Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАРШ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Marsh)
        Отниел Чарлз (29.10.1831, Локпорт, штат Нью-Йорк, — 18.3.1899, Нью-Хейвен, штат Коннектикут), американский палеонтолог. Окончил Йельский университет, совершенствовался в Берлине, Бреслау (ныне Вроцлав), Гейдельберге. С 1866 профессор Йельского университета и директор геологического и палеонтологического отделов музея Пибоди (впоследствии вошедшего в Йельский университет). Собрал и описал коллекцию остатков редких мезозойских млекопитающих (роды Dryolestes и Priacodon), а также птеродактилей, ихтиорниса и гесперорниса, мезозавров, динозавров, диноцерат и других. Построил родословное дерево лошади (по американским материалам); впервые исследовал величину мозга ископаемых млекопитающих; создал стратиграфическую шкалу американской континентальной толщи мезо-кайнозоя.
         Соч.: Odontornithes..., Wash., 1880; Dinocerata..., Wash., 1885.
II
(от франц. marche — шествие, движение вперёд)
        (воен.), организованное передвижение войск в походных колоннах с целью выхода в назначенный район. При подготовке и ведении военных действий М. занимает важное место и составляет основу осуществления Манёвра. Войска совершают М. на штатных боевых машинах (танках, бронетранспортёрах, автомобилях), приданных транспортных средствах, а мотострелковые войска иногда и пешим порядком или на лыжах. М. совершаются по дорогам или колонным путям (См. Колонные пути). М. проводится обычно ночью, но если требует обстановка, то и днём. Для обеспечения от внезапного нападения организуется противовоздушная оборона походных колонн и высылается походное охранение. Маршевые скорости и величина суточного перехода зависят от вида передвижения, маршевой выучки войск, физического состояния личного состава, технических возможностей транспортных средств, состояния дорог (колонных путей), погоды и других факторов. В ходе Великой Отечественной войны 1941—45 в советских войсках суточный переход пехоты (стрелковых войск) при движении пешим порядком составлял 30—40 км, на автотранспорте — до 200 км; кавалерии — до 75 км; артиллерии на механической тяге — до 100 км; танковых и механизированных войск — до 200 км.
         Н. Н. Фомин.
III
(франц. marche, нем. Marsch, итал. marcia)
        музыкальный жанр, служащий для обеспечения синхронного движения большого числа людей (движение войск в строю, различного рода шествия). М. отличаются строго размеренным темпом, чётким ритмом. Обычно они выдержаны в размерах 2/4, 4/4, 0168126935.tif и 6/8. Для М. типична трёхчастная репризная форма (см. Музыкальная форма). Музыка крайних частей, как правило, носит бодрый, мужественный, активный характер, средняя часть (трио) выделяется своей напевностью. Распространение М. получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки (См. Военная музыка). Помимо организации движения войск, М. призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Основные разновидности военного М. — строевой, походный и встречный М. Особую разновидность представляет похоронный, или траурный, М. Уже на относительно раннем этапе развития М. вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к расширению его формы, усложнению выразительных средств, обогащению содержания. М. встречаются в операх Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Л. Керубини, Г. Спонтини, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Р. Вагнера, Дж. Верли, Дж. Пуччини, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и других, среди инструментальных сочинений И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Э. Грига, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и других. Яркие образцы траурного М. имеются у Л. Бетховена, Ф. Шопена, Г. Малера. Развивая лучшие традиции маршевой музыки, советские композиторы внесли большой вклад в её развитие. В числе авторов советских военных маршей — С. А. Чернецкий, Н. П. Иванов-Радкевич, В. С. Рунов, Ю. А. Хайт, А. И. Хачатурян, В. М. Блажевич и другие. Концертные марши написали М. М. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и другие.
         Х. М. Хоханян.
Мультимедийная энциклопедия
музыкальная композиция с четким ритмом, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Типичные размеры марша: 2/4 и 6/8. Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп вырьируется в зависимости от длительности и быстроты движения - от 60 шагов в минуту в маршах прусской армии 18 в. до 120 шагов в минуту в современных американских и до 140 во французских маршах. Типичная черта марша - присутствие ритмического (ударного) инструмента. В древнегреческих трагедиях ритмический аккомпанемент сопровождал выходы актеров на сцену. В конце 16 в. солдаты армии императора Максимилиана маршировали под аккомпанемент флейты и барабана; этот обычай позаимствовали и французы. Другая ранняя форма марша появляется в театральных пьесах и операх 18 в., сопровождая выходы и уходы актеров со сцены. Много замечательных сценических маршей создано такими оперными композиторами, как Ж.Б.Люлли, Ж.Ф.Рамо, Г.Ф.Гендель и К.В.Глюк. Современные военные марши с их характерным ритмическим рисунком появились в европейской музыке не ранее 18 в. Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии. Со временем именно этот тип марша, с более подчеркнутым, чем в старом европейском марше, ритмом, стал преобладать в военной, а к 20 в. - и во всей маршевой музыке. Современный военный марш пишется обычно в трехчастной форме с кратким вступлением, первым коленом, вторым коленом и контрастным трио, за которым повторяются два первых раздела. Концертные марши более старого типа могут иметь несколько более свободную форму. Примером служат два марша Моцарта - медленный и торжественный "Марш жрецов" из Волшебной флейты и быстрая и веселая ария-марш "Мальчик резвый" из Свадьбы Фигаро. Особые виды марша представляют торжественные траурные марши (например, похоронный марш из фортепианной сонаты, ор. 35 Шопена) и марши-шествия (например, хор пилигримов из Тангейзера Вагнера). Маршевые ритмы и приемы инструментовки повлияли на другие жанры; так, многое в раннем джазе идет от уличных маршей Нового Орлеана. ЛИТЕРАТУРА Военная музыка. М., 1968
Современная Энциклопедия
МАРШ, музыкальный жанр, отличающийся размеренным темпом, четким ритмом (4-дольный), бодрым характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Обычно исполняется духовым оркестром. Используется в опере, балете, симфонии, сюите (С.С. Прокофьев). Разновидность - похоронный марш.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    МАРШ — др.-греч. воины передвигались по открытой местности, построивш. в каре, выставив боковые, головные и тыльные походные заставы. Аналогично осуществлялось охранение М. в рим. армии. Длина суточ. перехода рим. легионеров составляла: при обычном М. — примерно 20 — 25 км, при ускор. М. — 30 км, при М. в боевых условиях — 45 км.
Орфографический словарь Лопатина
марш, марш 1, -а
марш, марш 2, неизм. (команда)
Словарь Ожегова
МАРШ, -а, муж.
1. Способ строго размеренной ходьбы в строю. Церемониальный м.
2. Походное движение войск, а также (перен.) вообще организованное движение больших групп людей. На марше. Вступить в бой с марша. М.-парад. М.-бросок. М.-манёвр. М. мира (одна из форм народной дипломатии поход борцов за мир в знак протеста против войны, военных приготовлений).
3. Музыкальное произведение чёткого ритма, мужественного звучания, предназначенное для сопровождения коллективного шествия. Военный м. Походный м. Похоронный м.
прил. маршевый, -ая, -ое.
II. МАРШ, частица. Команда, приказ двигаться, идти. Шагом м.! (команда). Кругом м.! (команда повернуться спиной и идти вперёд). М. отсюда! (уходи, вон; разг.). Сейчас же м. домой!
III. МАРШ, -а, муж. Часть лестницы между двумя площадками. Лестничные марши.
прил. маршевый, -ая, -ое.
Словарь синонимов Абрамова
см. убегать, уходить
Словарь Ушакова
МАРШ, марша, ·муж. (·франц. marche).
1. Поступь, способ ходьбы в строю. Церемониальный марш. Форсированный марш.
2. Поход, передвижение войск. Трехдневный марш.
Военный маневр. «Предполагалось сделать фланговый марш влево.» Л.Толстой.
3. Музыкальное произведение, под звуки которого совершается движение войск, маршировка. «Музыка этого романса была любимым церемониальным маршем в его полку.» Салтыков-Щедрин. Траурный марш Шопена.
4. Часть лестницы между двумя площадками. Подняться на два марша.
II. МАРШ, межд. в знач. повел. (·франц. marche - иди!). «Иди! пошел! убирайся! Марш отсюда! Бери шапку, шубу и вместе март!» Достоевский.
• Шагом марш! (воен.) - команда для начала движения, маршировки.
Словарь эпитетов
Музыкальное произведение.
Бравурный, бодрый, военный, героический, грозный, громкий, громкогласный (устар.), громкозвучный (устар.), оглушительный, парадный, победный, победоносный, погребальный, похоронный, торжественный, торжествующий, траурный, триумфальный, церемониальный.
Толковый словарь Ефремовой
1. м.
1) Движение в строю, характеризующееся строгой размеренностью.
2) Походное движение войск.
2. м.
Музыкальное произведение с четким и размеренным в соответствии с коллективным шествием ритмом.
3. м.
Часть лестницы между двумя площадками.
4. межд. разг.
1) Употр. как команда к началу движения.
2) Употр. как приказание уйти или удалиться откуда-л., направиться куда-л.
3) Употр. как требование двигаться быстро или быстрее.
Рус. арго (Елистратов)
см.:
От меня до следующего дуба...
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАРШ


будет выглядеть так: Что такое МАРШ