Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЮНХГАУЗЕН

Мультимедийная энциклопедия
герой знаменитого сборника занятных небылиц Рассказы барона Мюнхгаузена о его удивительных странствиях и походах в Россию (Baron Munchausen's Narrative of His Marvelous Travels and Campaigns in Russia), вышедшего в 1785 в Лондоне. Автор его, Р.Э.Распе (Raspe, 1737-1794), переработал исторические анекдоты, публиковавшиеся в берлинской периодической печати с 1781. Еще раньше в окрестностях Ганновера (Германия) выработалось устное предание, основывавшееся на рассказах профессионального военного Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена (von Mnchhausen; 1720-1797); сама же литературная традиция лживых побасенок восходит к 11 в. Истории о Мюнхгаузене переведены на многие языки. ЛИТЕРАТУРА Распе Р.Э. Приключения барона Мюнхгаузена. М., 1992
Современная Энциклопедия
МЮНХГАУЗЕН барон, образ хвастуна и враля, рассказывающего о своих баснословных приключениях, фантастических путешествиях и легендарных подвигах. Непомерное хвастовство Мюнхгаузена лишено эгоистического расчета, по-своему бескорыстно: это игра жизненных сил, не находящих применения в реальности. Мюнхгаузен - сниженный корректив высокого типа идеального героя (сравни Вечные образы). Герой многих произведений немецкой литературы (анонимного сборника 18 в., Г.А. Бюргера, К.Л. Иммермана), ставший нарицательным после издания книги Р.Э. Распе (1737 - 94) о приключениях барона Мюнхгаузена (1786). Вызвал многочисленные подражания и переработки в детской и лубочной литературе.
Толковый словарь Ефремовой
[мюнхгаузен]
м. разг.
Употр. как символ безобидного лгуна.
Литературная энциклопедия
[Munchhausen] — герой «мюнхгаузиад», анекдотических рассказов о баснословных военных и охотничьих приключениях и фантастических путешествиях барона М., олицетворяющего нелепое и беззастенчивое вранье. Продукт немецкой юмористической лит-ры конца XVIII в., образ М. возник как пародия на фигуру немецкого юнкера в эпоху подъема национальной буржуазии, которая и создала этот ставший нарицательным тип, осмеяв в нем военное тщеславие, дворянскую спесь и помещичью ограниченность немецкого баронства. В литературном отношении «мюнхгаузиады» связаны со старыми традициями «народных книг» (Volksbucher), с анекдотами о невероятных и абсурдных происшествиях («Facetien» Бебеля), с обширной литературой о чудесных путешествиях (voyages imaginaires) XVII—XVIII вв. (Свифт, Сирано де Бержерак и т. д.).
Иллюстрация: Из ранних иллюстраций к «Похождениям барона Мюнхгаузена» (конец XVIII в.)
555 Житейским прототипом образа М. считается один из представителей нижнесаксонского баронского рода Карл Фридрих Иероним фон М. [1720—1797]. Сборник приписываемых ему рассказов вышел в 1781 под заглавием «Vademecum fur lustige Leute» и был дополнен в 1785 Распе, издавшим свой труд на английском языке в Лондоне. Окончательной литературной канонизацией приключения М. обязаны Бюргеру (см.) — его «Wunderbare Reisen zu Wasser und zu Lande, Feldzuge und Lustige Abenteuer des Freyherrn v. M.» [1786 и 1788]. Во всех дальнейших переработках и продолжениях бюргеровского текста сохранились характерные черты его комизма, построенного на логической абсурдности приключений и патетике лживого вымысла, не стесняющегося нарушать законы природы и пределы человеческих сил.
Иллюстрация: Г. А. Бюргер. Иллюстрация к «Похождениям барона Мюнхгаузена» (Мюнхен, 1920) В первой половине XIX в. фигура М. получила уже такую известность (книги Шнорра, Ребмакка, Альверслебена и др.), что Иммерман (см.) в 1838 мог назвать его именем свой роман, где образ лживого барона использован в качестве иронического и чудаковатого комментатора упадка помещичьей Германии. Новая волна увлечения М. приходит в конце прошлого столетия. Если для немецкой буржуазии XVIII века барон-враль был сатирическим образом немецкого скудеющего юнкерства, то для буржуазной литературы нового времени он становится олицетворением «возвышающего обмана». В условиях подъема германского империализма такая романтическая интерпретация М. выражала попытку некоторой реакционно настроенной части буржуазии утвердить культ «поэтической лжи» (Клейм Ф., Последняя ложь М., 1899; Боттгер Э., Чудо любви М., 1905, и др.). В иных «мюнхгаузиадах» начала XX века (Лингард, Шербарт, Эйленберг, Гумпенберг и др.) подчеркивается трагический аспект М. как образа вдохновенного лжеца в разладе с действительностью; это свидетельствует об использовании популярной литературной
556 фигуры представителями той части мелкобуржуазной интеллигенции, к-рая безуспешно пытается высвободиться из-под классовой опеки крупного буржуа. В русской лит-ре следует отметить комедию Ю. Беляева «Красный кабачок» [1910], в которой автор пытался придать образу М. черты мистического очарования и магической силы; следуя стилизационным увлечениям XVIII в., автор сближает М. с образом Калиостро и тем самым в своеобразной форме отражает послереволюционное упадочничество, культурный пассеизм и мистические устремления буржуазной интеллигенции довоенной эпохи. Иллюстраторами, создавшими графический образ М., являются Г. Дорэ и А. Шретер. Библиография: I. Лучшие издания Бюргеровского текста Griesebach’а (Gottingen, 1890) и Muller’а (Stuttgart, 1906). На русском языке: Распе Р. Э., Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхгаузена, изд. «Всемирная литература», Гиз, 1923; Иммерман Карл, Мюнхгаузен, 2 тт., изд. «Academia», М. — Л., 1931—1932. II. Honcher P., Fahrten nach Mond und Sonne, 1887; Muller-Fraureuth K., Die deutschen Lugendichtungen bis auf Munchhausen, 1881; Zobeltitz F., v., Munchhausen und die Munchhausiaden, «Ztschr. fur Bucherfreunde», 1898; Schweizer W., Die Wandlungen Munchhausens, Lpz., 1921. К. Державин
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЮНХГАУЗЕН


будет выглядеть так: Что такое МЮНХГАУЗЕН