Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МИРАКЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(франц. miracle, от лат. miraculum — чудо)
        жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет которой основан на «чуде», совершаемом каким-либо святым или девой Марией. М. начал развиваться в 13 в. во Франции, получив распространение во всех странах Западной Европы в 14 в. В М. изображалось вмешательство «небесных сил» в судьбу человека, приводящее к торжеству добродетели и наказанию порока. Во Франции наиболее известные М. — «Игра о святом Николае» (1200) Жана Боделя и «Миракль о Теофиле» (около 1261) Рютбёфа. В Англии термин «М.» употреблялся также для обозначения мистерии (См. Мистерия). В Испании М. были близки средневековому Ауто; особенно большое распространение получили здесь в 15—17 вв. Возрождение средневекового М. в конце 19 — начале 20 вв. было связано с увлечением религиозной тематикой в символистском театре и драматургии.
        
         Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Cohen G., Le theatre religieux, в его кн.; Le theatre en France au Moyen-age, [Nouv. ed.], pt. 1, P., 1948.
Современная Энциклопедия
МИРАКЛЬ (французское miracle, от латинского miraculum - чудо), средневековый драматургический жанр. Религиозно-назидательная стихотворная драма, "действо о чуде", совершенном святым или Девой Марией. С начала 13 в. миракли получили распространение во Франции, с 14 в. - во всех странах Западной Европы. В преображенном виде жанр возродился в эпоху символизма ("Сестра Беатриса" М. Метерлинка и др.). Утрачивая дидактический характер, миракль зачастую обретал мистическую многозначность. В редких случаях тема трактовалась иронически ("Чудо Святого Антония" Метерлинка).
Орфографический словарь Лопатина
мир`акль, мир`акль, -я
Словарь Ушакова
МИР’АКЛЬ, миракля, ·муж. (от ·лат. miraculum - чудо) (·ист. театр.). Средневековое драматическое представление религиозного характера, изображающее какое-нибудь чудо.
Толковый словарь Ефремовой
[миракль]
м.
1) Средневековое драматическое представление религиозно-назидательного характера, изображавшее чудо, совершенное каким-л. святым или Богоматерью.
2) Средневековое литературное произведение религиозного содержания, обычно стихотворное.
Литературная энциклопедия
[франц. miracle — «чудо»] — в более широком значении слова всякая (стихотворная или прозаическая) разработка легендарного сюжета, центральным эпизодом к-рого является «чудо» — в частности «чудо богородицы» (miracle de Notre Dame). Таковы сборники стихотворных легенд «Gautier de Coincy» [кон. XII — нач. XIII вв.], «Jehan le Marchant» [ок. 1240] и ряд анонимных, приблизительно того же времени, отражающие и пропагандирующие столь характерный для этой эпохи культ женского божества — богородицы. Этот тип М. представляет собой одну из тематических разновидностей легенды (см.). В более узком значении слова М. — небольшая драматическая форма, появляющаяся спорадически во французской лит-ре XIII—XIV вв. и разрабатывающая сюжеты эпических М., а частью и сюжеты других легенд. Всего до нас дошло сорок три М., из них сорок анонимных, в рукописи XIV в. одного из городских поэтических цехов — пюи (puy); остальные, более ранние М. тоже принадлежат поэтам городского сословия — «М. о св. Николае» (Jeu Saint Nicolas) Jehan Bodel’я из Арраса [кон. XII — нач. XIII вв.], «М. о Теофиле» Рютбёфа. Появление драматического М., свободного от связи с литургическим действом (ср. «Драма средневековая»), показательно для определенного этапа развития буржуазии. Его сентиментальная тематика, в ряде М. соприкасающаяся с тематикой «мещанской трагедии»
329 XVIII в. (ср. напр. М. о женщине, доведенной сплетнями соседей до убийства, или М. о молодой матери, невинно осужденной за убийство нечаянно захлебнувшегося новорожденного); реализм его изображения, насыщенного множеством бытовых подробностей и являющегося ценным источником для истории быта средневекового города; его живой диалог из коротких реплик, написанных восьми- и четырехсложным стихом; его простой синтаксис и характерные вульгаризмы лексики [богородица напр. грозится дьяволу «растоптать брюхо» (М. о Теофиле)] — все это характерно для создающегося художественного стиля молодой буржуазии. С другой стороны, ряд моментов свидетельствует о слабости самосознания класса, о недостаточной самостоятельности его художественного метода: обилие элементов легендарной и сказочной тематики, социальный отбор сюжетов и действующих лиц с преобладанием феодальной аристократии над горожанином; наличие в М. форм куртуазной поэзии (куртуазные монологи, как монолог влюбленного в невестку королевича — «М. о римской императрице») М. вскрывается так. обр. как жанр переходной эпохи, как жанр гибридный. Отсюда и его малая устойчивость в лит-ре французского средневековья, где он сравнительно быстро уступает место другим малым драматическим формам — фарсу и моралитэ, более отвечающим практике нового класса как орудие прямого нападения и пропаганды
Иллюстрация: Представление миракля на торговой площади в Англии (со старинного английского рисунка) Библиография: I. Эпические М.: Les miracles de la S-te Vierge, p. G. de Coincy, ed Poquet, Laon, 1858; Jehan le Marchant, Miracle de Notre-Dame de Chartres, ed. Duplessis, Chartres, 1855; «Romania», 29 (1900), ст. P. Meyer. Драматические М.: Миракли Jehan Bodel и Рютбёфа — Monmerque L. et Michel F., Theatre francais au moyen age, P., 1839; Рукописи М. XIV в. опубликованы полностью в серии «Societe des anciens textes francais». На русском яз. «М. о Теофиле» Рютбёфа пересказан А. Блоком. См. также «Драма», «Рютбёф», «Французская литература». R. S.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МИРАКЛЬ


будет выглядеть так: Что такое МИРАКЛЬ