МЕТЕМПСИХОЗА |
Мультимедийная энциклопедия |
учение о переселении душ, согласно которому сознательное начало
(душа, дух) не умирает вместе с телом своего обладателя, но
через некоторое время вселяется в другого человека, животное
или растение. Мотив метемпсихозы присутствует в средневековой
легенде о Тристане и Изольде, где говорится, что на могилах
влюбленных выросли деревья, которые сплели в объятиях свои
ветви.
Учение о переселении душ встречается во многих религиях мира,
но ортодоксальным христианством оно не признается (хотя
подобные взгляды разделял Ориген). Австралийские аборигены
верят в то, что душа постоянно возрождается и что каждый
новорожденный младенец есть новое воплощение умершего предка.
Многие первобытные народы Индии и Юго-Западной Африки верят в
то, что душа возрождается в череде насекомых. Важную роль идея
переселения душ играла в религиях кельтских племен, в
неопифагорействе и неоплатонизме. В некоторых направлениях
средневековой еврейской мистики также развивалась теория
переселения душ.
Наиболее полное развитие идея переселения душ получила в
индуизме и буддизме.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство и индуизм. М., 1994
Кураев А.В. Раннее христианство и переселение душ. М., 1998 |
Толковый словарь Ефремовой |
[метемпсихоза]
ж.
см. метемпсихоз. |
Новый философский словарь |
(греч. metempsihosia - переодушевление)
понятие позднегреческой традиции для обозначения реинкарнации (Диодор Сицилийский, 1 век до н.э.; неоплатоники и др.). Классическая традиция античной философии использовала термин "одевания", "облачения" души в тело (Аристотель). Первые спорадические описания воображаемого процесса М. можно обнаружить у представителей орфизма и пифагореизма, в учении Гераклита о роковом нисхождении и восхождении душ как не зооморфных элементов - участников круговорота космоса. В облике философско-ми-фологического допущения, сопряженного с постулатами о нравственном воздаянии и пренатальном знании идей ("анам-несис"), учение о М. присутствовало в творчестве Платона.
А. А.Грицанов |
Философский энциклопедический словарь |
МЕТЕМПСИХОЗА (от греч. metempsychцosis – переселение душ) – переселение души из одного тела в какое-либо др. в зависимости от обстоятельств, происходящее якобы в момент смерти. Вера в переселение душ была особенно распространена у индийцев и египтян и образовала осн. составную часть буддийской, орфической и пифагорейской философии. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(греч. , от - — пере- и — одушевление, оживление, собств.— переодушевление), один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ. Впервые встречается у. Диодора Сицилийского (1 в. до н. э.; 10, 6); затем у Галена (4, 763 Kuhn), у Александра Аф-родйсийского (De an. 27, 18); особенно характерен для неоплатонич. традиции: Порфирий (Abst. 4, 16); Гермий у Стобея (I 49, 69) и др., конкурировал с терминами «метенсоматоза» [лат. калька reincarnatio — «реинкарнация», «перевоплощение» — начиная с Ипполита Римского (Ref. 1,3, 2) и Плотина (II 9, 6; IV 3, 9)], у неоплатоников также палингенесия. В ранних греч. свидетельствах о М. обычно говорится об «облачении» (одевании) души в тело (Аристотель, О душе, 407 b 20; Геродот 2, 123). Религ.-мифологич. учение о переселении душ умерших в тела др. людей (новорождённого ребёнка), животных, растений и минералов или — в порядке повышения — демонов, божеств — засвидетельствовано для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света (см. богатый этнографич. материал у Э.Тайлора — в кн.: «Первобытная культура», М., 1939, с. 301, cлл., Дж. Дж. Фрейзера — «Золотая ветвь», т. 8, гл. 16; т. 13, гл. 59). При этом следует различать учения, согласно которым М. происходит в «первое попавшееся» тело, и этизйрованные религ.филос. варианты, в которых восхождение или нисхождение души но иерархич. лестнице живых существ определено нравств. достоинствами личности умершего, т. е. осмысляется как посмертное воздаяние. Классич. страна разработанной религ.-филос. М.— Индия (см. Сансара, Карма). В Др. Греции учения о М. получили определ. рас-пространение с 6 в. до н. э. благодаря орфизму и пифагореизму (см. Пиндар, 2-я Олимпийская ода, ст. 56 слл.; Эмпедокл, Очищения; Геродот 2, 123). Судя по свидетельству Аристотеля («О душе» 407 b 21: «...согласно пифагорейским мифам, любая душа может облекаться в любое тело»), пифагорейцам была свойственна именно первая форма М., вызвавшая протест Гераклита (ф?. ? 25: «чем доблестней смерть, тем лучше доля»; ср. фр. 119: «этос — судьба человека»). Платон воспринял учение о М. из пифагорейской традиции, переосмыслив его в духе нравств. воздаяния (наиболее разработанное изложение — в «мифе об Эре» 10-й кн. «Государства» 614Ь—621d). Из пифагорейской идеи «памяти предков» (Пифагор «помнил» четыре своих прежних воплощения — Диоген Лаэр-тий VIII, 4—5) развилось платонич. учение об анамнесисе. Практич. следствием учения о М. было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере — отказ от кровавых жертвоприношений.
Hopf С., Antike Seelenwanderungsvorstellungen, Lpz., 1934 (Diss.); Stettner W., Die Seelenwanderung bei Griechen und Romern, Stuttg., 1934; L o n g H. S., Study of the doctrine of Metempsychosis in Greece from Pythagoras to Plato, Princeton, 1948; BurkertW., Lore and science in ancient Pythagoreanism, Camn. (Mass.), 1972, p. 120 sq.;
см. также лит. к статьям Орфики, Пифагореизм, Псюхе. |
|
|