|
|
|
|
|
МЕРИМЕ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Merimee)
Проспер (27.9.1803, Париж, — 23.9.1870, Канн), французский писатель. Член Французской академии с 1844. Родился в семье художника; окончил юридический факультет Сорбонны (1823). Романтический интерес к экзотическим странам нашёл отражение в первых сочинениях М. — сборник пьес «Театр Клары Гасуль» (1825). М. приписал свои пьесы выдуманной испанской комедиантке. В них было немало откликов на французскую действительность, а также тонкая пародия на реакционный романтический театр с его мелодраматичностью. Сборник «Гузла» (1827) снова был мистификаторской имитацией, на этот раз — иллирийских народных песен. М. создал произведение, близкое народному творчеству, и ввёл в заблуждение А. С. Пушкина («Песни западных славян») и А. Мицкевича. В «Гузле» раскрывались реалистическими приёмами характеры героев, оказавшихся в конфликте с обществом.
М. привлекали напряжённые моменты в жизни народов. Он обратился к историческому прошлому Франции в драматической хронике «Жакерия» (1828) и в романе «Хроника царствования Карла IX» (1829). В новеллах конца 20-х гг. (сборник «Мозаика», 1833) М. снова изображает сильные и цельные характеры, которых ещё не коснулось «разлагающее» влияние цивилизации («Матео Фальконе», «Таманго»). Современная действительность нашла отражение в новеллах «Этрусская ваза» и «Партия в триктрак» (обе — 1830). Пустота и лицемерие буржуазного общества, власть денег с иронией и сарказмом показаны в новеллах 30—40-х гг.: «Двойная ошибка», «Арсена Гийо», «Аббат Обен»; столкновение буржуазной морали с примитивными, но более справедливыми нравственными нормами — в «Венере Илльской», «Коломбе», «Кармен» (1845). Проза 30—40-х гг. — вершина творчества М. Используя приёмы «рассказа в рассказе», «вставной новеллы», вводя в текст якобы найденные старые письма или неожиданные исторические и филологические экскурсы, М. создаёт внешне спокойное, суховатое повествование.
Незаурядным мастерством отмечены научные работы М. — книги очерков («Заметки о путешествии по югу Франции», 1835, и др.), исследования по архитектуре средневековья, по древнеримской истории, истории Испании, Украины, России, критические статьи. После 1848 литературная активность М. пошла на убыль. В эти годы усилился интерес М. к русской культуре. Он сблизился с А. И. и И. С. Тургеневыми, С. А. Соболевским; в цикле статей о Н. В. Гоголе, Тургеневе, Пушкине и в переводах их произведений М. выступил страстным пропагандистом русской литературы. Интерес к славянской тематике отразился в поздней новелле М. «Локис» (1869). На сюжеты М. написаны пьесы, музыкальные комедии, оперы, в том числе «Кармен» Ж. Бизе (1875), созданы многие фильмы.
Соч.: uvres completes, v. 1—12, P., 1927—33 (изд. не законч.); Romans et nouvelles, t. 1—2, P., [1967]; Histoire du regne de Pierre ie Grand, P., 1947; Correspondance generale, t. 1—17, P. — Toulouse, 1941—64; в рус. пер, — Собр. соч., т. 1—3, М.—Л., 1933—34; Собр. соч., т. 1—6, М., 1963.
Лит.: Виноградов А, К., Мериме в письмах к Соболевскому, М., 1928; История французской литературы, т. 2, М., 1956; Trahard P., [Merimee], t. 1—4, 1925—30; Baschet R., Merimee, P., 1958; Leon P., Merimee et son temps, P., 1962.
Библиографич. изд.: Паевская А. В., Данченко В. Т., Проспер Мериме. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1828—1967, М., 1968; Raitt A. W. P. Merimee, L., [1970]; Trahard P. et Josserand P., Bibliographie des uvres de P. Merimee, P., 1929.
А. Д. Михайлов.
П. Мериме. «Кармен». Фронтиспис В. А. Фаворского. Гравюра на дереве. 1927.
П. Мериме.
|
Литературная энциклопедия |
Проспер [Prosper Merimee, 1803—1870] — французский писатель. Выходец из мелкобуржуазной среды. Окончил юридический факультет Сорбонны. В 1822 М. знакомится со Стендалем (см.), оказавшим на него большое влияние. В 1825 Мериме печатает свою книгу «Театр Клары Газуль» (Theatre de Clara Gazul), сборник гл. обр. антиклерикальных и — в некоторой мере — антидворянских и антимонархических комедий. Выдав этот сборник за книгу испанской артистки, существовавшей
201 лишь в его воображении, М. издает затем книгу «Гузля» (Guzla, 1827) — собрание якобы иллирийских песен сказителя Гиакинфа Маглановича. С успехом удовлетворив романтическую страсть к мистификациям [на удочку «Гузля» попались Пушкин («Песни западных славян»), Мицкевич и немецкий ученый Гергард], М. отдался серьезному творчеству. В 1828 выходит его историческая драма-хроника «Жакерия» (La Jacquerie) — замечательная попытка изобразить положительными чертами восстание средневековых крестьян, ярко отражающая сдвиги, происшедшие в социальной жизни Франции в эпоху феодально-католической реакции в конце 20-х гг. XIX в., когда особенно резкими становятся бунтарские настроения мелкой буржуазии и ее интеллигенции. Среди небольших новелл 1829 наряду с негрофильской новеллой «Таманго» (Tamango) особенно следует отметить новеллы «Взятие редута» (L’enlevement de la redoute), блестящую страницу наполеоновских войн, и «Матео Фальконе» (Mateo Falcone), посвященную героизации той душевной прямоты и чувства чести, к-рые М. считал свойственными корсиканским крестьянам. Эти две новеллы М., а также пьеса «Недовольные» (Les Mecontents), появившаяся в начале 1830, в к-рой автор осмеивает неудачу дворянского заговора в эпоху Империи, выясняют природу его социального протеста накануне Июльской революции: М. выступает здесь (под явным влиянием Стендаля) от имени бонапартистских слоев либеральной мелкобуржуазной интеллигенции, поклонявшихся героическим традициям наполеоновской эпохи и идеологически смыкавшихся здесь с группой наполеоновского дворянства. На Июльскую революцию, борцами к-рой явились мелкая буржуазия и пролетариат, М. — представитель тех групп мелкобуржуазной интеллигенции, к-рые тянулись к крупной буржуазии, — не откликнулся.
Антифеодальные и антиклерикальные установки классовой группы, идеологом к-рой был М., отчасти являлись традицией Великой французской революции и Империи, но в значительно
202 большей степени восходили к предреволюционному свободомыслию Вольтера и материалистически настроенных салонов XVIII в. При наличии крепкого ядра буржуазных лит-ых традиций (гл. обр. вольтеровских: рационализм, социально-осмысленная ирония, математически точная новеллистическая композиция) М. мог активно противиться влияниям дворянского романтизма, развенчивая в своих литературных мистификациях романтический принцип местного колорита или насмехаясь над романтической эмфазой. М. избегает лиризма, ему чужда экзальтированная взволнованность романтиков; он не поддается увлечению самодовлеющей красочностью быта, обнаруживает предельную скупость в характеристиках, описаниях и пейзажах. Лаконизм, даже некоторая сухость в изложении, полное отсутствие декламации, романтического «красноречия» типичны для М. Это резко отделяет М. от романтиков, с к-рыми его только в малой степени сближает интерес к экзотическим и фантастическим сюжетам. При этом однако необходимо иметь в виду что напр. в своей фантастической новелле позитивист М. не проявляет веры в сверхчувственное и почти всегда стремится вскрыть позитивные основы загадочного факта, если только не забавляется, мистифицируя читателя.
Иллюстрация: Обложка 1-го издания «Театра Клары Газуль» Мериме После Июльской революции, когда политические друзья М., близкие к кругам финансово-индустриальной буржуазии, стали у власти, М. получает должность инспектора исторических памятников Франции. Увлеченный службой (на к-рой он остается в течение двадцати
203 лет), много путешествуя по Франции, Англии, Германии и Италии, М. отдает свой досуг преимущественно искусствоведческим сочинениям: «Записки о путешествии по югу Франции» (Notes d’un voyage dans le Midi de France, 1835), «Этюд о религиозной архитектуре» (Essai sur l’architecture religieuse, 1837) и мн. др. Художественные произведения М. начала 30-х гг. крайне немногочисленны и свидетельствуют об отходе М. от социальных тем к интимно-психологич. зарисовкам, к изображению салонно-светских кругов общества Июльской монархии. Это новеллы — «Этрусская ваза» (Le vase etrusque, 1830), «Партия в трик-трак» (La partie de tric-trac, 1830), «Двойная ошибка» (La double meprise, 1833), вызвавшая большую похвалу Пушкина. В начале 30-х гг., после захвата власти финансовой буржуазной олигархией, в ее лагерь окончательно пытается перейти та группа либеральной мелкобуржуазной интеллигенции, представителем которой являлся М. Классовая группа М. делала в эти годы попытку приспособиться к господству финансово-индустриальной буржуазии. Былая феодально-католическая реакция свергнута — и в трех перечисленных новеллах нет больше социальных тем, антифеодальных и антиклерикальных мотивов; кругозор М. ограничен здесь по преимуществу изображением салонно-светских кругов общества Июльской монархии. Не становясь законченным представителем этой среды, М. впитывает однако некоторые ее влияния (Фаго остро подметил,
Иллюстрация: Обложка 1-го изд. «Жакерии» Мериме
204 что М. усвоил в своей лит-ой манере ряд приемов светского человека); главнейшее из них сказалось в тяге М. к психологическому анализу, не к тому стендалевскому анализу, в к-ром вскрывается социально-классовая психология персонажей, но к безразличному, слегка ироническому наблюдению «универсальных» процессов душевной жизни, к-рыми М. предвосхищает будущего салонного «сердцеведа» Поля Бурже.
Иллюстрация: Иллюстрация к новелле Мериме «Таманго» [1925] Однако период сближения группы М. с июльскими победителями был непродолжителен. Мелкая буржуазия в первые годы Июльской монархии убедилась, что революция ничего не изменила в ее бесправном положении. Наступление крупного капитала, сопровождавшееся гибелью мелкого хозяйства и ремесла, также заставляло ее относиться к Июльской монархии отрицательно. Однако, поскольку группа М. не являлась представительницей пролетаризирующихся слоев мелкой буржуазии, поскольку революционная борьба против Июльской монархии была ей чужда — ее недовольство приняло форму аристократического презрения к мещанской действительности Июльской монархии. Этому способствовали старые связи группы М. с оппозиционным наполеоновским дворянством, хранившим культ имперской энергии и силы. Соответственно этим умонастроениям в последующих новеллах М. наблюдается отход от салонно-светских зарисовок и преобладание прежнего — исторического, фантастического и экзотического — сюжета. Таковы новеллы «Души Чистилища» (Les ames du Purgatoire, 1834), одна из превосходных
205 трактовок сюжета о Дон-Жуане, и «Илльская Венера» (La Venus d’Ille, 1837), насыщенная археологическими и искусствоведческими впечатлениями М. В 1840 выходит одно из лучших произведений М. — повесть «Коломба» (Colomba), где писатель снова возвращается к воспеванию Корсики. В новелле «Арсена Гильо» (Arsene Guillot, 1844) Мериме в последний раз затрагивает тему классового неравенства. В 1845 выходит знаменитейшее из произведений Мериме — повесть «Кармен» (Carmen); на ее сюжет французским композитором Бизе написана популярная опера. В 1850 Мериме издает последнюю антиклерикальную вещь — комедию «Два наследства или Дон-Кихот» (Les deux heritages ou Don Quichotte). Но снова испытывая недовольство окружающей действительностью, группа М. все же мирилась с последней. Обращаясь к истории, М. уже не ищет в ней, как прежде, образов восставших жаков и т. п. Если М. и продолжает идеализировать, подобно В. Гюго, деклассированных героев («Кармен», «Коломба»), то без всякого резкого противопоставления их другим социальным группам. В начале 40-х гг., когда резко зазвучали социальные мотивы в творчестве Жорж Санд (см.), Эжена Сю (см.), Феликса Пиа (см.) и др., М. был уже вполне буржуазным писателем, сотрудником консервативнейшего «Revue de Deux Mondes». В результате случайного знакомства с семьей Евгении Монтихо, сделавшейся в 1853 французской императрицей, М. становится придворным и сенатором. В течение последующих лет он продолжает свои искусствоведческие занятия, отдается многочисленным историческим трудам, изданию писем Стендаля и воспоминаний о нем, критике, библиофильству и т. д. Почти полностью порвав с художественным творчеством, он только в 1869 печатает повесть «Локис» (Lokis); две последние новеллы «Джуман» (Djouman) и «Синяя комната» (Chambre bleue) появились после его смерти. Если в результате особенностей социальных путей той мелкобуржуазной группы, идеологом к-рой явился М., творчеству его присущ ряд «романтических» черт (дань увлечению экзотическими и историческими сюжетами), объясняющихся его недовольством окружающей действительностью, то внутренний союз его группы (хоть и осложненный некоторыми интонациями недовольства) с буржуазным обществом, с лагерем финансово-индустриальной буржуазии, отразился в его стиле рядом таких черт, которые заставляют видеть в М. предшественника французских реалистов XIX в. Недаром М. так охотно прибегает к документу, основывает свои новеллы на истинном происшествии, дает тщательные географические описания, вводит материал археологических и филологических размышлений и т. д. (напр. археологические рассуждения в «Илльской Венере», филологические экскурсии в «Кармен» и пр.). М. много сделал для популяризации русской лит-ры и истории во Франции. Еще в конце 20-х гг. он приобретает первые русские знакомства и в дальнейшем сближается с А. И.
206 Тургеневым и С. А. Соболевским, имея через последнего связь с Пушкиным, — знакомится с Е. А. Баратынским, И. С. Тургеневым, Львом Пушкиным и др. Изучив русский язык, М. переводит Пушкина, Лермонтова, Гоголя, И. С. Тургенева, читает русских историков, компилируя по их трудам ряд статей по русской истории, и пишет несколько статей о Пушкине, Гоголе, И. С. Тургеневе. Об-во любителей российской словесности избрало М. в 1862 своим почетным членом.
Иллюстрация: В. Фаворский. Гравюра на дереве к роману Мериме «Хроника Карла IX» Библиография: I. Собр. сочин., 6 тт., изд. «Academia», Л., 1927—1929; Театр Клары Газуль, Гиз, П. — М., 1923; Разоблаченный Стендаль, П., 1924 (в продаже не было); Жакерия, Гиз, М. — Л., 1929; Избранные произведения (с текстом «Гузля» и отдельными историко-критич. статьями), Гиз, М. — Л., 1930. ?uvres completes publiees sous la direction de P. Trahard et E. Champion, ed. H. Champion (изд. начато в 1927). II. Фагэ Э., Девятнадцатый век, Литературные этюды, М., 1901; Брандес Г., Собр. сочин., т. X, Романтическая школа во Франции, изд. «Просвещение», СПБ, s. a.; Виноградов А. К., Мериме в письмах к Соболевскому, Москва, 1928; Tamisier, Merimee, l’ecrivain et l’homme, 1875; Tourneux M., P. Merimee, Paris, 1879; D’Haussonville, P. Merimee, P., 1885; Filon A., Merimee, P., 1898: Trahard P., P. Merimee et l’art de la nouvelle, Paris, 1923; Его же, La jeunesse de P. Merimee, 2 vv., P., 1925; Его же, Merimee de 1834 a 1853, P., 1928. III. Trahard P. et Josserand P., Bibliographie des u0153uvres de Prosper Merimee, 1929. Ю. Данилин |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: МЕРИМЕ
будет выглядеть так: Что такое МЕРИМЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|