Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАСТЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(должность)
        в СССР руководитель производственного участка. В зависимости от величины и производственной структуры цеха подчиняется начальнику цеха, смены, пролёта или старшему М., который руководит не менее чем тремя М. Осуществляет связь между аппаратом управления и рабочими. М. подчиняются основные и вспомогательные рабочие участка, а также служащие — учётчики, распределители, кладовщики. Он обеспечивает выполнение плановых заданий путём наиболее рационального распределения работ между исполнителями и оптимальной загрузки оборудования. В своих решениях М. руководствуется текущими планами и оперативными графиками производства, календарно-плановыми нормативами, маршрутными и операционными технологическими картами, эксплуатационными данными оборудования и квалификационными характеристиками рабочих. М. применяет аппаратуру дистанционного контроля за работой оборудования, средства вызывной и поисковой сигнализации, промышленное телевидение, счётные машины. В процессе руководства участком он использует организационно-административные, экономические и воспитательные методы, содействует развитию социалистического соревнования и распространению передового производственного опыта, участвует в пересмотре норм выработки и расценок, присвоении рабочим разрядов, поощряет отдельных работников или налагает на них дисциплинарные взыскания, премирует из фонда М. и др.
         В. С. Рапопорт.
Орфографический словарь Лопатина
м`астер, м`астер, -а, мн. -`а, -`ов и (высок.; герой романа М. Булгакова) М`астер, -а
Словарь Даля
муж. мастерица жен., ·*нем. ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем;
признанный таким от цеха, получивший право так называться;
старший, во всяком ремесленном заведении или по каждой части производства на фабриках, заводах, наблюдающий за подмастерьями и рабочими. Сапожный, портняжный мастер, сам хозяин или заведывающий работами. Булыжный мастер, шуточно, мостовщик. Красильный заводской мастер. Доменный мастер, старший при плавке чугуна, литейный, при отливке. Мастерица, в швейной или модной лавке, закройщица, старшая. Она мастерица кружева плесть, огурцы солить. Он мастер бороться. Мастер своего дела. Дело мастера боится (а иной мастер дела боится). Час лучше мастера. На вкус, на цвет мастера нет. Каков мастер, такова и работа. Мастер мастеру не указ (не указчик). У кого больно чист струмент, тот плохой мастер. Языком не мастер, а знает что тютюн, что кнастер. На грех мастера нет (а на беду и курица петухом поет). Девицы, девицы, красны певицы, пирожны мастерицы, горшечны пагубницы, дочери отецки, сестры молодецки, тканье прялье шелковницы и пр. ·свадебн. воззванье.
У раскольников и ·*орл. мастер, мастерица, учитель грамоты по церковным книгам; мастерицы там старые девки, начетчицы.
Мастер, в гончих, коновод, передовая. Мастерок ·*моск. крестьянин, забирающий рабочий припас у фабрикантов, раздающий его по селеньям и сдающий готовую работу на фабрику.
Мастер, ·*вологод., ·*яросл. нож, всякий рабочий ножик.
Заводской мастеровой. Мастерый человек ·*пермяц. мастерища, искусный в деле, ремесле. Мастераго ножевщика у нас нет, пробавляемся мастеришками. Мастеренок, мастеришка из ребят, или малорослый. Мастеров, -рицын, ему, ей принадлежащий. Мастерский, к мастеру относящийся, ему принадлежащий. Мастерской, изобличающий мастера в деле; ему приличный; искусный, хорошо сработанный; к мастерству, к ремеслу относящийся. Это мастерская отделка. Он мастерски ездит, пляшет. У него все мастерские ухватки. Мастерской молоток, каменщичий, с кирочкою. Мастерская жен. ремесленая, комната, где работают ремесленники, мастера, художники. У живописца, как у валяльщика, своя мастерская. Мастерство ср. рукоделье, рукомесло, ремесло: уменье, искусство. Здесь занимаются мастерствами: столярным, ложкарным, кузнечным. Достигнуть мастерства во всяком деле трудно. Плотничье мастерство бродячее. Мастерства (или ремесла) за плечами не носят, а с ним добро. Мастеровой, ремесленный. Здесь народ мастеровой, плохо не клади. Где торговые, а где мастеровые промыслы.
В виде сущ. ремесленник, или вообще рабочий, по какому-либо мастерству. Заводские мастеровые. Мастеровой, что курица: что ступит, то и клюнет. Мастероватый, довольно искусный, умеющий и ловкий в деле, досужий. Мастеровато, досуже сделано. Он мастероват. -тость жен. свойство, способность эта. Мастерить что, мастерить, ·*пск., ·*твер. делать, работать, по части какого-либо мастерства, ремесла, искусства; более употр. ·в·знач. ладить что, как умеешь, не быв мастером. Гончая мастерит, мечется от следа вбок, чтобы перехватить зайца на повороте, что правилами запрещается. -ся, быть делаему, работаться, отделываться. Домастерился, что все испортил. Замастерил что-то, заделал. Измастерил весь запас. Что намастерил Он обмастерил всех, обманул, надул. Отмастерился на сегодня. Помастерим еще. Подмастерился под него, подделался. Все перемастерила по-своему. Примастерить бы тут кухоньку. Промастерила без толку весь день, провозились. Что размастерился тут, тесно без тебя! Смастерил игрушку. Надо умастерить телегу, уделать, уладить. Мастеря ·об. кто мастерит, ладит что. Мастеровать, ходить на заработки мастеровым. Лето мастеруем, зиму дома сидим. Мастачить, мастерить, делать что руками, ладить. Сапожишки мастачу. Смастачил мельницу. Что это у вас мастачится Мастаченье ср., ·длит. действие по гл. Мастак муж. мастачка жен. мастер, дока, мастер своего дела, искусник, смышленый ремесленник, или дошлый делец. Мастюк муж. мастюшка жен., ·*курск. то же, мастер, -рица.
Мастюшка, также махотка, кашничек (от мастер, стряпун, или от масенький, малый). Маста жен. ученье, наука, выучка грамоте, ремеслу. Его отдали в масту (ошибочно маета, ·т.е. мученье).
Словарь Ожегова
М’АСТЕР, -а, мн. -а, -ов, муж.
1. Квалифицированный работник в какой-н. производственной области. Часовых дел м. Скрипичный м.
2. чего. Специалист, достигший высокого искусства в своём деле. Мастера искусств. М. спорта (спортивное звание). М. пчеловодства. Мастера высоких урожаев. М. золотые руки.
3. Руководитель отдельной специальной отрасли какого-н. производства, цеха. Сменный м. М. сборочного цеха. Работать мастером.
4. в чём, на что и с неопред. Человек, к-рый умеет хорошо, ловко делать что-н., мастак. М. на выдумки. М. рассказывать.
• Дело мастера боится посл. о том, что дело ладится в умелых руках.
Мастер на все руки (разг.) о том, кто всё умеет делать.
жен. мастерица, -ы (к 1 и 4 знач.).
прил. мастерский, -ая, -ое.
Словарь синонимов Абрамова
см. виртуоз, знаток, искусный || волочильных дел мастер, заплечный мастер
Словарь Ушакова
М’АСТЕР *****
какой-нибудь области. В этой картине чувствуется рука мастера. Мастера современной литературы. Мастер отбойного молотка (выдающийся забойщик). Мастер спорта. «Дело мастера боится.» погов.
4. на что и с ·инф. Об искусном, сведущем и ловком в каком-нибудь деле человеке. Мастер на выдумки. Мастер играть на балалайке. Мастер на все руки (см. рука). «Я не мастер рассказывать.» А.Тургенев.
5. Звание, присваиваемое выдающимся шахматным игрокам; то же, что маэстро (шахм.).
Толковый словарь Ефремовой
[мастер]
1. м.
1) Квалифицированный работник, занимающийся каким-л. ремеслом.
2) Руководитель отдельного специального участка какого-л. производства.
3) Ремесленник, принадлежащий к высшей группе сословной организации ремесленников.
4) Специалист, достигший высокого умения, ~ства, искусства в какой-л. области.
5) разг. Ловкий, искусный в каком-л. деле человек.
2. м.
1) Степень, ранг члена масонской ложи.
2) Масон, имеющий такую степень.
3. м.
1) Звание, присваиваемое за выдающиеся достижения в области спорта.
2) Лицо, имеющее такое звание.
4. м. устар.
1) Учитель-самоучка, обучавший чтению и письму (в Российском государстве XIV-XIX вв.).
2) Учитель грамоты по церковным книгам у раскольников (в Российском государстве XIV-XIX вв.).
Этимологический словарь Крылова
Заимствование из греческого, где mastoras – "мастер, ремесленник".
Энциклопедия литературных героев
МАСТЕР - герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940). В многолюдном собрании лиц, населяющих роман, роль этого персонажа обозначена со всей определенностью. Глава, в которой с ним встречается читатель, названа «Явление героя». Между тем в пространстве сюжета М. занимает немного места. Он появляется в 13-й главе, когда вступили в действие все основные лица (кроме Маргариты), а некоторые уже его покинули. Затем М. надолго исчезает из повествования, чтобы снова объявиться только в 24-й главе. И наконец, участвует в трех заключительных главах (30-й, 31-й, 32-й). В мировой литературе трудно найти другое произведение, в котором бы герой столько времени находился «за кулисами» сюжета, дожидаясь своего «выхода». Мало соответствуют функции героя сами эти «выходы». В них по существу отсутствует какое-либо действие, что особенно заметно в сопоставлении с деятельной героиней романа, решившейся во имя любви к М. на поступки рискованные и отчаянные. Первый «выход» М. выливается в рассказ-исповедь о ом, что с ним произошло раньше: о романе, сочиненном и сожженном, о возлюбленной, найденной и потерянной, о заточении, сначала насильственном (арест), а потом добровольном (в клинике для душевнобольных). Дальнейшие перипетии героя целиком определяются другими лицами. Воланд «извлекает» его из больничной палаты, чтобы соединить с Маргаритой; Азазелло - «освобождает», отравив его, и освобожденный герой вместе со своей возлюбленной, ставшей тоже свободной, отправляются туда, где их ожидает вечный приют. Почти все события происходят с М, но им не производятся. Тем не менее он протагонист романа. Судьба М. и Маргариты соединяет разрозненные «эписодии» повествования, скрепляя их сюжетно-событийно и/или символически.
Герой Булгакова - человек без имени. От своего настоящего имени он отрекается дважды: сначала, приняв прозвище Мастера, которым его нарекла Маргарита, и потом, оказавшись в клинике профессора Стравинского, где пребывает как «номер сто восемнадцатый из первого корпуса». Последнее сопряжено, надо полагать, с литературной реминисценцией: отсылка к другому «заключенному» современной Булгакову романистики - Д-503, герою романа Е.И.Замятина «Мы», судьба которого имеет ряд совпадений с судьбой М. (Оба занимаются писательством, не считая себя писателями; у каждого есть возлюбленная, способная на мужественные поступки.) Семантика имени М. сложна для понимания и не поддается однозначному прочтению. Оставляя в стороне темный вопрос о происхождении этого имени, можно отметить, что в текстах Булгакова оно встречается несколько раз, всегда наделено эмфатическим смыслом и вместе с тем употребляется по меньшей мере непоследовательно. «Бедным и окровавленным мастером» называет Булгаков героя «Жизни господина де Мольера»; среди вариантов названия пьесы о Сталине (впоследствии «Батум») фигурирует «Мастер».
В символике романа имя М. возникает в противопоставлении писательскому ремеслу. Знаменитый ответ на вопрос Ивана Бездомного: «Вы писатель?» - «Я - мастер». Если принять во внимание, что перед этими словами шел разговор о романе про Понтия Пилата, сочиненном героем, то очевидна смысловая, ценностная модуляция. Герой оттого стал М., что его литературное занятие вышло за свои границы, превратилось в дело, которое он призван исполнить, на которое венчан, как король на царство. У М. даже есть корона - сшитая Маргаритой черная шапочка с желтой буквой «М». Тогда слово «мастер» означает «посвященный».
Образ М. являет собой развитие лирического героя Булгакова, связанного со своим творцом интимно-родственными отношениями и общей литературной родословной, на генеалогическом древе которой особо выделяются имена Гофмана и Гоголя. От первого герой Булгакова унаследовал звание «трижды ро- 259 мантического мастера», от второго - портретные черты (острый нос, свешивающийся на лоб клок волос) и роковое обстоятельство своей судьбы. В момент отчаяния М. сжигает сотворенный им роман, как Гоголь, уничтоживший второй том «Мертвых душ», как сам Булгаков, бросивший в огонь рукопись романа о дьяволе. По версии И.Л.Галинской, гипотетическим прообразом М. является украинский философ XVIII в. Г.С.Сковорода, который, подобно герою Булгакова, при жизни не опубликовал ни одного из своих сочинений и в определенных обстоятельствах вынужден был притвориться сумасшедшим. Помимо того философская проблематика романа может рассматриваться как отражение философии Сковороды в некоторых важных ее пунктах.
В творчестве Булгакова образ М. соотносится с такими персонажами, наделенными автобиографическими чертами, как герой «Записок юного врача», Турбин («Белая гвардия»), Мольер (романа и пьесы «Кабала святош»), Максудов («Записки покойника»). Сюжетные параллели с последним наиболее очевидны. (На них в первую очередь обращают внимание комментаторы Булгакова.) Оба героя - мелкие служащие (один - редакции, другой - музея), ничем не примечательные в обыденной жизни. В обоих внезапно пробуждается писательское дарование. Тот и другой сочиняют роман, принесший им счастье и горе. Подобно Максудову, М., столкнувшись с «братьями по литературе», становится объектом травли. Обоим «на широком поле словесности» уготовано быть «литературными волками» (слова Булгакова, сказанные им о себе). Между тем сочинение Максудова опубликовано, его инсценирует Независимый театр. Роман М. не попал к читателям и духовно сломил его. Затравленный и гонимый, М. отрекается от своего творения, бросив рукопись в огонь.
Максудов сочиняет современный роман, описывая в нем события, очевидцем которых он был. М. наделен даром прозрения, способностью видеть историю двухтысячелетней давности такой, какой она была на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал», - восклицает М., когда благодаря Ивану Бездомному, запомнившему разговор с Воландом, он получает возможность сравнить описанное в романе с рассказом живого свидетеля.
В образ М. автор вложил свое понимание писателя и его жизненного предназначения. Для Булгакова писательство - теургия, но не в толковании Вл.С.Соловьева и русских символистов, которое подразумевало «восхождение» к «заоблачным тронам» и обратное жиз-нестроительное действие, оттуда производимое. Булгаковская теургия - это прозрение истины, ниспосланной свыше, которую писатель должен «угадать» и о которой обязан поведать людям, «чтобы знали...». («Чтобы знали», - последние слова умирающего Булгакова, которые услышала его жена.) Концепция писателя, олицетворенная в образе М., принципиально отличается от доктрины символистов, согласно которой художественный дар предоставлял его носителю как бы индульгенцию. В стихотворении Ф.К.Сологу-ба «Я испытал превратности судеб» поэт, много грешивший в жизни, допущен апостолом Петром «внимать святое ликованье» только на том основании, что был поэтом. Для Булгакова пребывание поэтом или прозаиком само по себе еще ничего не означает. Все дело в том, как художник распорядился своим дарованием. Берлиоз, например, разменял свой талант на житейский комфорт и за это должен уйти в небытие. М. исполнил возложенный на него долг, но только наполовину. Он сочинил роман. Однако не выдержал его ноши, предпочел бегство и тем нарушил вторую часть своего предназначения: чтобы знали - узнанное им. (В этом срезе существенно сопоставление судеб М. и Иешуа Га-Ноцри, который имел возможность избежать креста, но ею не воспользовался.) Оттого-то М. «не заслужил света, он заслужил покой».
Трагический образ М., открытый русским читателем в конце 60-х, когда был впервые опубликован роман М.А.Булгакова, стал для отечественной интеллигенции олицетворением дилеммы эскапизма и героизма, символом выбора между этими двумя экзистенциальными возможностями.
Лит.: Stenbock-Fermor E. Bulgakov's «The Master and Margarita» and Goethe's «Faust»
//Slavic and East Europ. J.Madison, 1969. Vol. 13, № 3; Чудакова М.О. Архив М.А.Булгакова
//Записки Отд. рукописей Гос. библ. СССР. М., 1976. Т. 37; Milne L. The Master and Margarita: A comedy of victory. Birmingham, 1977; Яновская Л.М. Творческий путь М.Булгакова. М., 1983; Галинская И.Л. Криптография романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова
//Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 1986.
С.В.Стахорский
Словарь управления
чего и на что.
1. чего (человек, достигший большого умения в своем деле). Мастер художественного слова. Мастера искусств.
2. на что (искусный, ловкий в каком-л. деле человек). Мастер на выдумки. Мастер он был и на бойкое слово, и на прибаутку (Наумов).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
МАСТЕР - англ. master; нем. Meister. 1. Мелкий экономически самостоятельный ремесленник, полноправный член цеха, имеющий в подчинении подмастерьев и учеников. 2. Степень квалификации. 3. Должность в структуре производства. 4. Высокий профессионал в своем деле.
Воровской жаргон
1) квалифицированный преступник;
2) человек, умеющий подделывать почерк
Корпоративный жаргон лиц, потребляющих наркотики
Виртуоз по подделыванию рецептов или изготовлению наркотиков.
Словарь бизнес-сленга
итоговая запись (кассета, диск, файл), с готовым материалом, подготовленная для эфира. Ср.: <<исходник>>. (Телевизионный сленг)
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАСТЕР


будет выглядеть так: Что такое МАСТЕР