Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЮНЦЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Muntzer, Munzer)
        Томас (около 1490, Штольберг, Гарц, — 27.5.1525, близ Мюльхаузена, Тюрингия), немецкий революционер, идеолог народного течения в Реформации (См. Реформация), один из главных вождей восставшего крестьянства и городского плебейства в Крестьянской войне 1524—26 (См. Крестьянская война 1524-26) в Германии. Принадлежал к образованнейшим людям своего времени. Первоначально считал себя сторонником М. Лютера, но, будучи (с 1520) проповедником в г. Цвиккау и выступая против францисканцев заодно с лютеранами, фактически вёл эту борьбу с иных позиций. В развёртывавшихся с начала 20-х гг. революционных событиях в Германии, в успехах там Реформации и в оживлении в это же время оппозиционного движения в Чехии М. видел симптом начинающегося общемирового социального и политического переворота, направленного на установление «царства божьего» на земле как строя социальной справедливости (такой переворот пропагандировался в то время членами ряда народных сект, особенно анабаптистами (См. Анабаптисты)). Посетив летом 1521 Чехию, М. опубликовал там «Пражский манифест», в котором изложил основные положения своего революционного учения и понимания Реформации. М. призывал трудовой народ горнорудных районов Чехии возродить революционные традиции таборитов (См. Табориты). Но в понимании сущности переворота он пошёл дальше таборитов, считая, что этот переворот не только начнётся действиями «ревнителей бога» (т. е. восставшим народом), но ими же будет завершён. В 1522 во время пребывания в г. Нордхаузен (в Гарце) и в 1523—24 — в Альштедте (Тюрингия) М. открыто порвал с Лютером и со всем лагерем умеренно бюргерской Реформации. Во время Крестьянской войны М. и его ученики (особенно из анабаптистов), хотя и немногочисленные, были вдохновителями наиболее решительных выступлений. Разъезжая по Средней и Юго-Западной Германии, М. повсюду распространял устно и в печатных памфлетах свои призывы к борьбе, которые привлекали массы крестьян и городской бедноты. В близких М. кругах в конце 1524 или в начале 1525 была составлена наиболее радикальная программа революционных действий — «Статейное письмо» (Artikelbrief). События самого героического этапа Крестьянской войны — восстания в Тюрингии (апрель — май 1525) — развернулись, по словам Ф. Энгельса, вокруг величественной фигуры М. и под его непосредственным руководством (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 356). Поселившись в конце февраля (или начале марта) 1525 в г. Мюльхаузен (Тюрингия), М. возглавил там революционную власть и пытался создать в Тюринго-Саксонском районе единый центр всей Крестьянской войны. Однако 15 мая отряд М. потерпел в битве у г. Франкенхаузен поражение от объединённых войск князей. М. был взят в плен и после мучительных пыток казнён.
         Религиозно-философское учение М. было направлено, как отмечал Энгельс, «... против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще» (там же, с. 370). Оно представляло собой разновидность Пантеизма и приближалось к атеизму. По существу пантеизм М. — социальное учение: все «творения» являются, по М., частями мирового целого и только в нём могут существовать, из чего следует, что индивиды не могут иметь особых интересов, отличных от интересов общества в целом. Реформация, по М., — преобразование мира на началах торжества общих интересов и революционного устранения злых «безбожников» (т. е. угнетателей трудового народа). Социально-политическую программу Мюнцера Энгельс характеризовал как близкую к коммунизму, как «гениальное предвосхищение» будущего, как программу «... немедленного установления царства божьего на земле...», под которым М., по словам Энгельса, «... понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти» (там же, с. 371). Этот далёкий идеал будущего был у М. весьма фантастичным. Но М. утверждал, что будущий строй наступит в результате революционной борьбы народных масс против их господ и угнетателей. Начало установления «общности имуществ» он связывал с устранением феодалов и переходом всех материальных благ в руки трудящихся путём уравнительного раздела земли и др. богатств между всеми тружениками. Т. о., социально-политическая программа М. призывала крестьянские и плебейские массы к борьбе за их самые насущные интересы, к антифеодальной революции.
         Соч.: Schriften und Briefe, [Gutersloh], 1968; Politische Schriften. Manifeste. Briefe, Lpz., 1970.
         Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Смирин М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Штекли А., Томас Мюнцер, М., 1961; Bensing М., Thomas Muntzer, Lpz., 1965; его же, Thomas Muntzer und der Thuringer Aufstand 1525, В., 1966: Steinmetz М., Das Muntzerbild von M. Luther bis F. Engels, B., 1971.
         М. М. Смирин.
        Т. Мюнцер.
Философский словарь
Томас (ок. 1490 — 1525) — церковный проповедник, один из вождей Крестьянской войны в" Германии (1525), идеолог радикального кресть-янско-плебейского крыла Реформации. В противоположность умеренному реформатору Лютеру, М. решительно выступил не только против католицизма, но и против всего христианства и феодализма. Осн. задачу Реформации М. видел не столько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально-экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Мировоззрение М., сложившееся под влиянием средневековой крестьянско-плебейской ереси и мистики, было пантеистическим (Пантеизм). Религиозная вера, в его понимании, вызвана пробуждением разума в человеке, разрыв между небесной и земной жизнью должен быть устранен. Его политическая программа была очень близка к уравнительному утопическому коммунизму. Идеалы М. выходили далеко за пределы интересов крестьянско-плебей-ской массы и, по словам Энгельса, предвосхищали условия “освобождения едва начинавших тогда развиваться... пролетарских элементов. ” (Т 7 С. 371).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЮНЦЕР


будет выглядеть так: Что такое МЮНЦЕР