Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЕССИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Христос (от др.-евр. машиах, буквально — помазанник; в пер. на греч. — Christos), в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом спаситель, долженствующий навечно установить своё царство. Представления о магической силе помазания освященным маслом существовали на Востоке с древности повсеместно, в том числе как часть обряда возведения царя на престол. В древнейших книгах Ветхого завета слово «М.» означает: царь или, в переносном смысле, идеальный государь; жрец. В период т. н. Вавилонского плена (См. Вавилонский плен) (586—538 до н. э по новейшим данным, 587—538 до н. э.) в связи с гибелью Иудейского царства появляется идея о будущем царе из рода Давида. Возможно, эта идея возникла под влиянием Зороастризма, в котором существовал образ будущего «спасителя» — саошианта, потомка Заратуштры.
         Конкретная личность М. была для верующих неясна — он представлялся то как божественное предвечное существо, отождествляемое с архангелом Михаилом, то как «сын человеческий», т. е. как человек-учитель, реформатор, то как жрец — потомок мифического жреца Мельхиседека.
         Вера в М. занимала важное место в идеологии иудейской секты ессеев-кумранитов (эссенов): основатель секты, т. н. учитель праведности, видимо, понимался как М. В народных движениях против римского гнёта (Иудейские войны 66—73, 132—135) вожди восстаний (Иоханан из Гихсалы, Симон бар Гиора, Бар-Кохба) объявляли себя М.; после поражения восстания вера в ожидаемого М. теряет прежнее значение, однако в эпохи особо тяжёлого положения народных масс (например, в средние века) предводители народных движений снова выдают себя за М. В современном иудаизме вера в единичного М. не имеет существенного значения.
         Христиане с самого начала объявили мессией (Христом) основателя своей религии: Иисус считался потомком царя Давида, с ним связывалась иудейская мессианистическая терминология: «царь иудейский», «господь» — греч. kyrios «господин» — «сын человеческий». Но понятие «М.» в христианстве было перенесено из политической и социальной сферы в религиозно-этическую: М.-Христос трактуется как спаситель от первородного греха, свойственного человечеству, «от царства Сатаны», а не как избавитель от экономических и политических бедствий. При этом, хотя М.-Христос объявляется уже явившимся и искупившим своей смертью грехи человечества, христиане в то же время верят в его «второе пришествие» для установления вечного «царства божьего» на всей земле. «Спасение» всё отчётливее понимается эсхатологически, т. е. как имеющее быть не в историческое время, а в «конце времён».
         В переносном смысле понятия «М.» и «мессианство» («мессианизм») прилагаются и к ожидаемым в будущем спасителям также в других религиях (особенно в исламе, где мессианизм имеет прямое иудео-христианское происхождение). В мусульманских странах мессианизм распространялся в форме учения о Махди (арабский). Так, например, Мухаммед Ахмед, предводитель восстания в Судане в конце 19 в. против иностранных колонизаторов, объявил себя махди (Махди Суданский).
         Мессианство во всех его формах, объективно являвшееся результатом тяжёлого положения народа и в то же время возлагавшее надежды лишь на божественного избавителя, нередко служило средством отвлечения народных масс от активной борьбы за свои интересы.
         А. П. Каждан.
Мультимедийная энциклопедия
(древнеевр. "машиах" - "помазанник"), в иудео-христианской традиции, освободитель, помазанник Божий, освященный миропомазанием. В еврейской Библии под "Мессией", как правило, подразумевался не посланник небес, а идеальный земной царь, правящий по воле Бога. Во времена Иисуса почти все евреи ожидали пришествия Мессии. Одни надеялись, что после его чудесного появления установится царство праведности и справедливости, другие видели в нем военачальника, который изгонит римлян, третьи уповали на возможность счастливой жизни без тяжелого труда. Иисус из Назарета не вписывался в образ долгожданного Мессии: он отказывался подтверждать свое предназначение эффектными чудесами, отвергал насилие, осуждал стремление к земному благополучию и видел в мессианстве одну цель - показать людям, как надо понимать волю Бога и исполнять ее. Воплощая в жизнь божественный замысел, бесстрашно противостоя враждебному окружению, с готовностью перенося страдания, он всеми путями стремился к достижению этой цели. Иисус был распят, поскольку мессианские устремления сделали его опасным для властей. Сподвижники признали его мессианские притязания, и слово "Христос" (греч. "помазанник") стало частью его имени. Евреи отвергли учение Иисуса и либо продолжают ждать другого Мессию, либо связывают мессианские чаяния с тем, что Бог установит царство мира и счастья путем нравственного совершенствования людей и постепенного создания разумного социального строя. Лжемессии. После Иисуса Христа в еврейской истории появлялись личности, провозглашавшие себя мессиями или считавшиеся таковыми в своем окружении. Так, во 2 в. н.э. предводитель восстания евреев против римлян Бар-Кохба был провозглашен посланником небес и освободителем Израиля. Многие лжемессии появлялись в Средние века, среди них испанский каббалист Авраам Абулафия и Давид Алрой из Персии (13 в.). Самозваным Мессией после изгнания евреев из Испании был маран Соломон Молхо (16 в.), который вместе с Давидом Реубени добился аудиенции у папы Климента VII и императора Карла V. Знаменитый еврейский мистик и каббалист Исаак Лурия называл себя предвестником истинного Мессии. Из еврейских лжемессий наиболее известен Саббатай Цви (1626- 1676), находившийся под влиянием лурианской каббалы. Он привлек многих сторонников из числа евреев и предпринял неудачную попытку восстановить еврейское царство. Турецкий султан заключил Саббатая Цви в тюрьму, и тот в конце концов принял ислам. Саббатианское движение просуществовало в течение нескольких веков. В 18 в. на роль Мессии претендовал Якоб Франк, но движение франкистов не получило широкого распространения.
Современная Энциклопедия
МЕССИЯ (от древнееврейского машиах, буквально - помазанник; греческий перевод - Христос), в некоторых религиях, главным образом в иудаизме и христианстве, Спаситель, ниспосланный Богом на землю. В мусульманских странах Мессией называется Махди.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    МЕССИЯ — в ряде религ. учений (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосл. богом спаситель, долженствующий уничтожить зло и установить на земле царство божье. Раньше всего представления о М. возникли, видимо, в религии древ. вавилонян; постепенно оформились в иудаиз-ме после потери древ. евреями политич. независимости, в период т.н. вавилонского пленения (586 — 538 до н.э.). Сначала приход М. связывался с надеждами на реального земного спасителя «из дома царя Давида». В последние века до н.э. с усилением рим. гнета в народе стали представлять М. в кач-ве небесного спасителя, к-рый должен установить на земле царство божье. Одноврем. в нар. массах возникла вера в М. страждущего, к-рый своей мученич. смертью должен будет искупить грехи иуд. народа перед богом. Страждущий М. постепенно отожд. с народом-страдальцем. В иудаизме роль грядущего М. огранич. спасением только еврейского народа. В христианстве — мессианская роль Христа связывается со спасением всего человечества.
Орфографический словарь Лопатина
месс`ия, месс`ия, -и, м. (в разных религиях: божественный избавитель) и Месс`ия, -и, м. (о Христе)
Словарь Даля
МЕССИЯ, месия муж. Помазанник; обещанный Ветхим Заветом Искупитель, которого верующие дождались во Христе, а евреи еще ждут. Месиин, ему принадлежащий.
Словарь Ожегова
МЕСС’ИЯ, -и, муж. В иудаизме и христианстве: ниспосланный свыше божественный спаситель человечества. Пришествие мессии.
прил. мессианский, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
МЕСС’ИЯ, мессии, ·муж. (от ·др.-евр. - помазанный) (рел.). В иудейской религии - ожидаемый избавитель еврейского народа.
У христиан - эпитет Христа, как избавителя от грехов.
Толковый словарь Ефремовой
[мессия]
м.
1) Эпитет Иисуса Христа как избавителя от грехов, спасителя человечества (у христиан).
2) Ожидаемый избавитель еврейского народа (в иудейской религии).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
МЕССИЯ - англ. Messiah; нем. Messias. 1. Ожидаемый спаситель и освободитель нации, народа, человечества, посланец Бога; нередко в роли М. выступает религиозный реформатор. 2. Личность, народ, соц. организация, государство, приписывающие себе миссию спасения человечества.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЕССИЯ


будет выглядеть так: Что такое МЕССИЯ