Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МИКЕЛАНДЖЕЛО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе — Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана, — 18.2.1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В произведениях М., во многом определивших развитие европейского искусства как 16 в., так и последующих столетий, отразились с наибольшей силой не только глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение), но и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения. Родился в семье Подеста. М. учился у живописца Гирландайо (1488—89) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489—90), однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведениях [рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров», оба мрамор (как и все последующие скульптурные произведения М.), около 1490—92, Каса Буонарроти, Флоренция] вырисовываются главные черты творчества М. — монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. В Риме М. создаёт статую «Вакх» (1496—97, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, и группу «Оплакивание Христа» (1498—1501, собор св. Петра, Рим), где вкладывает в традиционную готическую схему новое, гуманистическое содержание, выражающее скорбь молодой и прекрасной женщины о погибшем сыне. В 1501 М. возвращается во Флоренцию и работает над произведениями, символизирующими доблесть граждан республики, сбросивших ярмо тирании Медичи. Колоссальная статуя Давида (1501—04, Галерея АХ, Флоренция) рождает представление о грозной силе (эту особенность работ М. современники называли terribilita), о героическом порыве, сдерживаемом могучим напряжением воли. В картоне для росписи Палаццо Веккьо («Битва при Кашине», 1504—1506, композиция М. известна по копиям, см. этюд). М. стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. В 1505 папа Юлий II призывает М. в Рим, где ему поручается создание надгробия папы; работы затянулись, проекты менялись, и сооружение (лишь фрагмент задуманного М. величественного скульптурно-архитектурного комплекса) было завершено только в 1545. Для надгробия М. создал ряд статуй, в том числе «Моисея» (1515—16, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим), ставшего центральным элементом последнего, осуществленного варианта. Моисей М. — титаническая личность, наделённая могучим темпераментом и столь же могучей волей; здесь М. впервые вводит в скульптуру временной аспект: при обходе статуи создаётся впечатление постепенно нарастающего движения фигуры, соответствующего росту напряжения образа. Также для надгробия предназначались две статуи рабов (т. н. «Восставший раб» и «Умирающий раб», обе — 1513—16, Лувр, Париж), задуманные как противопоставление прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, столь же прекрасному юноше, бессильно повисающему в них, и четыре статуи рабов, которые остались незавершёнными (около 1532—1534, Галерея АХ, Флоренция) и по которым хорошо виден процесс работы М. над изваянием; скульптор не обрабатывает блок равномерно со всех сторон, но как бы видя в ещё не отёсанном камне будущее произведение, углубляется в блок в одних местах, оставляя другие почти не обработанными. Такой метод работы практически исключает участие помощников. Монументальные живописные циклы М. также выполнял почти без посторонней помощи; это относится и к самому грандиозному живописному произведению М. — росписям потолка Сикстинской капеллы Ватикана (1508—12, см. илл.). В сложной идейной программе плафона выделяются следующие темы: сцены из библейской книги Бытия, начиная с «Отделения света от тьмы» и кончая «Опьянением Ноя», пророки и сивиллы по боковым сторонам свода, наконец, в парусах свода, распалубках и люнетах — предки Христа и эпизоды из Библии (чудесные избавления иудеев). Архитектонические членения композиции плафона таковы, что достигается не только прекрасная обозримость каждой фигуры и сцены в отдельности, но и величественное декоративное единство всей гигантской росписи в целом; фрески воспринимаются как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его безграничных творческих возможностей. В 1520-х гг. мироощущение М. приобретает трагический оттенок. Главный труд этих лет — возведение и украшение статуями Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, усыпальницы рода Медичи (1520—34, см. илл.). Две статуи умерших герцогов лишены портретных черт: это идеальные образы, олицетворяющие активную и созерцательную жизнь. У их ног расположены попарно четыре статуи, изображающие времена суток, — символы быстротекущего времени. Как в тяжком раздумье Лоренцо и в бесцельном движении Джулиано, так и в угрюмом пафосе и неустойчивых позах лежащих фигур находит выражение глубокий пессимизм, охвативший М. перед лицом гибели свободы Италии (в процессе Итальянских войн 1494—1559 (См. Итальянские войны 1494-1559)) и кризиса ренессансных идеалов. Во время осады Флоренции войсками императора и папы (1529) республика назначает М. главой фортификационных работ. После падения города М. работает над завершением капеллы Медичи, а в 1534 навсегда переезжает в Рим. Последние тридцать лет жизни М. ознаменованы постепенным отходом его от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии. В Риме М. пишет огромную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536—41); в этой композиции, заполненной лавиной сверхъестественно мощных нагих тел, центральное место занимает юный и героически прекрасный Христос — беспощадный судья над человечеством. Мучительным трагизмом веет и от фресок капеллы Паолина в Ватикане («Распятие Петра» и «Обращение Павла», 1542—1550), отчасти предвосхищающих росписи Барокко. До последних дней жизни М. занимался ваянием, однако «Оплакивание Христа», исполненное им для собственного надгробия, было им разбито (собрано и завершено учеником М. — Т. Кальканьи; до 1550—55, собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция; см. илл.), а т. н. «Пьета Ронданини» (1555—64, Музей старинного искусства, Милан) осталась в стадии первоначальной обработки. В этих произведениях с особой силой отразились спиритуалистические настроения старого М. Но в поздний период М. занимают прежде всего не изобразительные виды искусства, а грандиозные строительные задачи. В архитектуре М. господствует пластическое начало; в создании динамических контрастов масс большую роль играют напряжённый, насыщенный светотенью рельеф стены, сильно выступающие пилястры, пластически выразительные наличники, «большой ордер». Постройки М. подготавливают почву для барокко, однако их величественная тектоничность остаётся чисто ренессансной чертой. Ещё в 1523—34 М. воздвигает здание библиотеки Лауренцианы во Флоренции (к 1568 по его модели был завершен вестибюль библиотеки с лестницей, органической динамикой своей композиции вызывающей представление о потоке лавы). С 1546 и до конца жизни главным трудом М. было возведение собора св. Петра (см. илл.) и строительство ансамбля Капитолия в Риме (см. план) — духовного и светского центров «вечного города» (обе работы завершены по планам М. после его смерти). По замыслу М. площадь Капитолия обрела трапециевидный план; она замыкается дворцом Консерваторов, симметрично фланкируется двумя дворцами по бокам, к открытой её стороне ведёт широкая лестница, а в центре возвышается античный конный монумент Марка Аврелия. На Капитолии М. впервые создал площадь, раскрытую к пространствам города, продемонстрировав глубокое понимание законов оптического восприятия архитектуры. Строя собор св. Петра, М. сохранил принцип центричности, характерный для плана Браманте, но добился большой слитности композиции и безусловного преобладания пространства средокрестия над остальными частями. При жизни М. была воздвигнута восточная часть собора с тамбуром грандиозного купола, а сам купол был возведён после смерти М. Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции. В старости М. всё чаще обращался к поэзии. Лирика М. отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней М. рассказывал о любви, трактуемой как извечное стремление человека к красоте и гармонии, об одиночестве художника во враждебном мире, о горьких разочарованиях гуманиста при виде торжествующего насилия. Излюбленные стихотворные формы М. — мадригал и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками (Б. Варки, Ф. Берни и др.). Первое издание «Стихотворений» М. было осуществлено в 1623. Творчество М. явилось одним из факторов, стимулировавших развитие Маньеризма, но, в отличие от маньеристов, односторонне понимавших его наследие, сам М. сумел до конца сохранить и выразить в своих произведениях любовь к человеку и веру в его величие и красоту.
        
         Соч.: Rime. A cura di Е. N. Girardi, Bari, 1960; Il carteggio... a cura di G. Poggi, P. Barocchi, R. Ristori, v. 1—2, Firenze, 1965—67 (изд. продолж.).
        
         Лит.: Steinmann E. und Wittkower R., Michelangelo-Bibliographie. 1510—1926, В., 1927; Архитектурное творчество Микельанджело. [Сб.], М., 1936; Манн Т., Эротика Микеланджело. Собр. соч., т. 10, М., 1961; Алпатов М., Поэзия Микеланджело, в его кн.: Этюды по истории западноевропейского искусства, М., 1963; Либман М. Я., Микеланджело Буонарроти, [М., 1964]; Микеланджело. [Сб., сост. В. Н. Гращенков, М., 1964]; Ротенберг Е. И., Микеланджело, М., 1964; Лазарев В. Н., Микеланджело, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 447—606; Tolnay С. de, Michelangelo, v. 1—5, Princeton, 1943—60; Ackermann J. S., The architecture of Michelangelo, v. 1—2, L., 1961; Binni W., Michelangelo scrittore, [Roma], 1965; Weinberger М., Michelangelo the sculptor, v. 1—2, L. — N. Y., 1967.
         М. Я. Либман, Р. И. Хлодовский (литература).
        Микеланджело. Этюд к картону «Битва при Кашине». Рисунок итальянским карандашом. Ок. 1504. Галерея Альбертина. Вена.
        Микеланджело. Новая сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Начата в 1520.
        Микеланджело. «Оплакивание Христа». Мрамор. До 1550—55. Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
        Микеланджело и Дж. делла Порта. Западный фасад и купол собора св. Петра в Риме. 1586—93.
        «Пьета Ронданини». Мрамор. 1555—64. Музей старинного искусства. Милан. Фрагмент.
        «Мадонна у лестницы». Мрамор. Около 1490—92. Каса Буонарроти. Флоренция.
        Апсиды собора св. Петра в Риме (1546—64).
        Микеланджело. «Христос и богоматерь». Фрагмент фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана (1536—41).
        «Давид». Мрамор. 1501—04. Галерея Академии изящных искусств. Флоренция.
        Микеланджело. «Пророк Иеремия». Фреска плафона Сикстинской капеллы Ватикана (1508—12).
        Библиотека Лауренциана при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. 1523—68. Вестибюль.
        «Ливийская сивилла». Фреска плафона Сикстинской капеллы Ватикана (1508—12).
        Микеланджело Буонарроти.
        Микеланджело. Площадь Капитолия в Риме. Начата в 1546. План.
        Микеланджело. «Сотворение Адама» (фрагмент). Фреска в Сикстинской капелле в Ватикане. 1508—12.
        Микеланджело. Фасад Палаццо Фарнезе в Риме. После 1546.
Современная Энциклопедия
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475 - 1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность и драматизм образов, преклонение перед красотой человека проявились уже в ранних произведениях ("Давид", 1501 - 04). Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508 - 12), статуя "Моисей" (1515 - 16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности; трагические ноты звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520 - 34), во фреске "Страшный суд" на стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах "Оплакивания Христа" (около 1550 - 1555) и др. С 1546 руководил строительством собора Святого Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МИКЕЛАНДЖЕЛО


будет выглядеть так: Что такое МИКЕЛАНДЖЕЛО