Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МОРЕАС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Moreas)
        Жан (псевдоним; настоящее имя Яннис Пападиамандопулос, Papadiamantopoulos) (15.4.1856, Афины, — 30.3.1910, Сен-Манде, департамент Сена), французский поэт. Грек по происхождению. С 1882 жил в Париже. В первых сборниках на французском языке «Сирты» (1884) и «Кантилены» (1886) М. выступил как поэт-символист. Ему принадлежит и сам термин «символизм», получивший теоретическое обоснование в его «Манифесте символизма» (1886). Позже (1891) М. обосновал «романскую школу», которая была первым проявлением неоклассицизма во французской модернистской поэзии. М. призывал вернуться к «французской ясности», забытой символистами, равняться на поэзию «Плеяды» (См. Плеяда) и 17 в. Наиболее значительные произведения М. — семь книг «Стансов» (1899—1901, седьмая изд. в 1920).
        
         Соч. в рус. пер.: [Стихи], в кн.: Тхоржевский И., Tristia, СПБ, 1906; [Стихи], в кн.: Брюсов В., Полн. собр. соч. и переводов, т. 21, СПБ, 1913; [Стихи], в кн.: Эренбур г И., Тень деревьев, М., 1969; [Стихи], в кн.: Лившиц Б., У ночного окна, М., 1970.
        
         Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Рыкова Н. Я., Современная французская литература, Л., 1939; Embiricos A., Les etapes de J. Moreas, Lausanne, 1948.
         М. В. Толмачев.
Литературная энциклопедия
Жан [Jean Moreas, 1856—1910] — французский поэт. По происхождению грек. Род. в Афинах; с 1877 поселился в Париже. Примкнувший к символистам М. является представителем рантьерской буржуазии, испуганной перспективами распада капиталистического общества и стремившейся уйти из мира нарастающих социальных противоречий в мир внутренних переживаний и чувств. Упадочническим психологизмом проникнуты первые сборники М.: «Les Syrtes» [1884] и затем «Les Cantilenes» [1886]. Его лирика, чуждая крайностей некоторых других символистов вроде Верлена, отличается некоторой сухостью и сдержанностью. Большой успех имел сборник М. «Le pelerin passione» [1890], к-рый как бы завершил развитие символизма, распавшегося к началу XX в. Не только поэт, но и теоретик символизма, Мореас выражает его эстетические принципы, составляет его лит-ый манифест. В 1891 М. отходит от символизма и создает новую лит-ую группу — «романскую школу» (ecole romane), пытающуюся возродить классические традиции, стремящуюся очистить французский язык от галльских элементов, оставляя только римские. К нему присоединяются Raymond de la Tailhede, du Plessy, Ernest Reynaud, Charles Maurras и др. Для
500 всей этой группы Франция — наследница Рима. «Романская школа» отразила патриотически-шовинистические тенденции французской буржуазии, готовившейся к мировой войне. В свой последний, «романский» период М. стремится больше использовать античные мифы. Он признает своим образцом Ронсара (см.), находя, что в нем, как и в других поэтах «Плеяды» (см. «Французская литература»), нашла наиболее чистое выражение латинская ясность и простота. Из произведений М. следует еще отметить «Poesies» [1886—1896], «Stance», начавшие печататься в 1899, — собрание небольших стихотворений в 2—3 строфы. В 1886 М. пишет вместе с Полем Аданом 2 романа: «Les demoiselles Goubert» и «Le the chez Mirande», пародирующие натуралистический роман. Затем он печатает еще «Contes de la vieille France» — сборник рассказов [1909], «Esquisses et souvenirs» — сборник статей [1908], «Variations sur la vie et les livres» — два сборника статей, отразивших эволюцию М. от символизма к «романской школе», и драму «Iphygenie» [1908]. Библиография: I. ?euvres, vv. I—II, P., 1923—1926; Choix di poemes, P., 1923 (дана библиография). На русск. яз. М. переводили: И. Тхоржевский («Tristia», СПБ, 1906; одно стих.), Аврелий («Весы», 1906; одна новелла); В. Брюсов (Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI, СПБ, 1913; пять стих.). II. Брюсов В., «Русская мысль», М., 1910, V (некролог); Его же, Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI, СПБ, 1913, стр. 267—268 (критико-биографический очерк); Gourmont Remy, de, Le Livre de Masques, P., 1923; Его же, Promenades litteraires, 4-e serie, P., s. a.; Porche F., Lecon de Moreas, «Les Nouvelles Litteraires», P., 1929, 6/II; Georgin R., Jean Moreas, 1930. III. Martino P., Parnasse et symbolisme, Paris, 1925; Verhaeren E., Impressions, 3 serie, Paris, 1929. Е. Ш.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МОРЕАС


будет выглядеть так: Что такое МОРЕАС