Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МИКИТЕНКО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Иван Кондратьевич [25.8(6.9).1897 — 4.10.1937], украинский советский писатель. Член КПСС с 1925. Член ЦИК УССР с 1931. Родился в с. Ровное, ныне Кировоградской области, в крестьянской семье. Участник 1-й мировой войны 1914—18. Окончил Харьковский медицинский институт (1927). Активный деятель Всеукраинского союза пролетарских писателей (ВУСПП) и Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП); с 1934 секретарь правления СП Украины. Литературную деятельность начал как поэт в 1922; опубликовал много лирических стихов и лирико-эпическую поэму «Огни» (1927). Рассказы первого сборника «На солнечных гонах» (1926), написанные в романтическом стиле, посвящены Октябрьской революции 1917, грандиозным революционным переменам в жизни украинского села. Затем последовали повести: «Братья» (1927) и «Детство Гавриила Кириченко» (1928). Широкую известность принесли М. повесть «Уркаганы» (1928) и роман «Утро» (1933), раскрывающие гуманизм советского строя, рассказывающие о помощи обездоленным гражданской войной и разрухой беспризорным детям. Наиболее полно талант М. проявился в области драматургии. В центре лучших его пьес — тема новых общественных отношений, становление, культурный и духовный рост человека: пьесы «Диктатура» (1929), «Светите нам, звёзды!» (1930, др. название — «Кадры»), «Дело чести» (1931), «Девушки нашей страны» (1933), «Соло на флейте» (1933—1936), «Дни юности» (1937), «Когда всходило солнце» (1937 опубликована в 1962); пьесы М. ставились на сценах украинских и др. театров Советского Союза, переводились на многие языки народов СССР. М. принадлежат книги очерков и репортажей «Голуби мира» (1929) и «Тринадцатая весна» (1930). Большая часть литературно-критических работ М. вошла в книгу «На фронте литературы» (1962).
        
         Соч.: Вибранi твори, т. 1—2, К., 1957; Зiбрання творiв. [Вступ. ст. М. И. Сиротюк], т. 1—6, К., 1964—65; в рус. пер. — Пьесы, М., 1959; Уркаганы. Повести и рассказы, М., 1961; Утро, М., 1967.
        
         Лит.: Чалмаев В., Иван Микитенко — драматург классового пристрастия, «Вопросы литературы», 1958, № 10; Icторiя yкpaiнськоi лiтератури, т. 2, К., 1959, с. 671—92; Родько М. Д., Проза Iвана Микитенка, К., 1960; Пархоменко М. Н., Обновление традиций, М., 1970, с. 254—78.
         С. П. Князева.
        И. К. Микитенко.
Ономастикон
От украинской формы имени Никита - Микита (из греч. - «победитель»). (У)
Литературная энциклопедия
Иван Кондратьевич [1897—] — современный украинский пролетарский прозаик и драматург. Член КП(б)У, активнейший борец за пролетарскую лит-ру. Был одним из организаторов и деятелей ВУСПП, ВОАПП, МОРПЛ, членом ВУЦИК. Член президиума Оргкомитета союза писателей. Р. в местечке Ровном (на Зиновьевщине) в середняцкой крестьянской семье, окончил военно-фельдшерскую школу и Харьковский мединститут. В империалистическую войну был на фронте, после Февральской революции активно работал в революционных полковых комитетах. Начал писать в 1920 революционные пьесы-агитки и стихи.
297 В своих ранних произведениях [1923—1924, 1925] — пьесках, инсценировках, частушках, фельетонах, очерках и стихах — М. клеймит все старое, отжившее, классово враждебное, он полон глубокой веры в победу революции. На раннем этапе своего творчества М. ограничивается сельской тематикой, особенно большое внимание уделяя вопросам классовой борьбы на селе. Показ этой борьбы дан в большой поэме «Огні», где в лице Олени выявлен образ женщины, активной участницы революции. В пьесах «На родючій землі», «Іду» (написанных в 1925) выступают две борющиеся силы — коллектив, коммуна, и мир старый в лице кулаков Булки, Ступи и ряда подкулачников. Идейная направленность этих пьес — борьба за середняка, за культурные силы (в лице интеллигента — агронома Родиона). Невзирая на все козни классового врага — кулака, новое все же побеждает. Любимые герои ранних пьес-агиток и стихов М. — сельские бедняки, являющиеся опорой пролетариата в его борьбе за социализм; к ним он апеллировал в своих страстных призывах к борьбе за коллективную жизнь. Следует отметить, что ранние произведения Микитенко содержат элементы крайнего схематизма, но своей актуальностью, классовой целеустремленностью они все же сыграли положительную политически-воспитательную роль.
К прозе М. перешел в 1924. В первом сборнике своих рассказов «На сонячних гонах» [1926] Микитенко продолжает развивать сельскую тематику. В рассказах «Будні», «Нуник», «На сонячних гонах», «3 горячих днів» писатель выявляет своеобразные формы классовой борьбы на селе. Он не только ставит, но и разрешает в классовом разрезе социальные проблемы, связанные с преодолением крестьянской косности и ограниченности. С 1927 Микитенко переходит к разнообразной городской и отчасти рабочей тематике («Брати»). Второй сборник его рассказов и новелл «Вуркогани» [1928], отличающийся четко выраженной социально-классовой устремленностью, показал, что писатель становится на путь пролетарского творчества. М. выступает в качестве не пассивного наблюдателя, но активного
298 пролетарского идеолога. В своем рассказе «Брати» М. стремится показать, как крестьянин Никанор, близко знакомящийся с заводской жизнью, с рабочим коллективом на заводе, постепенно изживает свои консервативные взгляды на город, начинает верить в руководящую роль рабочего класса. И в ряде других рассказов, где писатель показывает элементы новой психологии на селе («Витяг з протоколу»), в повести о беспризорных («Вуркогани»), в произведениях, вскрывающих противоречия между двумя лагерями провинциальной интеллигенции («Антонів огонь», «Гангрена» и др.), выдвинуты проблемы, связанные с ведущей пролетарской идеологией. Нельзя однако пройти мимо целого ряда недостатков в творчестве М.: если в «Братах», этюде «Над морем» еще заметны элементы сентиментализма («Антонів огонь»), то в новелле «Homo sum» Микитенко явно сбивается на путь чрезмерного психологизма. Ценными образцами пролетарского творчества (в прозе) реконструктивного периода является у М. «13 весна» — очерк о развернутой деятельности первой ячейки сплошной коллективизации на Украине (Баштанки на Николаевщине) и «Голуби мира» (литрепортаж). Значительна роль М. в украинской пролетарской драматургии; его пьесы «Диктатура», «Кадри», «Справа чести» нанесли удар буржуазной и мелкобуржуазной драматургии. Они привлекли к себе внимание рабочего зрителя не только на Украине, они вошли в репертуар театров и других советских республик. В пьесе «Диктатура» [1929] М. показывает ожесточенную классовую борьбу пролетарской диктатуры за хлеб. Он рисует бешеное сопротивление кулачества всем мероприятиям советской власти на селе. Основное достоинство
299
Иллюстрация: Сцена из пьесы Микитенко «Девушки нашей страны» в постановке театра ВЦСПС [1933] пьесы в том, что конкретные факты борьбы за хлеб социально обобщаются и вырастают в проблему роли рабочего класса как гегемона в классовой борьбе, в строительстве социализма. Выделяя роль бедноты в деревне, Микитенко не сумел создать выдержанный тип бедняка. Пьеса «Кадри» показывает творческий рост М. Актуальность темы, высокая художественность, активное большевистское отношение автора к поставленной проблеме обеспечили ей небывалый успех. М. первый в украинской художественной лит-ре поставил проблему подготовки кадров, проблему борьбы за эти кадры. Герои пьесы — пролетарское студенчество восстановительного периода. Есть в пьесе и промахи; дав в «Кадрах» картины классовой борьбы рабочей и бедняцкой молодежи села в вузе, выявив диференциацию научных сил, М. не избежал схематичности: вуз показан как бы оторванным от пролетарской общественности. Для пьесы «Справа чести» — на тему о борьбе за уголь в Донбассе — характерны: показ интернациональной солидарности мирового пролетариата в борьбе за СССР, разработка проблемы овладения техникой в связи со сложным диалектическим процессом перевоспитания человека. Слабо очерчены помзавшахты Штандаренко и правый оппортунист Мохов. Одно из самых последних произведений Микитенко — пьеса «Девушки нашей страны». Пьеса дает ряд эпизодов из жизни и борьбы комсомольской бригады ударников. Основная идея пьесы — торжество коллективного начала над узкоиндивидуалистическим. К недостаткам ее следует отнести чрезмерную эпизодичность событий,
300 схематизм в обрисовке персонажей. Особенность пьесы — ее революционно-романтическая направленность. В творчестве Микитенко реализм сплетается с романтизмом, проявляющимся нередко в трактовке сюжета и принимающим иногда сентиментальную окраску. Писатель, тесно связанный с социальной действительностью, чутко реагирующий на обострение классовой борьбы, в основном придерживается реалистической манеры изображения персонажей и выявления художественных образов. Он культивирует краткий сжатый диалог, усиливающий динамичность произведения, — диалог, непосредственно вырастающий из социальной ситуации и способствующий дальнейшему ее развитию. Язык персонажей М. выразителен, социально диференцирован, отражает языковые особенности, характерные для различных изображаемых писателем социальных слоев. В целом творческий путь М. — путь борьбы за пролетарское искусство. Библиография: I. Твори, т. I, ДВОУ, 1932. На русский яз. переведены: Уркаганы, Сб. рассказов, перев. Э. Г. Григорьева, Харьков, 1929; То же, М. — Л., 1931; Голуби мира, Поездка за границу, перев. П. Зенкевича, Гиз, М. — Л., 1930; То же, изд. «Советская литература», М., 1933; Девушки нашей страны, Пьеса, перев. П. Зенкевича, изд. Культкабинета Госдрамы. Л., 1932; То же, ГИХЛ, М. — Л., 1933. II. Коряк В., Українська література, Конспект ДВУ, Харків, 1928; Щупак С., Критика и проза, ДВОУ, 1930; Ткаченко Г., Кадри, «Життя й революция»; Бригада критики: Гаповий М., Ткаченко І., Чернець Л., Юрченко І., «Справа чести», «Критика», 1932, № 1—2; Щупак С., На рельсах пролетарского творчества, Вступ. ст. к русскому перев. «Уркаганов». III. Лейтес А., Яшек М., Десять років українськой літератури, Харків, 1931. М. Малашенко
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МИКИТЕНКО


будет выглядеть так: Что такое МИКИТЕНКО