МИННЕЗИНГЕРЫ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(нем. Minnesinger, от Minne — любовь и Singer — певец)
немецкие рыцарские поэты-певцы. Поэзия М. складывалась со 2-й половины 12 — 13 вв. под влиянием лирики провансальских трубадуров (См. Трубадуры). Темы М. — рыцарская любовь, служение богу и сюзерену, поэтизация военной жизни рыцарей и крестовых походов. Песни М. сопровождались игрой на струнных инструментах. В раннем миннезанге существовали два направления: «отечественное», близкое к песенному фольклору (Кюренбергер, Д. фон Аист, М. фон Зефелинген), и куртуазное, ориентирующееся на романские образцы (Г. фон Фельдеке, Ф. фон Хаузен). Куртуазное направление распространилось в Швейцарии, Австрии и других землях, где находились крупные феодальные дворы. Крупнейший лирик этой эпохи — Вальтер фон дер Фогельвейде. С кризисом рыцарской культуры и появлением т. н. сельского миннезанга поэзия М. приходит в упадок ив 14 в. сменяется бюргерским мейстерзангом (см. Мейстерзингеры).
Изд.: Des Minnesangs Fruhling, nach К. Lachmann, M. Haupt und F. Vogt, neu Bearb. von C. von Kraus. 32. Aufl., Lpz., 1959; Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков. Сост. Б. И. Пуришев и Р. О. Шор, М., 1953, с. 414—27.
Лит.: История немецкой литературы, т. 1, М., 1962; Fromm Н. (Hrsg.), Der deutsche Minnesang, Aufsatze zu seiner Erforschung, Darmstadt, 1969.
Л. Е. Генин.
|
Мультимедийная энциклопедия |
собирательное название поэтов-музыкантов в Германии 12-13 вв. Подобно
французским трубадурам, которые послужили для них примером для подражания,
миннезингеры воспевали придворную (куртуазную) любовь. На старонемецком
"minne" означало "любовь", и "миннелидер" - это песни о любви. Для них
характерна усложненность, зачастую замысловатая изощренность формы и
содержания, поскольку автор должен был соблюсти рыцарские условности,
передать оттенки куртуазного этикета, в частности, изображая безответную
любовь к замужней даме. Миннезингер, таким образом, был скорее
ремесленником, нежели творцом, и мерилом его искусства почитались
изобретательность вкупе с разработкой нескольких постоянных тем.
Миннезингеры вышли в основном из аристократической среды, но со временем
их ряды пополнили выходцы из средних классов. Вследствие этого возросла
потребность в самовыражении, что привело к расширению тематического
диапазона песен, затрагивавших теперь политику, общественную жизнь и
историю. К числу выдающихся миннезингеров принадлежат Генрих фон Морунген
и Вальтер фон дер Фогельвейде. В 14 в. миннезингеров сменили выразители
бюргерской культуры - мейстерзингеры.
ЛИТЕРАТУРА
Поэзия миннезингеров. - В кн.: Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров.
Поэзия вагантов. М., 1974
Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. М., 1985 |
Современная Энциклопедия |
МИННЕЗИНГЕРЫ (немецкое Minnesinger, буквально - певец любви), немецкие рыцарские поэты-певцы 12 - 14 вв. (Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ, Вальтер фон дер Фогельвейде). Испытали влияние провансальских трубадуров. Воспевали любовь к даме (главная тема искусства миннезингеров - так называемая миннезанга), крестовые походы, служение Богу и сюзерену. Образ миннезингеров - в опере Р. Вагнера "Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге" (1845). Искусство миннезингеров сменилось бюргерским искусством мейстерзингеров. |
|
|