Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЕН ДЕ БИРАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Maine de Biran)
        Мари Франсуа Пьер Гонтье (Gonthier) де Биран (29.11.1766, Бержерак, — 20.7.1824, Париж), французский философ-идеалист и политический деятель, роялист. В 1785—89 служил в королевской гвардии. В термидорианский период был член Совета 500, в период Реставрации — член палаты депутатов и Государственного совета. Первоначально примыкал к течению т. н. идеологов (А. Л. К. Дестют де Траси и др.), развивавших сенсуалистическую теорию познания в духе Дж. Локка и Э. Б. Кондильяка. В дальнейшем выступал с критикой сенсуализма («Опыт оснований психологии», 1812, полностью опубликовал 1859), который, по М. де Б., ложно представляет психические силы по образцу внешних физических причин. Человеческое «я», его внутренний мир не могут быть поняты по аналогии с предметами внешнего мира. Хотя метафизическая природа души непостижима, её проявления раскрываются нам посредством самонаблюдения. Основой сознания является волевое усилие, через сопротивление которому постигается нами бытие внешних вещей.
         В 1820-е гг. М. де Б. развил идеи христианской метафизики. В «Новых опытах антропологии» (1823—24), оставшихся незавершёнными, он различает три ступени человеческой жизни — животную, человеческую и божественную, выражением которых соответственно являются чувственное ощущение, воля и любовь.
         Волюнтаристические идеи М. де Б. оказали значительное воздействие на последующее развитие идеалистическрой философии во Франции (В. Кузен) и в России (Л. М. Лопатин и др.), а также на Персонализм и Экзистенциализм.
         Соч.: Oeuvres, v. 1—14, P., 1920—49; Journal, v. 1—3, P., 1954—57.
         Лит.: Кудрявцев Н., Философия Мен де Бирана в начальной стадии ее развития, М., 1911; История философий, т. 3, М., 1943; Fessard G., La methode de reflexion chez Maine de Biran, P., 1938; Funke G. von, Maine de Biran, Bonn, 1947 (библ.); Gresson A., Maine de Biran, sa vie, son oeuvre, P., 1950; HaIlie Ph. P., Maine de Biran. Reformer of empiricism, Camb. (Mass.), 1959; Lacroze R., Maine de Biran, P., 1970.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Main de Biran) Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран (Gonthier de Biran) (29.11. 1766, Вержерак,— 20.7.1824, Париж), франц. философ-идеалист и политич. деятель, приверженец монархии. В термидорианский период был членом Совета пятисот, в период Реставрации — член палаты депутатов и Гос. совета. Первоначально примыкал к течению «идеологов» (А. Дестют де Траси и др.), развивавших сеноуа-листич. теорию познания в духе Локка и Кондильяка. В дальнейшем выступал с критикой сенсуализма («Очерк об основаниях психологии...» — «Essai sur les fondements de la psychologie...», 1812, полностью опубл. 1859), который, по М. де В., ложно представляет психич. силы но образцу внеш. физич. причин. Чс-ловеч. «Я», его внутр. мир не могут быть поняты до аналогии с предметами внеш. мира. Хотя метафизич. природа души непостижима, её проявления раскрываются нам посредством самонаблюдения. Основой сознания является волевое усилие, через сопротивление которому постигается бытие внеш. вещей.
        В 1820-х гг. М. де Б. развил идеи христ. метафизики. В «Новых опытах антропологии» («Nouveaux es-sais d'anthropologies, 1823—24), оставшихся незавершёнными, он различает три ступени человеч. жизни — животную, человеческую и божественную, выражением которых соответственно являются чувств. ощущения, воля и любовь. Волюнтаристич. идеи М. де Б. оказали значит. воздействие на последующее развитие идеалистич. философии во Франции (В. Кузен) и в России (Л. М. Лопатин и др.), а также на персонализм и экзистенциализм. Oeuvres, v. 1 — 14, P., 1920—49.
        Кудрявцев Н., Философия М. де Б. в начальной ста-дии ее развития, М., 1911; История философии, т. 3, M., 1943, с. 394—99; CressonA., Maine de Biran. Sa vie, son oeuvre, P., 1950; L а с r o z e R., Maine de Biran, P., 1970.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЕН ДЕ БИРАН


будет выглядеть так: Что такое МЕН ДЕ БИРАН