Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАРКОВИЧ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Маркович
        Александр Михайлович [20(31).8.1790, село Сварково, ныне Глуховского района Сумской области, — 15(27).12.1865], украинский историк и этнограф. Окончил Харьковский университет. Служил в Черниговском губернском правлении, избирался губернским предводителем дворянства. Участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861, автор отклоненного проекта освобождения крестьян с правом выкупа земли (1852). Основные труды посвящены истории дворянства, быту и этнографическим особенностям Украины, носят описательный характер и представляют известную ценность благодаря использованному в них фактическому материалу.
         Соч.: Историческая и статистическая записка о дворянском сословии и дворянских имуществах Черниговской губернии, Чернигов, 1894.
         Лит.: Марченко М., Українська icторioграфiя (3 давнiх часiв до середини XIX ст.), Київ, 1959.
II
Маркович (Марковић)
        Светозар (9.9.1846, Заечар, — 26.2.1875, Триест), сербский революционнsq демократ, идейный предшественник сербской социал-демократии, философ-материалист, публицист и литературный критик. Родился в семье мелкого чиновника. Получил высшее техническое образование в Белграде (1863—66), Петербурге (1866—69), Цюрихе (1869—70). Участвовал в русском революционном движении, был близок к подпольной петербургской организации «Сморгонская академия». В Швейцарии был агентом-корреспондентом русской секции 1-го Интернационала. С лета 1870 в Сербии развернул пропаганду социалистических идей среди учащейся молодёжи. Издавал первую на Балканах социалистическую газету «Раденик» (1871—72); был редактором газет «Jaвност» (1873 — 74), «Ослобођење» (1875). М. — родоначальник революционного направления в сербской общественной мысли. На его мировоззрение большое влияние оказали идеи русских революционных демократов (особенно Н. Г. Чернышевского). Теоретической основой революционных взглядов М. была материалистическая философия, изложенная им в сочинении «Реальное направление в науке и жизни» (1871—72). Видя в трудах Ч. Дарвина, И. М. Сеченова и других естествоиспытателей доказательство того, что человеческое мышление производно от движения материи, М., однако, не мог окончательно преодолеть ограниченность антропологического материализма. В объяснении общественных явлений оставался идеалистом. Двигателем исторического развития М. считал народ, выступал за уничтожение монархии и установление демократической республики посредством крестьянской революции, за реорганизацию государственной и общественной жизни Сербии на началах широкого самоуправления. Полагал, что переход к социализму возможен через полупатриархальную общину-задругу (в чем сказались взгляды М. как утопического социалиста). Был сторонником национально-освободительной революции югославянских народов и создания федерации свободных равноправных республик на Балканах. Многие литературно-критические работы М. («Поэзия и мышление», 1868; «Реализм в поэзии», 1870; «Народ и писатели», 1872, и другие) положили начало материалистической эстетике в Сербии и критическому реализму в сербской литературе. М. выступал против безыдейной поэзии, критиковал метафизические принципы буржуазных эстетов.
         Соч.: Целокупна дела, св. 1—8, Београд, 1892—1912: Сабрани списи, 1—4, Београд, 1960—65; в русском переводе — Избранные сочинения, М., 1956.
         Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 462—73; Вулетић I., Светозар Марковић и руски революционарни демократи, Нови Сад, 1964.
         В. Г. Карасёв.
        С. Маркович.
1000 кратких биографических данных
Светозар - один из виднейших сербских социалистов, член Первого Интернационала. Получив прекрасное по тому времени образование в Петербурге и Цюрихе, Маркович в шестидесятых годах приезжает в Сербию, где вступает в политико-литературное общество "Омладина". Это общество, организованное в 1861 г. зарубежными (венгерскими и хорватскими) сербами в гор. Гросс-Кикинда, вскоре разделилось на два крыла: умеренное, ставившее себе целью "свободу и умственное преуспеяние сербов", и радикальное, стремившееся к социализму. Светозар Маркович стал во главе левого, радикального течения "Омладины". В своей газете "Раденик", основанной в 1865 г., он дает изложение Коммунистического Манифеста и во всех вопросах, кроме славянского, выступает сторонником Маркса. В славянском же вопросе Маркович солидаризировался с Бакуниным, который, вопреки марксистам, предлагал славянам не ждать социальной революции в передовых странах, а тотчас приступить к организации активных сил для немедленного социального переворота в славянских странах. В 1871 году "Раденик" был закрыт за восхваление Парижской Коммуны и резкую критику тогдашнего сербского министерства Ристича. В 1872 г. Маркович издал книгу "Сербия на востоке", в которой доказывал, что распространение строя "задруг" (земельных обществ) могло бы принести южным славянам разрешение социального вопроса. В Крагуеваце Светозару Марковичу удалось образовать центр радикально-социалистической деятельности, который вскоре приобрел значительное влияние и стал поэтому предметом преследований правительства. Газеты Марковича "Явность", "Рад", "Глас Явности" поочередно закрывались, а под конец и сам Маркович был арестован и присужден к восьми месяцам тюрьмы. Тюрьма окончательно расстроила здоровье Марковича. Надеясь на перемену климата, он переехал в Триест, но уже не поправился и 25 февраля 1875 г. умер.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(А. М. Эфрос) Любил Гаврила папиросы, Он папиросы обожал. Пришел однажды он к Эфросу: Абрам, он, Маркович, сказал. Шутл. ОМ924-25 (348.3)
Литературная энциклопедия
Светозар [Svetozar Markovic, 1846—1875] — сербский публицист и политический деятель, оказавший значительное влияние на развитие сербской лит-ры. Р. в Ягодине, учился в Белграде, Петербурге, Цюрихе. По образованию — инженер. М. является идеологом мелкобуржуазного утопического социализма в Сербии, был одним из первых народников на Балканах. Маркович считал, что патриархальные условия жизни сербских крестьян, еще неизжитые родовые «коллективные» формы хозяйственной жизни («за?друга») являются благоприятными факторами для осуществления социализма. Он был убежден в том, что если построить государство на основе таких «за?друг», то можно будет перейти к социалистическим формам общественного строя, минуя капитализм. Начиная с 1870 М. ведет пропаганду своих взглядов («Сербия на Востоке», «Основы национальной экономики» и др.), издает газеты «Явность» (Общественность), «Освобождение» и др. и ведет практическую работу по организации сербской социалистической (народнической) партии. Материалист по своему мировоззрению, М. борется против господствующих в сербской лит-ре эстетики, идеализма и мистики. Особую роль сыграли его две статьи: «Пенье и мышленье» и «Реальность в поэзии», в к-рых он разоблачил реакционную сущность метафизической
817 и идеалистической эстетики. Последней М. противопоставляет материалистическое мировоззрение и реализм в лит-ре как новый революционный метод. Своими лит-ыми взглядами М. в значительной мере обязан Чернышевскому и Белинскому, под влиянием к-рых он находился. Библиография: I. Сочинения Марковича собраны в «Целокупна Дела Светозара Марковича», 8 вып., Белград, 1889—1893. II. Викторов-Топоров, Светозар Маркович, «Голос минувшего», 1913, III; Кабакчиев, Бочкович и Ватис, Компартии балканских стран, «Московский рабочий», 1930. С.
Философский словарь
Светозар (1846 — 75) — философ-материалист, публицист и литературный критик, основоположник революционно-демократической идеологии в Сербии. Учился в Сербии, России, Швейцарии. Большое влияние на его взгляды оказали идеи рус. революционных демократов, особенно Чернышевского. М. был знаком 'с осн. трудами Маркса и Энгельса; участвовал в работе рус. секции I Интернационала; в газете “Работник” (1871 — 72) пропагандировал марксистские идеи, выступал в защиту Парижской коммуны. М. считал, что в условиях Сербии, опираясь на сельскую общину, после победы народной революции можно прийти к социализму, минуя капитализм; выдвинул идею национального равноправия и федерации всех балканских народов; положил начало критическому реализму в сербской литературе. Осн. соч.: “Сербия на востоке” (1872), “Реальное направление в науке и жизни” (1872), “Социализм, или Общественный прогресс” (1874).
Философский энциклопедический словарь 2
        (Марковиh) Светозар (9.9.1846, Заечар,— 26.2.1875, Триест), философматериалист, революц. публицист и лит. критик; основоположник социалистич. движения в Сербии. Учился в Сербии, России, Швейцарии; участвовал в работе рус. секции 1-го Интернационала. В созданной им первой на Балканах социалистич. газете «Работник» (1871—72) пропагандировал социалистич. идеи, выступал в защиту Парижской Коммуны, боролся против нац. романтизма и мещанского либерализма в Сербии.
        На мировоззрение М. оказали влияние идеи рус. революц. демократов, особенно Чернышевского. Позднее М. познакомился также с некоторыми работами К. Маркса и Ф. Энгельса. Теоретич. основой взглядов М. была материалистич. философия (с элементами механицизма), которую он называл реализмом. Свои материалистич. взгляды М. пытался распространить и на понимание человеч. истории. Он выделял экономич. отношения как основные, различал ступени обществ. развития, понимал значение классов и классовой борьбы. В то же время М, преувеличивал роль обществ. сознания в историч. процессе, считая, что развитие общества гл. обр. зависит от умств. развития народа. Рассматривая философию, науку, искусство как могучее орудие в борьбе за социальное освобождение, он переоценивал роль интеллигенции в этом процессе.
        М. считал возможным осуществить социалистич. преобразования в Сербии на основе сел. общин, минуя капиталистич. стадию развития; выдвигал идею нац. равноправия и федерации всех балканских народов. М. положил начало критич. реализму в серб. литературе.
        Целокупна дела, св. 1—8, Београд, 1892—1912; в рус. пер.— Иабр. Соч., М., 1956.
        История философии, т. 2, М., 1957, с. 462—73.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАРКОВИЧ


будет выглядеть так: Что такое МАРКОВИЧ