Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАСКА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(франц. masque, от итал. maschera)
        1) специальная накладка с каким-либо изображением (человеческое лицо, звериная морда, голова мифологического существа и пр.), надеваемая на лицо человека. М. изготовляются из различных материалов. Применение М. началось в глубокой древности на охоте, в обрядах (см. Маски погребальные, Маски ритуальные). Позднее М. вошли в употребление в различных видах театра, например в античном, индонезийском, итальянской комедии масок и других в качестве элемента актёрского грима (см. Маски театральные). 2) Повязка с вырезами для глаз, надеваемая на верхнюю часть лица участниками карнавалов и маскарадов. 3) Слепок из гипса или другого материала, снятый с лица умершего человека. 4) В медицине — прибор (или часть аппарата), накладываемый на лицо больного для ингаляционного наркоза жидкими или газообразными наркотическими веществами. 5) В косметике — один из способов лечения или ухода за кожей лица (см. Косметика).
Мультимедийная энциклопедия
используется в театре, во время карнавалов, а также в религиозных церемониях. Греки первыми стали использовать маски во время театральных представлений. Маски делались из раскрашенного холста, с прорезями для рта и глаз. Они полностью закрывали голову, с боков и спереди наклеивались волосы. В драматических представлениях греческого театра могли участвовать только три актера-мужчины, и маски давали им возможность играть по две-три роли. Из-за огромных размеров греческих театров (в них часто помещалось несколько десятков тысяч человек) места для зрителей находились далеко от орхестры (площадки, на которой разыгрывалось представление), и выразительные, легко узнаваемые маски помогали разглядеть героев трагедий и комедий даже с большого расстояния. В отверстие рта вставлялся латунный раструб, который усиливал звук, и слова актера были слышны в самых последних рядах. Римляне также использовали театральные маски, но с приходом христианства маски были объявлены пережитком язычества и вышли из употребления. В Японии театральные маски появились в 7-8 вв. Они были заимствованы из Китая и первоначально использовались во время придворных танцев бугаку. Для этих церемоний во дворцах и храмах, куда допускалась лишь знать, использовались большие, искусно сделанные маски. Эти представления были предшественниками театра Но, который зародился в 14 в. и сохранился без изменений до нашего времени. Дошли 210 пьес Но, это короткие лирические истории, основанные на фольклорных сюжетах, знакомых практически каждому японцу. Первоначально в спектаклях участвовала только знать, но со временем они стали любимым развлечением всех японцев. На сцене могут появляться только мужчины. Костюмы и маски актеров изготавливаются по строгим канонам, поэтому зрители легко узнают персонажей, когда те появляются на сцене. В спектаклях Но используется около 120 масок пяти типов: старик, мужчина, женщина, бог или богиня, дьявол или гоблин. Маски закрывают только лицо и обычно надеваются с париками; их вырезают из дерева, покрывают слоем грунта и затем лакируют. Многие старинные маски используются до сих пор. В Италии в 14-17 вв. процветала комедия дель арте, откуда пришли знаменитые по сей день персонажи-маски Арлекин, Пульчинелла и другие. Французские театры заимствовали приемы комедии дель арте и использовали маски в своих изысканных комедиях и пантомимах. Пьеро и Пьеретта - французские двойники Арлекина и Пульчинеллы. Эти герои, а также маски и маскарады были в моде во Франции вплоть до конца 18 в. Они стали частью образа жизни, и, надевая маски во время традиционных праздников, люди с удовольствием нарушали общепринятые нормы поведения. Сегодня театральные маски редко можно увидеть на сцене. Время от времени они появляются вновь, как, например, в 1920-е годы, когда талантливый мастер В.Т.Бенда дал им новую жизнь и они стали использоваться в драме, танце и пантомиме. Последователи театрального художника Э.Г.Крэга разделяли его увлечение масками, которые, например в Царе Эдипе, выражали второе "я" героя. В целом же роль маски в современном театре невелика. Традиционные карнавальные маски ведут свое происхождение от церемониальных и театральных масок. У них тоже длинная история. В Сиаме, Яве, Бирме и вообще на Востоке ритуальные маски со временем потеряли свое религиозное значение и часто появлялись лишь как замысловатое украшение. В средневековой Европе маски находили применение в мистериях и моралите, однако интереснее использование масок в сохранившем языческий оттенок Празднике дураков. ЛИТЕРАТУРА Авдеев А.Д. Происхождение театра. Л., 1959
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    МАСКА — еще в кон. 2-го тыс. до н.э. участники культовых обрядов, стремясь представить себя различ. божествами или злыми духами, надевали маски с изображ. голов животных или человеч. лиц. Появл. театральных М. связано с культом Диониса. В культе предков микенских греков в период Рим. империи значит. роль играли спец. маски, надеваемые на лицо покойника (М. погребальные, напр., на егип. мумиях, парадные шлемы и т.д.). В антич. эпоху широко использовали М. с изображ. страшных миф. существ (голова Горгоны Медузы) и М., якобы обладающие магич. силой (отвращающие беду). Позднее М. в осн. применялись для украшения зданий или гробниц.
Медицинская энциклопедия
для наркоза— самостоятельное устройство или часть аппарата, накладываемые на лицо пациента для проведения ингаляционного наркоза; герметичные М. используют также в аппаратах искусственной вентиляции легких.
Орфографический словарь Лопатина
м`аска, м`аска, -и, р. мн. м`асок
Словарь Даля
жен., ·*франц. личина, в прямом и переносном значении, накладная рожа, для потехи;
притворство, двоедушие.
Окрутник, ряженый, переряженый, переодетый. Маскировать, -ровывать кого, окручать, рядить в необычную одежду, для потехи, и накладывать личину;
что, прикрывать, скрывать от виду: забор маскирован кустарником. Маскировать действия, намеренья свои, скрывать их под видом иного, притворного действия. -ся, страд. и ·возвр. по смыслу речи.
Надевать, принимать на себя личину; рядиться в личину;
быть выряжаему; быть скрываему позади чего. Маскированье ср., ·длит. действие по гл. во всех ·знач. Маскировка жен., ·об. действие ·в·знач. скрываемого дела, предмета, за другим, обманчивым делом. Маскарад муж. увеселительное сборище, съезд, род бала, в необычных одеждах и личинах:
шутл. баня, купанье. Маскарадный, к маскараду относящийся
II. МАСКА или мазка жен., ·*сев., ·*вост. кровь, более о крови размазанной, напр. из носу, после драки, борьбы, или от убитой дичи, как руда более употр. о крови жильной, кровопускании. Маскара ·*пермяц. маска, кровь.
Сукровица.
·*архан. смесь соленой и пресной воды, в устьях рек.
Словарь Ожегова
М’АСКА, -и, жен.
1. Специальная накладка, скрывающая лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды), с вырезами для глаз. Ритуальные маски (культовые). Ряженые в масках. Носить маску (также перен.: притворяться). Сбросить маску (также перен.: прекратить притворство). Сорвать маску с кого-н. (также перен.: разоблачить кого-н.).
2. Человек в такой накладке. Танцуют маски. М., я вас знаю (узнал, кто вы).
3. перен. Притворный вид, видимость (какого-н. чувства, отношения; книжн.). М. равнодушия.
4. Гипсовый слепок с лица умершего. Снять маску с кого-н.
5. Предохранительная повязка, покрышка или медицинская накладка на лицо. М. вратаря. Кислородная м.
6. В косметике: слой наложенного на лицо, шею крема, лекарственного, питательного состава (спец.). Горячая м. Яичная м. Витаминная, фруктовая м.
прил. масочный, -ая, -ое (к 5 и 6 знач.).
Словарь синонимов Абрамова
|| железная маска, снимать маску, срывать маску
Словарь Ушакова
М’АСКА, маски, ·жен. (от ·араб. mashara - насмешка).
1. Накладка на лицо или только верхнюю часть его, с вырезами для глаз, надеваемая для того, чтобы не быть узнанным. В маскараде все танцующие были в масках.
2. В маскараде - человек в маске, ряженый. «Ты маска умная, а тратишь много слов.» Лермонтов.
3. Обрядовая личина в виде головы чудовища или зверя, употр. некоторыми народами во время религиозных представлений и обрядовых игр.
Аксессуар греко-римского театра, носимый актером *****.
7. Приспособление для военной маскировки (воен.).
• Сбросить маску - прекратить притворство, показать свою подлинную сущность. Сорвать маску с кого-чего - обличить кого-нибудь, разоблачить чье-нибудь притворство. «С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; - с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению, ·т.е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины.» Ленин (о Л.Толстом). Петь в маску (спец. муз.) - петь, направляя звук в нёбо.
Толковый словарь Ефремовой
[маска]
ж.
1)
а) Накладка на верхнюю часть лица в виде повязки с вырезами для глаз, надеваемая, чтобы не быть узнанным.
б) Накладка в виде звериной морды, надеваемая на лицо.
2) Человек в такой накладке в ~раде; ряженый.
3) перен. Притворная видимость чего-л., личина, скрывающие сущность, содержание кого-л., чего-л.
4)
а) Слепок из гипса или другого материала, снятый с лица человека (обычно умершего).
б) Скульптурное изображение лица человека или головы животного.
5)
а) Предохранительная или изолирующая накладка на лицо (при некоторых видах работ, при хирургических операциях и т.п.).
б) Предмет защитного снаряжения спортсмена в фехтовании, хоккее и т.п., предохраняющий лицо от травмы.
6) перен. разг. Слой наложенного на лицо крема, лекарственного, питательного состава (в косметологии).
7)
а) Постоянный персонаж итальянской комедии середины XVI-XVII вв., переходивший из спектакля в спектакль.
б) перен. Внешний вид, характерные черты кого-л., представленные другим.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Железная М.; лит. персонаж) Я не то что боюсь огласки... Что мне Гамлетовы подвязки, Что мне вихрь Саломеиной пляски, Что мне поступь Железной Маски, Я еще пожелезней тех... Ахм940-60 (277)
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
МАСКА (от фр. masque - накладка с вырезами для глаз) - англ. mask; нем. Maske. 1. Прикрытие для лица (или его части) с целью его предохранения или сокрытия (введение в заблуждение окружающих). 2. Вид, форма поведения человека, скрывающая его подлинный характер, мотивы, интересы, установки; притворство, лицемерие.
Воровской жаргон
1) лицо;
2) кусок клеенки или ткани, смазанный клейким веществом для выдавливания стекла
Лексикон прописных истин
Придаёт остроумия.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАСКА


будет выглядеть так: Что такое МАСКА