Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МИР ИСКУССТВА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Мир искусства («Мир искусства»,)
        русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (официально — в 1900) в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства» в первоначальном виде существовало до 1904; в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство, — в 1910—24. В 1904—10 большинство мастеров «М. и.» входило в состав Союза русских художников (См. Союз русских художников). Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансерс, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов), «М. и.» включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). В выставках «М. и.» участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, а также некоторые иностранные художники.
         Мировоззренческие установки ведущих деятелей «М. и.» во многом зависели от их острого неприятия господствующего антиэстетизма современного общества, смутного предчувствия грядущих общественных потрясений и желания противопоставить тревожной реальности исконные духовные и художественные ценности. Провозглашая своей задачей консолидацию художественных сил, выступающих против позитивизма под знаком возрождения идей романтизма, теоретики «М. и.» выдвигали принцип эстетизации действительности. отводя т. о. искусству роль своего рода преобразователя жизни. Просветительский пафос деятельности мастеров «М. и.» проявился в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (особенно к искусству 18 — начала 19 вв.), в их постоянной заботе об охране памятников старины, а также желании шире ознакомить публику с новейшими течениями современного искусства. В то же время признание активной общественной роли художественного творчества противоречиво сочеталось у них с лозунгом «свободного», или «чистого», искусства. Декларируя независимость искусства и отрицая его тенденциозность, они огвергали как академизм, так и творчество передвижников (См. Передвижники) (признавая, однако, историческое значение последнего в прошлом), выступали с критикой эстетики русских революционных демократов (прежде всего Н. Г. Чернышевского) и концепций В. В. Стасова.
         Несмотря на некоторую непоследовательность в воззрениях его членов, ранний «М. и.» во многом был идейно и стилистически близок западно-европейским художественным группировкам, объединявшим теоретиков и практиков «модерна». Так же, как и в творчестве мастеров западо-европейского «модерна», образный строй произведений художников «М. и.» формировался на основе поэтики Символизма и шире — неоромантизма; вместе с тем он оказывался в гораздо большей мере наполненным историко-культурными реминисценциями. Важно, однако, что ретроспективизм мастеров «М. и.» часто был проникнут духом иронии и самопародии и по сути своей противоположен принципам традиционного исторического жанра. Для представителей «М. и.» характерно также постоянное обращение наряду с историческим к «сочинённому» (подчас фантастическому) пейзажу, широкое использование приёмов гротеска, элементов игры, карнавала и театра, мотивов маски и куклы-марионетки, сна и видений, тяготение к «роковой» символике, сказочному, эротическому. Творчеству ряда член «М. и.» присущи тенденции Неоклассицизма (Бакст, Серов, Добужинский; последнего вместе с тем отличает пристрастие и к урбанистическим мотивам); для Билибина и Рериха характерно увлечение средневековым русским искусством, фольклором, древнерус. историей. Поиски мастерами «М. и.» стилеобразующего начала выразились в опытах создания произведений, построенных по законам «целостного искусства», т. е. синтеза искусств (см. «Модерн»), и наиболее полно были реализованы в их работах для книги и театра, немногочисленных опытах оформления интерьера, а также нашли отражение в живописи и графике. Живописным (в основном в технике акварели или гуаши) и графическим произведениям членов «М. и.» присущи утончённый декоративизм, стилизация мотивов рококо и ампира, соединение плоскостного и трёхмерного начал, изящная линеарность, порой переходящая в орнаментику, сочетание матовых, как бы искусственных тонов. Мастера «М. и.» немало способствовали развитию искусства книги в России (помимо основных участников объединения, в этой области плодотворно работали также представители «второго поколения» «М. и.» — Г. И. Нарбут, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин), значительными были их достижения в области живописного и графического портрета.
         Со 2-й половины первого десятилетия 20 в. в идейных и эстетических взглядах ведущих художников «М. и.» происходят существенные изменения. В период Революции 1905—07 ряд из них (Добужинский, Лансере, Серов и др.) выступают как мастера политической сатиры. Новый этап существования «М. и.» характеризуется также его отмежеванием от крайне левых течений в русском искусстве и утверждением мысли о возможности и пользе регламентации художественного творчества (идея «новой Академии», выдвинутая Бенуа), а в сфере практической — активизацией театральной деятельности и пропаганды современного русского искусства за границей. Спектакли, организованные во 2-й половине 1900-х — 1910-е гг. Дягилевым, т. н. Русские сезоны и Русский балет за границей, в оформлении которых участвовали многие члены «М. и.», явились образцами синтеза искусств. С 1917 ряд представителей «М. и.» (Бенуа, Грабарь и др.) активно обратился к музейно-организационной и реставрационной деятельности.
        
         Лит.: Бенуа А. Н., Возникновение «Мира искусства», Л., 1928; Соколова Н., «Мир искусства», М. — Л., 1934; Петров В. Н., «Мир искусства», в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968; Лапшина Н., «Мир искусства», в кн.: Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895—1907), кн. 2, М., 1969; Стернин Г. Ю., О ранних годах «Мира искусства», в его кн.: Художественная жизнь России на рубеже 19—20 веков, М., 1970; Гусарова А. П., «Мир искусства», Л., 1972.
         Т. И. Володина.
        А. П. Остроумова-Лебедева. «Петербург. Новая Голландия». Гравюра на дереве. 1901.
        М. В. Добужинский. «Осень» (из цикла «Город»). Тушь, перо, кисть. Журнал «Сатирикон», 1908, № 32.
        Е. Е. Лансере. Заставка в журнале «Мир искусства» (1904, № 6). Тушь, перо.
        И. Я. Билибин. «Дети и белая уточка». Илл. к сказке «Белая уточка». Акварель, тушь, золото. 1902. Музей Гознака. Москва.
        Л. С. Бакст. «Вакханка». Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». Акварель, тушь. 1911.
        Столовая по рисункам А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере на выставке «Современное искусство» в Петербурге. 1903.
        А. Н. Бенуа. «Арап». Эскиз костюма к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка». Акварель. 1911.
        К. А. Сомов. «Эхо прошедшего времени». Акварель, гуашь. 1903. Третьяковская галерея. Москва.
        А. Н. Бенуа. «Китайский павильон. Ревнивец». Гуашь. 1906. Третьяковская галерея. Москва.
        К. А. Сомов. «Арлекин и смерть». Гуашь, тушь. Журнал «Золотое руно», 1908, № 11—12.
II
Мир искусства («Мир искусства»,)
        литературно-художественный иллюстрированный журнал, орган объединения «Мир искусства» и писателей-символистов. Выходил в 1898/99—1904 в Петербурге (до 1901 — 1 раз в 2 недели, с 1901 — ежемесячно). Издатели в 1899 — князья М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, затем — С. П. Дягилев (главный редактор). С № 10 за 1903 редактором был также А. Н. Бенуа. Направленность «М. и.» в области изобразительного искусства состояла в утверждении эстетики художественного индивидуализма, в постепенном сближении с интернациональным стилем «Модерн», а также в популяризации русского искусства 18 — начала 19 вв. В первые годы существования журнал много внимания уделял вопросам декоративно-прикладного искусства, пропагандируя образцы народного творчества и изделия кустарных промыслов. Журнал широко знакомил читателя с современной русской и зарубежной художественной жизнью (статьи и заметки Бенуа, И. Э. Грабаря, Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из соч. Р. Мутера и Ю. Мейера-Грефе, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западно-европейской живописи и графики). В литературной части «М. и.», возглавлявшейся Д. В. Философовым, помещались религиозно-философсвкие сочинения Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Л. Шестова, В. В. Розанова, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова и Андрея Белого, во многом определявшие эстетическую и литературную программу русского Символизма. Религиозно-мистические устремления и национально-мессианские надежды философов и литераторов находились в идейном противоречии со взглядами участников художественного отдела (в частности, с их «западничеством», интересом именно к «петербургскому» периоду истории России). В результате открытой полемики группа Философова — Мережковского покинула «М. и.», основав свой журнал «Новый путь» (1903—04).
         Внешний облик журнала «М. и.», в оформлении которого принимали участие К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и др., его высокое полиграфическое качество способстйовали достижению одной из главных целей объединения — поднятию общего художественного вкуса. В 1903 выходило отдельное издание «Хроника журнала “Мир искусства”».
        
         Лит. см. при ст. «Мир искусства» (художественное объединение).
         Т. И. Володина.
        К. А. Сомов. Обложка журнала «Мир искусства». Тушь, перо. 1900.
Современная Энциклопедия
"МИР ИСКУССТВА", объединение (1898 - 1924) художников, созданное в Санкт-Петербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Представители "Мира искусства" отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они часто уходили в мир прошлого (особенно - дворянского быта 18 в.) и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике "Мира искусства " (Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов и др.) присущи утонченная декоративная стилизация, изящная орнаментальность, высокое мастерство книжного оформления, эстампа, театральной декорации. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99 - 1904), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера.
Русская цивилизация
объединение русских художников, выступавших против тенденциозности, партийности и антиэстетизма современных им «вождей общественного мнения», диктата вкуса академизма и передвижничества.
Оформилось в к. 1890-х в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства А.Н. Бенуа и С. П. Дягилева. Как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства» существовал до 1904, в расширенном составе до 1910 — 24. В 1904 — 10 большинство мастеров «Мира искусства» входили в состав «Союза русских художников». В объединение входили И.Я. Билибин, А.Я. Головин, И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.А. Сомов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров и др. Провозглашая своей задачей объединение русских художественных сил под знаком романтизма, руководители «Мира искусства» выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя искусству роль преобразователя жизни. Просветительский порыв «мирискусников» проявлялся в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (особенно к искусству XVIII — н. XIX в.), в их постоянной заботе об охране памятников старины.
О.П.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МИР ИСКУССТВА


будет выглядеть так: Что такое МИР ИСКУССТВА