Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАРКЕВИЧ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Маркевич
        Александр Прокофьевич [родился 6(19).3.1905, село Плоское, ныне Таращанского района Киевской области], советский зоолог, академик АН УССР (1957; член-корреспондент 1948), заслуженный деятель науки УССР (1965). Член КПСС с 1951. В 1930 окончил Киевский университет (с 1934 профессор). В 1935—70 — в институте зоологии АН УССР (в 1948—50 — директор); с 1970 — в институте гидробиологии АН УССР. Академик-секретарь Отделения общей биологии АН УССР (1971—72). Основные труды по зоологии беспозвоночных, общим проблемам паразитологии, паразитам промысловых и сельскохозяйственных животных и методам борьбы с ними, а также филогении животных, истории зоологических исследований, философским проблемам биологии. Организатор и бессменный председатель (с 1945) Украинского паразитологического общества. Награжден 2 орденами, а также медалями.
         Соч.: Основи паразитологiї, К., 1950; Паразитофауна пресноводных рыб УССР, К., 1951; Паразитические веслоногие рыб СССР, К., 1956; Развитие животного мира, ч. 1, К., 1957; Фiлогенiя тваринного свiту. К., 1964.
II
Маркевич
        Игорь Борисович [родился 14(27).7.1912, Киев], французский дирижёр, пианист, композитор. По национальности русский. Внук историка, этнографа Н. А. Маркевича. С 1913 живёт за границей. Ученик известных пианистов А. Корто, Н. Буланже, дирижёра Г. Шерхена. В 1928 начал композиторскую деятельность. Автор балетов «Ребус» (1931), «Полёт Икара» (1933), оратории «Потерянный рай» (1935) и др. Во время 2-й мировой войны 1939—45 участник Движения Сопротивления. После войны работает как дирижёр. Выступает в странах Европы и Америки; в СССР впервые в 1960. С 1957 руководит парижским «Оркестром Ламурё» и Монреальским симф. оркестром (Канада). Написал несколько книг по музыкальному искусству.
         Лит.: Gavoty В., I. Магкevitch, Gen., 1954.
III
Маркевич
        Николай Андреевич [26.1(7.2).1804, село Дунайцы, ныне Глуховский район Сумской области, — 9(21).6.1860, село Туровка, ныне Яготинский район Киевской области], украинский историк, этнограф и поэт. В молодости выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Украинские мелодии» (1831), в основе которых лежали украинские народные предания и поверья. «История Малороссии» М. (т. 1—5, 1842—43) — компилятивная работа; некоторый интерес представляют 3—5-й тома (в них собран документальный материал). Значительную научную ценность имеет собранная М. коллекция исторических документов по истории Украины 18 века (хранится в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина). Из этнографических работ известна «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. Извлечено из нынешнего народного быта» (1860).
Современная Энциклопедия
МАРКЕВИЧ (Markevich) Игорь (Борисович) (1912 - 83), французский дирижер, педагог. Родился в России. С 1957 возглавлял Парижский оркестр, одновременно Монреальский оркестр. Искусство Маркевича рождало в оркестре атмосферу свободного творческого музицирования, превращавшего сложнейшие произведения в доступные и доходчивые. Обладал блистательной техникой. Автор музыкальных произведений.
Ономастикон
см. МАРКАЧЕВ
Литературная энциклопедия
Болеслав Михайлович [1822—1884] — писатель. Учился в Одесском лицее, служил в министерстве государственных имуществ, финансов и др. Дослужившись до значительных чинов, был внезапно уличен в крупной взятке и уволен со службы. В лит-ре дебютировал в конце 60-х гг. малозначительными очерками «Типы прошлого». Наиболее крупные произведения М. — «Марина из Алого рога» [1878] и трилогия «Четверть века назад» [1878], «Перелом» [1880] и «Бездна» [1883] (незакончена). Эти романы были напечатаны в «Русском вестнике». Творчество М. выражает идеологию наиболее реакционной группы русских помещиков, которая протестовала даже против реформ 60-х гг., противоречивших ее экономическим интересам, и перешла в политическую контратаку с началом экономического застоя 80-х гг. (уступкой требованиям этой группы помещиков являлись такие мероприятия правительства Александра III, как создание дворянского банка и института земских начальников). М. презирает общество, возникшее в результате «великих реформ», — «нажившегося кабатчика, жида-концессионера, адвоката, газетчика, профессора из „прогрессистов“, чиновника-либерала» и пр. Он злобно издевается над либерализмом людей сороковых годов, уготовившим дорогу нынешнему повсеместному воцарению разночинца (шаржированная фигура отца-Овцына, «русского Ламартина»). Он ненавидит
807 революционную демократию 60-х годов, изображая ее представителей самыми отталкивающими чертами (нигилисты — Левиафанов в «Марине из Алого рога», Иринарх Овцын в «Переломе», террорист «Волк» в «Бездне» — в последнем М. пытался изобразить Желябова). Трилогия, по мысли М., должна была изобразить процесс распада русского общества: относительную его крепость в «Четверть века назад», тщетную борьбу с воспрянувшими революционными силами в «Переломе» (эпоха проведения крестьянской реформы) и полный маразм распада в «Бездне». М. винит во всем происходящем либеральничающую бюрократию, «заигрывающую» с революционным движением и идущую «на поводу» у нигилистов (отталкивающие образы либеральных губернатора, губернского прокурора и даже государственного секретаря!). Идеалом Маркевича является «дворянское служилое сословие», — с одной стороны, землевладельческое — с другой, тесно связанное с верхом и с низом: с властью — службой, с землепашцем — общими им интересами «почвы». Таковы любимейшие герои М. — Чемисаров («Типы прошлого»), граф Завалевский («Марина из Алого рога») и особенно Троекуров («Перелом», «Бездна») — феодализированный Печорин, изображенный последним могиканом славного дворянского прошлого. Вся идеологическая концепция М. представляла собой полное извращение действительности, — обвинять русское самодержавие второй половины 70-х гг. в либерализме было не меньшим издевательством над истиной, чем игнорировать те беспощадные расправы, которые абсолютизм систематически учинял над авангардом революционной демократии. Художественная ценность произведений М. невысока: этот оголтелый черносотенец не мог не лгать в своих произведениях. Ему свойственно вульгарно-прямолинейное деление образов на «светлые» и «темные», склонность к штампованным категориям персонажей (противопоставление «демонической» княжны Киры, чуть было не сделавшейся нигилисткой, «ангелу во плоти», Сашеньке, любовные описания феодально-аристократического быта, идиллических отношений строгого, но справедливого «барина» с послушным и патриархальным народом). Язык М. характеризуется галлицизмами, неправильными оборотами речи, манерностью (каждая глава огромной трилогии снабжена двумя эпиграфами), выспренними метафорами и пр. Библиография: I. Полное собрание сочинений, 11 тт., СПБ, 1885; То же, издание 2-е, М., 1911; Письма к гр. А. К. Толстому и П. К. Щебальскому и др., СПБ, 1888. II. Михайловский Н. К., О крокодиловых слезах, «Северный вестник», 1886, кн. X, и в Собр. сочин., т. VI; Арсеньев К. К., Роман — орудие регресса, Критические этюды по русской литературе, том II, СПБ, 1888; Его же, За кулисами ретроградного романа, «Вестник Европы», 1888, кн. X; Цейтлин А. Г., Сюжетика антинигилистическ. романа, «Литература и марксизм», 1929, книга II. III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX включительно, часть 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, издание 4-е, Гиз, Ленинград, 1924. А. Ц.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАРКЕВИЧ


будет выглядеть так: Что такое МАРКЕВИЧ