Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МОНТЕНЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Montaigne)
        Мишель де (28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, — 13.9.1592, там же), французский философ и писатель. Родился в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил домашнее классическое образование, окончил коллеж, изучил право. В 1580—1588 М. опубликовал своё основное сочинение «Опыты» (книги 1—3). Литературно-философский жанр размышления над конкретными историческими фактами прошлого и настоящего, бытом и нравами людей разных положений, состояний, уровней культуры да и сам термин «эссе» («опыт») своим возникновением обязаны прежде всего М. Стимулом к созданию нового жанра явилась неспокойная обстановка гражданской и религиозной войн между феодальной знатью и складывавшейся монархией, между католической и гугенотско-протестантской партиями. Широкое вольнодумство, своеобразный гуманистический скептицизм М. направлены против церковной ортодоксии и схоластики, господствовавшей в средневековых университетах, против суеверий и фанатизма, жестокости и цинизма правителей, феодальной анархии и произвола.
         Предмет критики М. — моральная структура цивилизованного и всё ещё варварского общества, по сравнению с которым примитивный мир дикарей и отношения, основанные на естественной нравственности, являются воплощением разумного и куда более человечного образа жизни. Рассказывая при этом о своём личном опыте, склонностях, приверженности к здравому смыслу, М. создаёт реалистически правдивый самокритичный автопортрет. Смешанное со скептицизмом благоразумие выдвигается им как подходящий принцип и для общества, от неурядиц которого больше всего терпит всегда простой люд, чьё возмущение и чей юмор, сугубо французский, галльский, характерны для М.
         Век Классицизма не мог понять М. Многие его идеи ведут к Ш. Монтескье (См. Монтескьё), к просветителям 18 в. и к Ж. Ж. Руссо.
        
         Соч.: uvres completes, v. 1—6, P., 1924—27; в рус. пер. — Опыты, послесл. Ф. А. Коган-Бернштейн, т. 1—3, М., 1960.
        
         Лит.: История французской литературы, т. 1, М. — Л., 1946, с. 321—34; Рыкова Н., М. Монтень, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Moreau P., Montaigne. L'homme et l'uvre, 4 ed., P., [1958]; «Europe», 1972, № 513—14, janv. — fevr. (номер посвящен Монтеню); Joukovsky F., Montaigne et ie probleme du temps, P., 1972; Tannenbaum S. A., M. E. de Montaigne (A concise bibliography), N. Y., 1942.
         В. И. Ефимов.
        М. Монтень.
Современная Энциклопедия
МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (1533 - 92), французский философ-гуманист. Эссеистские (по типу изложения и способу философствования) "Опыты" (1580 - 88) направлены против схоластики и морально-философского догматизма, отмечены своеобразным скептическим гуманизмом. Пользуясь методом самонаблюдения, исследует текучесть и противоречивость человеческого характера.
1000 кратких биографических данных
(Montaigne) Мишель де (1553-1592). Французский философ-гуманист. Книга-эссе "Опыты" (1580-1588), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и правам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.
История философии. Энциклопедия
МОНТЕНЬ, (Montaigne) Мишель Эйкем де (1533-1592) - французский мыслитель, юрист, политик. Из купеческой семьи; родовое имя - Эйкем. Первый в семье носитель дворянского имени (по названию приобретенной в 15 в. прадедом М. сеньории Монтень). Изучал философию в Гийеньском коллеже и Университете Бордо. Продолжил обучение в Тулузском университете. Член парламента Бордо (с 1557). Дважды становился мэром Бордо. Интеллектуально сформировался под воздействием идей стоицизма и скептицизма. Основные сочинения: "Опыты" (в трех книгах - первая их редакция издана в 1580, окончательная - в 1588), "Путевой журнал" (написан в жанре индивидуального дневника в 1580-1581, издан в конце 18 в.) и др. В 1676 "Опыты" М. были внесены Ватиканом в "Индекс запрещенных книг". Не стремясь к созданию собственной философской системы, выступил основоположником жанра философско-морализаторского эссе в европейской культуре. Был общеизвестен как глубокий знаток и тонкий интерпретатор классической традиции: в "Опытах" М. были содержательно использованы более 3000 цитат античных и средневековых авторов. Целью творчества М. было написание своеобычного "учебника жизни": по М., "нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека". Предметом большинства эссе М. являлось поведение человека в экстремальных ситуациях, раскрывающее как самые причудливые движения его души, так и самые разнообразные патологии его характера (с точки зрения М., "истинное зеркало нашей речи - это течение нашей жизни"). М. сумел осуществить значимый поворот в системе ценностей западноевропейского интеллектуализма: "хорошо заполненной голове" (Ф.Рабле) М. акцентированно предпочитал "правильно выработанный разум", воспитываемый на исторической эрудиции, склонности к парадоксам и двусмысленностям. Основания миропонимания М. были изложены им, в частности, в эссе "Апология Раймона Себона". Согласно М., природа человека двойственна: зачастую необузданные духовные устремления нейтрализуются физическими возможностями его тела. Осмысление и принятие этого как неизбежной данности позволяет людям ориентироваться на идеал подлинно счастливой жизни - жизни в умеренности. Органы чувств человека - несовершенны ("кто знает, не лишены ли мы одного, двух, трех или нескольких чувств?"), способности нашего познания ограниченны - лишь один Бог, согласно М., - всеведущ. Неспособность людей четко определиться в выборе между "Я знаю" и "Я не знаю" - естественно трансформируется, по мнению М., в единственно правильно поставленный вопрос: "А что именно я знаю/ , предполагающий воздержание от суждении, подлежащих дальнейшему рассмотрению. С точки зрения М., "... если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться... В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание". Гносеологический скептицизм М. фундировался также на его мысли о том, что все живое (в том числе и люди) находится в постоянном изменении: существование человека неизбывно состоит из "движения и деятельности". При этом, М. полагал долгом любого индивида стремиться к самосовершенствованию, рассматривая самопознание как первейшую обязанность человека. Как полагал М., "человек может быть лишь тем, кто он есть; он способен выдумывать лишь в меру собственного опыта; какие бы усилия он не предпринимал, ему будет известна лишь собственная душа". Одоление людского невежества, по М., жизненно важно, ибо "люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают", а "...не достигнув желаемого, они делают вид, будто желали достигнутого". ("Об истине же, - утверждал М., - нельзя судить на основании чужого свидетельства или полагаясь на авторитет другого человека".) Убежденность М. в идеях свободы и сословного равенства людей явила собой перспективнейшую компоненту эволюции идеала человеческого достоинства в рамках европейского менталитета: фраза М. "души императоров и сапожников скроены на один манер" использовалась как эпиграф "Газеты санкюлотов" в 1792. По мнению М., "вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся в конечном итоге к тому, чтобы научить нас не бояться смерти... Предвкушение смерти есть предвкушение свободы. Кто научился умирать, тот разучился рабски служить". "Опыты" М. явили собой творческую процедуру метафорического соединения мира настоящего и мира прошлого с одновременным новаторским экспериментом бессюжетного художественного "беспорядка". (По замечанию С.Аверинцева, "будучи в значительной степени платоническим по типу своего вдохновения, Ренессанс, в общем, избегал формализованного порядка. Темы "Опытов" Монтеня по своей широте могут показаться своего рода разрозненной энциклопедией; нельзя, однако, зная Монтеня, вообразить, чтобы он пожелал увидеть разрозненное собранным. Так вот, если проводить классификацию по вышеназванному признаку, энциклопедисты, видевшие в том же Монтене своего предшественника, довольно неожиданно оказываются вовсе не в его обществе, но в обществе ненавистных им создателей средневековых схоластических сводов, какими были, например, Винцент из Бове, автор "Великого зерцала", или Фома Аквинский с обеими своими "Суммами".) Они оказались, видимо, первым в христианской Европе светским прецедентом создания высокоэвристичного ризоморфного (см. Ризома) гипертекста - в силу глубинной укоренности в сопряженной культурной традиции используемой М. символики наряду с узнаваемостью в интеллектуальных кругах личностного ряда ассоциаций. Мысль М. о том, что "эта книга создана мной в той же мере, в какой я создан ею" (см. Автор), была подхвачена Вольтером: "Прекрасен замысел Монтеня наивным образом обрисовать самого себя, ибо он в итоге изобразил человека вообще". Известна увлеченность текстом "Опытов" М. многих лучших представителей европейской культуры и просвещения: у Шекспира обнаружено более 700 фрагментов из этого сочинения; навсегда покидая Ясную Поляну, Л.Н.Толстой взял с собой томик М.; увлекались М. Г.Флобер, А.С.Пушкин и др. Одной из "вечных истин" европейской культуры стала мысль М., предвосхитившая заключительные строки эпопеи "В поисках утраченного времени" М.Пруста: "И что толку становиться на ходули, ведь и на ходулях нам придется идти своими ногами. И на возвышеннейшем из тронов мира мы будем восседать на собственном седалище, и ни на чем другом".
A. A. Грицанов
История философии. Грицианов
(Montaigne) Мишель Эйкем де (1533—1592) — французский мыслитель, юрист, политик. Из купеческой семьи; родовое имя — Эйкем. Первый в семье носитель дворянского имени (по названию приобретенной в 15 в. прадедом М. сеньории Монтень). Изучал философию в Гийеньском коллеже и Университете Бордо. Продолжил обучение в Тулузском университете. Член парламента Бордо (с 1557). Дважды становился мэром Бордо. Интеллектуально сформировался под воздействием идей стоицизма и скептицизма. Основные сочинения: ‘Опыты’ (в трех книгах — первая их редакция издана в 1580, окончательная — в 1588), ‘Путевой журнал’ (написан в жанре индивидуального дневника в 1580—1581, издан в конце 18 в.) и др. В 1676 ‘Опыты’ М. были внесены Ватиканом в ‘Индекс запрещенных книг’. Не стремясь к созданию собственной философской системы, выступил основоположником жанра философско-морализаторского эссе в европейской культуре. Был общеизвестен как глубокий знаток и тонкий интерпретатор классической традиции: в ‘Опытах’ М. были содержательно использованы более 3000 цитат античных и средневековых авторов. Целью творчества М. было написание своеобычного ‘учебника жизни’: по М., ‘нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека’. Предметом большинства эссе М. являлось поведение человека в экстремальных ситуациях, раскрывающее как самые причудливые движения его души, так и самые разнообразные патологии его характера (с точки зрения М., ‘истинное зеркало нашей речи — это течение нашей жизни’). М. сумел осуществить значимый поворот в системе ценностей западноевропейского интеллектуализма: ‘хорошо заполненной голове’ (Ф.Рабле) М. акцентированно предпочитал ‘правильно выработанный разум’, воспитываемый на исторической эрудиции, склонности к парадоксам и двусмысленностям. Основания миропонимания М. были изложены им, в частности, в эссе ‘Апология Раймона Себона’. Согласно М., природа человека двойственна: зачастую необузданные духовные устремления нейтрализуются физическими возможностями его тела. Осмысление и принятие этого как неизбежной данности позволяет людям ориентироваться на идеал подлинно счастливой жизни — жизни в умеренности. Органы чувств человека — несовершенны (‘кто знает, не лишены ли мы одного, двух, трех или нескольких чувств?’), способности нашего познания ограниченны — лишь один Бог, согласно М., — всеведущ. Неспособность людей четко определиться в выборе между ‘Я знаю’ и ‘Я не знаю’ — естественно трансформируется, по мнению М., в единственно правильно поставленный вопрос: ‘А что именно я знаю/ , предполагающий воздержание от суждении, подлежащих дальнейшему рассмотрению. С точки зрения М., ‘... если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться... В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом — незнание’. Гносеологический скептицизм М. фундировался также на его мысли о том, что все живое (в том числе и люди) находится в постоянном изменении: существование человека неизбывно состоит из ‘движения и деятельности’. При этом, М. полагал долгом любого индивида стремиться к самосовершенствованию, рассматривая самопознание как первейшую обязанность человека. Как полагал М., ‘человек может быть лишь тем, кто он есть; он способен выдумывать лишь в меру собственного опыта; какие бы усилия он не предпринимал, ему будет известна лишь собственная душа’. Одоление людского невежества, по М., жизненно важно, ибо ‘люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают’, а ‘...не достигнув желаемого, они делают вид, будто желали достигнутого’. (‘Об истине же, — утверждал М., — нельзя судить на основании чужого свидетельства или полагаясь на авторитет другого человека’.) Убежденность М. в идеях свободы и сословного равенства людей явила собой перспективнейшую компоненту эволюции идеала человеческого достоинства в рамках европейского менталитета: фраза М. ‘души императоров и сапожников скроены на один манер’ использовалась как эпиграф ‘Газеты санкюлотов’ в 1792. По мнению М., ‘вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся в конечном итоге к тому, чтобы научить нас не бояться смерти... Предвкушение смерти есть предвкушение свободы. Кто научился умирать, тот разучился рабски служить’. ‘Опыты’ М. явили собой творческую процедуру метафорического соединения мира настоящего и мира прошлого с одновременным новаторским экспериментом бессюжетного художественного ‘беспорядка’. (По замечанию С.Аверинцева, ‘будучи в значительной степени платоническим по типу своего вдохновения, Ренессанс, в общем, избегал формализованного порядка. Темы ‘Опытов’ Монтеня по своей широте могут показаться своего рода разрозненной энциклопедией; нельзя, однако, зная Монтеня, вообразить, чтобы он пожелал увидеть разрозненное собранным. Так вот, если проводить классификацию по вышеназванному признаку, энциклопедисты, видевшие в том же Монтене своего предшественника, довольно неожиданно оказываются вовсе не в его обществе, но в обществе ненавистных им создателей средневековых схоластических сводов, какими были, например, Винцент из Бове, автор ‘Великого зерцала’, или Фома Аквинский с обеими своими ‘Суммами’.) Они оказались, видимо, первым в христианской Европе светским прецедентом создания высокоэвристичного ризоморфного (см. РИЗОМА ) гипертекста — в силу глубинной укоренности в сопряженной культурной традиции используемой М. символики наряду с узнаваемостью в интеллектуальных кругах личностного ряда ассоциаций. Мысль М. о том, что ‘эта книга создана мной в той же мере, в какой я создан ею’ (см. Автор), была подхвачена Вольтером: ‘Прекрасен замысел Монтеня наивным образом обрисовать самого себя, ибо он в итоге изобразил человека вообще’. Известна увлеченность текстом ‘Опытов’ М. многих лучших представителей европейской культуры и просвещения: у Шекспира обнаружено более 700 фрагментов из этого сочинения; навсегда покидая Ясную Поляну, Л.Н.Толстой взял с собой томик М.; увлекались М. Г.Флобер, А.С.Пушкин и др. Одной из ‘вечных истин’ европейской культуры стала мысль М., предвосхитившая заключительные строки эпопеи ‘В поисках утраченного времени’ М.Пруста: ‘И что толку становиться на ходули, ведь и на ходулях нам придется идти своими ногами. И на возвышеннейшем из тронов мира мы будем восседать на собственном седалище, и ни на чем другом’.
Философский словарь
Мишель де (1533 — 92) — фр. философ эпохи Возрождения. Исходный пункт учения М. — скептицизм. Человек, по его утверждению, имеет право на сомнение. Сомнению подвергаются средневековая схоластика, догматы католической религии, само христианское понятие о боге. М. отвергал религиозное учение о бессмертии души, подходя к пониманию сознания как специфического свойства материи. В отличие от агностицизма. скептицизм М. не отрицает познаваемости мира. Гл. принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, к-рое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной. Осн. соч. — “Опыты” (1580).
Философский энциклопедический словарь
MOHTEHЬ (Montaigne) Мишель Эйкем де (род. 28 февр. 1533, замок Монтень, в Перигоре – ум. 13 сент. 1592, там же) – франц. юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали; блестящий писатель и очеркист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик (его постоянный вопрос: Что я знаю? – Que sais je?), о значительном влиянии которого свидетельствует вся франц. философия вплоть до Бергсона. Монтень разоблачал суетность людей и бесполезность человеческого разума, все вновь и вновь ссылаясь на сомнительность человеческого существования (при этом он опирался на идеи Стой). Природа – воспитатель. Большая часть традиционного слишком неважна, чтобы для ее ниспровержения подвергаться опасности. Благоразумие в жизни – самая необходимая добродетель. Осн. произв.: «Essais», 1580 (рус. пер. «Опыты», 1954).
Философский энциклопедический словарь 2
        (Montaigne) Мишель Эйкем де (28.2.1533, замок Монтень, близ Перигора,—13.9.1592, там же), франц. философ эпохи Возрождения. М. вошёл в историю философии как сторонник скептицизма; однако его мировоззрению чужд агностицизм. М. выступал с резкой критикой господствовавшего схоластич. догматизма, авторитаризма и фидеизма. Ядром его осн. филос. произв., написанного пофранцузски («Опыты», v. 1—2, 1580; рус. пер., кн. 1—3, 1954—60; 19792), является вопрос: «что я знаю?». Выступая против закоренелых предрассудков и предубеждений, М. доказывал ограниченность и несовершенство человеч. познания, его историч. изменчивость и необходимость постоянного совершенствования на основе объективного познания естеств. закономерностей природы. Согласно М., нельзя довольствоваться достигнутым: «философствовать — значит сомневаться». В воззрениях М. звучат материалистич. мотивы: жизнь и деятельность людей подчинены законам природы; душа зависима от тела. Не отрицая бытия бога, М. считал теологию ложной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал бессмертие души и посмертное воздаяние. Произв. М. было включено Ватиканом в 1676 в индекс запрещённых книг.
        Этика М. близка к эпикурейскому гедонизму. Веротерпимость, лояльность, доброжелательность — непременные устои нравственности. Воззрения М. оказали большое влияние на философию франц. Возрождения и Просвещения.
        Oeuvres completes, v. 1—12, P., 1924—41. История философии, т. 2, М., 1941, с. 38—41; История философии, т. 1, М., 1957, с. 312—15; Богуславский В. М., «Опыты» М. М., «ВФ», 1956, № 5; Рыкова H., M. M., в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Peursen С. A. van, M. de Montaigne, Amst., 1954; Moreau P., Montaigne, P., 19584; Joukovsky F., Montaigne et la probleme du temps, P., 1972.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МОНТЕНЬ


будет выглядеть так: Что такое МОНТЕНЬ

Смотрите вакуумный упаковщик для сыра тут.