Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МОКША

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Мокша
        этнографическая группа мордвы (См. Мордва).
II
Мокша
        река в Пензенской обл., Мордовской АССР (частично по границе с Горьковской обл.) и Рязанской обл. РСФСР, правый приток р. Оки. Длина 656 км, площадь бассейна 51 тыс. км2. Берёт начало на северо-западных склонах Приволжской возвышенности, течёт по холмистой местности, в низовьях по Окско-Донской равнине. Питание преимущественно снеговое. Половодье в верховьях в апреле, в низовьях в апреле — мае. Средний расход в 72 км от устья около 95 м3/сек, наименьший 8,5 м3/сек, наибольший 2360 м3/сек. Замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в апреле. Основной приток Цна (левый). Сплавная. Судоходна от поселка Кадома. На М. — малые ГЭС; города Темников, Краснослободск.
Современная Энциклопедия
МОКША (санскритское), одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма; высшая цель человеческих стремлений, состояние "освобождения" от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т.д. Смотри также Нирвана.
Энциклопедия Отечеcтво
МОКША, река в Европейской части России, правый приток р. Ока. 656 км, пл. бассейна 51 тыс. км2. Средний расход воды 184 м3/с. Сплавная. Судоходна на 156 км от устья. В бассейне Мокши - Мордовский заповедник.
Топонимический словарь
река, пп Оки; Пензенская обл., Мордовия, Рязанская обл. Название оставлено древним и.-е. населением Поочья, говорившим на языке, близком к балт. Гидроним сопоставим с и.-е. основой meksha, означавшей 'проливание, утекание'. По-видимому, в языке и.-е. аборигенов мокша 'поток, течение, река' и как термин входил в ряд гидронимов (ср. реки Ширмокша, Мамокша и др.). См. также <<Темников>>
Орфографический словарь Лопатина
м`окша, м`окша, -и, тв. -ей
Словарь Ожегова
М’ОКША
1. -и, собир., жен., ед. мокша, -и, муж. и жен. Этническая группа мордва, составляющая коренное население южной и западной части Мордовии.
2. неизм. Относящийся к мокше, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к территории их проживания, её внутреннему устройству; такой, как у мокши.
прил. также мокшанский, -ая, -ое (к 1 знач.).
Словарь Ушакова
М’ОКША, мокши, мн. нет, ·жен. Одна из двух больших групп, на которые делится мордовская народность, ·срн. ерзя.
Толковый словарь Ефремовой
[мокша]
ж.
То же, что: ~не.
Теософский словарь
    (Санскр.) "Освобождение". То же, что Нирвана; посмертное состояние покоя и блаженства "Души-Странника".
Философский энциклопедический словарь 2
        (санскр.— освобождение), в инд. религ.-фи-лос. мысли освобождение как высшая цель. Понятие М. широко употребляется в индуизме и буддизме. Учение о М. формируется уже в упанишадах: преодоление индивидом зависимости от мира, вовлечённости в круг рождений и смертей достигается при условии познания тождества «Я», атмана, с чистой реальностью бытия — брахманом. «Как реки текут и исчезают в море, теряя имя и образ, так знающий, освободившись от имени и формы, восходит к божественному пуруше» («Мундака-унанишада» III 2, 8). С освобождением связано состояние высшего блаженства (ананда), радости, расширения души, ощущение полной слитности с творцом и творением, причём сами творец, творение и тварь становятся неразличимыми. Достигшие М. освобождаются от желаний, полностью постигают ат-ман и «проникают во всё»; «Я» неотделимо от бога и субъект — от объекта.
        Согласно учению веданты, М. может быть достигнута и при жизни, когда душа связана с телом, но уже не зависит от него в том отношении, что она никогда не отождествляет себя с ним и не привязывается к твар-ному миру, хотя мир ещё продолжает являться душе. Это учение об освобождении при жизни (дживанмук-ти) веданта разделяла наряду с санкхьей, буддизмом и джайнизмом. Как только, познав своё единство с вечным и единым брахманом, человек достигает М., он выходит из-под действия закона кармы, цепи рождений и смертей и выступает как бесконечное существо, преодолевшее авидъю и связанные с нею иллюзии. М. связана не с уничтожением «Я», а с обретением своего истинного «Я», с реализацией его бесконечности. По Шанкаре, М. настолько превосходит все категории опыта, что не поддаётся описанию в терминах нашего познания и. характеризуется обычно через отрицат. определения (состояние сарватмабхавы, букв. «всё-я-бы-тие» — отсутствие к.-л. форм и качеств). Душа выходит из колеса сансары, достигает озарения, утрачивает желания и стремления (на уровне почитания сагуна-брахмана, или ишвары, человек может ещё стремиться к высшему миру брахмана — брахмалоке, но, достигнув М., он становится выше и этого стремления). Согласно Раманудже, М. связана с освобождением «Я» от ограничений: после исчерпания кармы и избавления от физич. тела наступает единение с богом (Рамануджа не принимает учения об освобождении при жизни). Теистич. концепция «Бхагавадгиты» связывает М. с не-посредств. знанием (джняна), ведущим к соединению с высшим «Я», и даёт классификацию М.: мукти — избавление; брахмистхити —· бытие в брахмане; найшкар-мья — недействие; нистрайгунья — отсутствие трёх качеств; кайвалья — освобождение через уединение; брахмабхава — бытие брахмана.
        По учению школы ньяя М. освобождает от страданий, порабощённости страстями, но не разрушает «Я»; освобождение — не столько прекращение страданий, сколько переживание положит. наслаждения. Согласно Прабхакаре (школа миманса), М. состоит в полном исчезновении дхармы и адхармы, прекращении как страдания, так и удовольствия. Мимансе свойственно убеждение в недостаточности познания для освобождения. В целом М. является одним из ключевых понятий большинства систем инд. мысли.
        Чаттерджи С., Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 1—5, Delhi, 1975;
        см. также лит. к ст. Буддизм.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МОКША


будет выглядеть так: Что такое МОКША