Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЕНЦЕЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Менцель (Menzel)
        Адольф фон (8.12.1815, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 9.2.1905, Берлин), немецкий живописец и график. Учился литографии у своего отца, в 1830 в АХ в Берлине. В основном самоучка. Посетил Париж (1855, 1867, 1868) и Верону (1880, 1881, 1882). Живописные, богатые светотеневыми эффектами иллюстрации к «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера (ксилография по рисункам М., 1839—42), а также картины из жизни Фридриха II («Концерт Фридриха II в Сан-Суси», 1852, Национальная галерея, Берлин) воссоздают повседневную жизнь Пруссии 18 в.; они полны выразительных и точных бытовых деталей, отличаются живостью характеристик, хотя и не лишены черт идеализации короля. Напоённые светом и воздухом картины 1840-х гг. («Комната с балконом», 1845, см. илл.; «Строительная площадка с ивами», 1846, — обе в Национальной галерее, Берлин) предвосхищают пути развития европейской реалистической живописи 2-й половины 19 в. (выбор мотива, фрагментарность композиции, энергичная манера письма, интерес к проблеме пленэра, богатство валёров). В картине «Почести погибшим в мартовские дни» (1848, Кунстхалле, Гамбург) отражены революционные события 1848. Пристальное внимание к натуре, демократизм творчества М. выразились и в непосредственных, свежих и ярких по цвету жанровых произведениях («Театр Жимназ», 1856, Национальная галерея, Берлин; «После полудня в Тюильри», 1867, Картинная галерея, Дрезден), картинах из народной жизни, разработке темы труда («На стройке», 1875, частное собрание, Берлин; «Рынок в Вероне», 1884, Картинная галерея, Дрезден). «Железопрокатный завод» (1875, Национальная галерея, Берлин) — первое в европейской живописи изображение напряжённого индустриального труда; здесь жанровое начало соединяется с эпическим. Неутомимый рисовальщик (свыше 5 тыс. рисунков в Национальной галерее, Берлин), М. был также мастером акварели, гуаши, офорта и литографии.
        
         Лит.: Kaiser К., Adolph Menzel, В., 1956, Stuttg., 1965; Hutt W., Adolph Menzel, Lpz., 1965; W., 1965.
        А. Менцель. «Комната с балконом». 1845. Национальная галерея. Берлин.
        «В Люксембургском саду». 1876. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        «Театр ”Жимназ”». 1856. Национальная галерея. Берлин.
         0222270921.tif
        Подготовительный рисунок к картине «Железопрокатный завод». Около 1872—75. Национальная галерея. Берлин.
        «Железопрокатный завод». 1875. Национальная галерея. Берлин.
         0266131863.tif
        Подготовительный рисунок к картине «Железопрокатный завод». Около 1872—75. Национальная галерея. Берлин.
        «Почести погибшим в мартовские дни». 1848. Кунстхалле. Гамбург.
        «На стройке» («Каменщики за работой»). 1875. Частное собрание. Берлин.
        А. Менцель.
II
Менцель (Menzel)
        Вольфганг (21.6.1798, Вальденбург, Силезия, ныне Валбжих, Польша, — 23.4.1873, Штутгарт), немецкий писатель и критик. Сын врача. Учился в Йене и Бонне. В 1824—25 издавал совместно с Ф. Листом «Europaische Blatter» («Европейские листки»), где печатал свои, по характеристике Ф. Энгельса, «топорные» критические очерки (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 279). После французской революции 1830 открыто перешёл на сторону реакции. Пошлое резонерство М., мещанскую ограниченность его эстетических взглядов высмеял В. Г. Белинский. М. — автор сказок «Рюбецаль» (1829) и «Нарцисс» (1830).
        
         Соч. в рус. пер.: Немецкая словесность, ч. 1—2, СПБ, 1837—38.
        
         Лит.: Бёрне Л., Парижские письма. — Менцель-французоед, М., 1938; Гейне Г., О доносчике. Предисл. к 3-й части «Салона», Полн. собр. соч., т. 8, М. — Л., 1949; Белинский В. Г., Менцель, критик Гёте, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953.
Литературная энциклопедия
Вольфганг [Wolfgang Menzel, 1798—1873] — немецкий писатель и критик. Дебютировал в 1823 сатирическими стихами «Steckvers», в 1824—1825 издавал с Фолленом в Цюрихе «Europaische Blatter», с 1825—1848 редактировал «Literaturblatt» в Штуттгарте, в к-ром защищал национально-буршеншафтские идеи, выступая против «негерманских» французско-революционных тенденций. В своей «Немецкой лит-ре» (1827, 2 тт.) нападал на Гёте за его «безнравственность». Получил печальную известность своими выступлениями против «Молодой Германии» как оплота «безнравственности» и «антихристианских» устремлений. Выступление М. вызвало постановление германского союзного совета о запрещении произведений «Молодой Германии». Менцель написал также сказки («Rubezahl», Stuttgart, 1829, «Narzissus», там же, 1830), роман из эпохи Тридцатилетней войны («Furore», 1851, 2 тт.), ряд исторических и историко-литературных работ. Гейне написал против Менцеля свой известный памфлет «Uber den Dennunzianten», а Бёрне — «Менцель французоед» (Menzel der Franzosenfresser, 1837). В русской литературе Менцель получил некоторую известность благодаря статье В. Белинского «Менцель — критик Гёте» (см. «Белинский»). Библиография: I. На русск. яз. перев.: Немецкая словесность из книги В. Менцеля, 2 чч., перев. В. К. [Комаровский], СПБ, 1837; Die deutsche Literatur, Stuttgart, 1828; Deutsche Dichtung von der altesten bis auf die neueste Zeit, 3 B-de, Stuttgart, 1858; Kritik des modernen Zeitbewusstseins, Frankfurt, 1873; Denkwurdigkeiten, hrsg. v. K. Menzel, 1877. II. Белинский В. Г., Менцель — критик Гёте, «Сочин.», т. I, СПБ, 1911; Meyer R. M., Gestalten und Probleme, Berlin, 1905; Harsing E., Wolfgang Menzel und das junge Deutschland, Munsterer Dissertation, 1909. III. «Маркс и Энгельс об искусстве», Сборник под редакцией А. В. Луначарского, Москва, 1933 (по указателю). Ф. Ш.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЕНЦЕЛЬ


будет выглядеть так: Что такое МЕНЦЕЛЬ