представление о сменах лесных пород и их сообществ, обосновал теорию рубок и лесовозобновления.
1000 кратких биографических данных
I Николай Александрович (род. в 1854 г.) - был последовательно членом кружка Чайковского, общества "Земли и Воли" и "Народной Воли". В 1881 г. по процессу 20 был приговорен к бессрочной каторге, которую отбывал сначала в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, а затем в Шлиссельбурге, откуда его освободила революция 1905 г. По выходе Н. А. Морозов опубликовал свою попытку астрономического толкования Апокалипсиса "Откровение в грозе и буре". II Савва - старый русский промышленник из семьи старообрядцев, положил основание Никольской хлопчато-бумажной мануфактуре в 30 - 40-х годах прошлого столетия. Савва Морозов олицетворяет собою истинно русский национальный капитализм, выросший в обстановке крепостнических отношений тогдашней России. Сам Морозов, будучи в свое время крепостным крестьянином, выкупился от своего помещика за большую денежную плату. Перед революцией 1917 г. фирма Бр. Морозовых являлась одной из крупнейших мануфактурных фирм в России.
Ономастикон
• Первоначально - отчество от русского нецерковного мужского имени Мороз. Имя это было нередким вплоть до XVII в. • см. МОРОЗ
Энциклопедия Отечеcтво
1.
МОРОЗОВ Александр Александрович (1904-79), конструктор, генерал-майор-инженер (1945), доктор технических наук (1972), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1974). Под руководством Морозова созданы лёгкие танки БТ-2, БТ-5, БТ-7 и др. Участник разработки среднего танка Т-34 и др. Ленинская премия (1967), Государственные премии СССР (1942, 1946, 1948).
2.
МОРОЗОВ Борис Афанасьевич (род. 1944), режиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992). С 1973 в различных московских театрах. В 1983-87 главный режиссёр Театра им. А. С. Пушкина, с 1988 в Малом театре и одновременно на ТВ. Поставил спектакли: "Птицы нашей молодости" И. Друцэ (1973), "Ковалёва из провинции" И. М. Дворецкого (1975), "Сирано де Бержерак" Э. Ростана (1980), "Смотрите, кто пришёл" В. К. Арро (1982), "Женитьба" Н. В. Гоголя (1987), "Леший" А. П. Чехова (1988), "Много шума из ничего" У. Шекспира (1996) и др.
3.
МОРОЗОВ Борис Иванович (1590-1661), боярин, воспитатель будущего царя Алексея Михайловича. Женился на родной сестре царицы (М. И. Милославской). Фактический глава правительства в 1645-48. Ввёл высокий косвенный налог на соль. Его финансовые реформы вызвали Московское восстание 1648. Был сослан, с октября 1648 снова в Москве. До конца 50-х гг. сохранял политическое влияние. Был крупнейшим землевладельцем.
4.
МОРОЗОВ Владимир Иванович (род. 1940), спортсмен (гребля на байдарках), з. м. с. (1964). Чемпион Олимпийских игр (1964, 1968, 1972), мира (1966, 1970-71), Европы (1967, 1969), неоднократный чемпион СССР (1962-72).
5.
МОРОЗОВ Владимир Михайлович (род. 1933), певец (бас), народный артист СССР (1981). С 1959 солист Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мари-инского). Государственная премия СССР (1976).
6.
МОРОЗОВ Николай Александрович (1854-1946), народник, учёный, почётный член АН СССР (1932). Член кружка "чайковцев", "Земли и воли", Исполкома "Народной воли", участник покушений на императора Александра II. В 1882 приговорён к вечной каторге. До 1905 в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. Труды по химии, физике, астрономии, математике, истории. Стихи, повести, воспоминания "Повести моей жизни" (т. 1-4, 1916-18; новое издание, т. 1-2, 1965).
7.
МОРОЗОВ Павлик (Павел Трофимович) (1918-32), председател пионерского отряда с. Герасимовка Свердловской обл. Убит. Гибель Морозова была использована для создания идеологизированного образа непримиримого юного борца с кулаками.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        Николай Александрович (1854-1946) - ученый и революционный деятель. Входил в состав тайного общества “Земля и воля”, а после его разделения примкнул к террористич. организации “Народная воля”. Неоднократно арестовывался. В феврале 1881 был приговорен к пожизненному заключению (в Петропавловской, а затем Шлиссельбургской крепостях). Освобожден по амнистии 1905. В годы советской власти занимается научной и писательской деятельностью, руководит Естественнонаучным институтом им. Лесгафта.
        Симпатизируя идеям панпсихизма и социокосмизма, М. мечтал о построении об-ва социальной справедливости во вселенском масштабе. Мировой социокультурный процесс он представлял как предварит. этап построения социализма на Земле. Выступая за революционную перестройку рос. об-ва, он проявлял особый интерес к истории культуры. Рассматривая социокультурные явления в тесной взаимосвязи с космич. процессами, М. считал одной из своих задач “согласовать истор. науки с естествознанием”, чтобы найти закономерности культурного развития человечества. Такая постановка проблемы в принципе отвечала требованиям, предъявленным к гуманитарным дисциплинам Контом.
        Используя собственные методики, основанные преимущественно на астральном толковании истор. источников, М. пришел к нетрадиц. выводам относительно возникновения и развития мировой культуры. Во многих своих работах (наиболее значит, является “Христос”) он сумел по-новому поставить целый ряд истори-ко-культурных проблем и указал на необходимость комплексного подхода в исследовании социокультур-ных явлений. М. был одним из первых ученых, кто исследовал истор. и лит. источники методом, впоследствии получившим название контент-анализа (М. называл свою методику “лингвистич. спектрами”).
        Основу культурологич. концепции М. составляет разработанная им теория “преемственной непрерывности в эволюции человеч. культуры”. Согласно этой теории, жизнь людей изменяется в силу развития материальной культуры. Следствие этого развития — еще один эволюционный фактор — непрерывное усложнение и совершенствование человеч. мозга. Поэтому культура может изменяться лишь в сторону улучшения. Один раз достигнутый культурный уровень уже никогда не снизится, если только нет катастрофич. изменений окружающей среды (геогр. и климатических). При “общем движении человечества к лучшему будущему” меняет местоположение лишь гл. культурный центр, перемещаясь в те геофизич. условия, к-рые лучше подходят для дальнейшего развития. Но культура, к-рая ранее являлась носительницей прогресса, “не впадает в декаданс”, а продолжает развиваться, хотя и не столь стремительно, как сменившая ее культура-лидер.
        Используя идеи Монтескье, Бокля, Реклю, Мечникова, М. связывает возникновение культуры с особыми геогр. условиями. Только замкнутые, изолированные места дают возможность человеку создать культурные сооб-ва. На ничем не ограниченных просторах можно вести лишь кочевую, т.е. по существу, животную жизнь. Наиболее подходящими местами для возникновения “начал культуры” являются “архипелаги близ обширных и плодородных равнин”. “Кристаллизация” человечества, по мнению М., произошла в четырех очагах первобытной культуры — Средиземноморском, Желто-морском, Индо-Малайском и Антильском, — откуда она распространилась на близлежащие побережья. Возникшие на побережьях гос-ва расширились за счет соседних территорий и породили “первичную культуру, выросшую постепенно в современную”.
        Дальнейшее развитие культуры носит строго закономерный характер. М. выделяет три “этнологич.” закона — административный, экон. и собственно культурный. Раскрывая суть каждого закона, он прибегает к аналогии с принятым в физике понятием поля. Адм. и экон. законы формирования культуры проявляются в виде силы притяжения населения и товаров к политико-экон. центру гос-ва. Причем сила притяжения центра, воздействующая на поле гос-ва, прямо пропорциональна массе (населения или товаров) и обратно пропорциональна квадрату расстояния. Что касается культурного центра, то его расположение может не совпадать с административным и экономическим. Но его воздействие обладает большей силой по сравнению с предыдущими. Энергия культурного центра направлена не на перемещение больших масс населения и товаров, а на распространение невесомых идей, и его сила, возрастая так же, как у других центров, убывает лишь пропорционально простому расстоянию. Культурное поле не так стеснено своими “проводниками”, как административное и экономическое, к-рые находятся в прямой зависимости от коммуникационной сети. В отличие от них, культурное поле легко уклоняется от заданных коммуникациями направлений и распространяется на территории, не входящие в непосредственную сферу полит, и экон. влияния гос-ва.
        Создав трехфакторную модель культурного сооб-ва, М. пытается показать, каким образом происходит взаимодействие между соседними культурами. Разнообразие рельефов земной поверхности приводит к образованию в разных местах “этнологич. центров”, к-рые распространяют свое воздействие на окрестные территории и создают т.о. культурные поля. На границах соприкосновения культурных полей возникает эффект интерференции. “Пояса естественной интерференции” наблюдаются в районах языкового пограничья и всегда проходят по периферии культурных полей, культурному захолустью. На этом основании М., в частности, утверждает, что ни древнееврейской, ни финикийской цивилизаций быть не могло, т.к. они должны были бы находиться в области интерференции трех культурных центров, существование к-рых он признавал, египет., месопотамского и греческого. Вся история человеч. культуры написана своеобр. иероглифами; чтобы ее воспроизвести, “не надо истор. преданий, а нужно знать только физич. географию”. Культурные центры могли быть расположены либо на островах (особенно в начальный период зарождения культуры), либо на обширных равнинах, пригодных для земледелия. Поскольку ни один из этих критериев не соответствовал природным условиям вост. Средиземноморья, ни о каких цивилизациях, якобы существовавших там, речи быть не может.
        Методика исследования мировой культуры, используемая М., основывается на сопоставлении истор. событий, зафиксированных источниками или реконструируемых историками, с данными астрономии, геологии, географии, метеорологии и лингвистики. Ключом к пониманию большинства социокультурных процессов может быть только астрономия. Человек издревле связывал события, происходящие на Земле, с миром небесных явлений. Поэтому причинность земных явлений на опр. стадии развития цивилизации была перенесена на небо. Эта традиция так глубоко укоренилась в культуре, что в дальнейшем наиболее значимые памятники человеч. цивилизации были прямо или косвенно связаны с астрономич. феноменами. Правильное понимание древнейших памятников культуры может быть достигнуто либо тогда, когда в них содержится прямое указание, позволяющее связать событие с конкр. астрономич. явлением (что дает возможность дать надежную датировку), либо если их можно истолковывать аллегорически с астральной точки зрения. Все остальные источники должны быть соотнесены с теми, что поддаются удовлетворит, астрономич. (или астральной) интерпретации. Подобный подход, основывавшийся на преувеличенном внимании к одной из множества вспомогат. истор. дисциплин, привел М. к крайне субъективному истолкованию хода мирового социокультурного процесса.
        Стремясь лишить историю ненужного “параллелизма”, М. прибегает к использованию статистич. метода, заключающегося в сопоставлении “многократно повторяющихся явлений и обработке их деталей с т.зр. теории вероятности”. Сравнивая числовую последовательность продолжительности правления рим. консулов и императоров с числовыми рядами, обозначающими продолжительность правления иудейских царей, визант. императоров и многих других династий, М. доказывал их зеркальное соответствие. Например, согласно его исследованиям, ряду Сулла (он же библейский Саул) — Помпеи — Цезарь — Август соответствует ряд Аврелиан — Диоклетиан — Констанций Хлор — Константин. Следует отметить, что, несмотря на провозглашаемую приверженность к строгим “числовым фактам” в идентификации истор. личностей, М. допускает многие натяжки в создаваемых им рядах, произвольно отбирая тех, а не иных персонажей (после Суллы у него идет сразу Помпеи, после Аврелиана — Диоклетиан) и приписывая, в случае необходимости, лишние годы правления (он называет это сдвигами).
        Другой метод, к-рый М. называл лингвистическим, напоминает герменевтич. приемы Тредиаковского. Скифы и печенеги (что, по М., одно и то же) являются “первоукраинцами”, половцы суть поляки. Поскольку теория М. не допускала существования подлинной Иудеи, нек-рое сходство названий приводит его к мысли, что Иудеей называется Италия, Иерусалимом — Геркуланум, Каной Галилейской — французские Канны, Назаретом — Сен-Назар в устье Луары и т.д. В наше время поборником использования морозовских методик является А. Т. Фоменко, активно занимающийся “датированием и распознаванием статистич. дубликатов”.
        Избавившись, т.о., от бесчисленных “параллелизмов”, М. “удвоил интенсивность интеллектуального развития человечества” и свел его развитие к пяти “культурным эпохам”: конец каменного века в Средиземноморье (1 в.); эпоха папируса и пергамента, бронзы и железа в Средиземноморье (2-14 вв.); эпоха книгопечатания и парусного мореходства (15-16 вв.); эпоха паровых машин и эмпирич. науки (17-18 вв.); начало эпохи электричества и “воздушной жизни” (19-20 вв.). Помимо эпох, в к-рых М. выделяет, гл. обр., материально-техн. основание, он вводит понятие “порывов”, к-рые наблюдаются в истории с примерным интервалом в 500 лет и продолжаются около двух веков. Т.о., по расчетам М., культурная эволюция на Земле пережила три порыва: 1. Великое переселение народов (4-5 вв.), представлявшее на деле лишь переселение господствующих слоев и приведшее к созданию “крупных теократич. империй”; 2. крестовые походы (11-12 вв.), приведшие к созданию на Балканах и в Палестине особой культуры, к-рая в дальнейшем воспринималась как античная и послужила основой для Ренессанса; 3. период обществ, революций (к. 18-сер. 20 в.). После последнего порыва “можно ожидать опять около полутысячелетия плавного спокойного развития человеч. жизни и мысли”.
        Культурную преемственность лидеров мировой цивилизации М. представляет в виде такой последовательности: греч. Архипелаг, Египет, Венеция, Англия. Преимущество этих культур над другими заключалось в том, что они сумели добиться оптимального соотношения между сельскохоз. производством (производя самостоятельно или контролируя обширные земледельч. территории) и промышленностью. В дальнейшем, по мнению М., значение сельскохоз. компоненты земной цивилизации будет по-прежнему велико. Поэтому в ее развитии преуспеют те народы, к-рые сумеют быстрее освоить достижения промышленности в области совр. коммуникаций (железные дороги, воздушные перевозки, телеграф) и заселить “наибольшее количество годных к земледелию обширных равнин”.
 
Соч.: Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса. М., 1910; Пророки. История возникновения библейских пророчеств, их лит. изложение и характеристика. М., 1914; Христос. Т. 1-7. М.-Л., 1924-32.
 
Лит.: Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Империя. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математич. хронология древности. М., 1996.
 
А.В. Шабага
Имя собственное в русской поэзии 20 в
1. (Михаил Михайлович (1897-1952) - литературовед) И под руку с Морозовым - Вергилием в аду, - Все вижу в свете розовом И воскресенья жду. Шутл. П943 (II,540); 2. см. ВИКУЛ
Литературная энциклопедия
1. Михаил Владимирович [1868—] (псевдонимы: Гудаш, М. Владимирович, Мруз) — журналист и лит-ый критик. Образование получил в Одесском реальном училище и в СПБ Лесном ин-те, из которого был исключен за участие в студенческих беспорядках [1890]. С 1896 неоднократно арестовывался и ссылался. Начиная с 1887, вплоть до ареста в 1892 организовывал в Одессе и Петербурге подпольные марксистские кружки. По возвращении из ссылки в 1900 вел борьбу с экономистами. В Саратове в 1901 вместе с Лядовым, Елагиным и покойным В. Ф. Галкиным организовал соц.-демократич. комитет, примкнувший к «Искре». С тех пор — в рядах партии большевиков. Печататься начал с 1891. М. был одним из организаторов сб. «Лит-ый распад» (см.). В 1910 М. эмигрировал в Париж. В 1917, возвратившись в Россию, участвовал в работе на хозяйственном фронте. В 1929—1930 М. был вице-президентом Государственной академии художественных наук. Последние годы М. принимает деятельное участие в ряде московских литорганизаций («Союз рев. драматургов», «ВССП», «Никитинские субботники» и т. д.). Литературно-критические статьи М., печатавшиеся в повременных изданиях 1908—1910, собранные в сб. «Очерки новейшей лит-ры», посвящены творчеству Л. Андреева, Сергеева-Ценского, Б. Зайцева, В. Ропшина, М. Горького и Л. Толстого. М. вскрывает реакционную сущность творчества писателей, выражающих идеологию буржуазной интеллигенции, изменившей революции в тот момент, когда «демократия начала осуществлять свои задачи и
506 интересы» (Ленин), выделяя среди этих писателей Горького как пролетарского писателя. По характеру своих критических работ М. сближается с отрядом первых критиков-марксистов. В то же время М. высказал ряд положений, противоречащих марксизму, линию к-рого он в основном проводил, напр.: «Вся сила художников в их подсознательном, в том стихийном начале, которое в художественных творениях единственно важно, ибо это голос самой жизни, в чем мы познаем свой век, свое время». Помимо этого не всегда в статьях М. проблематика разбираемых им произведений увязана с текущими вопросами борьбы, заострена современностью. Отчасти в этом сказалась недостаточная разработанность марксистского литературоведения в ту пору. М. также принадлежит ряд рассказов, стихов и пьес, занимающих второстепенное место в его лит-ой деятельности и не обладающих значительным художественным своеобразием, но отмеченных жизнерадостностью и оптимизмом. Библиография: I. Теплое слово, Сб. фельетонов, Самарканд, 1905; Пересветы, Сб. стихов, М., 1924 (под псевдонимом Мруз); Очерки новейшей литературы, изд. «Прометей», СПБ, 1907. III. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, издание 4-е, под редакцией Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1928.
2. Николай Александрович [1854—] — русский революционер, ученый и поэт. Сын богатого помещика и крестьянки. Участник «хождения в народ». В 1875 в эмиграции, в Швейцарии, состоит ближайшим сотрудником революционного журн. «Работник» и органа П. Л. Лаврова «Вперед». Был также членом I Интернационала. Выдающийся деятель «Земли и воли», а затем «Народной воли», член редакций руководящих журналов этих партий. В феврале 1881 был арестован при переходе через границу, судился по «процессу 20 народовольцев» и присужден к пожизненной каторге. После этого ареста провел в заключении 25 лет, из них 21 — в каземате Шлиссельбургской крепости. Освобожденный по амнистии в октябре 1905, М. всецело отдался научной деятельности (профессор физической химии Вольной высшей школы П. Ф. Лесгафта, директор биологической лаборатории при Научном институте имени Лесгафта и т. д.). Склоняясь к буржуазно-либеральной идее мирного прогресса путем распространения в массе точных знаний, М. однако отдался революционной борьбе не столько во имя идей крестьянского социализма, сколько во имя программы гражданских свобод. «Во многом, — пишет М. в своих мемуарах, — либералы казались мне логичнее наших тогдашних социалистов. Я и сам ставил, как они, ближайшей целью гражданскую свободу, а не передел имуществ. Но я сознательно шел с социалистами, потому что тогдашние либералы были вялы, неспособны прямо бросаться на штурм врага, не щадя своей жизни». При бесспорном и высоком личном героизме М. политически наиболее полно представлял в рядах «Народной воли» тех, кого русские марксисты метко называли «либералами с бомбой». После выхода из Шлиссельбурга М. перешел на
507 позиции реформистского культуртрегерства (очень характерна книга 1916 «На войне», в к-рой война рассматривается как плод невежества народов и указывается на распространение в массе естествознания как на верный путь к ликвидации войн). Стихи М. впервые появились в заграничном революционном журнале «Вперед» в 1877 и в женевском сборнике того же года «Из-за решотки» (стихи, написанные в 1876 в тюрьме в ожидании «процесса 193»). В 1906 вышла книга стихов М. «Из стен неволи», а в 1910 — более полная книга стихов «Звездные песни», за к-рую М. был приговорен к году заключения в крепости. В стихах М. 70—80-х гг. мощно сказалось влияние революционно-разночинной среды: это — характерная «гражданская» поэзия с мотивами скорби о народном бесправии, героической готовности к общественному подвигу и прославления революционной борьбы. Революционный энтузиазм, отразившийся в стихотворениях «Борьба», «Перед судом» и особенно «Памяти 1873—1875 гг.», не сопровождается у М. тем ощущением кровной связи с массами городской и деревенской бедноты, к-рое так внятно чувствуется в поэзии Н. А. Некрасова, В. С. Курочкина и др. поэтов, представляющих собой поэзию революционного народничества. В издании стихов 1920 М. подверг свои старые революционные стихи усиленной переработке, окрасив многие из них в либерально-культурнические тона. Интересны попытки М. создать «научную поэзию» на астрономические темы, теоретически осмысленные им в статье «Поэзия в науке и наука в поэзии» («Русские ведомости», 1912, № 1). Воспоминания М. «Повесть моей жизни» занимают немаловажное место в мемуарной лит-ре о русском революционном движении. Библиография: I. М. принадлежит множество трудов по астрономии, математике, химии, авиации и т. д. Литературно-художественные книги М.: Стихотворения 1875—1880, Женева, 1881; Из стен неволи, изд. «Донская речь», 1906; Звездные песни, изд. «Скорпион», М., 1910; То же, кн. I, изд. «Задруга», М., 1920; То же, кн. II, М., 1921; На войне. Рассказы и размышления среди окопов, М., 1916; Повести моей жизни, изд. «Задруга», тт. I—IV, 1916—1918. II. Круковская Л., Н. А. Морозов, Гиз, П., 1920 (более раннее изд., М., 1912); Фигнер В. Н., Н. А. Морозов, М., 1926; Поступальский И., К вопросу о научной поэзии, «Печать и революция», 1929, II—III; Лелевич Г., Поэзия революционных разночинцев, ГИХЛ, М. — Л., 1931; Автобиография Морозова, «Энциклопед. словарь Русск. библиографич. института Гранат», т. 40, стр. 305—317 (в прилож. «Автобиографии революционных деятелей русск. социалистического движения 70—80-х гг.», с примеч. В. Н. Фигнер; автобиография написана в 1926). III. Владиславлев И., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928; Подробная библиография в книжке Круковской.
3. Петр Осипович [1854—1920] — историк русской лит-ры и театровед. Сын провинциального чиновника. Окончил СПБ университет, защитил магистерскую диссертацию «Феофан Прокопович как писатель» [1880]; в 1912 был избран членом-корреспондентом Академии наук. Достиг высших ступеней бюрократической лестницы — революция застала М. статс-секретарем Государственного совета. Занимался историей русской лит-ры XVIII и первой половины XIX вв., обрабатывая материал в духе либерально-буржуазной науки,
508 применяя культурно-исторический метод. Наиболее видное место занимают его работы по изучению Пушкина. Под редакцией М. вышло шесть изданий сочинений Пушкина. Помимо чисто текстологической и комментаторской работы М. как пушкинист известен статьями об отношении Пушкина к западным лит-рам. Библиография: I. Феофан Прокопович как писатель, СПБ, 1880; Пушкин в русской критике, СПБ, 1887; Очерки из истории русской драмы XVII—XVIII ст., СПБ, 1888; История русского театра до половины XVIII ст., СПБ, 1889; Минувший век, СПБ, 1902; История драматической литературы и театра, т. I, СПБ, 1903; Мимо войны. Дорожные заметки, П., 1915; История европейской сцены, Лекции, вып. I, П., 1919. II—III. Автобиография М. — Соляное дело, «Голос минувшего», 1915, XI; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Модзалевский Б. Л., П. О. Морозов (некролог), «Дела и дни», кн. I, П., 1920, стр. 601—603; «Бирюч», сб. II, под ред. А. С. Полякова, П., 1920, стр. 414 (ошибочно год смерти указан 1919); Пиксанов Н. К., Пушкинская студия, П., 1922, стр. 87—88. П. Б.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МОРОЗОВ


будет выглядеть так: Что такое МОРОЗОВ