Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЭН-ЦЗЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Мэн Кэ (около 372 — 289 до н. э.), древнекитайский философ, один из самых активных последователей Конфуция (См. Конфуций). Родился в области Цзоу царства Лу (на территории современной провинции Шаньдун). Учился у учеников Конфуция. Стремясь ослабить борьбу между широкими слоями общества и наследственной аристократией, М.-ц., как идеолог, отражавший её интересы, создал теорию так называемого гуманного управления народом, призывал к восстановлению системы «цзин тянь» (системы так называемых колодезных — равновеликих полей; в основе её лежала идея равномерного распределения земли среди крестьян), критиковал основные положения школы легистов (Фацзя). Развивая положение Конфуция о превосходстве «благородных мужей» (цзюнь цзы) над «простолюдинами» (сяожень), М.-ц. сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых, ставший с этого времени важнейшим принципом конфуцианской теории. М.-ц. излагал свои взгляды в беседах с правителями царств и учениками. М.-ц. посетил царства Ци, Тэн, Сун, Лян и др. В Ци он занимал некоторое время должность советника. Умер в царстве Лу. Высказывания и беседы М.-ц. были записаны его учениками Гунсунь Чоу, Вань Чжанем и др. Основной текст одноимённого памятника «Мэн-цзы» датируется не позднее 3 в. до н. э.
         Источн.: Мэн-цзы, в кн.: Чжуцзы цзичэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, пер. с китайского, СПБ, 1904; «Мэн-цзы», в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972 (перевод Л. И. Думана); Legge J., The works of Mencius, в кн.: The Chinese classics, v. 2, Oxf., 1895; Wilhelm R., Mong Dsi (Mong Ko), Jena, 1916; The book of Mencius, L., 1942.
         Лит.: Буров В. Г. и Титаренко М. Л., Философия древнего Китая, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае, М., 1966; Yuan Cho-Ying, La philosophie morale et politique de Mencius, P., 1927.
         Л. С. Переломов.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    МЭН-ЦЗЫ (372 — 289 до н.э.) — кит. философ, по-следователь Конфуция. М.-ц. занимался гл. обр. воп-росами этики. Он считал, что деление общества на людей умствен. труда и людей физич. труда и то, что первые управляют вторыми и живут за их счет, а вторые находятся в подчинении у первых и кормят их, отвечает принципу разделения труда и всеобщей закономерности общества.
Философский энциклопедический словарь
МЭН-ЦЗЫ (лат. Mencius), Мэн Кэ (жил 372 – 289 до Р. X.) – кит. поэт-философ; ученик и последователь Конфуция. Проповедовал гуманность и справедливость, этикет и мудрость как четыре осн. добродетели, которые он относил к врожденным (благим) побуждениям.
Философский энциклопедический словарь 2
        Мэн Кэ (ок. 372—289 до н. э.), др.-кит. философ, представитель конфуцианства. Род. в царстве Цзоу (ныне юго-вост. часть у. Цзоусянь в юж. части пров. Шаньдун). Как и Конфуций, много путешествовал по др.-кит. государствам Ця, Сун, Тэн, Лян, ок. 40 лет проповедуя своё учение (в основе его — превознесение моральных устоев мифич. правителей глубокой древности Яо и Шуня, 2356—2206 до н. э.) и предлагая свои услуги правителям. Остаток жизни провёл в беседах со своими учениками, результатом которых явился трактат «М.-ц.», составленный, по-видимому, последователями М.-ц. уже после его смерти на основе его высказываний, а также фактов из его жизни и политич. деятельности. Он состоит из семи глав, каждая из которых разделена на две части.
        Этико-политич. учение М.-ц. базировалось на тезисе об изначальной доброте человеч. натуры (ср. Сюнъ-цзы), согласно которому человек обладает врождённым знанием добра и способностью творить его. Зло — результат ошибок людей и для его искоренения следует восстановить первонач. природу человека. М.-ц. первым ввёл понятие «гуманного управления» (жэнь чжэн) страной, которое он противопоставлял «деспотия, правлению», или «правлению с использованием силы», а также понятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Он выступал за уважит. отношение к народу, за право народа (по др. интерпретации — сановников) на свержение плохого правителя. Идеи М.-ц. оказали сильное влияние на представителей неоконфуцианства, на Ван Янмина и др. философов.
        «М.-ц.», в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 225—47, 327—36; Ssu shu. The four books, English transl. and notes by J. Legge, Shanghai, [s. a.], p. 429—1014; P o r k e ?., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927, S. 190— 215.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЭН-ЦЗЫ


будет выглядеть так: Что такое МЭН-ЦЗЫ